В Синайской пустыне Б‑г повелел провести исчисление двенадцати колен Израилевых. Результат переписи: 603 550 мужчин в возрасте от 20 до 60 лет, т. е. годных к воинской службе. Колено Леви исчислили отдельно от остальных колен. Было насчитано 22 300 человек мужского пола в возрасте от 1 месяца и старше. Б‑г повелел, чтобы левиты служили в Храме вместо первенцев. (Первенцы стали непригодны для священнослужения, так как они поклонились Золотому
Тельцу). Первенцев оказалось на 273 больше, чем левитов. 273 «лишних» первенцев должны были внести выкуп – по 5 серебряных шекелей.
Когда во время странствий по пустыне евреи отправлялись в путь, левиты разбирали и несли Святилище; на следующей стоянке они собирали его в центре лагеря.
После этого левиты возводили свои шатры вокруг Святилища:
семейство Кеата, чьей обязанностью было переносить на плечах храмовую утварь, располагалось к югу от Святилища;
левиты семейства Гершона, перевозившие занавеси и покрывала, располагались на западе;
семейство Мерари, отвечавшее за перевозку балок и оснований, разбивало лагерь на севере.
На востоке, напротив входа в Святилище, стояли шатры Моше, Аарона и сыновей Аарона.
Вокруг стана левитов располагались четырьмя группами шатры двенадцати колен:
на востоке – Йеуда (74 600 человек), Йиссахар (54 400) и Зевулун (57 400);
на юге – Реувен (46 500), Шимон (59 300) и Гад (45 650);
на западе – Эфраим (40 500), Менаше (32 200) и Биньямин (35 400);
на севере – Дан (62 700), Ашер (41 500) и Нафтали (53 400).
В таком же порядке евреи передвигались во время странствий. У каждого колена был наси (глава, князь) и особое знамя.
Факт существования еврейского народа на протяжении всей его многострадальной истории представляется чем‑то невероятным. Евреи с момента, когда они сформировались как народ, уподобляются «овце среди семидесяти волков». Народы мира всегда их преследовали и неоднократно пытались уничтожить. Большинство из этих народов стёрты с лица земли, а евреи всё ещё существуют. В чём секрет этого?
В книге «Шней лухот абрит» говорится, что сила вечного существования еврейского народа заложена в повелении Всевышнего исчислить всех евреев в пустыне. Исчисление придаёт вещи особый статус: как формулируется это правило в Талмуде, «исчисляемое не устраняется». Подсчёт сообщает подсчитанному особую важность, которая делает невозможным полное исчезновение. Пересчитав евреев в пустыне, Всевышний сделал еврейский народ таким неисчезающим «исчисляемым».
Однако в этом есть нечто непонятное. Исчисляемые вещи важны не потому, что их пересчитывают. Наоборот, их считают потому, что они важны. Важность вещи – причина счёта, а не следствие. Факт подсчёта лишь раскрывает особое достоинство, внутренне присущее этому предмету. Может показаться, что и подсчёт евреев в пустыне стал следствием особого статуса, которым они обладали и до того.
Ответ на этот вопрос кроется в том, что заповедь о пересчёте сынов Израиля находится в главе «Бемидбар», которую читают перед праздником Шавуот – днём Дарования Торы. Что изменило Дарование Торы на горе Синай? Тора существовала и до этого, её изучали наши праотцы, левиты и т. д. Но до Синайского Откровения Тора и её заповеди лежали исключительно в духовной плоскости и не оказывали никакого влияния на материальность. А после Дарования Торы на горе Синай евреи получили силу
привносить святость в материальный мир.
С Дарованием Торы акцент был перенесён с духовного на материальное. Главной целью стало действие в рамках материального мира, привнесение святости в материальность, чтобы любая духовная идея находила своё выражение именно в земной реальности.
Теперь понятно, зачем понадобилось исчислять евреев. Если бы особое достоинство народа Израиля оставалось лишь в духовной плоскости и не проявилось бы посредством пересчёта, он всё равно был бы неуничтожим благодаря величию своей духовной сущности. Но тогда этот огромный духовный потенциал еврейского народа не проявлялся бы в мире и не оказывал бы на него воздействия.
Благодаря заповеди исчисления сущностное достоинство еврейского народа раскрылось в рамках этого мира; в реальности мира ощущается вечность народа Израиля.
Иными словами, повелев пересчитать евреев, Всевышний проявил их уникальность в самой природе материального мира и укрепил тем самым их потенциал освящения этого мира, чтобы превратить его в «жилище для Творца».