← Октябрь 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 3 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
22-12-2005
Статистика
0 за неделю
Материалы по Торе недельная глава 'Лех Леха'
Недельная глава "Лех-Лехо". Беседа первая. (Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе 13 Таммуза 5714 (1953) года. Вступление переводчика. Первый еврей, наш праотец Авроом, за свою жизнь пережил много испытаний. Десять из них перечисляет Мишна - наиболее суровые, наиболее важные испытания, идя которыми Авроом в результате пришел к заключению союза со Все-вышним, гарантировавшим для потомков Авроома обладание Землей Израиля, особые взаимоотношения с Б-гом и все, с этим связанное. Потомки Авроома также унаследовали от него отличающееся от других народов духовное устройство, по сей день наделяющее их особыми возможностями, обязывающее к Служению Всевышнему, отличному от Служения других народов. Впрочем, как упоминалось много раз, главной задачей Торы не являются ни донесение до нас исторических знаний, ни научить мудрости, - она - не исторический очерк и не философский трактат, а, в первую очередь, книга Наставления , в каждом поколении, в любые времена и в любом месте дающая евреям понимание того, как служить Все-вышнему. Тора - инструмент, с помощью которого евреи способны привести мир к состоянию, называемому днями Мошиаха, сделать из него сосуд для Б-жественной Сущности, что является целью Творения мира. По этой причине в Письменной Торе, (например, в Пятикнижии) изложены далеко не все биографические подробности жизни праотцов, не все связанные с ними события находят в Торе отражение. В том числе, о событиях, представляющихся нам чрезвычайно важными, Тора порой умалчивает или не говорит о них напрямую. Первое испытание, по б-жьей воле, выпало на долю Авроом-овийну, еще на родине, в городе Ур-Касдим. Тогда Авроом, еще будучи мальчиком, смог проявить необычайную уверенность во Все-вышнем, свою готовность отдать за жизнь свою веру в Б-га. * * * Вкратце расскажем о том, что произошло. Итак, Авроом-Овийну (при рождении ему было дано имя Авром, дополнительная буква "hей" была добавлена к его имени Все-вышним позднее, - так - Авром - и будем мы называть его дальше) родился через много лет после того, когда Все-вышний раскрывался в райском саду первому человеку - Адаму. Сказано в книгах, что грехи человечества в течение поколений до Авроома отдалили Б-жественное присутствие от мира. Люди, поначалу знавшие о Все-вышнем и служившие Ему, постепенно сочли, что материальные и духовные блага, о которых они мечтали, можно добыть более легким, как им казалось, способом - поклонением идолам. Во времена Эноша люди начали изготавливать идолов, поклоняться им и этим поклонением добивались повышения урожаев, умножения богатства, рождения детей. Начали процветать различные виды колдовства и шаманства. Прошло еще несколько поколений, и знание о Все-вышнем вовсе отошло на задний план. Ко времени рождения Аврома Все-вышний, в лучшем случае, рассматривался людьми как "Б-г над богами", многие же попросту забыли о существовании Все-вышнего и не признавали не только Его владычества над миром, но и самого Его существования. Отец Аврома - Терах - занимался изготовлением и продажей идолов. Таков был его бизнес и нельзя сказать, что подобный бизнес в те времена был самым неприбыльным. Маленький Авром очень рано начал догадываться о том, что поклонение идолам, к которому был причастен его отец, не есть вещь правильная. Размышляя о существовании мира, пытаясь понять, существует ли в нем верховная правящая всем сила, он пришел к выводу о неизбежном существовании единого и единственного, в своем роде, Нечто, - силы, поднятой надо всем сущим до такой степени, что никто и ничто не способно повлиять на нее. Она же беспрерывно влияющая, организующая общее существование мира и действующая в нем, проявляясь через частные владычествующие в мире силы, - вне зависимости от того, как называется, единственная достойна поклонения и служения. По истечении некоторого времени Авром ощутил необходимость передать осмысленное самим - другим людям. Первым, с кого решил начать Авром, был его папа. Впрочем, по естественным причинам, Терах не принял (а может быть, не захотел принять, как мы убедимся из завершения истории) слова своего сына всерьез. Заверив его в том, что идолы, на самом деле, являются хозяевами мира и единственной по-настоящему действенной в нем силой, Терах отправился на рынок. Тем временем, Авром, захватив с собой тарелку с кашей, отправился в сарай, где хранилась большая часть изготовленной отцом "продукции", взял молоток и привел в негодность всех идолов, кроме одного, самого крупного. Перед большим идолом Авром поставил тарелку с кашей, которой вымазал идолово лицо. Когда отец вернулся с рынка и увидел, что произошло, он помчался в дом и стал последними словами ругать сына. "Но это не я, отец, - заявил Авром, - ты же сказал, что идолы - это самое могущественное в мире. Я решил служить им, принес поесть. Они стали драться из-за каши, самый большой победил остальных и захватил желанную добычу". "Что ты городишь глупости! - вскричал Терах. - Они не умеют не то что драться, - ни ходить, ни разговаривать - они не умеют вообще ничего!". "Это как раз то, что я хотел тебе объяснить, когда говорил с тобой утром", - заметил Авром. Однако Терах был очень расстроен. Можно его понять: бизнес находился в состоянии краха. Терах не нашел ничего лучше, чем, в качестве наказания, отдать сына в лапы царю Нимроду. Кроме того, что Нимрод поощрял идолопоклонство, он провозгласил самого себя богом и требовал поклонения себе. В свое время Царь хитростью сумел захватить одежды первого человека - Адама, изготовленные для него Все-вышним в завершение истории с плодами дерева добра и зла, и поэтому обладал чудесной властью над животными и умел разговаривать с ними. Это позволяло ему без зазрения совести утверждать свое б-жественное происхождение. Явившись пред очи Нимрода, Авром не захотел поклониться ему и был приговорен к сожжению в печи. Впрочем, мальчик был готов принять любой приговор. Ради того, чтобы не поклониться идолу, он был готов и на смерть. В назначенный день приговор должен был быть приведен в исполнение. Печь, в которой собирались сжечь Аврома, представляла из себя подобие комнатки, достаточно высокой, чтобы в нее мог войти человек. Авром был брошен внутрь печи. Температура в ней была достаточна для того, чтобы он сгорел моментально. Однако Авром не сгорел, а на глазах у удивленной публики и стражников начал расхаживать внутри печи. Некоторое время понаблюдав за этим представлением, стражники вызвали на место происшествия самого Нимрода. Царь был потрясен, но решил, на всякий случай, подождать трое суток, - может быть, бунтовщик все же сгорит? Когда, через трое суток, в положении Аврома не произошло изменений, он был извлечен из печи, и царь Нимрод с почестями, одарив подарками, отправил его домой. * * * На первый взгляд, эта история, во всяком случае, достойна, чтобы быть описанной в Торе. Рассказ же об испытаниях Авроом-овийну начинается с событий, произошедших много позже, когда Авроому было более семидесяти лет. Об этом испытании рассказывается в первых словах нашей недельной главы. Все-вышний приказал Авроому: "Лех-лехо, меарцехо умимейладтехо умибейс овихо эл оорец ашер ареко!" - "Выйди из земли твоей, с родины своей, из дома отца твоего, в Землю, которую Я укажу тебе!" На первый взгляд, это невозможно даже сравнить с испытанием, которое маленький Авром испытал в Ур-Касдиме. На пороге старости ему было предложено оставить обжитое место для того, чтобы отправиться "туда не знаю куда" (мудрецы подчеркивают, что Все-вышний не указал Авроом-овийну место назначения его будущего путешествия для того, чтобы еще более увеличить заслугу Авроома). "Разве это испытание?!" - спросим мы. Действительно, трудно бывает оставить место, которое обживал долгие годы, многие тяготы кроет в себе дорога. Однако если в детстве Авроом-овийну, которому еще никогда не раскрывался Все-вышний, за веру в Него был готов принести в жертву жизнь, не мелким ли выглядит для него подобное испытание?!! Покинуть "землю свою, родину свою, дом отца своего" и отправиться по слову Всевышнего в неизведанную, но, без сомнения, раз это приказывает сам Все-вышний, прекрасную землю? * * * Однако, по некоторой причине, Писание находит нужным начать рассказ о первом из наших праотцов именно с этих событий. В Торе мы можем найти несколько ответов на вопрос о том, почему это так. В продолжение рассылки Вы сможете познакомиться с тем, как Ребе отвечает на него, привлекая к объяснению сокровищницу внутренней Торы, в частности, таким образом, как она раскрывается в Торе хасидизма. (Заранее хочется предупредить о том, что данная беседа, при всем желании адаптировать ее для неподготовленного читателя, местами может показаться непонятной. Я надеюсь, что в ходе дальнейших занятий сложности восприятия, связанные с недостаточным знанием аппарата понятий внутренней Торы, отпадут, и, будучи прочитан заново позднее, этот текст станет понятен в более полной мере. Пока же, почему не попробовать так? :)
- 1 - Десять испытаний пережил Авроом-овийну. Одним из первых и, может быть, самых больших испытаний - произошедшее в Ур-Касдиме. Однако на это событие лишь намекается в Торе, не рассказывается о нем прямым текстом. Первое из испытаний, о котором напрямую упоминает Тора - описываемое стихом, открывающим недельную главу "Лех-Лехо" - "...лех-лехо меарцехо у ми мейлад'техо умибейс овихо... (...уйди из земли твоей, с родины твоей и из дома отца твоего...)". [Причиной и] объяснением этого является то, что эти слова ([с которыми Все-вышний обратился к Авроому]): "...лех-лехо меарцехо... и т.д." имеют отношение к Служению каждого человека, как "сверху вниз", так и "снизу вверх", а также и к самому по себе Служению "снизу". - 2 - Вкратце на этот счет можно сказать следующее: В спускании души в материальное тело мы можем выделить два противоположных аспекта: а) "Вынужденно ты жив" ["Овейс" 4:22] - вынужденность. Душа перед "спусканием" в тело располагается в своем источнике - под "престолом славы [Все-вышнего]", и это говорится применительно к нижним аспектам души. Еще выше находятся ее аспекты, про которые [в утренних благословлениях] сказано: "чиста она". Существуют уровни души еще выше названных. Масштаб спускания, постигающего душу при одевании в материальное тело (в особенности, если учесть упоминаемое в одной из бесед предыдущим ребе: перед спусканием души в материальный мир ей показывают райский сад и ад для того, чтобы знала, что ее ожидает), - влечет за собой то, что приход души вниз происходит насильно, и, как сказали Мудрецы Мишны: "Вынужденно ты жив". б) С другой стороны, несмотря на величину спускания, происходящего c душой, именно благодаря ему душа достигает высочайшего уровня, - еще более высокого, чем тот, на котором она находилась до спускания. Так Тора хасидизма оценивает этот процесс как "ерида цейрех алия" - "спускание ради поднятия". [Все-вышний, говорит Тора, не только добр и благ, но Сам, в своей Cущности, является благом и источником любого добра, совершает по отношению к созданному Им миру только действия, которые, в конечном итоге, ведут к добру. Злом же те или иные события, действия Все-вышнего, могут являться только в оценке творений , которые, по своей ограниченности или из-за сокрытия б-жественности в мире, временно не могут воспринять добро, заложенное в этих событиях. Само же происходящее, по определению, не может представлять из себя абсолютного зла: "Все-вышний попусту не делает неприятностей своим творениям". Немного другими словами: если добро, которого желает Все-вышний, можно передать творению напрямую, творение является сосудом, способным это добро воспринять, Все-вышний делает это. Однако мир, на данный момент не являющийся совершенным, часто неспособен принять раскрытия б-жественности, добро, которое Все-вышний готов дать ему. Бывают случаи, когда переход с одного уровня на более высокий - неизбежно должен быть связан с "падением" - временным спусканием, единственным намерением которого является поднятие. Можно сравнить это с ситуацией, часто возникающей в процессе строительства. Когда человек хочет воздвигнуть на месте сарая великолепный дворец, у него нет иного выхода, кроме как снести сарай, что может выглядеть как акт разрушения, но не строительства. На деле же, снос сарая не только не является, в данном случае, разрушением, но, более того, представляет из себя часть строительства, один из его существенных этапов. Подобно этому, спускание души в материальный мир - не что иное, как один из важных этапов ее поднятия ("спускание ради поднятия")]. - 3 - На эти два аспекта намекается в стихе, который открывает собой недельную главу: "Уйди из земли твоей, с родины своей, из дома отца твоего, в землю, которую я укажу тебе". [Внутренняя Тора дает нам объяснение каждого слова этого стиха так, как он описывает внутренние закономерности событий, происходящих с б-жественной душой еврея, во время ее спускания в материальность мира и одевания в тело]. - "ме арцехо (из земли твоей)" - душа в том виде, в котором проявляется на уровне "Роцейн оэльейн (высшей Воли)", Воли Все-вышнего (что описывает еще более высокие аспекты души, нежели те, о которых говорится во второй главе книги "Танья", где сказано, что душа происходит из Мудрости Все-вышнего, находящейся в абсолютном единстве с Ним Самим, поскольку Воля выше, чем Мудрость. Это же соответствует тому, что говорится в последующих главах "Таньи" (например, в 32 главе), что "все (евреи) годны и Отец один для всех". "Все годны" - с точки зрения Воли Все-вышнего, "Отец один у всех" - с точки зрения того, как все души происходят из аспекта "хохмо (мудрости)" (слово "ов" - "отец", как известно из тайной Торы, всегда намекает на аспект "хохмо"). - "у ми мейлад'техо умибейс овихо (с родины твоей, из дома отца твоего)" - эти слова намекают на аспекты души, раскрывающиеся в сфирейс "хохмо" и "бино" (б-жественных качествах "мудрость" и "понимание"). "Рождение" души происходит от "ов воэйм (отца и матери)", где "хохмо" - отец, а "бино" - мать. - "Мейлад'техо (родина твоя)" - то, каким образом душа проявляется в сфире "хохмо"; - "бейс овихо (дом отца твоего)" - то, как она раскрывается в аспекте "бино". Поскольку "ов (отец)", как было сказано выше, намекает на "хохмо", - "дом отца" - "бейс ов" - сосуд для "отца" - "бино". Или: - "мейладетехо" - место рождения твоего - порождающие - "хохмо" и "бино"; - "бейс овихо" - дом отца твоего - душа, как она проявлена в аспекте "малхус (царство)". Подобные рассуждения можно провести и для аспектов души, ниже упомянутых: - "ме арцехо, ми мейлад'техо умибейс овихо (из земли твоей, с родины твоей, из дома отца твоего)" - "бино", "зер анпин" (эмоциональные качества) и "нуква" (аспект осуществления идеи - "малхус"). Говоря о порядке спускания души через миры: - "меарцехо (из земли твоей)" - душа как она существует выше мира Ацилус ["арцехо (земля)" - происходит от слова "роцейн (воля)". Воля Все-вышнего соответствует аспектам Б-жественности, "предшествующим" творению миров, которое было осуществлено вследствие Воли)]. - "Мейладтехо (родина твоя)" - душа в мире Ацилус, то, как она спускается через мир Ацилус [(наиболее высокий из миров - мир б-жественной эманации)]. Мир Ацилус называется родиной души, поскольку корень всех душ наличествует в этом мире, точнее, - в сфире "хохмо" - высшей из б-жественных сфирот мира Ацилус. - "Бейс овихо (дом отца твоего)" - как душа находится в мире Брия [(следующем за Ацилус "мире Разума")], в этом мире светит сфира "бино", и "малхус" Ацилуса становится [сфирой] "кесер" мира Брия. И вот говорят душе: "Выйди из земли твоей, с родины твоей, из дома отца твоего!" Приказывают ей спуститься из ее корня и источника через все вышеупомянутые ступени, покуда она не достигнет уровня: "...эл оорец ашер ареко (в Землю, которую Я укажу тебе)", - пока не оденется в материальное тело, благодаря чему именно, благодаря Служению Все-вышнему через материальное тело в материальном мире, достигнет наивысшего поднятия. Как мы говорим, произнося утренние благословения: "Душа, которую Ты дал мне, чиста она... и Ты хранишь ее внутри меня". - "т'ейро и (чиста она)" - душа, как она раскрывается в мире Ацилус. - А еще, выше того - то, как душа описывается словами "шеносато би (вложил ее в меня)". - Несмотря на это, душа спускается вниз в "боросо (сотворил ты ее)" - мир Брия, - "ецарто (сделал Ты ее)" - мир Ецира, - вплоть до "н'фахто би (вдохнул Ты ее в меня)", в меня - в материальное тело. И, именно через "н'фахто би (вдохнул Ты ее в меня)", достигает душа - "ве ато мешамро бекирби (и хранишь Ты ее внутри меня)", что выше, в том числе, и "т'ейро и (чиста она)" и того, о чем сказано "шеносато би (вложил ее в меня)", поскольку хранящий более силен, чем тот, кого охраняет. И это то, о чем говорится "...эл оорец ашер ареко" - "в Землю, которую Я укажу тебе": - Я - Сущность Бесконечного, хочет показать тебе, что именно там - внизу [и более нигде] можно достичь самОй сущности Благословенного. Как написано в четвертой главе "Таньи": "...мысль не постигает Его никаким другим образом, кроме как когда Он одевается в Тору и ее заповеди", которые "не на небесах они", а в этом материальном мире. - 4 - После того как душа проходит весь порядок своего спускания, начиная от "уйди из земли своей" сверху вниз, спускается через все высокие ступени и одевается в материальное тело, она получает силы для осуществления второго аспекта, также заключенного в стихе "уйди себе, из земли твоей ... в Землю, которую Я укажу тебе". Объяснение, которое в первом пункте беседы мы назвали объяснением "снизу вверх": "Ейцер оро (дурное начало, заложенное в человека" - первым получает [право на действие,] право "выказывать претензии". Он является к человеку с того момента, как тот оставил утробу матери, и особые силы необходимо изыскать для того, чтобы одолеть "Ейцер оро". И вот, когда душа спускается вниз, даются ей силы для того, чтобы выйти - из "арцехо (земли твоей)" - из воли, желаний животной души; - из "мейлад'техо (с родины твоей)" - из того, что подсказывает материальный разум, того, куда толкают материальные и эмоциональные качества; - и из "бейс овихо (дома отца твоего)" - привычек и наклонностей, приобретаемых человеком в результате воспитания, [например, в родительском доме], к сожалению, не всегда правильного. Человеку даются силы на то, чтобы выйти из этого и пойти - "элоорец ашер ареко (в землю, которую Я укажу тебе) - синагогу, ешиву, туда куда хочет [(эрец - и здесь намекает на "роцейн" - желание, волю)] б-жественная душа. И это приводит к уничтожению желаний человека, имеющих источником его животную душу, к отказу от диктуемого ему животным разумом, эмоциональными качествами животной души и его природными наклонностями. - 5 - После того, как душа осуществила все это в практическом служении, вышла "из земли своей, с родины своей и из дома отца своего" - животной души, требуется от нее Служение еще более высокое: выйти "из земли своей, с родины своей и из дома отца своего" также и души б-жественной. - "Из земли своей" - желаний б-жественной души; - "с родины своей" - из мудрости б-жественной души; - "из дома отца своего" - из размышлений, даже тех, которые представляют из себя святость; - "в землю, которую Я укажу тебе" - достичь того, что выше логики, выше рассудочного понимания, прийти к естественному видению мудрости - "пнимиус або (внутренних аспектов "отца" - мудрости)", которые выше разума и даже разума, раскрытого в аспекте хохмо. Беседа 26. Ребе, мой тесть, много раз говорил о том, что еврей связан с Торой, и то, что Тора поделена на главы, означает: прочтя недельную главу Торы, можно сделать вывод о том, как вести себя во всем, что происходит в течение этой недели. 7. В сегодняшней главе Торы содержится рассказ о рождении Ишмаэля и Ицхака. Люди надеются, что дети будут залогом существования в будущем их принципов и образа жизни. Тора рассказывает, что Б-г дал Аврагаму двух сыновей – сначала Ишмаэля, а затем Ицхака. Когда Всевышний обещал Аврагаму, что у него родится Ицхак, у того уже был Ишмаэль. Аврагам сказал Всевышнему: «Лишь бы Ишмаэль жил перед Тобой». То есть он был бы рад. даже если бы Ицхак не родился, только бы Ишмаэль жил перед Тобой, вел себя как полагается и шел по путям Всевышнего. На это Всевышний ответил ему: «Нет. у тебя родится именно Ицхак, в этом будет заключаться твоя подлинная радость. Поскольку ты просишь за Ишмаэля – «И об Ишмаэле услышал Я тебя». – от него тебе также будет радость, но ты не можешь этим удовлетвориться, «ибо в Ицхаке наречется тебе род»». 8. Аврагаму было девяносто девять лет, когда ему был обещан Ицхак. Десятки лет он служил Б-гу и прошел много испытаний. Он понимал, что значит радость от детей. Когда просил «лишь бы Ишмаэль жил перед Тобой», это была просьба, чтобы Ишмаэль шел путями Всевышнего, которые он – Аврагам – ему укажет, пока у него не будет от него такая радость, какая соответствует тому, чего Аврагам ожидает. И все же Всевышний говорит ему, что истинную радость он найдет только в Ицхаке. В Мидраше говорится, что мать Ишмаэля, Гагар, была очень набожной, до такой степени, что ее поступков соответствовали служению в Иерусалимском Храме. Поэтому ее называли Ктура. В ней была самоотверженность, как рассказывают наши мудрецы. Гагар была дочерью египетского царя, фараона, властителя одной из самых могущественных монархий того времени, и все же она пожелала покинуть царский дворец и стать служанкой Сары, только бы быть в доме Аврагама. Понятно, что и сын. Ишмаэль. был воспитан ею в соответствии с ее принципами. Этим объясняется, почему Аврагам хотел удовлетвориться одним Ишмаэлем, надеясь, что от него ему будет настоящая радость. Но в связи с этим еще труднее понять, почему Всевышний сказал ему: «В Ицхаке наречется тебе род». 9. Вот в чем заключалась разница между Ишмаэлем и Ицхаком: Ишмаэль родился обычным, не чудесным образом, а рождение Ицхака было чудом. Аврагам и Сара не могли в своей старости иметь еще ребенка. Никто не верил, что подобное может произойти. Даже сам Аврагам не поверил, что Всевышний явит ему такое чудо. Но было еще одно различие между Ишмаэлем и Ицхаком – их обрезание, единственная особая заповедь, в силу которой (до дарования Торы) могла образоваться связь с Б-гом. Ишмаэль был обрезан в возрасте тринадцати лет. К тринадцати годам человек уже обладает разумом, поэтому в этом возрасте он становится ответственным перед Б-гом за исполнение заповедей, ибо тогда уже можно полагаться на поведение человека. Ишмаэль сам решил вступить в связь с Б-гом – он прошел обрезание. Ицхака обрезали, когда ему исполнилось восемь дней. Восьмидневного ребенка не спрашивают. И все же его, еще младенца, ввели в союз с Б-гом, в такой союз и в такую связь, которую ничто не могло разорвать – вечная связь, как она названа в стихе Торы. 10. Из этих двух различий между Ишмаэлем и Ицхаком следует: а) сверхъестественное, чудесное рождение Ицхака противопоставляется естественному рождению Ишмаэля и б) связь Ицхака с Б-гом выше разума, в то время как связь Ишмаэля с Б-гом соответствовала его разуму. Исходя из этого, можно понять, почему подлинная радость Аврагама была от Ицхака. Ребенок рождается и растет под надзором родителей. его опекают на каждом шагу, растят его так. чтобы он обладал подлинным пониманием всего в этом мире. и. исходя из этого понимания, он вступает в связь со Всевышним -это путь Ишмаэля. Он рос под надзором нашего праотца Аврагама, в его доме, его верно воспитывали, он обладал правильно направленным умом и понимал, что нужно быть связанным с Б-гом. Но на это нельзя полагаться. Все еврейство основано на разуме, на понимании, но нельзя знать, как на это повлияют изменения, происходящие в жизни. И до того, как что-нибудь изменится, нельзя знать, насколько человек проникнется еврейством, в полной ли мере или же оно будет ограничено тем, что будет соответствовать его пониманию. Потому и Ишмаэля, как только коснулся вопрос о его наследстве, уже нельзя было держать в доме Аврагама, и Всевышний велел его выгнать, ибо «в Ицхаке наречется тебе род». Всевышний ясно указал: когда речь идет о том. чтобы поставить на ноги поколения евреев, нельзя подходить к этому с обычной меркой. Существование и назначение евреев – выше природы. У евреев уже с рождения начина-ется чудесное, еврей не считается с природой. Всевышний сказал Аврагаму: настоящую еврейскую радость можно иметь только от такого ребенка, рождение и жизнь которого после рождения происходят Б-жественным образом. А когда ему исполняется восемь дней, то есть сразу же, когда возникает возможность это сделать, его ставят в связь со Всевышним, через брит олам, вечную связь, хотя он еще ничего не понимает и нельзя его спросить, согласен ли он. В таком ребенке еврейство будет не только интеллектуальным, в нем будет и самопожертвование. От такого ребенка можно иметь подлинную еврейскую радость. 11. Тора не является, упаси Б-г, сборником рассказов, Тора вечна. Доказательство этого – то, что каждый год ее читают вновь и вновь, начиная с книги Брейшит. В том, что рассказывается в главах Торы, содержатся указания, касающиеся любого времени и любого места, – как еврей должен себя вести себя дома, в обществе и в общине, всегда и везде. Так и рассказанное в этой главе содержит указание о жизни вообще и особенно о еврейском воспитании, и это -основное ее содержание. 12. Некоторые считают, что воспитание состоит в том, чтобы ждать, пока ребенок вырастет и сам своим умом поймет, как себя вести, надеясь, что они, потомки Аврага-ма, Ицхака и Яакова, сами придут к осознанию еврейства. Но сколько бы человек ни старался, разум не тот путь, который связывает со Всевышним. Ко Всевышнему ведет только самопожертвование. 13. Вывод таков: нельзя считать, что можно дать ребенку «разбавленное водой» еврейство, а затем, когда он вырастет, ему дадут больше. Это было бы правильным, если бы шла речь о том. что целиком зависит от разума. Еврейское воспитание должно строиться иначе. Едва ребенку исполнится восемь дней, ему уже нужно дать сильную юзу еврейства, его уже нужно ввести в вечную связь ее Всевышним, не на год, не на десять или двадцать лет. а вечный союз. 14. Что значит «дать сильную дозу еврейства»? Нужно рассказывать детям с самого раннего возраста о том, что еврейский народ вообще и, разумеется, каждый еврей в отдельности не связаны с естественным ходом природы. Нельзя строить жизнь на расчетах. Тот. кто является частью народа, возникшего чудесным, а не естественным образом, тот, кто происходит от самого древнего народа. имеющего самое древнее учение (Тору), народа., прошедшего через такие испытания, само существование которого – сплошное чудо, тот не связан ни с какими расчетами и не должен о них думать. Еврейский ребенок, которого ставят на. верный путь уже с раннего возраста, должен знать, еврей выше расчетов и что он связан со Всевышнем вечной связью. Всевышний обещает это: «В Ицхаке наречется тебе род», то есть у тебя будет истинная радость как духовном, так и в материальном отношении. « Из беседы в день 7 Mapхешван 5717 (1957 г.) Беседа 315. Глава Лех леха читается в течение недели, все дни которой мы живем с нашим праотцем Авраамом, первым, открывшим канал самоотверженности и передавшим это в наследство всем евреям всех поколений Это касается даже прозелитов, ибо они имеют отношение к Аврагаму. После перехода в еврейство их называют «сын Аврагама». К Ицхаку и Яакову имеют отношение только те, кто от них происходит, но к Аврагаму имеют отношение и прозелиты. Поэтому Рамбам пишет в своем известном респонсе, основанном на сказанном в Иерусалимском Талмуде, что и прозелиты могут говорить в молитве, «наши праотцы», так как наш праотец Аврагам – также праотец всех прозелитов. Из этого ясно, что он передал в наследство силу самоотверженности не только евреям, но и прозелитам. Поэтому от них требуют исполнять Тору и заповеди с максимальной силой, даже если это требует самопожертвования. Ясно, что неделя, наступающая после чтения главы Лех леха, должна быть веселой неделей, ибо в ней говорится о нашем праотце Аврагаме после того, как он исполнил заповедь обрезания, а это нечто очень высокое. В беседе в Симхат-Тора 5710 года (1949 г.) Ребе, мой тесть, говорит о том, что когда Аврагаму было семьдесят лет, он был хозяином всех своих поступков, ума, «в котором скрыты все суждения», что было еще до веления «Уходи...» и, разумеется, до того, как он совершил обрезание. Понятно, какой ступени он достиг, исполнив эту заповедь. Заповедь обрезания связана с понятием рождения. Все, чего Аврагам достиг, исполнив заповедь обрезания, имеет отношение к сотворенным, поэтому он мог постичь их собственными силами. Но обрезание – это веление, полученное им Свыше. Сказано, что Аврагаму обрезание было дано Свыше – «и обрежет Б-г, Всесильный твой, сердце твое». Так и через исполнение заповеди обрезания привлекаются самые высокие света, которые намного выше сотворенного и всего порядка нисхождения. Поэтом} обрезание связано с рождением – так как. когда ребенок рождается, он – нечто новое, раскрытие силы Эйн Софа внизу, как это объясняется в теории хасидизма. И потому эта неделя должна быть веселой, должны быть веселыми и последующие недели, как говорит Ребе. в праздник Симхат-Тора привлекается книз} общий макиф. содержащий в себе все макифы месяца тишрей, а от праздника Симхат-Тора – на весь год. Из беседы в субботу главы Лех леха 5711г. (1950 г) Лех леха«Ликутей Сихот», том 31. Известно, что праотец наш Авраам соблюдал всю Тору до Синайского откровения. Несмотря на это, заповедь обрезания была выполнена им только на старости лет. Спрашивается, что же заставило Авраама ждать до 99 лет прямого приказа Всевышнего? Почему он не мог выполнить эту заповедь раньше – как и все остальные заповеди? Сначала, однако, выясним, какая разница существует между заповедями, выполнявшимися нашими праотцами, и заповедями, которые выполняют их потомки после дарования Торы. На Синае Всевышний приказал евреям соблюдать Его законы, тем самым дав им особые силы. Праотцы же, соблюдавшие Тору самостоятельно, т.е. без приказа Всевышнего, этих сил не имели, что не позволяло им освящать предметы материального мира. Написано, например, что Яаков с помощью прутьев (Берейшит, 30:38) воздействовал на духовные миры аналогично происходящему при выполнении заповеди тфиллин. Однако после этого прутья остались прутьями, не обладающими никакой святостью. В отличие от этого евреи, получившие во время Синайского откровения особые силы, способствуют тому, что предмет, использованный в исполнении заповеди, как бы «вбирает» в себя святость. С другой стороны, хотя заповеди, выполняемые нами, находятся на более высокой ступени, чем заповеди, выполнявшиеся праотцами, именно служение праотцев дает нам возможность и силу воздействовать при помощи заповедей на материальный мир. Об этом сказали наши мудрецы: «Деяния отцов – знак для детей», т.е. дела отцов дали детям силу пойти по проторенной отцами дороге. И поэтому была дана праотцам нашим одна заповедь, схожая с заповедями, выполняемыми после получения Торы, т.е. заповедь такого рода, что даже после ее выполнения святость остается в материальном предмете. С помощью этой заповеди также остальные действия праотцев, хотя они и совершались в мире духовном, становятся подобными заповедям, исполнявшимся после дарования Торы. И тогда они дают силы для исполнения заповедей после дарования Торы, освящающих материальность этого мира. Подобное этому мы находим в действиях пророка. Когда Всевышний приказывал пророку произнести какое-либо пророчество, тот зачастую должен был совершить еще и несколько материальных действий – лечь на левый бок, на правый бок и т.д. (Иехезкель, 4:4-6). Но зачем соединять пророчество с материальным действием? Объясняется в книгах, что любое пророчество может не исполниться и остаться действительным только для духовных миров. Чтобы этого не произошло, пророк должен был связать хотя бы часть пророчества с материальным миром. 2. Заповедью, поднимавшей материальные предметы к святости, стала заповедь обрезания. Она отличается тем, что святость внутри материального предмета остается и после выполнения заповеди, как написано о том в книге Берейшит (17:13): «И будет завет Мой в теле вашем заветом вечным». Таким образом, обрезание – это вечно существующий завет в материальном теле. В заповеди обрезания существуют два аспекта: с одной стороны, эта заповедь выполняется один раз, с другой – действие ее продолжается и после обрезания. Рамбам пишет, что человек, устраняющий следы обрезания, «нарушает завет Авраама» (трактат Авот, 3:1). Отсюда ясно, что заповедь заключается не только в самом акте обрезания, но и в том, чтобы быть обрезанным всю жизнь. Таким образом, в заповеди обрезания существуют две особенности: а) проникновение заповеди в тело человека. Кроме того, что этот орган является частью тела, с помощью которой выполняется заповедь (как, например, рука и голова для заповеди тфиллин), он еще и изменяется под влиянием заповеди. Такого мы не видим ни в какой другой заповеди: рука не изменяется от того, что на нее надели тфиллин, и т.д.; б) продолжение действия заповеди в течение всей жизни обрезанного человека. Подтверждение тому мы находим в Талмуде (трактат Менахот, 436), где рассказывается, что царь Давид, увидя себя в бане обнаженным, воскликнул: «Горе мне, стоящему обнаженным – без заповедей!». Однако, вспомнив об обрезании, он утешился. Следовательно, исполнение заповеди об обрезании продолжается все то время, что человек обрезан, поскольку невозможно сказать, что Давида успокоила мысль о заповеди, выполненной прежде, ведь было выполнено много заповедей, и обрезание ничем от них не отличается. В наше время воздействие на материальные предметы сохраняется и после выполнения заповедей. Хотя после дарования Торы и другие заповеди поднимают к святости предметы материального мира (так тфиллин освящают руку и голову, и рука, надевшая тфиллин, вовсе не похожа на руку, которая ее не надевала), нельзя сказать, что заповедь тфиллин остается в теле – в отличие от заповеди обрезания, которая пребывает в теле в течение всей жизни. Вышесказанное дает возможность разрешить недоумение, возникшее у Тосафот по поводу необходимости приведения в трактате Кидушин (29а) стиха из Торы для доказательства того, что женщины освобождены от обязанности обрезать своих сыновей. Ведь есть простое объяснение: женщины освобождены от позитивных заповедей, связанных с определенным временем, а обрезание можно делать только днем. Но на самом деле, хотя действие обрезания связано с определенным временем, обязанность быть обрезанным продолжается всю жизнь и не зависит от времени. Поэтому Талмуду и пришлось искать другое объяснение. 3. Как было сказано выше, святость обрезания остается в теле даже после выполнения заповеди. Это то, что выделяло эту заповедь среди других, исполняемых нашими праотцами. Отсюда становится понятным, почему во время клятвы Элиэзера Аврааму сказал наш праотец рабу своему (Берейшит, 24:2): «Положи руку твою на бедро мое». (По закону, тот, кто дает клятву, должен при этом держать в руках какой-либо священный предмет, например свиток Торы). Ведь святость заповеди осталась и после ее выполнения, а посему место обрезания могло служить Элиэзеру тем священным предметом, который необходимо держать в руках во время клятвы. Теперь можно ответить на вопрос, поставленный в начале: почему ждал Авраам приказа Всевышнего выполнить заповедь обрезания? Ведь тем, что эта заповедь освящает предметы материального мира, она похожа на заповеди, исполняемые после дарования Торы. А поэтому требовался приказ свыше, дающий силы для ее выполнения. Лех Леха «Потомству твоему отдам Я эту землю»В отличие от первых двух глав Пятикнижия, описывающих целые эпохи в истории человечества, в третьей главе «Лех леха» рассказывается о сравнительно небольшом двадцатичетырехлетнем периоде жизни нашего праотца Авраама. В начале главы 75-летний Авраам по велению Вс-вышнего покидает Месопотамию и переселяется вместе со своей женой и племянником. Потом в Святую землю. Заканчивается глава «Лех леха» рассказом о том, как Авраам, будучи 99-летним стариком, исполнил заповедь об обрезании. Прибыв в Святую землю, Авраам вначале поселился в местности, в которой несколько позже был построен город Шхем. Там он впервые узнал от Вс-вышнего, что земля эта будет принадлежать его потомкам. Затем Авраам перекочевал к югу, постепенно приближаясь к Негеву. В стране разразился голод, из-за которого Аврааму и его семье пришлось временно покинуть Святую землю и переселиться в Египет, славившийся тогда своим изобилием. Там произошел неприятный инцидент, закончившийся, впрочем, благополучно. Египетские вельможи, восхищенные красотой жены Авраама, рассказали о ней фараону, и тот распорядился, чтобы ее привели во дворец. Аврааму пришлось бы плохо, если бы египтяне знали, кем он приходится прекрасной Сарай. Однако, зная обычаи Египта и предвидя такой исход событий, Авраам представился как брат Сарай, надеясь, что, избежав немедленной расправы, он сможет каким-то образом спасти жену от притязаний египетского властителя. Спасение пришло свыше: Б-г поразил фараона и его домочадцев страшными болезнями. Поняв, что Авраам – святой человек, фараон немедленно вернул ему жену. Однако, зная нравы своих подданных, он попросил Авраама как можно быстрее покинуть Египет. Вернувшись в Святую землю, Авраам поселился в той же местности, что и прежде: между городами Бет-Эль и Ай. Вскоре оказалось, что для обильных стад Авраама и Лота в этой местности не хватает корма. Лот переселился в долину Иордана и раскидал свои шатры в окрестностях города Сдома, известного цинизмом и жестокостью своих жителей. После ухода Лота Авраам вторично услышал от Вс-вышнего, что Святая земля будет навеки отдана его потомкам. Затем Авраам перекочевал к Хеврону. Далее в главе рассказывается о войне, которую при тогдашней численности населения земного шара можно назвать мировой. В ней участвовали девять мини-государств, в том числе и Сдом. В этой войне Бера, правитель Сдома, и его союзники потерпели поражение. Их города были разграблены победителями, а жители – угнаны в рабство. Среди пленных был и племянник Авраама Лот. «И пришел беглец, и известил Авраама-иври. И услышал Авраам, что сродник его пленен, и вооружил воспитанников своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал до Дана. И разделился против них ночью, сам и рабы его, и бил их, и преследовал их до Ховы, что влево от Дамаска. И возвратил все имущество, а также Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, а также женщин и народ». В вышеприведенном отрывке мы впервые встречаем слово «иври», которым звали Авраама, а впоследствии стали называть его потомков. Что обозначает это слово, от которого произошло русское «еврей», английское «гибру» и т. д.? Обратимся к традиционным комментариям Писания. Известный комментатор ТАНАХа, р. Овадья Сфорно приводит мнение, что беглец, упомянутый в тексте, не знал, что Авраам состоит в родстве с плененным Лотом. И все же он решил сообщить Аврааму, что Лот взят в плен, зная, что Авраам, как и Лот, – «иври», то есть разделяет идеи Эвера, правнука Сима и дальнего предка Авраама, который проповедовал веру в единого Б-га. Таким образом, по Сфорно «иври» – это название не представителя определенной этнической группы, а приверженца идеологии, названной так по имени одного из своих глашатаев. Другого мнения по поводу этимологии слова «иври» придерживается РАШИ. РАШИ приводит Мидраш, утверждающий, что Авраам был прозван кнаанейцами (тогдашними жителями Святой земли) «иври», что можно перевести как «потусторонний», потому что пришел в Кнаан из-за реки Евфрата. Оба толкования имени «иври» вполне оправданны и по отношению к потомкам Авраама, унаследовавшим от него это имя. Ведь в отличие от других больших и малых наций, сформировавшихся и существующих благодаря общности по крови, языку, культуре или территории, евреи стали народом, приняв у синайской горы Б-жественное учение, основные принципы которого задолго до этого проповедовал Эвер. И лишь это учение сохраняло и сохраняет евреев как народ, несмотря на то, что они говорят на разных языках, живут в разных странах, нередко приобщаясь и принимая активное участие в создании культуры народов, среди которых они живут. Не перечесть русских, немецких, французских и других писателей, художников, ученых с мировым именем и типичными или нетипичными еврейскими фамилиями. Но всех их объединяет принадлежность к общине, ревниво, нередко подсознательно хранящей в своем быту и в своем сердце Учение и Закон, данные ей более трех тысяч лет назад в Синайской пустыне. Что касается второго толкования слова «иври» («еврей»), в смысле «потусторонний», то, как видно из высказываний о евреях представителей других народов, как наших врагов, так и доброжелателей, именно так воспринимает евреев все остальное человечество. Кроме имени еврейского народа, «иври», в главе также впервые упоминается город, к которому обращает свой взор еврей, куда бы ни забросила его судьба, – город, любовь и верность которому евреи сохранили, несмотря на множество веков разлуки, как сыновья сохраняют свою верность матери. И город сохранил верность своим сыновьям, всегда оставаясь для народов городом еврейских царей и еврейских пророков, еврейских ученых и еврейских мучеников. Когда Авраам вернулся с победой, освободив своего племянника из плена, – говорится в нашей главе, – навстречу ему вышел с хлебом и вином Малки-Цедек, царь города Шалема. По мнению комментаторов, так в то время назывался Иерусалим. Ибн-Эзра подкрепляет эту точку зрения стихом из псалмов Давида, в котором под Шалемом, несомненно, подразумевается Иерусалим. «Ведом Б-г в Иудее, и в Израиле величественно Имя Его. И будет в Шалеме шатер Его и в Сионе – его обиталище» (Псалмы 76). Вся нынешняя глава посвящена жизнеописанию первого из еврейских праотцев – Авраама. Из Мидраша мы знаем, что в сорок лет (по другой версии – в три года) Авраам, живший тогда в месопотамском городе Уре, самостоятельно пришел к выводу, что существует некая бесплотная сила, стоящая над всеми природными стихиями и управляющая ими. За это открытие он чуть было не поплатился жизнью. Власти приговорили его к сожжению в известковой печи за отрицание государственной религии. Но огонь не сжег его. *** Пылающая известковая печь была первым испытанием Авраама. А всего он успешно прошел десять испытаний. Этим он проложил нам, его потомкам, дорогу – отдавать даже жизнь за веру. Второе испытание: «Иди себе из своей страны, и из своей родины, и из дома отца, в страну, которую тебе укажу...» Нелегко и в наше время переезжать, когда все укладывается на машины и летим самолетом. А как было тяжело тогда, более 3700 лет назад, когда все грузилось на ослов и надо было ехать под палящим солнцем... Тяжело оставить страну, где долго жил, тем более родную страну, тем более где семья остается. Мидраш объясняет причину переездов Авраама следующим сравнением. Авраам – это бочка с духами. Если бочка стоит где-то на складе, никто не имеет от нее пользы. Если же ее положить на телегу и катать по дорогам, то все прохожие почувствуют запах духов. Угодно было Б-гу, чтобы Авраам проезжал побольше мест и знакомился с большим числом людей. Они учились от него делать добро другим и вере в единого Б-га. «Лех леха» – иди себе, разъезжай. Вся история нашего народа богата странствованием из страны в страну. В конце концов Авраам приезжает в Эрец-Исраэль. «И сказал Б-г Аврааму: Подними свои глаза и смотри... на север, и на юг, и на восток, и на запад. Ибо всю эту страну... тебе отдам и твоим детям навечно... Встань и пройди по стране, в длину и ширину, ибо тебе Я ее отдам» («Берейшит» 13, 14-17). «Тебе отдам и твоим детям навечно» – следовательно, народ еврейский вечен и земля отдана ему навечно; что если за грехи мы изгнаны, то есть гарантия, что Б-г нас вернет в свою страну. И мы после почти двух тысяч лет изгнания возвращаемся. В конце недельной главы мы читаем: «И был Авраам девяносто девяти лет, и явился Б-г Аврааму и сказал ему: Я Б-г Всемогущий, ходи предо Мною и будь непорочен... вот Мой союз с тобой, и будешь отцом множества народов. И не будет больше называться твое имя Аврам, а будет твое имя Авраам, ибо отцом множества народов Я тебя сделаю... И дам тебе и потомству твоему после тебя... всю землю Кнаан, во владение вечное и буду им Б-гом». О каком потомстве Авраама идет речь? Поясняется дальше: «И сказал Б-г: А вот Сарра твоя жена родит тебе сына, и ты назовешь его именем Ицхак, и установлю союз Мой с ним...» Далее указывается: «...Мой завет соблюдай, ты и потомство твое... обрезан да будет у вас всякий мужчина... и будет завет Мой на вашем теле заветом вечным». Следует отметить, что потомки Авраама, не евреи, арабы тоже делают обрезание, хотя долгое время были язычниками. Они это делают в память своего происхождения от Авраама, но несколько иначе, чем евреи. В древней кабалистической книге «Зогар» содержится абсолютно точно исполнившееся предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев. «Стал рабби Хия вздыхать и плакать, дойдя до слов «а Сарай, жена Аврама, не рожала ему (детей)». – Несчастно то время, несчастен тот день, когда Агарь родила Ишмаэля, (от которого ведут свой род арабы)! – Почему? – спросил его рабби Йоси. – Ведь Сарра потом родила, да еще какого сына! – ...Я оплакиваю годы бездетности Сарры, – ответил рабби Хия. – Ибо Сарра, видя, что у нее не появляются дети, предложила Аврааму свою служанку Агарь в наложницы, и та родила ему Ишмаэля. Авраам просил Б-га за Ишмаэля, и Вс-вышний ответил ему: «...Я услышал тебя; вот, Я благословил его, и распложу его, и многократно умножу; двенадцать князей произведет он на свет, и сделаю Я его великим народом. А союз Свой заключу с Ицхаком, которого родит тебе Сарра...» В этом-то и причина моих слез! Как поступил Вс-вышний с детьми Ишмаэля? Он отдалил их от истинной святости, однако отдал им святые места Эрец-Исраэль на хранение, пока страна будет пустовать. Дети Эдома (еврейская традиция считает потомками Эдома европейские народы) будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но успеха они не добьются. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но дети Эдома не получат ее. Святая земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. А пока не наступит это время, они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Потому-то я и плачу, ибо предвижу зло, которое причинят они детям Израиля» («Зогар», гл. «Шемот», 32 а). Другими словами, рабби Хия плакал, видя убитых и раненных руками детей Ишмаэля в последнее время. Любопытно, что экономисты и социологи прошлого века (Нордау и др.) считали наоборот, что главное – получить согласие европейских народов на заселение Палестины евреями («чартер»), а с арабами будут наилучшие отношения: они получат от нас культуру, процветание экономики, и они близки нам по религии и происхождению. Рабби Шнеур-Залман из Ляд в своей книге «Шулхан арух» пишет, что после совершения «брит-мила» дарованная еврею Б-жественная душа начинает озарять его тело своим присутствием. И может быть, поэтому обрезание, как и омовение в ритуальном бассейне, микве, является необходимым условием гиюра, перехода человека в еврейство. В Мидраше («Танхума», гл. «Мишпатим», 5) приводится в этой связи следующий рассказ: Акилас, сын сестры императора Адриана, хотел принять гиюр, но боялся своего дяди. Поэтому он заявил императору, что намерен заняться коммерцией и просит его советов в этом, новом для него деле. Адриан ответил: «Если тебе попадется товар, который никем не ценится, валяется на земле, – займись им, ибо впоследствии он поднимется в цене и принесет тебе большие прибыли». Акилас поехал в Эрец-Исраэль и занялся изучением Торы. Там он встретился с талмудическими учеными: р. Элиэзером и р. Йегошуа. Он задавал им возникшие у него вопросы, и они отвечали ему. Когда Акилас вернулся к императору, тот заметил, что племянник сильно изменился в лице. На беспокойный вопрос Адриана Акилас ответил, что все время своего отсутствия он изучал Тору и даже совершил обрезание. «Кто натолкнул тебя на этот шаг?» – воскликнул Адриан. «Ты», – услышал он в ответ. «Когда я спросил тебя, каким товаром мне заняться, ты ответил: самым презираемым, ибо впоследствии он повысится в цене и принесет тебе богатство. Я объездил все страны и не нашел народа более презираемого, чем тот, что населяет Эрец-Исраэль. Вот я и решил присоединиться к народу, ибо впоследствии он, безусловно, возвысится». Не удовлетворившись таким объяснением, Адриан поинтересовался истинной причиной, побудившей его племянника перейти в иудейство. «Я хотел изучать Тору», – ответил Акилас. «Но ведь ты мог изучать Тору, не совершая обрезания», – сердито воскликнул император. В ответ Акилас сказал: «Ты награждаешь солдата по случаю победы над неприятелем, лишь если он самоотверженно служил тебе с оружием в руках, не щадя своей крови. Так Тора дается человеку лишь после исполнения им заповеди «брит-мила». Различным было отношение народов к еврейской традиции обрезания. Если африканские племена сами практиковали подобные ритуалы, то в античном мире, как явствует из сочинений Страбона, Тацита, Ювенала и других, он считался варварским и неоднократно был запрещен различными правителями, якобы из соображений гуманности. В наше время подобную точку зрения можно встретить разве только в странах Восточной Европы, потому что на Западе заботливые родители сплошь и рядом подвергают своих новорожденных сыновей этой операции в целях гигиены и профилактики целого ряда заболеваний. Что касается евреев, то для них эта процедура – прежде всего – введение нового сына Израиля в союз праотца Авраама и акт его приобщения к нашему народу. По ее завершении все провозглашают «Мазал тов!», поздравляют счастливых родителей и желают: «Как вошел он в союз, так пусть войдет он к Торе, женитьбе и добрым делам». Евреям города Хмельника сильно досаждал один доносчик. Многих сделал он несчастными своими клеветническими доносами. Поэтому, когда хасиды городка собирались в Люблин к своему Рабби, прозванному Ясновидящим, они решили подать ему записку с просьбой избавить их от этого негодяя. Когда Рабби прочел эту записку, в которой было указано имя этого человека и его матери, он возмутился: «Что хотите вы от этого человека? Ведь его лицо сияет, как лицо священника, приносящего жертву в Храме». Хасиды были ошеломлены. Они начали убеждать его, что этот человек – предатель и злодей. Рабби еще раз внимательно прочел записку, в которой было записано имя человека, и... повторил то, что сказал при первом чтении. Перед тем как отправиться в обратный путь, хасиды решили подать Рабби еще одну записку об этом доносчике. На сей раз, лишь только Рабби прочел имя злодея, он гневно произнес: «По закону предателя карают смертью...» Все это выглядело очень странно. А когда хасиды вернулись в свой городок, они узнали, что в тот день, когда они в первый раз подали записку Рабби, тот самый злодей совершал обрезание своему сыну. А в Талмуде сказано, что еврей, который совершает обрезание своему ребенку, подобен священнику, совершающему жертвоприношение. Глава Лех Леха.Авраам был первым евреем. Его называют «Авину» (букв. «Наш отец»),т.к. от него мы унаследовали свое Иудейство и только от него мы можем узнать, что Иудей в действительности из себя представляет. В начале нашей недельной главы Б-г приказывает Аврааму (в то время его звали Аврам) покинуть свою землю, свою родину, и дом своего отца, другими словами – выйти за пределы категорий Нации, расы и религии. Вот почему и по сей день Иудаизм не сводится ни к одной из трех категорий. Мы можем видеть, что Иудаизм – это не национальность, ибо почти 2000 лет евреи были лишены своей родной земли или вообще какой-то общей земли, и, тем не менее, они все еще существуют и считают себя евреями. Даже сегодня, когда существует так называемое «Государство Израиль», большинство евреев (а около 25% из них родилось в Израиле) не живут там т.к. иудаизм – это не национальность. Иудаизм также нельзя назвать расой, еврей из Йемена, из России, Морокко, и из Англии (и это только некоторые из стран, где живут евреи) почти не имеют общих расовых черт или сходства характеров, и все же, все они называют себя евреями. Иудаизм - это даже не религия в привычном смысле этого слова. Религия – это часть жизни; для верующего человека это очень важная часть, но все же, тем не менее только часть. В Иудаизме, напротив, жизнь – это только часть Иудаизма, вот почему так много миллионов евреев на протяжении веков, по собственному желанию расставались с собственной жизнью, только чтобы не быть отделенными от своего еврейства. Причиной всему этому – то, что Авраам ушел со своей земли, из родины и из отцовского дома и заключил особый договор с Б-гом, который отделил его и всех евреев после него от остального мира. Все остальные народы в мире – это часть Творения (и, следовательно, могут быть определены понятиями Религии, Расы и Национальности). Однако Евреи – часть ТВОРЦА, и поэтому, так же как Б-г не может быть определен каким-либо определением, также и они отрицают все определения. Но главное достижение Авраама, – его связь с Б-гом, была дана не с тем, чтобы он был отделен от мира, но для того, чтобы он стал источником благословения для всего мира, также и не только для Евреев. Вот почему его имя было изменено с Аврама «Возвышенный Отец» на Авраам, «Отец многих народов». Таким образом, благословение Еврейского народа стало доступно всему человечеству. Есть история о Четвертом Любавичском Реббе, Ребе Шмуэле. Однажды, в середине своего долгого путешествия, он остановил повозку в деревне где не было евреев, и когда вышел из повозки, все жители буквально преклонились ниц перед ним. Все, кто сопровождали его, были изумлены, крестьяне не-евреи кланяются Еврею?! Ребе спокойно повернулся к ним и объяснил: «Чему вы удивляетесь? Разве Гашем не сказал Аврааму: «И ты будешь благословением!» Еще более удивительная история – о нынешнем Любавичском Ребе. Он начал предсказывать падение коммунизма за несколько лет до его краха. Он даже посоветовал хасиду Хабада, профессору Ирмиягу Брановеру, подготовить проект строительства жилья в Иерусалиме для новой волны иммигрантов. Он объявил 1991 год, годом явных чудес, и вдруг, о чудо! Это произошло в точности, как предсказывал Ребе. Железный Занавес открылся и сотни тысяч Евреев выехали без единого выстрела и риска для жизни, и без единого марша протеста. Теперь среди народов, требующих свободу, была маленькая страна, вклинившаяся между Италией, Австрией и Хорватией, под названием Словения. Но когда это произошло, Коммунистическая Югославия ответила объявлением войны. Подобно только оперившемуся птенцу, едва взмахнувшему крыльями, Словения оказалась незащищенной в этой ситуации. Многочисленная югославская армия планировала авиа-налет и наземное наступление с использованием танков и химического оружия для того, чтобы разгромить своего слабого противника. Но помощь для Словении пришла, оттуда, откуда ее совсем не ждали. Случилось так, что в канадском городе Торонто жил словенский еврей Мариан Фурман. Он был женат на девушке из Израиля, и однажды ночью, отчаявшееся словенское правительство связалось с ним через своего посла в Канаде в надежде, что, может его жена попытается найти оружие и снаряжение через какие-нибудь израильские связи. Ой ответил, что хотя он не может помочь им в этой области, он сможет получить благословение от Любавичского Ребе. Мариан и его жена не были евреями, соблюдающими все обряды, но до этого они начали посещать уроки Торы в Доме Хабада в Торонто и там они услышали о Ребе. Они узнали, что Ребе творит чудеса и поняли, что только чудо сможет спасти Словению. Тогда они добровольно обратились к Ребе за помощью. Их план был таков: отправиться к Ребе и передать ему два волнующих до глубины души письма с просьбой о помощи: одно от посла Словении, а другое от Священника Словенской церкви в Торонто. В мольбе священника было прошение Ребе спасти Словению от Коммунизма, как Моисей спас евреев от зловещего народа Амалек, когда они были освобождены из египетского рабства. Наконец, 7 июня 1991 года в 16.00 по Словенскому времени они прибыли в штаб квартиру Ребе. Он выслушал их , прочитал письма и дал свое благословение Словении. Он пожелал, чтобы война прекратилась и установился мир и процветание. (По поводу первого письма, он спросил имя премьер-министра и имя его отца, чтобы так же его благословить). В то время, как Ребе произносил свое благословение, Югославские реактивные самолеты были уже в воздухе в нескольких минутах от главного здания государственной власти Словении - Капитолия, когда вдруг поступил приказ возвращаться на базу. По необъяснимым причинам Югославское правительство объявило о прекращении огня и предоставило свободу Словении. Это было в воскресенье, 7 июня, сразу после 16.00,благословление Ребе спасло весь не-еврейский народ. Вскоре после этого в Словении был напечатан буклет в честь появления нового государства. На первой и на последней страницах было написано «Словенский еврей лично доставил в Нью-Йорк несколько писем от общины Словении Мировому Еврейскому Лидеру Рабби Менахем-Мендел Шнеересону в тот же день, когда он благословил народ Словении, военные действия в отношении словенского народа были прекращены.» Это наследство передал Авраам всем поколениям Евреев после него, и это действительно означает, что мы Б-гом «Избранный Народ». Мы избраны, чтобы приносить благословение, покой и смысл в этот мир. И все это зависит от каждого из нас, отождествляющего себя с Б-гом Авраама. Пусть это свершится вскоре с приходом Мошиаха сейчас!
|
В избранное | ||