В начале главы даются законы о священнослужителях (коаним, ед. ч. коэн), первосвященнике (коэн‑гадоль) и храмовой службе:
коэн должен избегать ритуальной нечистоты от контакта с мёртвым телом, исключение – смерть кого‑либо из близких;
коэн не может жениться на разведённой или на женщине с нечистым прошлым;
коэн‑гадоль может жениться только на девственнице;
коэн с физическим изъяном не может служить в Храме;
увечных животных нельзя приносить в жертву.
Новорождённый телёнок, ягнёнок или козлёнок должен оставаться с матерью не меньше семи дней; начиная с восьмого дня его можно принести в жертву. Запрещено приносить в жертву животное и его детёныша в один и тот же день.
Во второй части главы перечисляются «дни священного собрания» – праздники еврейского календаря.
Шабат – Суббота.
День принесения пасхальной жертвы – 14 нисана.
Праздник Песах. Начинается 15 нисана и длится 7 дней.
Приношение омера (меры ячменя нового урожая) во второй день Песаха. После этого начинается отсчёт 49 дней.
Праздник Шавуот. Празднуется на 50 день после приношения омера.
«День памяти о трубных звуках» – 1 тишрея.
День поста – 10 тишрея.
Праздник Суккот. Начинается 15 тишрея и длится 7 дней.
Праздник Шмини‑Ацерет. Наступает на восьмой день после начала праздника Суккот.
Затем говорится о зажигании меноры (храмового светильника) и о хлебе, раскладываемом каждую неделю на золотом столе в Святилище.
В конце главы рассказывается о случае, когда человека наказали за богохульство. Говорится о наказании того, кто совершит убийство, причинит увечье или нанесёт ущерб имуществу.
Всевышний повелел Моше: «Говори с сынами Израиля и скажи им: "Праздники Г‑спода, которые вы должны называть священными собраниями, вот праздники мои: шесть дней будет совершаться работа, а в седьмой день Суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это – Суббота Г‑спода во всех местах поселения вашего"».
Шесть рабочих дней недели – это подготовка к седьмому дню – дню отдыха и покоя.
Наши мудрецы сравнивают шесть тысячелетий существования мира с шестью будними днями недели. Шесть тысяч лет – годы, когда через изучение Торы и выполнение заповедей происходит подготовка к седьмому тысячелетию. Седьмое тысячелетие – это вершина мироздания – Освобождение. Мудрецы сказали про него: «день, который весь Суббота и покой для вечной жизни».
В субботе комментаторы Торы выделяют две ступени святости. Сказано: «шабат шабатон» («суббота суббот»). Первое слово этого выражения, «шабат», означает отдых от физической работы. Второе слово, «шабатон», выражает более высокий уровень, чем просто воздержание от усилий.
Святость «шабатона» вносит в духовное пространство седьмого дня внутренний покой, более высокий, чем физическое бездействие: «День покоя и святости народу своему дал Ты». Когда Тора говорит: «Шесть дней будет делаться работа…», она намекает на эту ступень святости Субботы. И этой высочайшей ступени мы удостаиваемся в Субботу за работу и добрые дела в течение шести будних дней недели.
Подобно этому и грядущее Освобождение: как только наступит «шабат» грядущего Освобождения, зло покорится и прекратит войну с добром, которое победит его. Это похоже на то, как мы прекращаем физический изнуряющий труд в субботу.
Прошедшие шесть тысячелетий активного труда – и физического, и, главное, духовного – подготавливают не только первый период прихода Машиаха, «шабат», но и седьмое тысячелетие, «шабат шабатон», когда дух нечистоты будет уничтожен и полностью устранён из мира.
Так можно истолковать слова: «Шесть дней будет делаться работа…»: на нас возложена миссия подготовить мир к приходу Освобождения – к «седьмому дню». И это будет не просто Суббота отдыха от страданий и тяжких трудов, наполняющих историю человечества.