В середине IV в. до н. э. самой могущественной державой в мире была Персидская империя. Она простиралась от Индии до Эфиопии. Столица Персидской империи г. Сузы (Шушан) была одновременно и главным центром еврейской диаспоры.
Властитель империи, царь Ахашверош, очарованный красотой еврейки Эстер, взял её себе в жёны, а Мордехаю, двоюродному брату Эстер, пожаловал один из самых важных постов в государстве. Тем не менее Аману, наиболее приближенному к Ахашверошу придворному, удалось убедить царя, что необходимо истребить весь еврейский народ в один день – 13‑го адара следующего года.
Над евреями, жившими в империи Ахашвероша, нависла смертельная опасность. Но Б‑г разрушил замыслы Амана и обратил их против него самого. В результате Ахашверош приказал казнить Амана, а евреям разрешил истребить своих врагов 13‑го адара (первоначальный указ нельзя было отменить, можно было только издать новый). Теперь вторым после царя человеком в империи стал Мордехай. В память об этом чуде мудрецы Торы того поколения установили, что 14‑го адара, когда евреи праздновали победу
над своими врагами, навечно следует сделать праздником. Этот праздник стал называться Пурим, что означает «жребии», так как Аман бросал жребий, в какой день истребить евреев.
Заповеди Пурима
В этом году Пурим празднуется вечером 15 марта и днём 16 марта.
Каждый еврей и каждая еврейка должны прослушать чтение Свитка Эстер в Пурим дважды – вечером и утром. Следует приводить и детей, чтобы приучать их к исполнению этой заповеди.
Другая заповедь, которую исполняют в Пурим по установлению мудрецов, – мишлоах манот («посылка яств»). Нужно как минимум послать одному еврею (т. е. передать через третьего человека) два вида еды или один вид еды и какой-нибудь напиток (всё должно быть кошерным!). Тот, кто не ограничивается этим минимумом, но рассылает мишлоах манот многим евреям, достоин всяческих похвал.
Ещё одна заповедь Пурима – матанот лаэвйоним («подарки бедным»). В Пурим надо дать цдаку (благотворительные деньги) по крайней мере двум еврейским беднякам (деньги надо передавать через третьего человека, чтобы бедняк не знал, от кого они).
И наконец – праздничная трапеза и особое веселье. Сказали наши мудрецы: «Обязан каждый напиться в Пурим до такой степени, чтобы не отличать "проклят Аман" от "благословен Мордехай"». Это высказывание содержит в себе глубокие тайны Торы. (Тем не менее нельзя так напиваться, чтобы нарушить какую-либо заповедь Торы).