В первый день месяца шват, за 37 дней до своей смерти, Моше начал повторять Тору народу Израиля. Он вспомнил события, которые случились за сорок лет странствий и те законы, которые дал Б‑г за это время. Моше упрекнул евреев за их грехи. Он призвал их хранить Тору и соблюдать её заповеди на земле, которую Б‑г даст им в вечное владение. Туда они придут после смерти Моше.
Моше вспомнил, как он назначил судей и смотрителей, чтобы облегчить своё бремя – вершить суд и учить народ Торе.
Он вспомнил путь от Синая через пустыню.
Он вспомнил поход разведчиков и то, как народ отказался от Земли Израиля. Тогда Всевышний постановил, что всё поколение Исхода умрёт в пустыне. «Также и на меня, – сказал Моше, – прогневался Г‑сподь из‑за вас, сказав: "И ты не придёшь туда"».
Моше вспомнил и то, что произошло недавно: народы Моава и Амона не позволили евреям пройти через свои земли; евреи завоевали земли эморейских царей Сихона и Ога – там поселились колена Реувена, Гада и часть колена Менаше.
Моше напутствовал своего преемника Йеошуа, который приведёт народ в Святую Землю и возглавит её завоевание: «Не бойтесь их [народов], ибо Г‑сподь, Б‑г ваш Сам сражается за вас!»
Эту главу читают в субботу перед 9 Ава и в ней много намёков на события этого дня. Глава начинается с обличительной речи Моше – он напоминает евреям о тех местах, где они гневили Б‑га. Среди прочих проступков, которые совершили евреи, Моше напомнил им грех разведчиков.
Известно, что история, когда вернулись разведчики и евреи напрасно переживали, случилась в ночь 9 Ава. И 9 Ава превратилось в день подлинного траура. Упрекая евреев за этот грех, Моше сказал: «И возроптали вы в шатрах ваших, и сказали: "По ненависти Б‑га к нам вывел Он нас из страны Египетской"». В память о том, что евреи несправедливо упрекали Всевышнего в ненависти к ним, в ночь 9 Ава читают свиток Эйха («Плач Иеремии»). Эта книга начинается словами, первые
буквы которых образуют слово «ненависть».
В первый раз о разведчиках говорится в книге «Бемидбар». Там рассказывается, как евреи плакали и сетовали на то, что им якобы суждено погибнуть в борьбе за Землю Израиля. Этим они проявили неверие в могущество Б‑га.
Во второй раз о разведчиках говорится здесь, в книге «Дварим»: Моше упрекнул евреев ещё и за то, что они полагали, будто Всевышний ненавидит их.
Моше сказал о том, что евреи «возроптали в шатрах своих». Это значит, что кроме открытых претензий, которые они высказали ему, Моше, они ещё и скрытно высказывали недовольство между собой в своих шатрах. Что имеется в виду?
Раши цитирует Мидраш. Евреи были недовольны самим фактом исхода из Египта, «поливного поля, которое орошается поднимающимся Нилом», и предстоящим приходом в Землю Израиля, которая зависит от дождей.
Оба обвинения – и то, что Б‑г ненавидит евреев, и то, что Египет лучше Земли Израиля, – абсолютно ложны.
Во‑первых, очевидна бесконечная любовь Творца к Своему народу, ради которого Он сотворил великие чудеса во время Исхода из Египта и в пустыне.
Во‑вторых, очевидно, что Земля Израиля, которую Он обещал благословить дождями, лучше Египта, где для орошения полей водами Нила нужно было строить специальные сооружения.
Евреи не смели предъявлять свои претензии открыто, а лишь «роптали в шатрах». Это показывает, что их обвинения были лживыми.
Но при всём при этом, как подчёркивает Раши, «Он любит вас!» И напоминание об этом звучит в субботу перед 9 Ава, чтобы поддержать евреев во время траура и напомнить им, что несчастье и горе временны, и что Всевышний непременно утешит Свой народ и выведет его из изгнания.