Моше собрал народ Израиля и вновь повторил заповедь о соблюдении Шабата. Затем он сообщил предписания о строительстве Мишкана (Святилища).
Евреи с щедростью жертвовали на строительство Мишкана. Они в изобилии приносили золото, серебро, медь, синие, пурпурные и красные шерстяные ткани, козью шерсть, льняную пряжу, шкуры, дерево, оливковое масло, ароматные вещества и драгоценные камни. Через некоторое время Моше повелел прекратить приношение: «…народ больше приносит, нежели нужно для совершения работы, какую повелел сделать Г‑сподь».
«Мудрые сердцем» ремесленники изготовили Мишкан и его утварь (всё, что детально описывалось в предыдущих главах):
три слоя покрытий;
48 столбов, покрытых золотом;
100 серебряных подножий;
парохет – завесу, разделяющую два помещения Мишкана;
масах – переднюю завесу;
ковчег и его крышку с фигурами крувим (ангелов);
золотой стол;
менору – золотой семисвечник;
золотой жертвенник и смесь ароматных воскурений;
масло помазания;
наружный жертвенник и его принадлежности;
крючки, столбы и подножия для ограждения двора;
медный умывальник.
В этой главе рассказывается об усердии, которое проявили евреи при строительстве Мишкана. Они жертвовали на строительство даже больше того, что от них требовалось. Это объясняется тем, что Мишкан был построен во искупление греха поклонения золотому тельцу. Этот грех нанёс ущерб всему народу, поэтому строить Мишкан следовало при участии всего народа.
Сотворение золотого тельца – преступление, за которое пришлось расплачиваться евреям во всех поколениях. Как же строительство Святилища могло искупить такой страшный грех?
Что такое сотворение тельца? Рамбам (Маймонид) говорит, что идолопоклонство – это не обязательно полное отрицание Творца. Если человек верит в существование каких‑то дополнительных могущественных сил, кроме Творца, то это тоже идолопоклонство. Оно может проявляться и на более тонком уровне: если человек полагает, что в мире существует хоть что-нибудь, помимо Всевышнего, – в этом уже есть примесь идолопоклонства.
Идолопоклонству противостоит вера в единство Творца. Эта вера заключается в понимании того, что «нет ничего, кроме Него». То есть не только нет ничего, что может властвовать в этом мире, кроме Всевышнего, но и нет вообще ничего, имеющего самостоятельное существование, помимо Творца. Единственная сущность, реально существующая в мире, – это сам Творец, а всё остальное поддерживается в существовании его бесконечной Б‑жественной силой.
Реальному пониманию этого соответствует одно из указаний Торы: «На всех твоих путях познавай Его». Это повеление выражает более глубокую связь с Создателем, чем даже та, которая достигается через изучение Торы и исполнение её заповедей. Ведь оно утвеждает, что нет двух отдельных сущностей – Дающий заповеди и исполняющий их. Но вся наша жизнь, всё, что нас окружает, – это часть служения Творцу. В каждом поступке в любой области, «на всех твоих путях» есть возможность
познавать Б‑га и служить Ему.
Даже обыкновенная прогулка может превратиться в служение Всевышнему, если человек не просто восторгается природой, а проникается пониманием того, как «велики чудеса Б‑жьи».
Теперь можно понять, почему строительство Святилища стало искуплением греха золотого тельца. Именно в Мишкане исполнились слова Всевышнего: «И поселюсь среди вас» – Б‑жественная святость спустилась в материальную сущность мира. Жертвуя свои будничные вещи на строительство Мишкана, евреи освящали их. Тем самым они доказывали своё понимание того, что существует только Б‑г и даже обычные материальные предметы предназначены для святости.