Еврейский центр на Васильевском острове
Санкт‑Петербург, 5‑ая линия В.О., д. 32,
вход со двора, 2‑ой этаж
Сайт:
shalom-vo.ru
E-mail:
info@shalom-vo.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33, (812) 323‑04‑42
Приходите к нам на Йом Кипур!
Вт 22.09:
Зажигание свечей, начало праздика и поста – 18:43 (время для Петербурга)
Коль Нидрей (вечерняя молитва) – 19:00
Ср 23.09:
Урок Торы – 9:00
Шахарит (утренняя молитва) – 10:00
Изкор (поминовение умерших) – 12:00
Минха (дневная молитва) – 17:00
Неила (заключительная молитва) – 18:00
Окончание праздика и поста – 20:00 (время для Петербурга)
Гмар хатима това! Хорошей записи в Книге Жизни!
Лёгкого поста!
ЙОМ КИПУР * יום‑כפור
10 ТИШРЕЙ 5776 ГОДА
(22–23 СЕНТЯБРЯ 2015 ГОДА)
Йом Кипур (10 тишрей) – День Искупления – завершает сорокадневный период духовного очищения. Сначала были тридцать дней месяца элул – время искреннего отчёта, самоанализа и подведения итогов прошедшего года. А затем – десять дней трепета и раскаяния от Дня Суда – Рош Ашана до Йом Кипура, когда утверждается приговор, вынесенный каждому на предстоящий год.
Существует очень давний обычай, который называется Капарот (Капорес). Вечером, за сутки до наступления Йом Кипура, или накануне Йом Кипура на рассвете мужчины и мальчики берут в руки петуха, а женщины и девочки – курицу и произносят молитву Бней Адам. Затем, вращая птицу над головой, произносят: «Да будет это моим искуплением…» Затем зарезанную птицу или ее стоимость отдают бедным. Идея обряда капарот: мы должны осмыслить, что и нас за наши грехи могла
бы, не дай Б‑г, постичь судьба этой птицы. Если не удалось достать курицу, обряд Капарот можно сделать на деньги, которые вращают над головой, а потом отдают бедным.
Перед Йом Кипуром принято просить прощения у знакомых, если случилось их обидеть словом или действием, ведь Б‑г не прощает человека, пока его не простили люди.
Накануне Йом Кипура, примерно за час до захода солнца, устраивают последнюю перед постом обильную трапезу. Перед уходом в синагогу отец (или мать, если нет отца) традиционно благословляет детей: «Да уподобит тебя Б‑г Эфраиму и Менаше. Да благословит тебя Б‑г и охранит тебя. Да будет благосклонен к тебе Б‑г и помилует тебя. Да будет благоволить к тебе Б‑г и пошлет тебе мир».
Пост начинается вечером, за 18 минут до захода солнца. На протяжении этих суток запрещается есть, пить, умываться, умащивать кожу кремами и мазями, носить кожаную обувь, запрещена супружеская близость. В этот день, как в шабат, запрещена любая работа.
Женатые мужчины, уходя в синагогу на вечернюю молитву Коль Нидрей, берут с собой свечу, которая может гореть целые сутки. Она называется «свеча жизни». Лучше зажечь её не самому, а отдать габаю (старосте синагоги). Кроме этого, каждый, кто произносит поминальную молитву Изкор, зажигает поминальную свечу у себя дома. Свечи можно зажигать только до начала праздника!
Молитвы Йом Кипура проникнуты просьбами к Б‑гу о прощении и искуплении грехов, совершённых каждым человеком и всем еврейским народом. Служба в синагоге начинается ещё засветло с того, что кантор трижды поёт молитву Коль Нидрей, а все присутствующие негромко повторяют за ним каждое слово. После Коль Нидрей следует вечерняя молитва Маарив. Следующая служба (Шахарит) начинается рано утром. После чтения Торы произносят Изкор –
поминальную молитву по умершим. После молитв Мусаф и Минха начинается послядняя, самая торжественная служба – Неила. Это вершина всех молитв Йом Кипура. Затем раздаётся последний трубный звук шофара, и День Искупления завершают словами: «В будущем году – в Иерусалиме!»
КАК ПОСЛЕ СТРАШНОГО СНА РАСКАЯЛСЯ ЕВРЕЙ
Это случай из жизни гаона раби Авраама Батито, известного в городах Турции за свои чудеса. Однажды в месяц элул он приехал в город рядом с Измиром и проповедовал на тему раскаяния и служения Б‑гу.
Но, как известно, одна насмешка разрушает множество назиданий.
Там был насмешник по имени Хаим Ходра, который смеялся над словами проповедника, говоря: «Кто знает об этих наказаниях? Кто рассказал ему, как будут судить? Неужели кто‑то вернулся из загробного мира?»
После выступления главы общины подошли к раву и сказали, что есть здесь некто, насмехающийся и вводящий других в грех. На это рав сказал: «Утром после молитвы пусть останутся со мной десять почтенных мужей общины, и посмотрим, что можно сделать».
Послали за Хаимом Ходрой, и он предстал перед равом. Тот попросил его сесть рядом и стал говорить с ним от всего сердца о том, что есть суд и Судья, и что мы в руках Его как глина в руках горшечника; что Он умертвляет и оживляет, спускает в ад и поднимает…
Рав говорил, а у того закрывались веки. Он откинулся и задремал. Собравшиеся хотели его разбудить, но рав помахал рукой, чтобы ничего не делали, а сам стал пристально смотреть на часы.
Прошло несколько минут, и внезапно тот человек проснулся с криком, вскочил и испуганно посмотрел вокруг.
Наклонился рав и спросил: «Ну что, отведал ты вкус смерти? Каково было расстаться с душой?»
Тот, едва услышал эти слова, сразу упал со стула и потерял сознание. На него брызнули водой, похлопали по лицу и вернули в обычное состояние, но все его тело дрожало. Лицо было белым, зубы стучали, и он начал свой рассказ.
«Рав говорил о наказаниях после смерти, и что‑то во мне сдвинулось.
Я подумал про себя (и словно видел всё это во сне): "Что же будет в конце? Поститься в раскаянии мне трудно, истязать себя я не могу. Что делать?" Взял я кувшин с маслом и вышел за город, вылил его на себя и сказал: "Не хочу отвечать перед судом ни наверху, ни внизу! Пусть придёт ветер и рассеет мой прах!" Я тотчас поджёг себя и обратился в горящий факел. Страдания были огромными, страшными, как в огненной печи. Но было и одно утешение: "В короткое мгновение все завершится, и не останется от меня даже
воспоминания".
Ветер быстро унёс золу и пепел. Но Всевышний намекнул ангелу собрать этот прах и вернуть его к жизни. В одно мгновение я увидел себя стоящим в долине, как прежде, а рядом пустой кувшин из‑под масла… Сожжение не помогло мне. Были лишь страшные страдания. И тогда я подумал: "Это был всего лишь кошмарный сон".
Внезапно я услышал, как рав спрашивал меня о вкусе смерти и о том, как выходила душа, и упал в обморок».
Теперь же рав спросил снова: «Сейчас‑то ты веришь, что есть Б‑г в Израиле, убивающий и оживляющий, бросающий в ад и возвращающий оттуда?»
Тотчас упал Хаим Ходра к ногам рава и заплакал горючими слезами. Он принял на себя решение стать верным евреем и попросил открыть ему путь исправления.
Сказал ему рав: «Если б ты спросил раньше, то узнал бы, что от тебя не требуют ни постов, ни истязаний. Нужно всего лишь искренне раскаиться и исправить свое поведение». Хаим принял решение исправиться и стал достойным человеком.