Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недельная глава Торы в мессианском и ортодоксальном изложени Беаалотха - Когда ты будешь зажигать


Шалом, дорогие друзья! Мир вам!
Вот и прошел Шавуот. По традиции - это праздник жатвы, дарования Торы и Излияния Святого Духа на первую мессианскую общину.
В этот день Израиль молился и ожидал, как это положено при праздновании Шавуот.
Ночная молитва (с 7 на 8 июня)и славословие Господа. Чтение книги Рут (Руфь).
Молитва и ожидание откровений свыше. Мы были вместе в одном движении мессианские евреи по домам и общинам, ортодоксы по синагогам. Как единый народ.
Мы благодарны Всевышнему за Его Милость и Благодать и Милосердие.
Мы также благодарны Ему за Его Откровения в Слове и Духе.
Предлагаю вам толкования недельной главы Торы - «Беаалотха» («Когда ты будешь зажигать»)
в исполнении мессианских и ортодоксальных евреев.
Будьте благословенны!
Подписаться на эту рассылку вы можете по адресу
нашего сайта Исход-2 http://tikvaisrael.com или http://subscribe.ru/catalog/religion.toramiisrael
Езра

Изучаем иудаизм.
Об основах мироздания, книги Дерех Ашем - Путь Творца
Глава 4
О положении человека в этом мире
[1] В положении человека в этом мире различаются два обстоятельства: свойства самого человека, его частей и структуры, и место, в котором он помещен со всем, что сопутствует ему.

[2] Сам человек, как мы уже упомянули, составлен из двух противоположностей: души и тела. И мы видим своими глазами, что материальность первична в нем, и ее порождения в нем очень сильны. Ведь сразу после рождения человек почти целиком материален, и разум едва действует в нем. И по мере взросления разум будет усиливаться, у каждого на свой лад.
Но даже когда человек становится взрослым, материальность не прекращает править человеком и склонять его в свою сторону. Но если он вырастет в мудрости, будет изучать ее и укрепится на ее путях, то постарается покорить свою природу, не выпустит узду страстей из своей руки и будет стараться ходить по путям разума.
Внутренний смысл этих видимых нами вещей состоит в том, что в реальности материи и ее сути по природе находятся мутность и тьма, и эта реальность очень далека и противоположна тому, что необходимо близким к Б-гу и приобщающимся к Его святости.
И хотя душа сама по себе чиста и возвышенна, но при вхождении в материальное тело и сцеплении с ним она оказывается отделенной и оттолкнутой от своего природного состояния к противоположности. Она заключена в таком положении силой принуждения, и выйти из него сможет, только если преодолеет эту силу.
И поскольку Господин, благословен Он, постановил, что это соединение души и тела никогда не разъединится, - то есть, что разделение смерти только временно, до воскресения, но после этого душа должна возвратиться в тело и они будут существовать вместе во веки веков, - то необходимо, чтобы старалась душа, крепилась и все время ослабляла силу тьмы материальности, пока не станет тело незатемненным. И тогда тело сможет вознестись с ней вместе и получать Высший свет, вместо того чтобы душе быть униженной и темной как вначале.
Однако, пока человек находится в этом мире, материя сильна в нем, как было упомянуто. И поскольку материя мутна и темна, человек находится в большой тьме, и он очень далек от своего назначения - приобщения к Всевышнему. И человек должен направить свое старание на то, чтобы укрепить свою душу против силы материи, улучшить свое состояние и вознести себя до подобающего ему уровня.

[3] Место же, в котором находится человек, также материально и темно. И занятие человека в этом мире не может быть ничем иным, как занятием материальным и телесным, поскольку все в этом мире - материальны и телесны.
К тому же, свойства самого человека и структура его частей вынуждают его к этому занятию. Ведь невозможно ему без еды и питья и других естественных вещей, и невозможно без денег и имущества, чтобы он смог удовлетворить эти нужды.
Получается, что и со стороны тела человека, и со стороны мира, в котором он находится, и со стороны его занятий, он утоплен в материальности и погружен в ее тьму. Ему понадобятся большой труд и сильное старание, чтобы подняться в более очищенное положение, будучи по своей природе обреченным на эту материальность.

[4] Но глубоким замыслом Творца было упорядочить вещи таким образом, чтобы человек, даже будучи вынужденно погруженным в материальность, смог из самой материи и телесного занятия достигнуть совершенства и возвышения к чистоте и высоте. И, наоборот, спуск станет его восхождением, и оттуда приобретет он достоинство и славу, подобных которым нет, ибо он превращает темноту в свет, и заставит воссиять непроглядную тьму.
И это - поскольку Всевышний установил человеку границы и порядки в использовании им мира и творений и намерение, которое будет иметь при этом в виду. Когда человек действует в тех границах и порядках и с тем намерением, что приказал Творец, то это телесное и физическое действие будет само по себе производить совершенство, и с его помощью увеличится в человеке совершенство и умножатся достоинства, и он поднимется из своего низменного положения и возвысится над ним.
Высшая Мудрость приняла в расчет все недостатки, заложенные в природе человека, и все аспекты превосходства и истинного достоинства, необходимые ему, чтобы удостоиться приобщаться к Всевышнему и наслаждаться Его благом. И соответственно этому были установлены человеку порядки и границы, при соблюдении которых усилится в нем все, что нужно из истинного достоинства, и будет удалено все, что отдаляет его от Б-га.
И если бы не было установлено, что человек умрет, то с помощью этих действий душа бы усиливалась, а тьма тела ослаблялась. Таким образом тело было бы очищено окончательным очищением, и оба, душа и тело, вознеслись бы, приобщаясь к Всевышнему.
Но поскольку постановлено о смерти, это не происходит за один раз. Но, во всяком случае, сама душа укрепляется, а тело, хотя и не очищается реально, очищается потенциально, и человек приобретает статус потенциального совершенства, которое станет реальностью в подобающее ему время.

[5] Эти порядки и границы и есть заповеди Всевышнего: предписывающие и запрещающие.
Каждая из них направлена на приобретение человеком и усиление в нем одной из ступеней истинного превосходства, и на устранение одного из аспектов тьмы и недостатков. Это происходит с помощью выполнения определенной предписывающей заповеди или воздержания от нарушения запрещающей заповеди.
И детали всех заповедей, и детали каждой заповеди в отдельности основаны на истинности реалий и сути человека во всех его качествах, и на истинных аспектах требуемого совершенства. Каждая заповедь имеет свои условия и границы, необходимые для совершенствования человека.
Высшая Мудрость, которая знает все это по истине и знает природу созданий и их правильное использование, взяла все это в расчет и включила все, что нужно, в заповеди, которые Он заповедал нам в Своей Торе, как написано (Дварим 6:24): «И приказал нам Ашем исполнять все эти законы, бояться Ашема нашего Б-га, чтобы было хорошо нам во все дни, чтобы оживлять нас, как ныне».

[6] Корень всего служения - чтобы человек всегда обращался к своему Творцу, чтобы знал и понял, что создан только для того, чтобы прилепляться к Создателю, и помещен в этот мир только для того, чтобы побеждать свое злое начало и подчинять себя Творцу силой разума, противостоящего материальным вожделениям и склонностям. Человек должен управлять всеми своими действиями для достижения этой цели, никуда не отклоняясь.

[7] Все, что человек делает, можно разделить на две категории. Первая - то, что он исполняет, поскольку так было приказано ему Творцом, и вторая - то, что делает в силу необходимости. То есть, первая часть - это вся совокупность заповедей, в вторая - все использование человеком этого мира для своих нужд.
Цель исполнения человеком заповеди известна: выполнить заповедь Создателя и исполнить Его волю. Делая так, человек выполняет волю Творца двумя путями, следующими один из другого.
Во-первых, он исполняет Его волю тем, что Всевышний приказал ему сделать определенное действие, и он его делает. Во-вторых, с помощью этой заповеди он совершенствуется в одной из ступеней совершенства, являющейся порождением данной заповеди. И этим выполняется воля Всевышнего, ибо Он желает, чтобы человек совершенствовался и достигал наслаждения Его благом.
А то, что человек использует из этого мира для своих нужд, должно, прежде всего, не выходить за границы воли Творца. То есть, не должно быть в этом чего-либо, чему Б-г воспрепятствовал и что запретил, а было только то, что необходимо для здоровья тела и поддержания жизни наилучшим образом. И не должно это быть следствием материальных наклонностей и страсти к излишествам, а подготовкой тела для использования его душой в служении Творцу, чтобы не возникло для нее препятствия из-за неподготовленности и слабости тела.
И когда человек будет использовать мир именно таким образом, то использование само по себе будет производить совершенство, и человек приобретет через это использование истинную высоту, так же как приобретает ее соблюдением всех заповедей. Ибо это тоже заповедь - хранить тело и готовить его соответствующим образом, чтобы мы могли служить с его помощью Творцу, пользуясь миром для этой цели по мере необходимости.
Получается, что мы возвышаемся с помощью таких действий, и сам мир возвышается благодаря этому, будучи помощником человеку в служении Всевышнему, благословенно Его Имя.

[8] Что должен человек усилить в себе, так это любовь к Творцу и страх перед Ним. Для этого он должен размышлять о Его великой вознесенности и о низменности человека, преклониться перед Ним, и устыдиться перед Его вознесенностью. Пусть человек страстно возжелает быть одним из Его рабов, прославляться Его славой и восхваляться Его величием. Ибо любовь и страх перед Б-гом -сильные средства, приближающие человека к его Создателю, очищающие тьму материи, зажигающие сияние души и поднимающие человека от возвышения к возвышению, пока он не достигнет близости к Творцу.

[9] Б-г дал нам одно средство, которое возвышается над всеми другими средствами приближения человека к Нему. Это - изучение Торы.
Изучение Торы делится на две категории: первая -произнесение и изучение, и вторая - познание.
Всевышний в Своей доброте возжелал и составил для нас собрание речений, как постановила Его Мудрость, и передал его нам. И это - Тора (Пятикнижие), и после нее
- книги пророков. Свойство этих речений таково, что в том, кто будет произносить их в святости и чистоте, с правильным намерением - для исполнения воли Всевышнего
- увеличится в нем высшее превосходство и величайшее совершенство. А тот, кто проявит старание в понимании и познании того, что Он передал нам из объяснений этих речений, приобретет - по мере своего старания - еще большее совершенство. И тем более, если он потрудится над постижением скрытой части этих слов и над их тайнами, то каждая вещь из них, которую он уразумеет, установит и укрепит в его душе ступень из высших ступеней возвышения и истинного совершенства.
Во всех этих вещах человек не только сам по себе приобретает достоинство и совершенство, но и возвышает и совершенствует все творение, в общем и частном; и особенно - с помощью Торы.

[10] Но причина всех состояний человека, его затемненности и просветленности - это явление ему или сокрытие от него Света Всевышнего.
Ибо во всем, чему Господин, благословен Он, излучает Свое сияние, увеличивается чистота, и в том, кого достигает Его сияние, увеличивается совершенство; по мере сияния - мера происходящего от него совершенства и чистоты. При сокрытии же происходит обратное.
Господин, благословен Он, всегда светит тому, кто приблизится к Нему, и со Своей стороны никогда не задерживает добра. Но тому, кто не приблизится к Нему, будет недоставать света, и препятствие - со стороны получающего, а не со стороны Всевышнего.
И постановила Высшая Мудрость, что, выполняя заповеди, человек будет всякий раз восходить на определенную ступень близости к Б-гу. Вследствие этого, достигнет его определенная ступень Б-жественного света соответственно уровню его близости. Этот свет породит в человеке усиление определенной ступени совершенства, являющейся производной этого света.
И обратно этому - грехи. Всякое действие, относящееся к ним, которое, не дай Б-г, сделает человек, отдалит его от Всевышнего на определенную ступень, и прибавится определенный уровень сокрытия Его света и сокрытия Его Лица, и укрепится в человеке определенная ступень несовершенства, которая является порождением этого уровня сокрытия.

[11] Из всего, что мы говорили выше, выходит, что истинное предназначение заповедей - обращение к Творцу, чтобы приближаться к Нему и воспринимать свет Его Лица. А воздержание от грехов - чтобы избежать отдаления от Него, и это - истинная их цель.
Но детали этих вещей, относящиеся к деталям человека и всего Творения, как мы упомянули, очень глубоки. Мы еще обсудим некоторые из них отдельно (в четвертой части), с помощью Б-га, благословенно Его Имя.

ОТ МЕССИАНСКИХ ЕВРЕЕВ из Канады
Параша ХаШавуот Когда ты будешь зажигать

Список Чтений Этой Недели:
БаМидбар / Числа 8:1-12:16
Зекария / Захария 2:14-4:7
Коринтим Алеф / 1 Коринфянам 10:6-13

«Почему они были обриты?»
Бамидбар 8:6 возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; (7) а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты;
Этоти стихи показывают метод/процесс очистки הלוים левиим в подготовке к служению в Мишкан (Скиния/Шатер). Этот процесс не предназначался для Кохен ХаГадол (Первосвященник) и его семьи; очистка был для всех левиим. Поэтому мы говорим о тысячах людей, которые должны были омыть свои одежды, обриться с головы до ног и затем быть окропленны водой искупления - смесью воды с пеплом рыжей коровы. Можно понять мытье одежды и окропление водой искупления, но почему надо обриться с головы до ног?
Это не единственный случай, когда ХаШем требует, чтобы человек обрил свою голову и тело.

Мы также видим это требование очистки для поражённого кожным заболеванием.
Ваикра (Левиты) 14:2 вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику; (3) священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокаженный исцелился от болезни прокажения,
Ваикра 14:8 Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;
Опять же мы находим требование обриться когда исполняются дни обета назарея.
Бамидбар 6:18 и острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою; (19) и возьмет священник сваренное плечо овна и один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, и положит на руки назорею, после того, как острижет он голову назорейства своего;

Что ХаШем имеет против волос на теле? Почему Он требует, чтобы они были сбриты, когда некто проходит процесс очистки? В конце концов, Он Сам поместил волосы на тело человека. Это во-первых! Плюс, как мы понимаем - в библейские времена все мужчины имели бороды. Определённо, левиим имели бороды и даже Иешуа ХаМашиях имел бороду. Итак, почему это требование обриться?

Полагаю, что ответ на этот вопрос может быть найден непосредственно в Священном писании. Вот, к примеру, два стиха Священного писания, которые я нашел; уверен, что также есть другие:
Иешаяху (Исая) 7:20 В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду.
Дивре ХаЯмим Алеф (1 Паралипоменон) 19:4 И взял Аннон слуг Давидовых и обрил их, и обрезал одежды их наполовину до чресл и отпустил их.
В обоих случаях обритие служит для смирения и уничижения.

Почему Б-г хочет унизить и смирить левиим перед тем, как они займут самое престижное положение, которое израильтянин мог бы иметь? Не думаю, что ответ на тот вопрос лежит очень глубоко. Нам только нужно посмотреть на наших политических деятелей. Они считают, что только потому, что их избрали, они лучше, чем все остальные и заслуживают специального обслуживания. Даже многие лидеры в церквях и Мессианских конгрегациях сегодня считают, что они имеют право на лучшее обращение. Фактически, есть пасторы, которые настаивают на том, чтобы быть обслуженными в их конгрегациях и иметь все виды роскоши.

Ничего из этого не должно быть среди народа Б-жиего! Чтобы люди понимали это, Б-г уничижает и смиряет их при посвящении. Это служит напоминанием для тех, кто мог бы считать себя особенным только из-за свого положения. Также это дает понимание, что они сами не столь особенные и что их положение, хотя и важное, обязует их быть скромными.
Мы - ничто перед святым, удивительным и внушающим страх Б-огом. Все мы были просто грешниками, заслуживающими смерти за свои грехи. Милость ХаШем позволила нам жить, и Его милостью мы существуем. Как дети Б-жии мы - слуги Б-га и Он ожидает, что мы будем служить Ему в смирении и скромности.
 Я призываю нас жить и руководить как Б-г желает нам делать, а иначе Он нас будет смирять!
Барух ХаШем
Рабби Яков Фарбер

ОТ ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ЕВРЕЕВ
Недельная глава «Беаалотха» («когда ты будешь зажигать»)

Эта недельная глава повествует о законах зажигания Храмового светильника – Меноры и о назначении 70 старейшин помощниками Моше. В ней также рассказывается о наказании евреев, недовольствовавшихся манной, а требующих мяса, и вспоминающих о якобы прекрасной жизни евреев (это рабов-то!) в Египте. Удовлетворение своих прихотей их-то и погубило.
В своей знаменитой жалобе на постоянное питание небесной манной евреи вспоминают «огурцы, дыни, арбузы, лук-порей, лук и чеснок». Почему именно эти продукты? Что в них особенного?
Одно из необъяснимых чудес манны было то, что оно обладало практически всеми вкусовыми качествами и свойствами всех продуктов. Питаясь манной, каждый мог заказать себе вкус любого блюда. Любого, кроме ... вышеперечисленных. Дело в том, что именно эти продукты питания плохо влияют на молоко кормящих матерей!
А теперь прочувствуйте ситуацию. Около 3 миллионов человек лишены определенных вкусовых ощущений и за того, что среди них находятся несколько кормящих матерей. Допустим даже, что таких женщин было немало. Пускай даже сотни, или тысячи. Да хотя бы и все! Но почему из-за этого должны страдать еще и 600 000 мужчин, и десятки тысяч детей, уже вышедших из младенческого возраста?
Забота о будущем – непременный девиз человечества во все века на всем земном шаре. Но где та переходная черта, за которой красивый лозунг по-настоящему претворяется в действительность? Чем мы готовы поступиться ради будущего поколения? Готовы ли мы пожертвовать часами своего сна, своим спокойствием, своими привычками ради здорового сна, здоровых привычек и спокойствия наших детей? Готовы ли мы на время отказаться от таких пустяков, как луковый суп или салат из огурцов? На словах – бессомненно! На деле? Скорей
всего. Надо попытаться.
Но наши дети, наше будущее – не поле для экспериментов! А то, вдруг не получится? Что тогда?
Пусть дыня и чеснок, в минимальных количествах съеденные кормящей матерью, не нанесут непроправимого вреда ее грудному младенцу, не скажутся на всем его жизненном пути, но в том-то и дело, что жизнь состоит из сплошных мелочей. Пусть каждая из них ничтожна, но их совокупность таит в себе громадный разрушительный заряд. Как объяснить ребенку, что существуют «нельзя» и «надо», если для тебя есть только «так хочется»?
И эта забота – удел не только кормящих матерей. Чем готов поступиться заботливый любящий муж, чтобы его кормящая жена, лишенная определенных гастрономических удовольствий, не чувствовала себя ущербно? От чего готов отказаться брат, товарищ, сосед, чтобы не ставить в неловкое положение семьи своих братьев, товарищей и соседей. Вот с этих-то мелочей и начинается глобальная забота о будущем. О будущем и настоящем!

Жемчужины еврейского комментария.
«А народу скажи: приготовтесь к завтрашнему дню и вы будете есть мясо...пока оно не выйдет у вас из носа...»
Комментарий Ор –аХайим удивляется: зачем откладывать все назавтра? Неужели нельзя было послать перепелов, которыми «насытились» нечестивцы до губительного состояния, о котором были заранее предупреждены, тотчас же?
И объясняет: евреям были предоставлены почти целые сутки для размышления. От них некто не скрывал возможных последствий завтрашнего чрезмерного чревоугодия. Надо было только подготовиться должным образом. Расскайся они в своих побуждениях, и все могло бы кончится не так печально. То же самое мясо перепелов пошло бы им только на пользу. Но, увы! Евреи не приняли смысл отсрочки к сведению и были сурово наказаны.
«Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

В избранное