Еврейский центр на Васильевском острове
Санкт‑Петербург, 5‑ая линия В.О., д. 32, вход со двора, 2‑ой этаж
Сайт:
shalom-vo.ru
E-mail:
info@shalom-vo.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33, +7‑921‑187‑73‑30
Приходите на шабат в наш Центр! Пт 28.03:
Урок Торы – 17:50
Минха (дневная молитва) – 18:50
Зажигание свечей – 19:15 (время для Петербурга)
Кабалат шабат (встреча субботы) – 19:20
Кидуш, трапеза – 19:40
Сб 29.03:
Урок Торы – 9:00
Шахарит (утренняя молитва) – 10:00
Кидуш, трапеза – 13:30
Урок Торы – 17:00
Минха (дневная молитва) – 19:50
Маарив (вечерняя молитва) – 21:30
Шабат заканчивается в 21:39 (время для Петербурга)
В этой главе продолжается обсуждение законов ритуальной чистоты и нечистоты.
Женщина после родов должна очиститься – окунуться в микву (ритуальный водоём) и принести жертвы в Храме. Каждого мальчика на восьмой день жизни следует обрезать.
Даются законы о цараат – проказе. Это сверхъестественное заболевание, способное поражать кожу человека, одежду, камни дома.
Если на коже человека появилась белая или красноватая язва или если на одежде появилась язва тёмно-красного или зелёного цвета, то нужно вызвать коэна. Коэн, исходя из различных признаков, выносит вердикт о нечистоте или чистоте.
Прокажённый человек до выздоровления должен жить в одиночестве за пределами лагеря (города).
В предыдущих главах книги «Вайикра» шла речь о законах, связанных с различными животными: какие из них чистые, разрешенные в пищу, а какие нет; какие жертвы следует приносить в Храме. Глава «Тазриа» рассказывает о законах, связанных с человеком, о его ритуальной нечистоте и о том, как от неё очищаться. Мудрецы по этому поводу заметили: «Как человек был создан после животных, так и законы о нём следуют после законов о животных».
Талмуд и Мидраш объясняют, почему человек был создан после всех животных. Первое объяснение: мир надо было подготовить к появлению человека. Второе объяснение: если человек будет поступать плохо, ему уместно будет напомнить: «Даже комар был раньше тебя, червь был раньше тебя!»
Оба объяснения указывают на два противоположных аспекта сущности человека. С одной стороны, он – «царь природы», именно для него Всевышний приготовил растения и животных. С другой стороны, всё, что окружает человека, появилось до него.
Первый комментарий отмечает преимущество человека. Имеется в виду душа.
Второй комментарий указывает, что все другие создания появились раньше человека. Здесь речь идёт про тело.
Душа, частица Б‑жественного, определяет главенство человека в мире. Эта та его часть, которая абсолютно неотделима от Творца, и даже природная греховность человека не в силах оторвать его от святого источника.
Но тело человека уступает даже комару: все другие творения Всевышнего выполняют своё предназначение в соответствии с Его волей, и лишь человек способен воспротивиться Его воле.
Человек может опуститься ниже всех созданий Б‑га. Именно поэтому Тора рассматривает законы о нечистоте человека после законов о животных. Как известно, Тора исследует относительно лёгкие законы перед более тяжелыми. Поскольку Всевышнему «легче» править миром животных и растений, чем человеком, Тора разбирает сначала «лёгкие» вопросы – законы о животных и только после этого переходит к «трудным» вопросам – к законам о человеке.
Сущность человека включает в себя противоположные аспекты. Вот почему самые совершенные создания, люди, ведут себя нередко хуже хищников в джунглях. Вот почему так часто отношения между животными более справедливы, чем между людьми. Как может быть, чтобы эти две противоположности – интеллектуальное превосходство, присутствие Б‑жественной души с одной стороны и низменное поведение с другой стороны – уживались вместе?
Верно, что в материальном плане человек несовершенен даже по сравнению с животными. Но в этом и есть цель Творения: Всевышний хочет, чтобы чистая душа оделась в низменное тело человека и смогла поднять, одухотворить его.