Еврейский центр на Васильевском острове
Санкт‑Петербург, 5‑ая линия В.О., д. 32, вход со двора, 2‑ой этаж
Сайт:
shalom-vo.ru
E-mail:
info@shalom-vo.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33, (812) 323‑04‑42
Приходите к нам на шабат! Пт 11.03:
Минха (дневная молитва) – 18:15
Зажигание свечей – 18:34 (время для Петербурга)
Кабалат шабат (встреча субботы) – 18:40
Кидуш, трапеза – 19:00
Сб 12.03:
Шахарит (утренняя молитва) – 10:00
Кидуш, трапеза – 13:30
Шабат заканчивается в 19:55 (время для Петербурга)
Моше провёл исчисление золота, серебра и меди, которые народ пожертвовал на строительство Мишкана (Святилища). Бецалель, Оолиав и их помощники изготовили восемь одеяний первосвященника по предписаниям, которые получил Моше.
Изготовленные детали Мишкана принесли к Моше. Он возвёл Мишкан и помазал его священным маслом помазания. Моше посвятил Аарона и его сыновей в священнослужение. Над Мишканом появилось облако, символизирующее приход в него Шхины – Б‑жественного Присутствия.
Эта глава – последняя в книге Шмот, второй книге Торы. Её называют ещё и Книгой Освобождения, так как в ней описывается Исход евреев из Египта. А заканчивается книга рассказом о том, как евреи построили Святилище и в нём раскрылась Б‑жественность. В конце главы говорится: «И когда поднималось облако над Святилищем – отправлялись сыны Израиля во все странствия свои…»
Между этими словами и тем, что им предшествует, казалось бы, нет никакой связи. Какое отношение имеет рассказ об облаке к установке Святилища? Кроме того, из этих слов следует, что движение евреев, их приближение к Земле Израиля было связано с удалением Б‑жественного присутствия: «когда поднималось облако». Почему?
На оба эти вопроса есть общий ответ: цель всего – и строительства Храма, и вообще Творения – выражена в том, что евреи «отправляются в путь» тогда, когда «поднимается облако». Недостаточно выполнять волю Творца в те моменты, когда Его присутствие очевидно. Принципиально важно подниматься на уровень святости и тогда, когда это присутствие скрыто, когда всё выглядит так, будто «облако поднялось» и удалилось.
Мидраш говорит: «Возжелал Всевышний, чтобы было у Него жилище в нижних мирах». Но разве для Него существуют понятия «высшее» и «низшее»? В Мидраше объясняется, что значит «в нижних». Именно тогда, когда святость скрыта, когда духовность пребывает на самом низком уровне, надо строить жилище для Б‑га. В этом и есть цель Творения – чтобы «низкое», в котором нет открытого Б‑жественного присутствия, превратилось в «жилище» для
Него. Евреи достигают этого, исполняя заповеди Торы.
Когда облако Всевышнего остаётся внизу и Б‑жественность очевидна, открыта для всех, этот мир нельзя назвать «нижним», в нём не может выполняться цель Творения. Когда же «облако удаляется», сыны Израиля «отправляются в путь» к выполнению воли Творца.
В этом и есть предназначение Святилища: дать человеку силы для служения Творцу, когда «облако удалилось». Вот почему в конце главы, которая рассказывает о Святилище, речь идёт об «удалении облака».