Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе - недельная глава Шмини


Ешива «Томхей Тмимим Любавич»
Сайт:
lubavitch.ru
E-mail: info@eshiva.spb.ru
Тел.: +7-911-922-08-33
Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников., д. 24


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА
ШМИНИ    שמיני

Текст главы

Краткое содержание главы

Рога и копыта


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВЫ ШМИНИ

На восьмой день после «семи дней посвящения» Аарон и его сыновья начинают службу в качестве священников – коаним. Снизошедший от Б‑га огонь поглотил приношение, возложенное на жертвенник, и Б‑жественное Присутствие наполнило Святилище.

Два старших сына Аарона, Надав и Авиу, приносят на алтарь «чуждый огонь перед Б‑гом, который Он приносить не велел» и гибнут. Потрясённый трагедией, Аарон безмолвствует.

Всевышний даёт законы кашерной пищи, определяя виды животных разрешённые и запрещённые для употребления в пищу. Из наземных разрешёнными являются только жвачные животные с раздвоенными копытами. Для рыб обязательным является наличие чешуи и плавников. Перечисляются виды некошерных птиц и виды кошерных насекомых (четыре вида саранчи).

В завершение главы даются некоторые законы ритуальной чистоты, включая закон об очищающей силе миквы (миква – это водоём, отвечающий определенным критериям) и источника. И народу Израиля предписывается «отличать нечистое от чистого».


РОГА И КОПЫТА

Каждая идея, высказанная Торой, является для человека наставлением и указанием пути. В главе Торы «Шмини» указаны те признаки, по которым человек может отличить кошерное животное от некошерного. Разумеется, эти признаки легли в основу законов кашрута – законов о пище еврея. Но, кроме буквального, эти признаки имеют и духовный смысл.

Какое же указание и наставление для нас несут следующие слова: «Всякое с раздвоенными, расщепленными копытами, которое отрыгает жвачку, из скота – его можете есть»?

Тора указывает нам два признака: 1) чистое животное должно обладать раздвоенными копытами; 2) оно должно быть жвачным. Что же означают понятия «копыто» и «жвачка» в душе еврея?

Из всех творений человек – единственное существо, у которого голова всегда выше ног. Конечно, есть и среди животных те, которые ходят «с высоко поднятой головой», однако им приходится нагибать голову к ногам, чтобы поесть или напиться. А у человека эта особенность сохраняется и тогда, когда он ест или пьёт. Но даже у животных между головой и ногой существует принципиальное отличие, ведь при ходьбе с землей контактируют лишь их ноги, но не голова.

Это означает, что высокие силы, пусть даже и животной души, недопустимо вкладывать в грубую материальность – «в землю». Хасиды рассказывают, что одному еврею, который был одарённым человеком, но с увлечением занялся торговлей калошами, Ребе Рашаб однажды сказал: «Видел я многих, у кого в калошах ноги, но впервые вижу человека, у которого в калошах… голова!»

Дистанция должна быть не только между «головой» и «ногами», но и между «ногами» и «землёй». Этим изолятором является «копыто», символизирующее элемент стойкости и твёрдости в отношениях с материальным миром, умение не обращать внимания на его воздействие.

Однако, Тора учит, что копыто кошерного животного должно быть расщеплённым. То есть, несмотря на то, что необходима дистанция между нашей духовностью и материальностью этого мира, обязательно должен оставаться просвет, позволяющий свету души проникать в мир. А если материальное полностью оторвано от духовного, и человек не воспринимает физические вещи как инструмент служения Творцу – то это вовсе не кошерный признак.

Более того, «копыто» должно быть «раздвоенным»; это означает, что «хождение по земле» – взаимодействие с земным – должно включать в себя два направления. Об этом сказано в Талмуде: «правая приближает, а левая – отталкивает».

Существуют те, которые придерживаются лишь принципа «правая приближает», без каких бы то ни было ограничений. Они утверждают, что в целях приближения евреев к Торе стоит внести послабления в принципы иудаизма и даже переделать, не дай Б‑г, саму Тору «в соответствии с духом времени».

То, что необходимо приближать всех евреев к Торе, – действительно правда, но делать это нужно в соответствии со словами Мишны: «…любящий творения и приближающий их к Торе». И даже тех, которые не имеют никакого иного достоинства, кроме того, что они – творения Всевышнего, даже таких необходимо приближать к Торе. Но необходимо приближать их к Торе, а не «тащить» к ним Тору, перекраивая её под них. Качество «отталкивать левой», проявляющееся в бескомпромиссности, не менее важно, чем свойство «правой приближать», и в этом как раз заключается «расщеплённость копыт надвое».

Однако самого по себе признака «раздвоенного копыта» недостаточно. Необходимо также наличие второго признака – «жвачности». Каждое действие, которое еврей намеревается совершить, должно быть как следует «разжёванным» – обдуманным. Но и после этого полезно повторно «пережевать ситуацию» – проверить снова и снова, надо ли это делать, и если да, то как мы – евреи – должны поступать в этом случае, согласно Торе, а лишь затем совершить задуманное.

Когда оба «признака кошерности» будут присутствовать в нашей животной душе, тогда мы будем считаться «чистыми животными» – такими, которых Всевышний сможет впустить в Свой Храм.


Наверх


В избранное