Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы из Израиля от мессиан и ортодокс евреев: Вайеце - Вышел


Шабат шалом! Предлагаю толкования недельной главы Торы - "Вайеце - Вышел" от мессианских  и ортодоксальных евреев.
Подписаться на эту рассылку в тексте - вы можете через сайт рассылки http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael   или на сайте  Исход-2 http://tikvaisrael.com .Там же на сайте выложены статьи, проповеди и книги, еврейские песни и фото Израиля.
Будьте благословенны!
Езра ezra@bk.ru 
Израиль.

От МЕСИАНСКИХ евреев 
Параша ХаШавуот «Вайеце»-(«Вышел»)
Список Чтения Этой Недели:
Брешит / Бытие 28:10-32:2, Хошеа / Осия 13:6-14:10, Иоханан / Иоан 1:43-51

«Ха Шем (ИМЯ или Адонай) неизменен на все времена: вчера, сегодня, завтра»

Берешит (28: 13-14) И вот, Г-сподь стоит при нем и говорит: Я Г-сподь, Б-г Авраама, отца твоего, и Б-г Ицхака. Землю, на которой ты лежишь, тебе отдам ее и потомству твоему. И будет потомство твое как песок земной; и распространишься на запад и на восток, на север и на юг; и благословятся в тебе и в потомстве твоем все племена земные.
Здесь Ха Шем (Б-г) обращается к Яакову. В недельном чтении Торы на прошлой неделе вы видели, как Ха Шем передает Свое обещание от Авраама на Ицхака. И сейчас, в главе Ваеце мы видим, как Он повторяет обещание, данное сначала Аврааму, потом Ицхаку, и вот, наконец , это же самое обещание передается Яакову. Само по себе это весьма значительно, поскольку здесь прослеживается все тот же принцип Бехира (Б-жественного Отбора). И все же здесь есть еще очень важный вопрос, на который я обратил внимание, читая отрывок из нашего недельного чтения в Писании, выбранного мною для комментария.
Обратили ли вы внимание на то, когда Ха Шем идентифицировал Себя пред Яаковом, назвав Себя «Я - Ха Шем» - «Йод хей вав хей», Б-г Авраама, твоего отца, и Б-г Ицхака». Позднее в Торе мы видим как Ха Шем называет Себя Б-гом Авраама, Б-гом Ицхака и Б-гом Яакова.

Шемот (Исход) 3:6 И сказал: Я Б-г отца твоего, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова. 
Но самое интересное то, что по мере того как мы перемещаемся с вами в Брит Хадаша (Обновленный Завет), мы обнаруживаем, что Б-г не изменяет своего имени! Он не становится  Б-гом Марии, Йосефа и Иисуса. Но по-прежнему Он остается «Б-гом Авраама, Б-гом Ицхака и Б-гом Яакова». Так, как мы это видим в следующем отрывке Писания:  Матитьягу (Матфея) 22: 32 «Я Б-г Аврагама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова»

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему? 

И ответ достаточно прост, возможно, даже настолько прост, что многие из вас упустили суть этого вопроса. Весь план Г-спода по спасению основывается на Его обещании, данном праотцам. Они ( праотцы) являются тем корнем, от которого произошли роды как спасенных евреев так и неевреев. 

Римлянам (11:16-18) "Далее, если хала, приносимая в качестве первого плода. Свята, то свята и вся булка. И если корень свят, то и ветви святы. Но если некоторые из ветвей отломились, а ты – дикая маслина – был привит посреди них и стал наравне с ними пользоваться богатством корня маслины, то не хвались, словно ты лучше остальных ветвей! Однако, если хвалишься, помни, что не ты поддерживаешь корень, а корень поддерживает тебя."

Мы не спасены и не рождены заново только из-за того, что мы совершили что-то. Но мы спасены и рождены свыше просто согласно обещанию, данному Творцом Аврааму, переданному Ицхаку и повторенному еще раз Яакову.

И они и есть тот КОРЕНЬ (ОСНОВА), на котором основывается все спасение. Поэтому, принимая их за основу, каждый верующий - это каждая ветвь - и не имеет значения родная ли это ВЕТВЬ (еврей) или привитая (нееврей) – прикрепленная к ДЕРЕВУ (ЙЕШУА), будет спасена, укреплена и поддержана обещаниями, сделанными им. Проще говоря, если Ха Шем не дал бы эти обещания праотцам, то никто бы из нас не был бы спасен. Нашим спасением мы обязаны именно им и обещаниям, данным именно им. 


Этот вопрос поднимает еще один очень важный пункт. 
Обещания праотцам были даны еще до того, как была дарована Тора на горе Синай, поэтому с тех пор мы спасены согласно этим обещаниям
И Тора учит спасенных людей, как следует поступать верующим перед лицом святого Б-га.
И если Тора – это свод законов и правил для верующих, то в таком случае она должна относиться и ко всем верующим, как к родным ветвям, так и привитым.

Наш Б-г неизменен во все времена. Он все такой же, каким был вчера, каков Он есть сегодня, таким же Он будет и завтра. И те люди, которые чувствуют себя удрученными при чтении сложных для понимания отрывках Брит Хадаша (Нового Завета) (которые порой создают впечатление, что, якобы, вся Тора была отменена Обновленным Заветом), то они особенно тщательно должны изучать Тору и все Писание, чтобы самим себе доказать обратное. Вдобавок, они должны бы включиться в более глубокое изучение Библии.
Маасей Хашлихим (Деяния) 7:32 «Я Б-г твоих отцов, Б-г Аврагама, Б-г Ицхака и Яакова»
Барух ХаШем. Рабби Яков Фарбер

ОТ ЕВРЕЕВ ОРТОДОКСОВ
Недельная глава Торы – «Вайеце» («Вышел»)
В недельной главе описана жизнь нашего праотца Яакова с того момента, как он покидает Беер-Шеву по направлению к Харану, где живет его дядя Лаван с его двумя дочерьми на выданье – Леей и Рахелью - и до того, как он покидает этот негостеприимный край с разросшимся семейством.

Как мы видим, большая часть глава посвящена делам бытовым и житейским: физическому труду Яакова, его женитьбе, рождением детишек и т.д. Но начинается она с эпизода весьма мистического – знаменитого сна Яакова о лестнице, по которой поднимаются и спускаются ангелы. 
Яаков просыпается со словами «Воистину, это место, где открывается Б-г» и начинает от души молиться. 
И о чем же молится этот праведник после подобного величайшего откровения? 
О том, чтобы Всевышний дал ему «хлеб, чтобы есть,и одежду, чтобы облачиться», и о том, чтоб возратиться с миром домой.
Невероятно! После такого высочайшего духовного подъема, после того как Яаков видит лестницу, соединяющую землю с небесами, открывающую прямой путь к Б-жественному престолу, видит ангелов, спускающихся и поднимающихся по ней, он не находит более возвышенной темы для молитвы, как будничных проблем о хлебе насущном?

Позвольте напомнить, что праотец Яаков был немного прозорливее, чем мы. Ведь как бы то ни было, столь возвышенный сон приснился ему, а не нам. Да, сон дает Яакову понять, что существует возможность бесконечного духовного роста, существует возможность достичь предела небес, но...для этого необходимо крепко стоять на земле! Стоять на земле для того, чтоб иметь твердую почву для того, чтоб подняться ввысь к небу, прямо к престолу Всевышнего! И в этом суть иудаизма. 
Не искать бесплотную духовность, забывая о материальности,а использовать всю, пусть самую грубейшую материю на служение духа, тем самым не отрывая материальность от духовности, а одухотворяя саму материю!

Используя свободу воли, суметь стать цельным человеком (а именно так отзывается Тора о Яакове), несмотря на все присущие человеку нужды и слабости – такого уровня не достигают даже ангелы, являющиеся всего лишь духовными субстанциями, запрограммированными на добро, для которых свободы выбора не существует как таковой! И именно это показывает Яаков своим поведением, очнувшись ото сна об ангелах, молясь о самых насущных проблемах человека. Тех самых, справляясь с которыми, человек становится выше ангелов.

И тут было бы уместно обратить внимание на еще одну деталь в молитве Яакова: он просит «еду, чтобы есть и одежду, чтоб облачиться». Но ведь и так каждому ясно, для чего предназначается еда и для чего - одежда. Любому маломальски разумному человеку не придет в голову, скажем, питаться хлопчатобумажными носками или шить себе плащ из арбузных корок. Но Яаков предлагает нам более глубокий взгляд на вещи. Все то, о чем мы говорили выше, одухотворение материи и духовный рост человека зависит от важнейшего предварительного условия – вся эта материя должна быть использована строго по назначению!

Как мы уже неоднократно повторяли, для иудаизма нет абсолютно отрицательных вещей и нет абсолютно негативных качеств. Все зависит только от того, как мы их используем и куда направляем. Так, если у человека есть тяга к кровопролитию, он может стать убийцей, а может спасать человеческие жизни, став хирургом! Итак, направляя всю жизненную энергию в нужное русло и используя все творения мира по назначению, у каждого из нас есть шанс не только уподобиться ангелам, но и превзойти их!

Каббалистическое толкование Недельной главы Вайеце - Вышел 
Сон Якова
(Книга «Берешит -Бытие», глава 28). 
/11/ И ПРИШЕЛ В ОДНО МЕСТО, И ПЕРЕНОЧЕВАЛ ТАМ, ИБО ЗАШЛО СОЛНЦЕ, И ВЗЯЛ ИЗ КАМНЕЙ ЭТОГО МЕСТА, И СДЕЛАЛ ИЗГОЛОВЬЕ СЕБЕ, И ЛЕГ НА ТОМ МЕСТЕ. /12/ И СНИЛОСЬ ЕМУ: ВОТ, ЛЕСТНИЦА СТОИТ НА ЗЕМЛЕ, А ВЕРХ ЕЕ ДОСТИГАЕТ НЕБА, И ВОТ, АНГЕЛЫ ВСЕСИЛЬНОГО ВОСХОДЯТ И СПУСКАЮТСЯ ПО НЕЙ. 
Это знаменитый «сон Якова». Что он означает? 

-  Мы уже договорились, что изучаем процесс развития души. Тора рассказывает о том, как в каждом из нас – не важно, в какое время он живет, - развивается душа. Она начинается с точки – с Авраама, который является родоначальником этого развития, поскольку раскрыл весь процесс. Наше основное свойство приходит от Авраама, затем появляется Ицхак. Постепенно мы очищаем душу от различных отходов. 
-  Можно сказать, что весь путь, описанный в книге «Бытие», представляет собой процесс очищения души? 
-  Вся Тора рассказывает только об этом, особенно в главах о жертвоприношениях. Там с абсолютной точностью и четкостью говорится о том, как мы исправляем каждое желание и намерение, существующие в нашей душе. Только об этом говорится – больше ни о чем. У нас есть тело, которое существует само по себе на животном уровне, и душа. Стоит говорить только о ней. 
-  Выходит, что каждый, кто читает Тору… читает о себе. Если он действительно хочет знать о внутренней части своей жизни, то постепенно обнаруживает, что в Торе написано о нем, ведь Тора рассказывает о нас. 

-  Мы начали со свойства «Авраам», затем было свойство «Ицхак», а сейчас говорим о свойстве «Яков». 
Именно Яков раскрывает точную методику подъема. Это и есть «лестница Якова», по которой поднимаются и опускаются духовные силы, называемые ангелами. То есть силы, используемые человеком, приходят к нему свыше, от Творца, а он с их помощью поднимается снизу вверх. 

 Итак, Яков видит, как ангелы поднимаются и опускаются. 
-  Ему становится понятным главный принцип, согласно которому две силы – Авраам и Ицхак, правая и левая линии, хесед и гвура – объединяются в нем, в Якове. Поскольку он их соединяет, то считается избранным из Праотцев, и поэтому именно ему раскрывается эта лестница. Она состоит из двух линий – Авраама и Ицхака, а он, Яков, находится между ними и за счет правильного их использования может подняться. 
-  Вы буквально графически описываете эту лестницу: одна сторона, другая, ступени между ними. 
-  Да. Так и мы согласно предназначению нашей души должны объединить в себе две силы – Творца и творения. Тогда рождается ехуди (от слова ихуд - объединение) - тот, который объединяет «небо» и «землю». 

-  Почему это так важно? 
-  Потому что объединение между «небом» и «землей» - основной принцип развития души. Безусловно, в природе есть много сил. Но в процессе изучения  человек должен разделить их на две части – правую и левую, затем самостоятельно выстроить эту лестницу и подняться по ней. Тогда он достигает вечности, совершенства, познания высшей силы, которая называется Элокут (Всевышний).
 Он поднимается над земной жизнью и видит оба мира вместе. 
-   Яков понимает это в своем видении? 
-  Это понимает каждый из нас, достигая свойства «Яков». 

-  По этой лестнице необходимо все время подниматься по направлению к «небесам» или можно также спускаться, как на эскалаторе? 
-  И то, и другое. С одной стороны он спускается, с другой – поднимается. От своего первоначального уровня он должен и подниматься и опускаться. Поэтому говорится, что АНГЕЛЫ ВОСХОДЯТ И СПУСКАЮТСЯ ПО НЕЙ. Причем по мере продвижения амплитуда спуска и подъема увеличивается, как написано: «Каждый, кто больше своего товарища, обладает и большим эгоистическим желанием». 
-  Выходит, чем ты выше, тем твое падение больше? 
-  Верно. 
-  И мы все время обязаны двигаться по этой синусоиде? 
-  Да - согласно четким графикам и формулам!
 
- /18/ И ВСТАЛ ЯАКОВ РАНО УТРОМ, И ВЗЯЛ КАМЕНЬ, ЧТО СДЕЛАЛ СВОИМ ИЗГОЛОВЬЕМ, И ПОСТАВИЛ ЕГО ПАМЯТНИКОМ. 
В результате случившегося события Яков после пробуждения строит жертвенник. Что это такое? 
- В духовном это означает желания, с помощью которых можно приблизиться к высшей силе, достичь первоначальной связи с ней. 
- Он вроде бы строит нечто земное: из материи, из камней? 
- Нет, он строит из своих желаний (слова рацон – желание и эрец – земля однокоренные). То есть из всех своих желаний, которые он может сплотить, чтобы отождествиться с Творцом, он строит жертвенник. 
- Но почему не построить нечто практическое? 
- Это и есть самое практическое - желания! А какой еще материал у нас есть в духовном? Чем еще ты можешь связаться с Творцом, если не своим желанием? У нас кроме желания ничего нет! Вся материя творения – это желание насладиться, желание получать.
 Поэтому человек берет из всех своих желаний те, в которых может уподобиться Творцу, приблизиться к Нему, быть с Ним в связи, и из них строит жертвенник. 

- А затем сказано: /20/ И ДАЛ ЯАКОВ ОБЕТ, ГОВОРЯ: "ЕСЛИ СО МНОЮ БУДЕТ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ТОМ ПУТИ, КОТОРЫМ Я ИДУ, И ДАСТ МНЕ ХЛЕБ ДЛЯ ЕДЫ И ПЛАТЬЕ ДЛЯ ОДЕЖДЫ, /21/ И ВОЗВРАЩУСЬ С МИРОМ В ДОМ ОТЦА МОЕГО, ТО БОГ БУДЕТ МНЕ ВСЕСИЛЬНЫМ. 
- Он понимает, что правильно соединить вместе существующие в нем две силы – желание наполнять и желание получать – можно только за счет получаемой свыше силы, которая выражается в виде спускающихся ангелов. Тем самым ему ясно, как подниматься: ЕСЛИ СО МНОЮ БУДЕТ ВСЕСИЛЬНЫЙ, то все получится.
 
- Здесь вырисовывается некая сделка с Творцом: сделаешь мне так-то и так-то - буду верить в Тебя. 
- Яков улавливает формулу, которую Творец постоянно нам передает: сделайте так-то и так-то! Поняв ее, он ее принимает. 
-  То есть это не условие веры: если получу наполнение, то поверю в Тебя? 
-  Нет, хотя это тоже верно. Ведь если я не получу раскрытие Творца, то как буду Ему верить? Верой называется познание Творца, а не просто чей-то рассказ о Нем. Если мне кто-то рассказывает, то я верю человеку, а должен верить Творцу. Верить Творцу означает чувствовать Его.
 
-  Возвратимся к ангелам: что это такое? 
- Это силы в человеке. В нашем мире человека окружает неживая, растительная и животная природа, помогающая нам существовать. Это тоже называется ангелами. 
- А почему здесь так часто встречается слово камень (эвен)? 
- Слово камень (эвен) происходит от слова понимание (авана). 
-  Большинство камней, которые мне известны, не отличаются пониманием! Как от камня прийти к пониманию? 
- Это сложный процесс. Мы в дальнейшем увидим, как из «камней» строят Храм. 
-  Из «особых камней, которых не касался резец»? 
-  Верно. Камень – это базисное понимание, которое человек должен приобрести, потому что над ним он строит веру. 

- /20/ И ДАЛ ЯАКОВ ОБЕТ. 
Что означает понятие «обет»? 

- Это формула действия. Отсюда и далее он понимает, что должен продвигаться согласно этой формуле. Тогда он действительно раскроет Творца: БОГ БУДЕТ МНЕ ВСЕСИЛЬНЫМ. Он получит силу, чтобы построить лестницу ступеней, и тогда реально поднимется в «чертог Царя».

- Он обещает отдавать Творцу десятину от всего своего имущества. 

- Десятина соответствует сфире малхут - самой нижней из 10 сфирот души. Именно эту сфиру, которая, кстати, называется эвен, мы не можем исправить самостоятельно. Поэтому мы передаем ее напрямую в Храм или его служителям – Аарону и его сыновьям. 

Женский уголок
Вот приближается праздник Хануки, а с ним и неделя пончиков, картофельных оладьей и других блюд, сочащихся растительным маслом, а также неделя разнообразных молочных блюд и в первую очередь различных сыров в память о женской героине праздника – Еудит (Юдифь). Обо всем этом мы постараемся рассказать вам в наших следующих выпусках, а сегодня давайте перейдем непосредственно к кулинарной подготовке к празднику.

Картофельные оладьи.
Натираем 10 картофелин с 2-мя кислыми яблоками и одной большой луковицей. Добавляем соль, перец,2 яйца, ? стакана муки и по желанию горсть измельченных орехов (грецких или миндальных). Выкладываем ложкой на сковородку с растительным маслом и обжариваем с двух сторон до хрустящей корочки.

Жареный сыр
Режем сыр на кубики со стороной 1 см. Обваливаем сначала в муке, потом в яйце, а затем снова в муке. Жарим со всех сторон в растительном масле, не давая сыру окончательно расплавиться. (На 100 г сыра – одно яйцо и четверть стакана муки).

В избранное