Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Ки теце -Как выйдешь


Предлагаю толкования недельной главы Торы - «Ки теце» («Как выйдешь»)
Пусть Господь обильно благословит вас
Езра.

Изучаем иудаизм
Устная Тора.
- Исследователь: Нам нужно выяснить, насколько нас обязывает то, что передавалось устно и то, что «добавилось» со временем, – все, что называется «Устной Торой». Я понимаю, что я обязан  делать все, что Творец сказал в Своей Торе, и я готов это делать; но я не  понимаю, почему я должен повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди. Кроме того, и относительно Письменной Торы: Мудрецы толковали ее определенным образом;
почему меня должны обязывать эти многочисленные толкования?
- Рав: Чтобы основательно обсудить сущность Устной Торы и нашу обязанность выполнять ее, следует разделить этот вопрос на две части:
      1. Устная Тора, привнесенная Мудрецами.
      2. Устная Тора, данная Б-гом Моше на горе Синай.
      Каждую из этих частей мы должны обсудить отдельно.
1. Устная Тора, привнесенная Мудрецами, включает в себя:
а. Запреты Мудрецов: запреты, которые мудрецы «добавили», хотя Тора их не запрещает. Когда мудрецы решили запретить эти вещи, этот запрет был принят евреями, распространился по всему еврейскому миру и стал законом (например, запрет мукце в субботу – мудрецы запретили переносить в субботу  вещи, которые не используются в этот день).
б. Постановления Мудрецов – определенные действия, которые Мудрецы постановили выполнять. Например, зажигание ханукальных свечей, праздник Пурим и т.п.)

- Исследователь: Почему мы обязаны слушаться указаний людей? Откуда у Мудрецов полномочия заповедовать нам что-либо?
- Рав: Тора дала Мудрецам полномочия вводить постановления и запреты. Поэтому каждый, кто знает, что Тора – Б-годанна, и она выражает волю Всевышнего, понимает, что Б-г хочет, чтобы мы слушались слов мудрецов каждого поколения.

- Исследователь: Где Тора дала мудрецам каждого поколения такие полномочия?
- Рав: В книге Дварим (Второзаконие) сказано: «Если непостижимо будет для тебя дело для разбора между кровью и кровью, между тяжбой и тяжбой, между  язвой и язвой, по делам спорным во вратах твоих, то встань и взойди на  место которое изберет Г-сподь, Б-г твой, и приди к священникам, левитам, или к судье, который будет в те дни, и спроси, и они скажут тебе судебное решение. И поступи по слову, какое они скажут тебе с того места, которое изберет Г-сподь, и бережно исполняй все, как они укажут тебе. По закону, которому они научат тебя, и по суждению, которое они изрекут тебе, поступи; не уклоняйся от слова, которое они укажут тебе, ни вправо, ни  влево» (Дварим 17:8).
 
Таким образом, Б-г в Своей Торе заранее «подписался»  подо всем, что скажут мудрецы каждого поколения, и обязал общину верующих  слушаться их.
Поэтому тот, кто понимает, что Тора – Б-годанна и что она выражает волю Всевышнего, поймет также, что необходимо повиноваться и словам Мудрецов, поскольку так приказал Б-г, и, соответственно, эти слова – неотделимая часть «инструкции по эксплуатации» Создателя.
 Человек, присягнувший на верность императору, повинуется также и министрам, и более низким по званию чиновникам, действующим в силу полномочий, полученных ими от императора. Присяга на верность императору обязывает его и к этому.
    
 2. Устная Тора, данная Б-гом Моше на горе Синай. Имеется в виду система законов, данных на Синае и передававшихся по цепочке поколений устно, пока не пришло время их записать.
  Эта система разделяется на две части:
1. Законы, которые учат с помощью правил изучения Письменной Торы. Это правила, переданные Моше. С их помощью мы расшифровываем то, что имела в  виду Тора.
2. «Законы, [данные] Моше с Синая». Это подробности законов, данные Моше устно и передаваемые из поколения в поколение.
Мы должны показать, что эта система тоже является частью «инструкции» Создателя. Для этого нужно доказать две вещи:
 А. Мы должны доказать, что вместе с Письменной Торой одновременно была дана и Устная.
 Нужно продемонстрировать следующее: не может быть, что Письменная Тора существовала хоть один миг без Устной, Устная Тора должна была быть дарована вместе с Письменной.
 Б. Устная Тора, которая сейчас находится в наших руках, аутентична (соответствует подлиннику) и не была изменена.
--------------
А. Мы должны доказать, что вместе с Письменной Торой была дана и Устная.
Желание отрешиться от Устной Торы не ново. Люди всегда стремились освободиться от ига Устной Торы, зная, что без Устной Торы у Письменной не будет никакого влияния на их повседневную жизнь, поскольку основная часть законов содержится именно в Устной Торе.

Поэтому доказательства существования и действенности Устной Торы тоже древни.
1. Никакой документ невозможно было бы прочитать без «Устной Торы».
Принцип верен относительно всех языков. Нет в мире письменности, которую можно было бы прочитать без устно передаваемого ключа, который объясняет, как ее читают. Ведь невозможно узнать из формы буквы, как она произносится! Как можно узнать из написанного слова или предложения, каков их смысл, что имел в виду написавший? Это невозможно без «устного учения», то есть – без передаваемых устно инструкций, объясняющих, как надо читать.
 
Попытка утверждать, что следует принимать только Письменную Тору, не соответствует реальности, существующей во всех областях, а не только в вопросах изучения Торы и понимания ее заповедей.

2. Огласовки. Письменная Тора не огласована (в иврите нет гласных букв).
На протяжении многих сотен лет после дарования Торы огласовок (гласных букв) вообще не существовало, и даже когда в повседневной жизни начали использовать огласовки, свитки Торы продолжали писать так, как их писали всегда – неогласованными, и так они и пишутся до сего дня. Знание о том, как правильно читать книгу Торы, передается устно из поколения в поколение. Если бы вместе с получением Книги не было дано и ее правильное прочтение, откуда бы могли потом его узнать? Ведь неогласованный текст можно прочитать по-разному.
  Например, стих "Не вари козленка в молоке его матери". Из этого стиха учится запрет варить мясо с молоком. Откуда мы знаем, что имеется в виду (халав -молоко)  а не (хэлэв- жир)? Ведь слово неогласовано, буквы на иврите одни и те же.!
Мы можем задать два вопроса: каким образом Творец ожидал, что мы выполним  его волю, и как получилось, что все решили читать это слово одинаково, если вместе с дарованием Письменной Торы не были даны указания, как правильно читать?! Это только один пример, и очевидно, что в неогласованном тексте можно найти множество слов, которые можно прочитать по-разному!

3. Пунктуация. В Письменной Торе нет пунктуации. Традиционная система пунктуации – система знаков кантеляции, передающаяся из поколения в поколение, весьма сложна и помогает читателю понять смысл прочитанного.
   Традиционная система пунктуации подчеркивает так много нюансов, что внимательный читатель и слушатель может "услышать" слова Торы так, как они были сказаны. Но все это не написано в Торе! Свиток торы написан как  единое целое, без каких-либо знаков пунктуации.
Есть много неоднозначных стихов, в которых знаки пунктуации можно расставить по-разному.
Если бы Автор Торы не передал устно, как правильно читать ее, как Он мог ожидать, что читатели правильно поймут ее смысл? И как получилось, что все,  действительно, решили читать одинаково, без каких либо споров и различий во мнениях по этому поводу? Если бы в Тору внесли пунктуацию в более поздних поколениях, то без сомнения, возникли бы различные мнения относительно чтения Торы и правильного понимания ее стихов.

4. Во многих местах Письменная Тора намекает на то, что была дана и Устная Тора. В Торе написано (Дварим 12:21): "И зарежешь как Я приказал тебе".
Если мы пролистаем всю Письменную Тору, мы не найдем даже намека на законы о том, как именно резать животных. Эти законы не были записаны и были переданы устно. Еще один пример: "И были сыны Израиля в пустыне, и нашли человека, который собирал дрова в субботний день" (Бамидбар 15:32). Его сразу же схватили и привели к Моше. Но откуда они знали, что этот человек нарушил один из запретов субботы? Ведь в Торе не написано, какие именно виды работ запрещены. Откуда они знали, что собирать дрова в субботу запрещено? Видимо, детали законов были даны им устно...

 5. В Торе нет ни одной заповеди, которую возможно было бы исполнить, основываясь на одной лишь Письменной Торе. Это – основное доказательство существования Устной Торы, и это доказательство представляет из себя 613 доказательств – столько же, сколько заповедей есть в Торе.

Каким образом надевают тфилин? Что такое "знак", о котором сказано: "И будет тебе знаком на твоей руке, и тотафот между твоими глазами" (Шмот 12:9). Слово "знак" можно понять как знамение, как букву, как некое начертание... Что реально нужно делать? Начертать что-то на руке? Где именно? Что? А может быть, написать какую-нибудь букву?
А что такое тотафот? Это слово не встречается больше ни разу во всем Писании.
Что такое ( орла), о которой сказано в заповеди обрезания: "обрезайте плоть вашей орлы"  (Берейшит 17:11)?
Может быть, имеются в виду губы, ведь о Моше сказано,  что он был "араль сфатаим", сфатаим = губы). А может, орла находится на ушах, как сказано:(арела ознам, ознам=их уши)(Ирмияу 6:10).
А может, нужно отрезать, что-то в области сердца, ведь написано: "И обрежет Г-сподь, Б-г твой, твое сердце и сердце твоих сыновей" (Дварим 30:6), и еще написано: «все сыны Израиля – с орлой на сердце (необрезаны сердцем)».

Без Устной Торы, в которой объясняется, в чем заключается обрезание, без передающейся из поколения в поколение традиции о сущности обрезания и о его законах, мы не знали бы ничего.
Несомненно, не было бы никакого единства мнений относительно сущности заповедей.

Письменная Тора не говорит, как женщина становится замужней, а ведь это влечет за собой запрет "не прелюбодействуй" по отношению ко всем остальным  мужчинам.
Тора не говорит, какие именно действия запрещены в субботу, что не мешает ей написать: "нарушающий ее (субботу) – смертью умрет"... (Шмот 34:14)...

Таким образом, ясно, что была передана всеобъемлющая система точных  указаний относительно деталей заповедей. Все детали, которые не встречаются явным образом в Письменной Торе, были даны народу устно, и передавались из поколения в поколение с помощью той "системы передачи", о  которой мы подробно говорили.
(Тот факт, что Синае должна была быть дана Устная традиция, объясняющая смысл Письменной Торы, подтверждается еще и следующим фактом. Все секты, отрицавшие Устную Тору, такие как цдуким (саддукеи), караимы и другие, были вынуждены изобрести свою «устную традицию», пытающуюся как-то трактовать смысл Письменной Торы.
Так, например, запрет «выходить из своего места» в субботу они объясняют как запрет выходить из дома, цицит (кисти) вешают на стену, вместо того носить на себе, и т.д. Мы видим, что на основе одной лишь Письменной Торы невозможно соблюсти ни одной  заповеди, то есть какая-то трактовка должна быть, и, следовательно, Творец должен был ее дать. (продолжение следует)

Параша ХаШавуот Ки Теце / Когда Вы Выходите
ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ
«Нашей любовью и признанием»
Список Чтений Этой Недели:
Y Дварим / Второзаконие 21:10-25:19
Y Йешайягу / Исаия 54:1-10
Y Матитьягу 19:3-9

Дварим 22:
1 Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему;
(2) если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их;
(3) так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною [вещью] брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться [от сего].
(4) Когда увидишь осла брата твоего или вола его упадших на пути, не оставляй их, но подними их с ним вместе.
(5) На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие.
(6) Если попадется тебе на дороге птичье гнездо на каком-либо дереве или на земле, с птенцами или яйцами, и мать сидит на птенцах или на яйцах, то не бери матери вместе с детьми.

На случай если Вы задаетесь вопросом, что я пожал из порции этой недели и о чем я написал из этих стихов Священного писания, я бы хотел, чтобы Вы знали, что я выбрал их наугад. Я сделал это, потому что тема, о которой я хочу написать, касается не какой-либо специфической части порции, а скорее всей порции. Фактически, первое, что пришло в голову, когда я закончил читать порцию Ки Теце, был отрывок Священного писания из порции Ваетханан:
Дварим 4:
7 Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?
(8) и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?

Стихи порции Ки Теце конечно содержат учение о справедливости и праведности, законы, уставы и суждения. То, чему нас учат здесь, когда используется, помогает сформировать основание для действительно справедливого и благородного общества. Почти каждый аспект общественной социальной жизни охватывается одним или несколькими стихами Ки Теце.
Например, кто сказал, что женщины второстепенны в Библии? Порция Ки Теце доказывает что это ошибка. В пределах её стихов - законы и предписания, которые уважают достоинство и права женщин.
Кто сказал, что владельцам разрешали жестоко обращатся с рабами (помните, что большинство рабства в Библии было вместо банкротства. Должник продал себя его кредитору и был в состоянии, поэтому, расплатиться с долгом)?
 Если с рабом жестоко обращались и он убегал от своего владельца, то человек, к которому раб бежал, должен был предоставить ему прибежище и не возвращать его к жестокому владельцу.
Кроме того, в порции Ки Теце нас учат, как обращаться с собственностью, когда мы находим вещь, принадлежащую другому человеку.
Нас учат, как действовать, когда мы находим другого человека, нуждающегося в помощи или поддержке. Список можно продолжать дальше и дальше.
Информация, содержавшаяся в этой порции значительна, ценна, практична, и это столь же применительна сегодня, как и тысячи лет назад; мы только должны поместить её в наш современный контекст.
Я знаю, что Вы думаете.
Что же тогда в этих стихах:
Дварим 21:
18 Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, --
(19) то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания
(20) и скажут старейшинам города своего: `сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница'; (21) тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.

Прежде всего, думается, что мы должны помнить из Священного писания, что упрямство и бунт - как колдовство.
Разве библейское наказание за колдовство не побивание камнями?
Почему же ожидать тогда, что ХаШем рассматривает непослушного сына по-другому, чем колдуна?
Этот закон не имеет никакого юридического действия сегодня, по крайней мере в нашем западном обществе, но это не означает, что он больше не действует в глазах Б-жиих.
Упрямые и непослушные люди определенно испытают на себе гнев Б-жий и возможно даже преждевременную смерть, если не от руки толпы, то, возможно, от руки справедливого Б-га.
Правосудие Б-жие не может быть обойдено. Только, потому что что-то не общепринято и не согласуется с нашим мышлением и нашей современной и либеральной судебной системой, не означает, что ХаШем изменил Своё правосудие.
Он не изменяется, чтобы действовать по-нашему; Он всё делает, как Ему хочется.
Б-г не нуждается в нас, чтобы выполнить Своё правосудие; Он способен делать это Сам.
Означает ли это, что мы должны бояться Б-га? Нет, это означает, что мы должны повиноваться Ему, и наше повиновение должно быть по любви, а не из опасения наказания или последствия. Как же любить Б-га достаточно сильно, чтобы повиновался Ему?
Йоханан Алеф (1 Иоана) 4:19
Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
Б-г возлюбил нас так, что Он пришёл в мир, воплощенный в Иешуа ХаМашиях, чтобы умереть и заплатить цену за наши грехи. Наша любовь и признание Иешуа как Машиях (Мессию/Спасителя) позволяют нам любить Б-га, поскольку Он возлюбил нас.
Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер

Недельная глава «Ки теце» («Как выйдешь») ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ

Знаете ли вы, какая недельная глава наиболее насыщена количеством заповедей? Да-да, именно в главе «Ки теце», которую мы читаем на этой неделе, содержатся 74 из 613 заповедей Торы. Она продолжает нас знакомить с законами войны по-еврейски, различными положениями брака, огромным числом заповедей милосердия, а заканчивается особой заповедью помнить о вечной войне с Амалеком.

Для многих любая религия является синонимом фатализма: все и так заранее предопределено свыше, а значит нет смысла во всех наших стараниях. Такие мысли чаще всего приводят или к параллизирующей пассивности, или к озлобленной вседозволенности (ведь всегда можно будет скинуть свои злодеяния на счет того, кто якобы руководит мной как марионеткой).

Что же говорит по этому поводу иудаизм? Посмотрим сегодняшнюю недельную главу.
«Когда будешь строить новый дом, сделай ограждение на твоей крыше, чтобы не пролилась кровь в твоем доме, если упадет с нее падающий.» (Дварим 22:8) Итак, будучи религией парадокса, иудаизму как всегда успешно удается «объять необъятное» и связать на первый взгляд совершенно противоречивые вещи: с одной стороны – «упадет с нее падающий» ( т.е., как объясняет Талмуд, тот, которому суждено упасть), а с другой – «сделай ограждение». Но, позвольте, ведь если человеку и так суждено упасть, то к чему делать ограждение?

Но в том-то и дело, что даже если что-то предопределено в общих чертах, это никоим образом не освобождает меня от моих личных обязанностей! Да, если мне не достался IQ супер-гения, я никогда не стану вторым Эйштейном, но зато в пределах своих способностей, я могу развить их ровно настолько, насколько пожелаю. И недаром вздыхал знаменитый праведник рав Зюся, что если на неподкупном небесном суде его спросят, почему он не был Моше-рабейну, он найдет, что ответить, но вот если ему зададут вопрос, почему он не был настоящим равом Зюсей (другими словами, почему он не реализовал свой потенциал на все сто процентов), то он просто не знает, что и ответить.

И неважно, что и как предопределено в глобальных событиях мирового масштаба, я лично обязан прилагать максимальные усилия для того, чтобы несмотря ни на что оставаться человеком, сохраняющим те самые Б-жественные «образ и подобие» так, как того требует Тора. Типичный пример – наказание египтян. Казалось бы, за что их наказывать, если в самой Торе черным по белому написано, как Творец говорит Аврааму, что евреям суждено быть порабощенными в Египте? Но в том-то и дело, что хотя в общих чертах, пророчество и существовало, но кто сказал, что лично ты, Рамсес, или ты, Тутанхамон, или ты, Владимир Ильич должен быть тем, кто возьмет в своих руки кнут поработителя?

И хотя Жаботинский в свое время гордо считал одним из признаков Израиля в качестве «нормального государства» наличиев нем своих преступников и девиц легкого поведения, весьма сомнительно, что кто-то станет грабителем исключительно из оснований, что по статистике в каждом городе должно быть N–ное количество бандитов.
Еврейский мудрец рабби Акива около 2000 лет тому назад резюмировал все вышесказанное одной единственной фразой: «Все (в глобальном плане) – предопределено, но (каждому лично) дана свобода воли.»
Желаем каждому читателю использовать эту свободу по назначению! Шабат шалом!

Женский уголок
Салат «особый» Смешайте содержимое банки консервированной кукурузы с половиной банки черных маслин, нарезанных «колечками», нашинкованной луковицей и копченым лососем, порезанным на тонкие полоски. Заправьте майонезом. Размельчите 100 г печенья или чипсов со вкусом лука со сливками. Посыпьте ими салат.
Десерт «солнце за облаками» Нарежьте апельсин кружочками. Густо посыпьте тертым сыром. С помощью кондитерского шприца выдавите взбитые сливки. Сверху посыпьте растворимым кофе. Украсьте засахаренными вишнями.
 

В избранное