Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Шлах- Отправь


 Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - «Шлах» («Отправь»)
в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
Будьте благословенны!
Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу
нашего сайта Исход-2 http://tikvaisrael.com  или http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Езра

Рубрика : Изучаем иудаизм.
Об основах мироздания, книги Дерех Ашем - Путь Творца
Глава 5
О частях творения и их состояниях
[1] Все творение делится на две части - материальную и духовную.
Материальное - это то, что ощутимо нашими органами чувств. Оно разделяется на высшие и низшие. Высшие - это небесные факторы, а именно: небесные сферы и их светила. Низшие - это все, что находится в пространстве низшей сферы, а именно: земля, вода, воздух и все ощущаемые тела, содержащиеся в них.
А духовные - это нетелесные создания, неощутимые нашими органами чувств. Они, в свою очередь, разделяются на две категории: души и трансцендентные сущности (нивдалим).

Души - вид духовных созданий, которым предопределено войти в тело, ограничиться внутри него, связаться с ним сильной связью и выполнять в нем различные действия в разные моменты времени.
Трансцендентные сущности - вид духовных созданий, не предназначенных для вхождения в тело. Они делятся на две категории: одна называется силы (кохот), а вторая - ангелы,которые также подразделяются на различные и многочисленные уровни, и у них есть естественные законы согласно их уровню и ступени, так что на самом деле мы можем называть их различными видами одного класса - класса ангелов.

Однако, существует один вид созданий, который как бы промежуточен между духовными и материальными. Эти создания не ощутимы нашими органами чувств и не ограничены границами ощущаемой материи и ее законами, и с этой стороны можно условно назвать их духовными. Но их сущность отлична от сущности ангелов, хотя они и подобны в каких-то аспектах ангелам. У этих созданий есть свои частные законы и особые границы согласно их истинной сущности. Этот род называется родом демонов (шейдим). Но и он делится на отдельные виды.

И лишь человеческий род отличен и отделен быть сложенным из двух совершенно различных частей творения - высшей души и низменного тела, чего мы не находим ни в каком другом создании.
Здесь нужно быть осторожным, чтобы не ошибиться и не подумать, что животные подобны в этом отношении людям. Ибо душа животного - не что иное, как материальный объект, из самых тонких в материальности. Животная душа есть также и у человека в его животном аспекте.
Но кроме этого у человека есть высшая душа - особый вид творения, и она совершенно отлична от тела и очень далека от него. Она вошла в тело и связалась с ним по приказу Творца с целью, упомянутой нами в предыдущих главах.

[2] Материальные творения знакомы нам, и их природные законы общеизвестны. Но духовные - невозможно нам обрисовать их хорошенько, так как они - вне нашего воображения; и мы будем говорить о духовных объектах и феноменах только согласно находящейся в наших руках традиции.
Один из великих принципов, которыми мы обладаем, гласит, что всему, что есть в нижних мирах, соответствуют наверху трансцендентные силы. Всякий объект и процесс в нижнем мире развивается из этих сил и выходит из них в порядке цепной передачи, установленном Высшей Мудростью. Таким образом, эти силы есть корни нижних объектов, которые, в свою очередь, являются ветвями и порождениями этих сил; и они связаны друг с другом, как звенья в цепи.
Есть еще традиция в наших руках, что на каждый объект или процесс в нижних мирах назначены управляющие из вышеупомянутого рода ангелов. Их обязанность - поддерживать существование этого объекта или этого процесса в низших мирах, каждого - по своему, и привносить в них изменения согласно Высшему постановлению.

[3] Основа сущности мира и его истинное состояние - в этих высших силах. Все, что существует в нижнем физическом мире, есть порождение этих сил. Это верно как относительно того, что было в материальных объектах изначально, так и относительно изменений, происходящих с течением времени.
Эти силы были сотворены вначале, установлены в определенном порядке и ограничены определенными границами. То, что развилось потом из этих сил по закону развития, установленному Творцом, соответствует этим силам, их порядку и границам. Таким образом, все, что происходит или произошло в низших (мирах), проистекает из процессов, имеющих место в этих силах.
Но сущность, положение, порядок и все остальные аспекты этих сил соответствуют их сути; а сущность, положение и порядок и все остальное в нижних (физических) объектах - спускаются и переносятся от сил на то, что релевантно в нижних по их истинной сути.

[4] Согласно этому принципу, начало всего существующего - вверху, в высших силах, а конец - внизу.
Однако есть одно исключение из этого правила: все, что касается человеческого выбора. Творец пожелал, чтобы у человека была возможность свободно выбирать между добром и злом, и поэтому сделал его независимым в этом от кого бы то ни было. И наоборот, Всевышний дал человеку силу быть побудительной причиной изменения самого мира и его творений согласно тому, что он выберет по своему желанию.
Получается, что в мире существуют два противоположных общих воздействия: одно - вынужденное природное, и второе - выборное; одно - сверху вниз, а второе -снизу вверх.
Вынужденное - это то воздействие, которое получают низшие от высших сил, оно - сверху вниз, а выборное - результат свободной воли человека.

И то, на что человек впрямую воздействует, не может быть ни чем иным, чем самые что ни на есть материальные объекты - ведь человек материален и его действия материальны. Но из-за связи и соединения, существующих между высшими силами и материальными телами, воздействие на материальное тело будет также производить эффект на находящуюся над ним высшую силу. Выходит, что это воздействие - снизу вверх - противоположно вышеупомянутому природному воздействию.
Однако, необходимо знать, что не все действия самого человека являются результатом свободного выбора. Это верно только по отношению к части его действий, в то время как есть и другие, имеющие своей причиной Высшее постановление и служащие для награды или наказания человека, как мы объясним, с Б-жьей помощью, в своем месте. Однако то, что происходит с ним в результате постановления свыше, подобно всем другим процессам в мире, движение которых - сверху вниз. А то, что происходит со стороны выбора человека, осуществляет воздействие снизу вверх, как мы объяснили.

[5] И установил Творец, что все, к чему относится выбор человека, будет воздействовать на высшие силы в определенной степени. То есть, что не только действия человека будут воздействовать на них, но и его речь и даже мысль. Но мера воздействия и его уровень будут только в тех границах, что постановила и ограничила Высшая мудрость.

[6] Однако за выборным воздействием непременно последует вынужденное. Ведь поскольку высшие силы получили воздействие от человека, то они, в свою очередь, окажут естественное воздействие на подчиненные им низшие объекты.
И есть во всем этом многочисленные частные законы, подобающие Творению, как установила Высшая Мудрость в глубине своего замысла. Как достижение воздействия от человека к высшим силам, так и достижение воздействия от этих сил к низшим творениям, зависит от многих факторов. И согласно этим глубоким тайнам обращаются все сферы Его управления во всем, что было и будет.

[7] И поскольку Высшая Мудрость установила, чтобы были в мире добро и зло, как мы упомянули, то необходимо, чтобы добро и зло начинались в корневых силах, от которых протянется воздействие к низшим (к физическому миру).
Его Мудрость установила трансцендентные силы, корни творений, в определенном порядке и придала им определенные свойства. Эти порядок и свойства таковы, что с этими силами может произойти как исправление (тикун), так и порча (килькуль). А именно, чтобы они могли находиться как в хорошем, так и в плохом состоянии.
Суть хорошего состояния заключается в их готовности получать свет Его Лица, и Он будет светить им; а плохое - что им будет недоставать этой готовности и свет скроется от них.
Результат «исправности» высших сил - добро в нижнем мире.
«Неисправность» же сил порождает в нижнем мире зло.

[8] И необходимо знать, что причина всякого добра во всяком месте, то есть, как в силах, так и в их порождениях, это сияние Его Лица, а причина зла в любом месте - сокрытие Его сияния.
Относительно добра Господин, благословен Он, будет наречен прямой причиной в общем и в частном. Но относительно зла мы не описываем Его как прямую причину, ибо «Святой, благословен Он, не соединяет Свое Имя со злом» (Берешит раба 3).
Но утаение Его Света и сокрытие Его Лица будут считаться корнем зла, ибо это - его настоящая причина, и это - со стороны отсутствия добра.
Однако для реализации деталей этой действительности Б-г, который всемогущ и для возможности которого нет никаких препятствий и границ, сотворил частный корень и источник. Цель этого источника зла - производить детальные аспекты зла, согласно тому, что Высшая Мудрость посчитала нужным для желательного состояния человека и мира. Об этом говорит Писание (Иешая 45:7): «(Б-г) Создает свет и творит тьму, делает мир и творит зло».

Этот корень зла - совокупность различных сил, из которых развиваются все аспекты ущербности и зла во всех своих разновидностях. Это может относиться как к душе, так и к телу, во всех их частях по их делению, и мы еще поговорим об этом во второй части.
И совокупность всех этих сил может действовать или бездействовать, полностью или частично после утаения Его Света и сокрытия Его Лица.
 Ибо по мере сокрытия дается власть действовать совокупности этих сил зла или ее частям.
При усилении же этих сил зла и при их правлении истощается сила добра и портится состояние высших сил -корней творения; они и их ответвления ослабляются.
А когда силы зла будут покорены и отнимется у них власть и действие - усилится добро и исправятся корни творений, они будут приведены в исправное состояние и усилятся вместе со своими ответвлениями.
Таким образом, все, что мы упомянули в отношении аспектов добра и зла, противоборства разума и материи, исправления и порчи - корень всех этих аспектов - в усилении этих сил зла и в приведении их вместе с порождениями к творениям, к корням и ветвями, или в их подчинении и устранении их действия и в отвлечении их вместе с порождениями от творений, их корней и ветвей.

[9] Есть много различных уровней сил зла и результатов их влияния. В общих чертах, результаты их влияния называются: нечистота, тьма и скверна, или профанное и т. п. А результаты сияния Лица Всевышнего называются: святость и чистота, свет и благословение и т. п.
Все это в общем; сами же эти классы делятся на многие виды и частности. И вокруг них вращается все управление, которым Господин, благословен Он, управляет Своим миром.
И для всех этих вещей существуют служители из рода ангелов, как мы объяснили выше, чтобы реализовывать это управление, вплоть до уровня материи, к добру или ко злу. Они - служители Творца, исполнители Его слова. Ибо так захотел Он и установил, чтобы Его постановления реализовывались через ангелов, согласно тому, как Он назначил их и на что уполномочил.


ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ из Канады

Недельная глава «Шлах» («Отправь»)
Список Чтения Этой Недели:
БаМидбар / Числа 13:1-15:41
Иохошуа / Иисус Навин 2:1-24
Иврим / Евреям 3:7-19

Бамидбар 14:1 И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь; (2) и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! (3) и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу [врагам]; не лучше ли нам возвратиться в Египет? (4) И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет.
Б-г - оптимист! Везде в Священном писании Он призывает нас доверять и верить Ему и возложить наши проблемы на Него. Кроме того, Он говорит нам не волноваться или не беспокоиться ни о чем. Есть ли для этого причина? Да есть, и я верю, что отрывок, который я привел из порции Шлах, демонстрирует это.

Б-г сказал бней Израел (сынам Израиля), что Он собирается дать им землю Ханаана. Если бы они доверяли и верили Ему, они бы осознали, что сделка заключена. Все, что посланным Моше двенадцати разведчикам надо было сделать - дать отчет относительно земли и врага. Их не просили давать оценку или высказывать своё мнение о том, действительно ли бней Израел был в состоянии победить врага. ХаШем(Бог)уже свершил это - земля была их! Ад-най Цеваот (Г-сподь армий) уже выиграл сражение в духовном мире. Враг был уже разоружен, и его защита была разбита; единственно что они не попадали все мертвыми! Они упали бы сразу, как только физическая Б-жия армия вошла бы в землю и противостала им. Однако, бней Израел отказался войти в землю, и вместо того они подняли ропот против Моше. В своём роптании против Моше они продемонстрировали сомнение в Б-ге и обратились в пессимистов.
Если Б-г - оптимист, а мы - созданые по Его образу Его дети, то дитё Б-жее, являющееся пессимистом - противоречие.

Иешуа ХаМашиях (Мессия Иешуа) сказал нам следующее:
Иоханан (Иоан) 16:33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Шалеах (Апостол) Шаул (Павел) сказал:
Фил.4:13 Все могу в укрепляющем меня Мессии Иешуа (Иисусе Христе).

Мне кажется, что мы можем заключить из вышеуказанных отрывков Священного писания и из неуказанных многих других, что, как дети Эль Эльон (Всевышний Б-г), у нас есть все, чтобы быть оптимистами.
Мы не можем проиграть, мы не можем быть побежденными до тех пор, пока мы остаемся оптимистами и полностью доверяем Г-споду.
Я даю Вам не совет, я даю Вам предупреждение, и мое предупреждение основано на нашем отрывке из Священного писания . Бней Израел не верили ХаШем (Богу), они не доверяли Ему; и это было первым грехом. Хуже того, они пошли дальше и выразили свой пессимизм и тем самым осудили себя. Своими собственными словами они прокляли и осудили себя. « О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! ...» сказали они. Не точно ли так они и умерли - в пустыне?

Выходящие из наших уст слова имеют силу, они приносят нам жизнь или смерть. Жизнь - когда наши слова уверенны и согласуются с оптимизмом нашего Создателя, и смерть - когда они пессимистичны и не согласуются с нашим Создателем.

Кохелет (Екклесиаст) 5:5 Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: "это-ошибка!" Для чего тебе [делать], чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
Мишлей (Притчи) 23:7 потому что, каковы мысли в душе его, таков и он ...
Мишлей 18:7 Язык глупого-гибель для него, и уста его-сеть для души его.
Мишлей 13:3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Матитяху (Матфей) 15:11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Мы грешим, становясь пессимистами и отрицательно высказываясь. Как и сыновья Израиля в этом недельном чтении, мы проклинаем и судим себя своими собственными словами. Наша речь никогда не должна быть пессимистической и не согласующейся с оптимистической природой нашего Б-га - нашего Создателя.
Мишлей 4:23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.

Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер


ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Недельная глава «Шлах» («Отправь»)

Наша недельная глава рассказывает о том, как Моше-рабейну посылает 12 разведчиков в Обетованную Землю Израиля с целью поднять мораль народа ожидаемым рассказом о ее прелестях. Результат, увы, оказался резко противоположным. 10 из 12 разведчиков подтвердили, что ни завоевать, ни просто жить в этой стране практически невозможно. Глава завершается заповедью об отделении халы и заповедью о кистях цицит.

Мне вспоминаются школьные годы в стандартной, израильской, светской школе. Мы как раз изучали книгу Коэлет (Екклесиаст). Наша нерелигиозная (подчеркиваю!) учительница для начала просто прочитала первую главу. Впечатление – совершенно угнетающее! «Суета сует, сказал Коэлет, суета сует, все –суета. Какая выгода человеку от всех трудов его, что он трудится под cолнцем? Поколение уходит, и поколение приходит, а земля пребывает вовеки. Идет к югу и поворачивает к северу; кружится, кружится, движется ветер, и на круги свои возвращается ветер. Все реки текут в море, но море не переполняется; к месту, куда реки текут, туда вновь приходят они. Все вещи утомляют, и никто (всего) не сможет пересказать,- не насытятся глаза тем, что видят, не переполнятся уши тем, что слышат. Что было, то и будет, и что творилось, то и будет твориться, и ничего нет нового под солнцем». Полный пессизм атмосферы замкнутого круга... «А теперь,» предложила нам наша учителница Ривка, «сравните вышесказанное с 104 псалмом Теилим. Вроде бы та же картина постоянного «круговорота вещей природы». То же самое видение «всему свое время». Но... при этом, сколько гармонии, сколько жизнерадостности! Строки царя Давида буквально дышат счастьем! В чем же разница? В Коэлете – все описанное существует само по себе, по пожизненно запрограммированному закону природы, а Теилим (Псалмы)– практически в каждой строчке с благодарностью упоминает Творца, Источник всего существуеющего, который ежесекундно поддерживает свои творения. Вот это ощущение постоянной связи с Б-гом и стоит в основе разницы между Теилим и Коэлет.»

Этот урок перевернул всю мою дальнейшую жизнь. Что касается остальной аудитории – все всё внимательно выслушали, закрыли книги и...точка. И это послужило для меня еще одним не менее важным уроком: еврейское мировоззрение есть ничто иное, как умение из всего извлекать правильный вывод. Есть ли этому подтверждение в Торе?

Посмотрите на нашу недельную главу. Прошлая недельная глава заканчивается печальным эпизодом с Мирьям и предупреждением на века о вреде злословия. Какой же вывод сделали 10 из 12 разведчиков? А никакой! И вместо того, чтобы призадуматься над только что наглядно преподанным им уроком, начинают во всю злословить на Святую Землю, а заодно и на Моше-рабейну, зачем-то выведшего их всех из-под сладкого ига египетского рабства.
Что же привело их к попытке оклеветать Б-гом избранную землю? Опять же цепь ложных выводов: отборные, гигантские фрукты свидетельствуют, по их утверждению, о вредных климатических условиях (акселерация и радиация в современной интрепретации), встретившаяся им по дороге похоронная процессия является лишним доказательством вышесказанного. Народ же в свою очередь сделал свои выводы из рассказа разведчиков. И...пошло, поехало... «И плакал народ в ту ночь», причитая «уж лучше б нам умереть в пустыне».
Последствия такого поведения стали роковыми и для разведчиков, и для всего еврейского народа. Мольбы евреев были услышаны и все жалобщики (т.е. почти вся мужская половина еврейского народа старше 20-ти лет) были обречены умереть (однако не раньше шестидесятилетнего возраста) и быть похоронеными в пустыне, так и не заслужив войти в Святую Землю.
А теперь лишь осталось нам сделать свой вывод...

Жемчужины еврейского комментария

Итак, глава завершается двумя заповедями – отделением халы и ношением кистей цицит.
Комментарий «Сефер аХинух» поясняет, что эти две заповеди соединяют материальное и духовное.
Что может быть материальней еды и одежды? И тем не менее именно они могут стать источником постоянной духовности.
Каким образом? Присоединяя к самым повседневным материальным действиям исполение заповеди.
Ведь именно в этом, в одухотворении, освящении материи (а не отказе от нее) путем заповедей Всевышнего и состоит суть иудаизма!
Вот Тора придает такое значение отделению халы от теста (подробности см. в Женском уголке) – в
едь «Хлеб всему голова» - это самая распространненая, постоянная еда, и именно ей предстоит стать источником столь частой заповеди.

Женский уголок
По традиции, на еврейской женщине лежат три особенные заповеди – зажигание субботних свечей, окунания в микве и отделение халы. Следует заметить, что наиболее благоприятное время личных молитв для женщины, когда путь к Престолу Всевышнего самый прямой – сразу после выполнения этих трех «женских» заповедей. (Конечно, если вслед за исполнением этих заповедей не идет нарушение основ Торы – если вслед за субботними свечами женщина не зажигает телевизор, если ломоть «отделенной» халы не съедается с некашерной колбасой, а после окунания в микве женщина не спешит на запрещенную Торой связь ).
Отделять халу необходимо, т.к. нельзя употреблять тесто пока это не сделано. От теста из пшеничной, ржаной, овсяной, ячменой или полбяной муки общим объемом не менее 1кг 250г нужно отделить и сжечь небольшой кусочек размером с крупную маслину. Вот этот-то кусочек и называется «хала». А так как большинство еврейских хозяек пекут хлеб (и отделяют халу) в честь царицы-субботы, это название «хала» перешло и на хлеб, подаваемый на субботний стол.
И хотя на первый взгляд выпечка хал в домашних условиях кажется слишком трудоемкой и совсем излишней, во многих еврейских семьях хозяйки предпочитают своими руками испечь халы ради заповеди ее отделения даже в ущерб богатству ассортимента остальных субботних блюд. Ведь в покупных мучных изделиях эту заповедь уже выполнили за них, а как не хочется лишать себя соблюдения лишней заповеди!

В принципе, для приготовления халы подойдет любое немолочное дрожжевое тесто. Мы же предоставляем вашему вниманию оригинальный рецепт субботней халы из цельной пшеничной муки.

Замесите дрожжевое тесто из 1 кг цельной муки, 250 г обычной пшеничной муки, 50 г дрожжей, ? стакана сахара, 1 чайной ложки соли, 4 столовых ложек растительного масла и двух с половиной стаканов теплой воды. По желанию можете добавить 2-3 небольших яйца. Не забудьте отделить халу и поставьте оставшееся тесто на полтора часа в теплое место, накрыв полотенцем. Затем разделите на 4 части. Каждую часть раскатайте в виде длинной сигары, разделите еще на 3 части и сплетите их в виде косы. Печь 4 полученные
халы в горячей духовке чуть больше получаса.


В избранное