Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Ваэра - Я показался


Предлагаю вам толкование на недельную главу Торы.
Эта - недельная глава «Ваэра» («Я показался»)
Наш сайт Исход-2 www.tikvaisrael.com
Подписаться на эту рассылку вы можете на сайте.
Там вы можете читать Еврейский Новый завет (ЕНЗ) с комментариями и другие важные
книги и статьи по мессианскому движению.
Будьте благословенны.
Езра (Алекс)

Рубрика - изучаем иудаизм
Раби Моше Хаим Луцатто - Путь Творца - Дерех Ха Шем.
Часть 4. О служении Творцу
Глава 7. О служении во времени.

[1] Служение во времени - это заповеди, которые мы обязаны (исполнять) в известные моменты времени. В их числе: покой и освящение Шабата, покой Дня Искупления (Йом Кипур) и его ограничения, покой праздников и их освящение, будни праздников (Холь амоэд) в Лесах и Суккот, хамец и маца в Песах, трубление в шофар (рог) в Рош ашана, сукка (шалаш) и лулав в Суккот, Рош ходэш (новолуние), Ханука и Пурим. Объясним суть каждого из них.

[2] Суть Шабата, в общих чертах, состоит в следующем. Мы уже объяснили выше, что объекты этого мира профанны, а не святы. Но с другой стороны, необходимо было придать созданиям некоторую святость, чтобы тьма не возобладала бы в них более, чем следует. Высшая Мудрость отмерила с предельной точностью, какова должна быть степень профанного и какова - прибавляемого к нему святого, и ограничила все это подобающими границами в аспектах количества, качества, места, времени и всех прочих аспектах, которые следует различать в созданиях.
Во времени были установлены святые и будние дни, и в самих святых днях есть различные уровни святости. И было установлено, что большинство дней будут будними, и только необходимое число - святыми.
И еще было установлено, чтобы существовал единообразный цикл дней, повторяющийся раз за разом и состоящий из семи дней. И это поскольку все Творение было создано за семь дней, и все его бытие заключено в это число. Поэтому именно этому числу подобает называться «совершенной мерой», так как все Творение должно осуществляться через него. В большем же (числе) нет нужды, ибо в нем (в семи) было завершено все Творение.
Этот цикл, таким образом, постоянно повторяется до конца 6000 лет. Более того, и во всей мировой истории существует этот (семеричный) цикл в увеличенном масштабе, т.е. все дни этого мира разделены на шесть тысяч (лет), за которыми следует тысяча (лет) «покоя». После этого все Бытие будет обновлено и установится другая система Мироздания, согласно постановлению Высшей Мудрости.
Было определено, что конец всякого цикла будет святым и это явится большим возвышением для всех дней. Ибо хотя большинство дней профанны и свят только один из семи, это как раз то, что необходимо этому миру, как мы упомянули. Но, с другой стороны, поскольку святой день - конец и завершение каждого цикла, то весь цикл исправляется и возвышается через него, и выходит, что все дни человека освящаются.
Это - великий дар, которым Всевышний наделил Израиль, поскольку хотел, чтобы он был Его святым народом. И это не было дано никакому другому народу, ибо это превосходство не подобает им и не предназначено для них.

[3] Евреям подобает вести себя в этот день соответственно тому уровню, которого они достигают. Мы уже объяснили выше, что занятия человека делами этого мира связывают его с материальностью и спускают с высоты и значимости, которые подобают ему. Поскольку в Шабат еврей возвышается над своим будничным состоянием, он должен отрешиться от занятий этого мира и держаться на уровне, подобающем святости этого дня.
Но все то время, что человек находится в этом мире и связан со своим материальным телом, он не может полностью отрешиться от телесности и ее потребностей. Высшая Мудрость отмерила, однако, и степень отрешенности (человека) от телесности, и необходимую степень привязанности к ней. И эта надлежащая степень отрешенности в Шабат от телесности была заповедана человеку, и (Тора) предостерегла его не приостанавливать этого отрешения. В этом и заключается суть всех 39 видов работы, запрещенных в Шабат.

[4] И кроме того, что запрещено нам осквернять святость, которая излучается (в Творение) в этот день, как мы упомянули, нам еще заповедано почитать эту святость через «субботнее наслаждение» (онэг шабат), почитание Шабата при его наступлении посредством Кидуша и уходе посредством Авдалы и другие элементы, опирающиеся на следующий общий принцип: удержать нас на уровне, соответствующем получаемой в этот день святости, и почитать этот великий дар Благословенного. Ибо суть этой святости в великой близости к Всевышнему и в большом приобщении к Нему. Детали же этих вещей соответствуют особенностям этой святости, ее аспектам, путям и порождениям, каковы они по истине.

[5] Высшая Мудрость постановила дать Израилю дополнительное освящение: другие святые дни, помимо Шабата. В эти дни еврей получает различные уровни святости, но все они - ниже уровня воздействия и святости Шабата.
И чем выше уровень воздействия каждого из этих дней, тем больше необходимость отрешиться в этот день от занятий этого мира. Этому (уровню) соответствует и степень запрета работ в каждый из этих дней. Выше всех Йом Кипур, за ним следуют праздники, затем Холь амоэд, Рош ходэш, в который лишь женщины воздерживаются от работы, и, наконец, Ханука и Пурим, в которые не запрещена работа. В Хануку мы благодарим Всевышнего, а Пурим, кроме этого, еще и радуемся. Все это пропорционально уровню воздействия и света, светящего в каждый из этих дней.

[6] Кроме этого освящения, отмеренного в соответствии со святостью дня, есть еще частные аспекты, специфические для каждого из времен. И корнем всего этого является порядок, установленный Высшей Мудростью: каждое исправление, что совершилось, и большой свет, что засветил в свое время, - при наступлении этого периода времени вновь засветит нам свет, подобный тому первому свету, и в получателе этого света обновятся результаты того исправления.
Согласно этому, нам было заповедано соблюдать Лесах во всех его деталях в память об Исходе из Египта. Поскольку во время Исхода мы получили чрезвычайно большое исправление, как мы говорили выше, было установлено, что в каждую годовщину этого события проливается на нас духовный свет, подобный свету, воссиявшему тогда, и в нас обновляется порождение того исправления. Поэтому мы обязаны совершать все предписанные действия.
То же самое происходит в Шавуот относительно дарования Торы, а в Суккот относительно Облаков Славы, и хотя в этом частном случае (мы празднуем) не в то же самое время, но Тора установила этот праздник в память о тех событиях, как написано (Ваикра 23:43):»Ибо в шалашах (Облаках Славы) поселил Я сынов Израиля». Аналогично Ханука и Пурим. То же самое верно и по отношению ко всем дням, упомянутым в Мегилат Таанит{Свитке Постов) (Шабат 136). Однако эти дни были отменены, поскольку евреи не могли выполнить их и были поэтому освобождены от памятования, пробуждающего озаряющий свет.
Сейчас мы объясним каждую из этих заповедей в отдельности (в след. выпуске).


Недельная глава «Ваэра» («Я показался») от мессианских евреев
Чтения Этой Недели:
 Ваэра / Исход 6:2-9:35
 Йешаягу / Исайя 66:1-24
 Ромин / Римлянам 9:14-25

Предыдущая глава «Шемот – Имена..» повествует о призвании Моше. Пробудившись от «сна в пустыне», уже не молодой, 80 летний старец, переживает Обновление. Думаю употребить даже более сильный термин – "Рождение Свыше".
Не значит, что не обошлось без семейных сцен и различных неординарных решений, но Моше и его семья идут в Египет освобождать народ. Происходит трогательная встреча с Аароном в пустыне и последующая встреча с лидерами Израиля. Первая попытка добиться смягчения условий жизни в Египте - «равноправие евреев» закончилось полным провалом – Фараон ожесточил свое сердце.
Чтобы продолжить последующий разбор, хочу предложить несколько размышлений.
1. Знание Бога.
Я уверен, что и до встречи с Ангелом Господним в пламени несгорающего куста, Моше имел отношение с Творцом, т.е. разумел разницу тьмы и света.
В послании Евреям сказано:
24 Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,
25 и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,
26 и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.
(Евр.11:24-26)

Это говорит, что убийство египтянина, побег из Египта, возможно и бывший неким последствием вспышки «чувств», были так же и поступком Выбора. Подобно как Иосиф не планировал «рабство в Египте, как результат своих пророческих снов», так и Моше не планировал «убийство египтянина, как результат своего познания истины», но обстоятельства есть обстоятельства.
Воспитанный при дворе фараона, познавший мудрость Египта, т.е. его духовную, возможно оккультную сторону и академическую премудрость, науку управления или в современном толковании – экономику, менеджмент, управление, администрирование - Моше решает разорвать «порочный круг». Он понимает – нельзя победить строй, частью которого ты являешься, нельзя сокрушить систему, в которую ты врос. Он решает выйти, оставить это место духовного разложения.
Павел пишет о Иешуа:
8 Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.
9 А `восшел' что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?
10 Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.(Еф.4:8-10)

Смысл этих стихов один - Иешуа пришел извне, став частью системы, не имея с системой ничего общего, т.е. «греха», и поэтому Он мог сокрушить систему. Он нисшел с небес, т.е. из Присутствия Отца. Стал человеком, «приняв образ раба» и заплатил цену Божьей праведности, удовлетворив требование Его Суда. Тем самым мы, принявшие Его работу, оказались Выкупленными.

Этот принцип понимал Моше, и посему видя свою не состоятельность, не решился продолжать компромисс с Египтом – миром, живя в нем и ведя «освободительную борьбу человеческими методами» и ушел из него, движимый Божьим Духом. Моше решает оставить все это, что бы быть вне, там, где не правит «князь этого мира».
Возможно он так же предполагал, что быть вне системы – это готовить революцию за рубежом, но 40 лет пустыни разубедили его в его собственных возможностях. По всей видимости, к 80 годам, он был человек живущий сегодняшним днем, забывший былые идеи и смирившийся в своих поисках. И вот этот Голос из пламени куста…..

2. Уважение еврейской общины и заведомая возможность войти в канцелярию Фараона.
Не мыслимо, что даже вдохновленный идеями, человек может в один день добраться до высшего руководства страны, народа и т.п. без определенных условий, если у него нет протекции. Т.е. по всей видимости, Аарон был вхож в «высшие круги народа», или даже был одним из старейшин народа. Возможно в этом было «прежнее, до Модиамское» участие Моше в жизни своей природной семьи. Возможно, семья, в которой был рожден Моше, от начала имело высокое положение в народе. Так толкует и традиционная иудейская трактовка.

Суть такова: Божественное покрытие, которая проявляла мудрость Моше, чудеса с жезлом, протекция Аарона ввели его практически моментально в позицию лидера народа и уполномочили стоять перед фараоном. Т.е нам важно увидеть не только сверхъестественную часть сцены, но и ее естественное проявление.

Наши жизни так же состоят из комбинации сверхъестественного и естественного и именно поэтому открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. (Рим.1:18,19) Т.е. люди могут видеть Бога если захотят всегда, и всегда могут определится с истиной, если они «алчущие и жаждущие правд » (Матф.5:6), но игнорирующие Истину, имеют возмездие, ибо так устроен мир.

3. Позиция фараона
Египет был тоталитарным государством.
Моше и Аарон подошли к фараону, и говорят ему «Бог сказал тебе отпустить евреев».
 В ответ он сказал: «ваш Бог требует для вас свободы? Посмотрим, кто сильнее, я – «ваш бог» и дам вам вместо свободы еще больше наказания.

Бог допустил всю эту сложную систему наказания Египта, терпения Израиля в ухудшении отношения Египетских властей – наказать одних, научить других, показать свою премудрость, открыть миру, что не только индивидуумы стоят перед
Его судом, но и целые народы.
Но фараон в начале так и не понял – не свободы для евреев искал их Бог, но чтобы они поклонились Творцу.
Поклониться Богу – так сын в старые времена почитал отца.
Т.е. Бог пришел переподчинить народ от «лжебога» Себе, утвердив Израиль Сыном, Первенцем и тем самым запустить Механизм Спасения, суть которого позднее выразил сам Моше:
Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте (Втор.18:15).
Об этом позднее говорил и Иешуа:
- и, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.(Лук.24:27)
и так же
- истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.(Иоан.4:23)

Урок 1. Ва ера – и явился или отрылся
Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем `Бог Всемогущий' – Эль Шадай, а с именем Моим Господь - не открылся им;(Исх.6:3)
В Быт 17 гл в Иврите Бог называет Себя для Авраама Ел Шадай. Практически все разговоры между Богом и патриархами были похожи на разговор потенциальных родителей и ребенком, которого хотят усыновить. Концепция усыновления – это не только концепция Нового Завета. Вообще в концепции усыновления есть громадный смысл. Чужой становится своим. Излияние любви чужому, чтобы он не мог отличить тебя от настоящего. Жертвенность, терпение, сострадание, ВСЕ.

Именно поэтому Господь использует имя Эль Шадай - Бог, подобный кормящей Матери, которая всегда может приласкать и усыпить ребенка, которая всегда может дать ему грудь или Ответ. Эль Шадай – это первичное откровение Бога дающего Тшува – Ответ, Истину. (выражение "для обращения к Истине" используемое в ивритской семантике).

Разговоры Творца с патриархами были немного похожи на «уговоры». Пожалуйста дорогой, пойдем со мной, я куплю тебе машинку…Патриархи пошли за Богом. Безусловно, они были люди громадной веры и поиска, желания к Тикун Олам – исправлению мира, никто не упрощает.

Сегодня, основой любой индивидуальной молитвы к Богу также является «мне надо, дай мне, помоги..». Т.е. на личном уровне мы по прежнему обращаемся к Творцу, как к Эль Шадаю, Который может позаботится о нас.

И вот разговор с Моше. Вот великая тетраграмма -четырехбуквие . Она совершенно не читается как ЯХВЕ или ИЕГОВА. По сути никто не знает как она читается. Бог не дал пояснение. Но так же ясно, что именно порядок этих букв в иврите дает рождение словам «– был – существую сейчас – буду: ».
 В Израиле, при чтении Танаха, когда встречается Имя Господа выраженной тетраграммой читают "Адонай", в русском переводе удачно перевели "Сущий". Греческая Септуагинта говорит «ku/riov», что значит так же Господь и в Новом Завете говорит о Иешуа Мессии.

Поскольку факт, что Бога никто не видел и не может увидеть остается неизменным, но подобно некоторым исключениям Танаха – люди видевшие Бога и не умершие от этого, подобно Моше, видели Лицо Божье, Образ Ипостаси (Евр1:2-3).

Т.е.Моше увидел Иешуа, который до воплощения открывался как особый Ангел Божий, Ангел Его Лица (Ис. 63:9). Так же Тетраграмма всегда говорит о той «Сути Бога», которая присутствует при заключении Заветов.
 Мы знаем, что Танах и Новый завет – это последовательный список заветов, каждый из которых последовательно вводил верных Богу людей в более интенсивное общение с Богом, что бы Приблизить Тикун Мира – работу Мессии.
На основании такого заключения можно согласится, что «Образ Ипостаси» или «Ангел Лица Божьего» как Личность всегда присутствовал при заключении Заветов.
Т.е. все участники заветов тем или иным образом знакомились с Иешуа.
Посему Господь сказал: « Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.» (Иоан.8:56).

МОШЕ ВСТРЕТИЛ МОШИАХА – Господа Заветов, и с этого момента был прям «как стрела».
Почему я так думаю? Моше был кротчайшим человеком. После бурной молодости – он был человек, желавший покоя. Пустыня подтвердила в нем желание уединиться и быть вдали от суеты. Египет же стал для Моше ареной битвы, а выход из Египта – местом судов. Как кроткий и мирный, уставший от всего, старик мог пройти этот круг.

Господь Заветов обновил в нем Призвание, вложил в него Идею, наполнил его Верой, действовал через него! Это было сильнее его характера, это подвигло Моше на те подвиги, плоды которого действуют в мире по сей день.

Урок 2. Сегодня..
Иешуа сказал:
- ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. (Матф.24:7)
Так же Он сказал:
- 1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская
и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
(Лук.13:1-5)

Т.е. вместе с предсказанием о грядущих катаклизмах, Иешуа предупреждает, что каждый достоин наказания и нет праведного ни одного.
Т.е. мы можем наблюдать, как из - за разрушения баланса на земле, и я имею в виду духовного баланса, а не экологического, происходят суды Божьи. Это стихия, которая губит всех без разбора. Подобно Потопу. Подобно серному дождю над Сдомом и Гморой. И нам приходится согласится, что и Потоп и серный дождь – это результаты Божьего суда.

В такие моменты многие задаются вопросом «где же был Бог?». Вопрос правилен. В некоторых случаях Богу была предоставлена роль наблюдателя, когда человек сказал «ты дал мне власть, а я отдал ее князю этого мира, - не вмешивайся ,Творец. Я посеял «ветер», а сейчас сражаюсь с «бурей»». Иной раз Бог был посреди суда «не вечно Моему Духу быть пренебрегаемым». Но Его участие и безучастность не говорят о Его настоящем Вовлечении в процессы и не говорят о Его безразличии.
В Его вечности, в Его рамках ценности есть другие измерения. Человеку это невозможно понять, но лишь принять и просить слезно «помилуй меня Господь, помилуй моих ближних».
«Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.» (Иоан.5:45).
Иешуа подчеркивает, что Тора, Закон данный через Моше, судит живущих на земле и вообще судит физическую вселенную.

Данные мысли подвигают меня «иметь страх Господень». Они подвигают меня сострадать, и молится за тех людей, которые потеряли близких. Они подвигают меня молится за то место где я живу, и за тех, кто окружает меня, чтобы они спасались и находили Тшува – Обращение к Богу в Иешуа, чтобы услышали Его, который безустанно стучит в «двери наших сердец».
Эти мысли подвигают меня понимать, что даже человек, оправданный Иешуа Мессией, продолжает грешить и нет выхода, кроме упования на Его милость. Нет другого пути, кроме Поиска Бога, Свидетельства о Боге, Поклонения Богу и старания – проводить жизнь праведно.

Израиль в Египте жил так же, как и Египет. Они делали те же грехи и были достойны такой же участи. Бог явил свою благодать ради веры Патриархов – их ходатайства, помиловал еврейский народ. Я уверен, Моше рыдал, когда видел гибель Египтян. И опять парадокс – страдать и стоять за Божий Суд. Это невозможно вместить физически.
Но Бог, желая указать нам на времена, в которые мы живем говорит:
- берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней.(Матф.24:4-8)..

И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.(Матф.24:22)
Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. (Лук.21:28)
бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.(Матф.26:41)

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
(Мих.6:8)
Леон Мазин. "Шавей Цион"—"Возвращенные на Сион",

Недельная глава «Ваэра» («Я показался») от ортодоксальных евреев.

Недельная глава открывает двухнедельную тему десяти казней и упрямому сопротивлению фараона «отпустить народ Мой, чтобы служили Мне».
Во-первых, разве нельзя было вывести евреев по-доброму, по-хорошему? Разве десять казней, полностью разрушивших мощнейщую империю того времени – Египет - были совершенно необходимы? Что этим требовалось доказать? Что еврейский Б-г – самый сильный и точка? И, наконец, как быть со свободой выбора фараона, о которой сказано «Я ужесточу сердце фараона»?
Попробуем разобраться.

О том, что требовалось доказать Тора говорит прямым текстом: ТАК УЗНАЕШЬ ТЫ, ЧТО Я – Б-Г. ДАБЫ ЗНАЛ ТЫ, ЧТО Я – Б-Г, ВЛАДЫКА ЗЕМЛИ! ДАБЫ УЗНАЛ ТЫ, ЧТО НЕТ ПОДОБНОГО МНЕ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ!
Другими словами, целью десяти казней было доказать
А) что Б-г существует («Что Я – Б-г»)
Б) что Он – не «бог Декарта», сотворивший мир и отправившийся на заслуженный отдых, а Тот, кто ежесекундно управляет всем, что твориться в мире («Что Я - Б-г , владыка земли»)
В) что Он – един («нет подобного Мне»).

Все это было доказано наинагляднейшим образом, но все-таки разве нельзя было доказать это как-нибудь по-другому, по-доброму? И тут мы в очередной раз подходим к больной теме взаимоотношения добра и зла. Мы воспитаны на системе, «что такое хорошо и что такое плохо», однозначно поделившей все на «плюс» и «минус», на «добро» и «зло» и т.д. и т.п. Следовательно, все существующее на свете, все мысли, качества и поступки изначально могут принадлежать только к одной из этих категорий. Точно также рассуждал и фараон,по-дружески предупреждая Моше-рабейну о зловещей, кровавой звезде ожидающей евреев впереди: ведь если Б-г олицетворяет собой только качество силы, то сегодня эта сила оборачивается против египтян, а завтра она же бумерангом направится против самих евреев.

Иудаизм утверждает, «нет»!
Не существует плохих качеств, все зависит от того (и только от того!), как мы используем их в той или иной ситуации.
Не существует абсолютно плохих действий, все зависит от обстоятельств, в которых эти действия совершаются.
Так, та самая кровавая звезда обернулась для евреев только новыми (точнее наполовину обновленными) заповедями – обрезанием и празднованием Песаха.
А вот «добрый» путь на деле не всегда так добр: милосердие считается прекрасным качеством, но решение пощадить злодея подчас оборачивается страшнейшим злом, которое мы только можем себе представить. Таким образом, оставить египтян безнаказанными за все то зло, которое они причинили, означало бы подорвать все устои справедливости.
 
Итак, способ доказательства был выбран самый гуманный, ибо с еврейской точки зрения, нет ничего гуманней доказательства того, что зло, в конце концов, наказуемо, что у каждого преступления, в конце концов, есть свое наказание, и что у мира есть Справедливый Судья, которому, в конце концов, нам всем придется дать отчет за все свои поступки и проступки.
Но так ли уж были виновны египтяне? Что ж, посудите сами. В следующей главе мы читаем о том, как фараон во главе 250 колесниц бросается в погоню за евреями. Но, позвольте, откуда у египтян остались лошади? Разве их всех не побил град? Побил, но не всех. Дело в том, что самые богобоязненные и праведные египтяне все-таки прислушались к голосу Творца, и их скот за это остался нетронутым. И вот из этих-то, самых-самых «богобоязненных и праведных» египтян была создана удалая конница фараона в его последнем марш-броске!
Что же можно говорить об остальных?
 
Теперь перейдем к вопросу о свободе выбора фараона. Свобода выбора априори не может осуществляться из-под палки. Десять казней, необходимых для вышеупомянутого курса обучения, по существу являли собой ту самую «палку», противоречащую самому понятию свободы выбора. Поэтом для того, чтобы «урегулировать баланс» исконной свободы выбора фараона (чье направление он продемонстрировал с самого начала) и влиянием «палки», на определенном этапе (не раньше чем после казни) его сердце было «ужесточено», т.е получило необходимую дозу поддержки для настоящей, осознанной свободы воли!

Женский уголок
Мясо в пикантном маринаде.
Приготовьте маринад из банки майонеза и 50 г кетчупа с приправами по вкусу (в принципе, соли и перца вполне достаточно). Отбейте кг мяса. Замаринуйте на несколько часов вместе с колечками 3 луковиц. Быстро обжарьте мясо и лук со всех сторон и тушите на маленьком огне втечении часа.

Фрукты в мятном сиропе.
Возьмите пол-кило разных фруктов (свежих или консервированных). Свежие фрукты сбрызнуть лимонным соком. Вскипятить литр воды с пол-чашкей десертного вина, пол-кило сахаром, лимонной и апельсиновой цедры и пучком мяты. Залить фрукты горячим сиропом. Охладить и процедить.

В избранное