Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - глава Пекудей


Ешива «Томхей Тмимим Любавич», Санкт‑Петербург
Сайт: lubavitch.ru
E-mail: info@lubavitch.ru
Тел.: +7‑911‑922‑08‑33


ГЛАВА ПЕКУДЕЙ * פקודי I
(03.03.2013 – 09.03.2013)
На этой неделе читают две главы – Ваякгель и Пекудей.

Текст главы


Моше провёл исчисление золота, серебра и меди, пожертвованных народом для сооружения Мишкана (Святилища). Бецалель, Оолиав и их помощники изготовили восемь одеяний первосвященника по предписаниям, которые получил Моше.

Изготовленные детали Мишкана принесли к Моше. Он возвёл Мишкан и помазал его священным маслом помазания. Моше посвятил Аарона и его сыновей в священнослужение. Над Мишканом появилось облако, символизирующее приход в него Шхины – Б‑жественного Присутствия.


Эта глава – последняя в книге Шмот, второй книге Торы. Её называют ещё и Книгой Освобождения, так как в ней описывается Исход евреев из Египта. А заканчивается книга рассказом о строительстве Святилища и о раскрытии Б‑жественности в нём. В конце главы говорится: «И когда поднималось облако над Святилищем – отправлялись сыны Израиля во все странствия свои…»

Между этими словами и тем, что им предшествует, казалось бы, нет никакой связи. Какое отношение имеет рассказ об облаке к установке Святилища? Кроме того, из этих слов следует, что движение евреев, их приближение к Земле Израиля было связано с удалением Б‑жественного присутствия: «когда поднималось облако». Почему?

На оба эти вопроса есть общий ответ: цель всего – и строительства Храма, и вообще Творения – выражена в том, что евреи «отправляются в путь» тогда, когда «поднимается облако». Недостаточно выполнять волю Творца в те моменты, когда Его присутствие очевидно. Принципиально важно подниматься на уровень святости и тогда, когда это присутствие скрыто, когда всё выглядит так, будто «облако поднялось» и удалилось.

Мидраш говорит: «Возжелал Всевышний, чтобы было у Него жилище в нижних мирах». Но разве для Него существуют понятия «высшее» и «низшее»? В Мидраше объясняется, что значит «в нижних». Именно в такой ситуации, когда святость скрыта, когда духовность пребывает на самом низком уровне, следует строить жилище для Б‑га. В этом и есть цель Творения – чтобы «низкое», где нет открытого Б‑жественного присутствия, превратилось в «жилище» для Него. Евреи достигают этого, исполняя заповеди Торы.

Когда облако Всевышнего остаётся внизу и Б‑жественность очевидна, открыта для всех, этот мир не является «нижним», в нём не может выполняться цель Творения. Когда же «облако удаляется», сыны Израиля «отправляются в путь» к осуществлению воли Творца.

В этом и есть предназначение Святилища: дать человеку силы для служения Творцу, «когда облако удалилось». Вот почему в конце главы, рассказывающей о Святилище, речь идёт об «удалении облака».


В избранное