Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Недельная глава 'Ноах'


Материалы по Торе Недельная глава 'Ноах'


Недельная глава "Ноах".

Вступление переводчика.

В недельной главе "Ноах" рассказывается о потопе - одном из немногих событий, полностью изменивших жизнь на Земле. Потоп стал наказанием предшествующим ему поколениям за совершенные ими поступки. Впрочем, потоп не был лишь наказанием. Внутренняя Тора объясняет, что он также был направлен на очищение мира.

                                                                                                 *   *   *

Ребе неоднократно подчеркивает, что любой фрагмент Торы, в том числе содержащиеся в ней описания исторических событий, может и должен быть использован в качестве наставления для каждого еврея лично, в какое бы время и в каком бы месте он ни находился.

Иногда наставление, заложенное в словах Торы, "лежит на поверхности". Для того, чтобы понять, какое отношение к нынешнему еврею имеют изложенные в Торе заповеди, нет необходимости в анализе. Соблюдение заповедей сегодня происходит в той же форме, что и две, и три тысячи лет назад. В исполнении воли Все-вышнего современные евреи обязаны не меньше, чем их самые далекие предки. Многие другие разделы Торы нуждаются в пристальном изучении для осмысления того, что говорят они нам, живущим в конце двадцатого века.

Одной из главных задач главы поколения - ребе - и является разъяснение, раскрытие того, как Тора обращена к поколению, какое наставление дает современным евреям.

Возможность раскрыть связь между каждой деталью содержания Торы и проблемами, занимающими нас сегодня, дает внутренняя Тора. Параллель между потопом-очищением и миквой (ритуальным бассейном, в котором принято очищать себя, погружаясь в него перед молитвой) дает возможность уловить в строках Торы нечто, в полной мере относящееся к каждому из нас.

                                                                                                          *   *   *

Кто-то сравнил жизнь человека с многослойным тортом. Слои светлого сладкого бисквита чередуются в нем со слоями горького черного шоколада. Нет такого, чья жизнь состояла бы из одних радостей. Иногда, переживая, не дай Б-г, тяжелые неприятности, мы уверены, что Судьба обратилась с нами зло... И часто, к собственному удивлению, спустя некоторое время обнаруживаем, что казавшееся абсолютным злом содержало в себе добро.

Иногда неприятность оборачивается радостью: благодаря произошедшему мы избегаем событий безмерно более трагических или, пройдя через опасность, приходим к разрешению проблемы, поднимающему нас на бесконечно более высокий уровень в духовной или материальной жизни. Иногда же, и именно об этом ребе ведет речь в беседе, оказывается, что то, что происходило с нами, обременяло нас, лишало человеческого лица, было направлено Все-вышним на то, чтобы очистить, освободить нас от уродливых качеств, которыми мы до этого обладали, и избавиться от которых, минуя свалившиеся на нас неприятности, не могли.

Так, часто человек, переживший службу в Советской Армии (продолжая вспоминать о ней с понятным отвращением), утверждает, что эти два или три года, наполненные разнообразными и сильными неприятными эмоциями, сыграли в его жизни большую положительную роль. Часто (и в наибольшей степени это имеет отношение к тем, кто вырос в интеллигентной семье и, может быть, был в ней единственным и любимым ребенком), именно служба в армии, которой никто из нас, уверен, не пожелал бы своим детям, освобождает от немыслимого груза надуманных, наносных и никому не нужных представлений о себе и мире - о жизни.

То же самое можно сказать и о недоброй памяти работе в колхозе, и о стоянии в очередях (если кто-то еще способен все это помнить). То же самое имеет отношение к заботам о заработке.

Человек, стоящий в очереди за хлебом, лишен индивидуальности. Он всего лишь один из многих. Очереди глубоко наплевать, какими интеллектуальными достоинствами он обладает, в какой степени тонки его чувства. Но Все-вышний поставил его в эту очередь не случайно. Очень может быть, что, пройдя через это, он, наконец, сможет понять: то, что не смогло проявиться в нем в эти минуты, - не было нужно, не являлось сущностным, главным. Может быть, это станет для него толчком к пониманию действительно важного - другого.

Тора говорит о величайшем значении качества "битуль" - способности человека не ощущать собственного существования пред лицом Все-вышнего. Один из хасидских ребе обозначил значение битуля в жизни еврея ярким афоризмом: "Человек - целый мир, если этот мир полон собой, то он очень мал, в нем нет места для Б-га; если же пуст, то этот мир становится огромен, он вмещает самогО Все-вышнего". В этом, собственно, и состоит смысл существования еврея, - раскрыть в себе б-жественное начало, "впустить в себя" Б-жественность. Но "Я и он - не можем жить вместе!" - Б-жественность не может раскрываться в наполненном личностностью сосуде, - не настоящей личностностью - б-жественностью, представляющей из себя сущность еврея, а псевдоличностностью - ощущением собственного, отдельного от Все-вышнего существования.

  Беседа 1

1. В книге «Тора Ор» объясняется, что потоп был не только наказанием, он также очистил мир, бывший до того нечистым. И потому потоп длился 40 дней, что соответствует 40 сеа миквы[1]. Поэтому потоп называется «воды Ноаха»[2] - «успокоение духа»[3].

И, как объясняется в той же книге, это же касается и забот в погоне за заработком. Они называются «великие воды»[4], они смывают с человека то, чего не должно быть,  и приводят к «успокоению духа».

2. Связь между понятиями «забота о заработке», «потоп» и «миква» объясняется следующим образом.

Внутренний смысл миквы – это «битуль», отвлечение от самого себя и неощущение себя, как пишет Рамбам: «И пусть омоется (йитболъ) в водах чистого познания»[5]. Поэтому в микве должно быть 40 сеа воды, то есть такое количество воды, «которое покрывает все тело человека»[6]. А в слове твила («омовение») те же буквы, что и в слове габитуль[7], «неощущение самого себя, отвлечение от самого себя». Это значит, что когда человек отказывается от своего «я», это его возвышает, и он становится «сосудом» для святости[8].

Так и подлинный смысл того, что человеку даются заботы о заработке, которые временно омрачают его, заключается в том, что из-за этого в человеке что-то надламывается и он выходит за границы собственного «я», становясь сосудом для святости.

3. И так как истинный замысел заключается не в том. чтобы его наказать, упаси Б-г, а чтобы ополоснуть и очистить его от всего недоброго, ясно, что это может свершиться в течение минуты. Если в одну минуту человек постигнет внутренний смысл этого и исполнит то, что для этого требуется, тем самым он сам уходит (от всего недоброго) и наступит для него «успокоение» как в духовном, так и в материальном отношении.

Из беседы в субботу главы Брейшит 5713 г. (1952 г.)

Беседа 2

4. «Дурные воды» потопа можно разделить на два вида: «великая бездна» и «окна небесные»[9]. Подобным же образом заботы и препятствия в жизни человека подразделяются на те же два вида: «великая бездна» – это треволнения низкого материального типа, например забота о пропитании и т. п.; «окна небесные» – это треволнения духовного происхождения, нечто более высокое (общественная деятельность и т. п.). Однако все это, несмотря на свою высокую цель, служит человеку препятствием в изучении Торы и исполнении заповедей.

Разумеется, заниматься общественной деятельностью необходимо, но это не должно мешать изучению Торы и исполнению заповедей, ибо заповеди приводят человека в состояние, о котором сказано: «А вы, верные Б-гу, Всесильному вашему, живы вы все ныне»[10]. Заповеди связывают человека, исполняющего их, со Всевышним[11] и тем самым к нему привлекается Б-жественная жизненная сила. Но какой смысл во всем, чем он занимается, если человек не исполняет того, что написано в книге «Шулхан арух»[12]?

Такой человек говорит, что он занят «окнами небесными», духовным – и это ошибка. Это заявление исходит не от Б-жественной души[13], а от души животной. Лучшее доказательство этого то, что оно (это заявление) мешает изучению Торы и исполнению заповедей так, как это написано в книге «Шулхан арух» – в таком случае совершенно ясно, что это нечто противоположное святости.

И так как это противоположно святости, то человек, несмотря на то, что он занят «окнами небесными», в конце концов опускается все ниже и ниже, до такой степени, что «окна небесные» становятся «великой бездной».

Беседа 2.1

5. Тому, кто погружен в воды потопа, будь то «великая бездна» или «окна небесные», – один совет: «войди в ковчег»[14]. Как объясняет Баал-Шем-Тов, «ковчег» это буквы (слова) Торы и молитвы[15]. Войти в ковчег – значит войти в буквы Торы и молитвы, окружить себя ими, и тогда, вне всякого сомнения, ничто не будет препятствием, и «Hoax, муж праведный»[16] вместе со всем своим семейством останется невредимым.

Таким должен быть порядок дня: сразу же по пробуждении утром, еще не вступив в мир, в «дурные воды», человек должен прежде всего сказать «Благодарю я Тебя... за то, что Ты возвратил мне душу»[17]. Он должен наполниться признанием[18] того, что жизнь его души исходит только от Б-га. Затем следует прочесть утренние благословения, в которых благодарят Б-га в отношении каждой детали жизни: «одевающий нагих» и т. д. У названного «нагим», несомненно, есть одежда; что же в таком случае означает благословение «одевающий нагих и все прочие благословения?

Сказано: «Кто мудр? Тот, кто видит зарождающееся»[19]. Тот, кто видит, как все возникает ежеминутно из ничего[20]. Кто знает, что каждую минуту «сущее» происходит от Б-жественного.

Подобное написано в книге «Зогар»[21]: раби Ейса саба обычно молился, чтобы Всевышний даровал ему еду, – даже тогда, когда еда была ему приготовлена, он не ел, не помолившись. Разумеется, можно спросить: как он мог молиться, чтобы Всевышний послал пищу, когда вот она поставлена перед ним?

Дело в том, что каждое существо само по себе постоянно является абсолютным ничто, каким оно и было до сотворения. А то, что оно существует, происходит только потому, что Всевышний, по доброте Своей, постоянно возобновляет его существование, как мы говорим в (утренней) молитве: «По доброте Своей возобновляющий ежедневно и постоянно дело Творения». Поэтому следует молиться Ему и когда еда лежит на столе. То же касается и других нужд. Ибо пища, которая была минутой раньше, сама по себе уже стала абсолютным ничто – поэтому человек должен молить Б-га, чтобы Он возобновил ее существование, чтобы у человека было все ему необходимое.

После того, как человек предварил свои дела молитвой, он будет знать, что само по себе материальное не существует, Всевышний должен его постоянно возобновлять, и вся суть мира заключается в замысле Творения: «Во славу Мою сотворил Я его»[22]. Тогда он может вступить в дела этого мира и не бояться «дурных вод».

До молитвы он считает, что мир – это самое главное, что все на свете существует само по себе[23]. А значит, то, что он в силах делать, можно делать, то, о чем доподлинно известно, что этого делать нельзя, – тоже можно делать, ибо все следует делать так, как это происходит постоянно. А что в нашем сознании постоянно? Окружающий человека мир.

Но когда человек понимает, что на самом деле нет ничего существующего, что мир есть лишь потому, что Всевышний раз за разом возрождает его из абсолютного ничто, ибо цель сотворения мира – «чтобы было Ему, благословенному, жилище (явное пребывание) в нижней реальности»[24], тогда он осознает: «существующее» – это только то, что приводит к достижению Б-жественной цели. И он приходит к прямо противоположному выводу: то, что нельзя, что является противоположностью этой цели, – нельзя. И нельзя делать не только запрещенное. И дозволенное (ненужные вещи) также нельзя делать. И если появляется в человеке дурное влечение, говорящее, что это необходимо, следует ответить: «Докажи!». «Тот, кто хочет что-нибудь получить от другого, должен доказать, что он прав»[25]. Так говорят хасиды: «Что нельзя – то нельзя, а что можно – не нужно».

Такой смысл имеет сказанное «войди в ковчег» – то есть в слова Торы и молитвы, будь всегда ими окружен. И когда человеку становится ясно, что основа существования – это Тора и молитва, а остальное – лишь орудие для исполнения главного, тогда все, даже заботы о материальном, ведь надо же иметь здоровое тело, становится деталью служения Б-гу или чем-то помогающим этому служению.

Единственный совет, как избавиться от вод потопа (как от «великой бездны», так и от «окон небесных»): войди в ковчег. Тогда человек не имеет отношения ни к чему, что не является святостью, и все его занятия и нужды сводятся к выражению «на всех твоих путях познавай Его»[26].

Беседа 2.2

6. Однако это не значит, что человек должен замкнуться в ковчеге – в словах Торы и молитвы, как бы говоря: «Я душу свою спас», – а что происходит с другим человеком, его совершенно не должно интересовать. Об этом Тора говорит нам: «Войди в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сыновей твоих»[27] – не только он, но и его домочадцы. Кроме того, «сыновья твои» имеет также значение «ученики твои»[28], а в конечном счете – все евреи; это имеется в виду в словах «жена твоя» и «сыновья твои». Ибо женщина – категория принимающего[29]. А все евреи являются принимающими, так как все принимают что-либо друг от друга, все евреи составляют как бы единое целое тело во весь рост[30].

Ты должен всех принять в ковчеге, то есть ты должен действовать и оказывать влияние на других так, чтобы и они вошли в ковчег слов Торы и молитвы.

Даже до дарования Торы, когда можно было по ошибке сказать: «Что мне за дело до других, я свою душу спас» - еще тогда[31] Всевышний сказал Ноаху: «Войди в ковчег ты... и жена твоя...». А тем более после дарования Торы, когда известно, что все евреи ответственны друг за друга[32], невозможно ограничиться тем, что занимаешься са-* мим собой. Жизнь другого еврея должна глубоко касаться тебя.

Как уже говорилось, все евреи составляют как бы единое тело во весь рост. И как у человека здоровье какой-то одной части тела связано со здоровьем другой части тела, точно так же происходит и в теле Израиля. Духовное здоровье одного еврея касается другого. Когда человек не интересуется проблемами другого, ему самому чего-то не хватает.

7. Говорится, что нужно заниматься проблемами другого, а особенно членов семьи. Нужно это делать не просто, чтобы отделаться, исполнить долг, а отдаться этому всем своим существом.

Известно, что сказал[33] Адмур (Ребе Рашаб)[34]: «Так же, как велено Торой каждому еврею ежедневно возлагать тфилин, независимо от того, велик ли он в знании Торы или это простой человек, так каждый обязан ежедневно по крайней мере полчаса серьезно подумать о воспитании детей, сделать все возможное и невозможное для того, чтобы дети его поступали так. как их воспитывают».

Почему Ребе упомянул именно заповедь тфилин, есть ведь и другие заповеди? Одна из причин: заповедь тфилин – не просто заповедь, исполняемая физически, ее внутренний смысл – это подчинение Всевышнему своего ума и сердца, как сказано в книге «Шулхан арух»[35] и в книге «Тания»[36]. Таким должно быть и влияние человека на своих домочадцев. Нужно не просто исполнять долг, а делать это головой и сердцем.

И когда человек не довольствуется работой над собой, а, подчиняя Всевышнему свои ум и сердце, старается спасти другого еврея от дурных вод и привести его в ковчег, тогда он может быть уверен и в отношении самого себя, он может быть уверен в своей цельности.

8. Объяснение этого таково: во всем нужна помощь Свыше. Поэтому после того, как Hoax уже вошел в ковчег, нужно было, чтобы Сам Всевышний закрыл за ним дверь, как сказано: «И затворил Б-г за ним»[37] – нужна была помощь Свыше.

Если человек войдет в ковчег – в слова Торы и молитвы – своими силами, без помощи Свыше, то может быть, что он будет не вполне таким, каким должен быть.

Сказали мудрецы: «Ученые Торы наказываются тем, что их дети не становятся учеными, за то, что они не произносили благословение перед изучением Торы»[38]. В этом благословении говорится: «...Который... дал нам Свою Тору», а заканчивается оно словами «дающий Тору» – в настоящем времени – то есть такой ученый знает, что Тора дана ему Всевышним, но он не произнес перед изучением Торы благословения, изучая Тору, он забыл о Даровавшем ее.

То же и в отношении молитвы: может случиться, что человек молится, но чувство его это не затронуло и не подействует на его ежедневные дела, они были такими, какими должны быть.

И в этом основной смысл слов «войди в ковчег»: это сказано не для того, чтобы навсегда остаться в ковчеге -нужно выйти из него в мир и сделать его (мир) жилищем Всевышнего.

Для того, чтобы молитва повлияла на весь день, нужно молиться, совсем не ощущая существования мира, нужно совершенно абстрагироваться от мира и знать только Б-жественное. А затем, после молитвы, когда ты возвращаешься к миру, будет так, как сказано о Ноахе: он увидел новый мир.

Так рассказывают о Баал-Шем-Тове[39]: перед молитвой он думал о том, останется ли он еще после молитвы в своем теле. Он не был уверен в этом потому, что во время молитвы испытывал «исчерпание души»[40].

Для того, чтобы изучение Торы и исполнение заповедей были такими, какими они должны быть, нужна помощь Свыше – «и затворил Б-г за ним».

Но для того, чтобы получить помощь Свыше, нужно протянуть руку другому. Тогда,,как говорят наши мудрецы[41]: «Б-г освещает глаза обоих»[42] – тому, кто помог, тоже станет светло. Вот что означают слова «войди в ковчег» -как это должно быть.

9. Более того, Всевышний сказал Ноаху, чтобы тот поместил в ковчеге все, что есть в мире и что может погибнуть -«из всего живого»[43].

Из всего этого следует сделать такой вывод: все, что есть в мире, о чем человек знает, что это может погибнуть без его участия, он обязан забрать с собой в ковчег для того, чтобы все это спасти и возвысить к Б-жественному. Если он считает, что все это его не касается, это противоречит одному из основных принципов веры – индивидуальному Провидению[44]: так как Всевышний сделал так, что он знает о существовании того, что может погибнуть без его участия, совершенно ясно, что это сделано для того, чтобы он приблизил это сотворенное и возвысил его.

И тогда человек получает помощь Свыше: «Войди в ковчег» – подобно написанному «и в локоть сведи его вверху»[45]. Слово ома («локоть») – начальные буквы слов Эло-кейну мелех гаолам («Наш Всесильный, царь мира»). Это означает, что то, что Б-г – наш Всесильный (Б-г евреев), приводит к привлечению Его влияния книзу, к внешней стороне мира. Он становится «Царем Вселенной»[46], и исполняются слова «сведи его вверху»: (человеку даются) ссуды (возможность принятия внизу) для его заработка (дарованного Свыше)[47], как сказано: «...и Он даст тебе пропитание»[48]. И в конце концов произойдет подобное сказанному: «Радугу Мою помещаю Я в облаке»[49], подобную Мне[50], радуга как бы сравнивается со Всевышним[51], ибо весь мир Он делает как бы жилищем Своей благословенной Сущности.

Из беседы в субботу главы Брейшит 5717 г. (1956 г.)

Беседа 3

10. Сохранились записки Ребе Цемах-Цедека[52], которые начинаются так: «Сказал раби Акива: «Счастливы вы, евреи, перед Кем вы очищаетесь и Кто очищает вас»»[53]. Это было написано в месяцы элуль и тишрей[54]. Связь изречения «Сказал раби Акива...» с этим временем года понятна, ибо говорится о служении совершением покаяния. Кроме того, оно находится в конце трактата Йома[55], где обсуждается служение в Йом-Кипур.

Существует также «маамар» по теории хасидизма с тем же началом («Сказал раби Акива...»), который Ребе произнес в субботу главы Hoax 5667 (1906) года. Так как «маамар» этот был произнесен в субботу главы Hoax, ясно, что эта тема имеет отношение к главе Hoax. Можно, не вдаваясь в тонкости, сказать, что, как это объясняется в книге «Тора ор», потоп очищал все земное подобно тому, как очищает человека вода миквы (см. пункт 1).

11. Есть два уровня покаяния: а) просто покаяние за грехи и б) более глубокое, внутреннее покаяние[56]: «...а дух возвратится к Б-гу. Который дал его»[57]. В служении Б-гу это ступень глубокого «желания сердца»[58], которое выше разумного обоснования[59]. |

В этом и состоит смысл выражений «перед Кем вы очищаетесь» и «Кто очищает вас». Первое – «перед Кем вы очищаетесь» – это покаяние снизу вверх[60], покаяние за грехи. Второе – «Кто очищает вас» – покаяние сверху вниз: «...а дух возвратится к Б-гу, Который дал его» .

Эти два уровня покаяния намеком указаны и в главе Hoax – согласно известному выражению Баал-Шем-Това, «войди в ковчег» означает «войти» в буквы (слова) Торы и молитвы, а Тора и молитвы означают действие сверху вниз (Тора) и снизу вверх (молитва). Буквы Торы – категория камней[61], созданных небом, а буквы молитвы – категория кирпичей, изготовленных человеком. »

12. Что же касается желания сердца и самопожертвования, которые выше разумного обоснования, они бывают разных видов – более высоких и более низких.

Самопожертвование – это жертва желания, отдача Б-гу своего собственного желания[62]. Как говорится в Гмаре: «Какая разница, убил целиком или убил наполовину»[63], каждое склонение головы еврея ради Всевышнего, даже малейшее его движение – означает «убить наполовину», то есть также самопожертвование. С другой стороны, для того, кто велик, недостаточно служения потому, что этого требует разум, он тоже должен склоняться с самопожертвованием, только тогда он достигнет Б-жественного, как сказано: «(...а в месте) высоком и священном обитаю Я, но «с тем, кто сокрушен и смирен духом»[64] – Он обитает именно с тем, кто смирен духом.

Человек не должен считать, что если он велик, ему достаточно служения, основанного на разумном понимании, - что своим пониманием он делает не меньше, чем другой своим самопожертвованием.

Ему следует сказать, что служение должно быть «всей силой» его[65], то есть безо всяких ограничений[66], – пока человек остается на уровне разумного понимания, он не может достичь Б-жественного, обязательно должно быть самопожертвование.

То же и в отношении изучения теории хасидизма: даже если человек отдает много времени ее изучению и ведет себя, как того требуют обычаи и указания теории хасидизма, и, сравнивая себя с другими, считает, что он уже достиг высот, следует ему сказать, этого еще недостаточно – нужно, чтобы было настоящее служение и не просто служение, а самопожертвование.

И как объясняется в «маамаре» «Умааян»[67], даже человек, который все схватывает на лету, легко понимает то, над чем другой должен корпеть долго и усердно, – даже он должен трудиться над пониманием, ибо пока он остается в границах своего естества, он не имеет отношения к Б-жественности.

13. В этом заключается намек на то, что как только кончаются праздники Рош-гашана и Йом-Кипур и весь месяц тишрей, читают главу Hoax.

В Йом-Кипур сам день искупает грехи[68], и Всевышний прощает все грехи. Сказано, что евреи в этот день вступают в связь со Всевышним: «Израиль находится вместе с Царем», – вся суть евреев в этот день – Б-жественность. И можно подумать, для чего евреям гнаться за служением с самопожертвованием, если сама их суть – Б-жественность? Но, закончив месяц тишрей, сразу читают главу Hoax: «Войди в ковчег». И войти нужно в двух направлениях покаяния – снизу вверх и сверху вниз. То есть требуется самопожертвование, ибо человек не может достичь сущности Б-га, пока он остается самим по себе, живя как бы отдельно от Него. Как бы высоко он ни стоял, он должен служить Б-гу «всей силой своей».

14. После этого можно понять то, что рассказывал.Ребе, мой тесть: однажды утром после Йом-Кипура он зашел к Ребе, своему отцу, и спросил его: «Папа, что теперь?». Ребе Рашаб ответил ему: «Именно теперь нужно совершить покаяние».

И непонятно: зачем это нужно после того, как было совершено покаяние в Йом-Кипур, когда «Всевышний прощает евреям и отпускает грехи Йешуруну»[69]? И как сказано в Мишне[70]: «Бава бута каждый день совершал приношение повинной жертвы[71], кроме дня, следующего за Йом-Кипуром, ибо тогда еще нет грехов».

Но настоящее покаяние состоит в том, что «дух возвратится к Б-гу, Который дал его». Ведь Б-жественность безгранична – так и служение, выраженное словами «...а дух возвратится к Б-гу, Который дал его», также безгранично. Ибо когда привлекаются книзу окружающие светы[72], эти светы проникают внутрь, а затем привлекаются еще более высокие окружающие светы, и в их привлечении состоит служение «желанием сердца», которое выше понимания разумом[73].

Так следует понимать ответ Ребе Рашаба: «Именно теперь нужно совершить покаяние». Ибо до того невозможно было совершить более высокое покаяние, так как человек еще был занят низкими вещами. Но именно после Йом-Кипура следует совершить покаяние – внутреннее покаяние.

15. В этом и состоит покаяние и самопожертвование: «Какая разница, убил целиком или убил наполовину». С одной стороны, нужно знать, что даже когда человек находится на низкой ступени, каждая его попытка переломить себя и каждое склонение головы перед Б-гом засчитывается ему как самопожертвование, ибо «убить наполовину» – то же, что «убить целиком». С другой стороны, даже когда человек находится на высокой ступени, он не может ограничиться только служением согласно тому, что понимает умом, должно быть «убить целиком». А если этого нет, это означает, что недостает не какой-то детали (самопожертвования) – полностью отсутствует связь со Всевышним, ибо «(в месте) высоком и священном обитаю Я» – и именно «с тем, кто сокрушен и смирен духом».

И, как сказано в Гмаре[74], даже если есть служение «всей душой твоей и всем сердцем твоим», но недостает «всей силой твоей», это уже означает, что «не исполняют волю Б-га». И от этого может получиться так, что – после нисхождения по многим ступеням – окажется: «не исполняется воля Б-га» в самом простом смысле.

Иначе это происходит, когда есть самопожертвование и «всей силой твоей». У каждого в соответствии с его сущностью – даже если это человек на низкой ступени – это означает, что «исполняется воля Б-га», а это приводит к тому, о чем сказано: «...и встанут иноземцы, и пасти будут овец ваших»[75] – даже чужие люди (неевреи) не только не будут чинить препятствий, сами будут помогать[76].

16. Самопожертвование означает выйти из себя, за пределы своего существования и осознания. Это замыслено Б-гом так, что когда человек вернется к себе, к своему существованию. в нем будет ощущаться самопожертвование.

Подобное было сказано о единстве в Шмини-Ацерет[77]. Это единство остается и в будние дни после праздника Шмини-Ацерет.

Такой же смысл содержится и в сказанном о водах потопа. Весь мир был затоплен до такой степени, что даже небесные тела и планеты не действовали[78]. Мир был сведен к ничто. Все мирское перестало существовать само по себе и было включено в «ковчег» – буквы Торы и молитвы.

Это было подобно служению в месяц тишрей: человек отключался от мира, как это объясняется в книге «Зогар»[79] и в «Ликутей Тора»[80] при рассмотрении стиха «и сел в ковчег в седьмом месяце»[81]. Здесь имеется в виду служение в месяц тишрей (седьмом месяце, если считать месяцы начиная от месяца нисан).

Цель заключалась не в самом потопе, а в выходе ковчега из мира, чтобы и в нем стало все таким же, как в ковчеге.

17. Чем дополняется сказанное, когда мы сравниваем потоп с миквой?

Рамбам пишет[82], что чистоту человек обретает не тогда, когда он находится в микве, а когда он из нее выходит. Это значит, что когда он выходит из миквы, должно быть видно, что он был в микве.

То же касается и веления «войди в ковчег», войди в слова Торы и молитвы. Цель служения заключается не в том, что во время изучения Торы и молитвы человек не ощущает своего существования, но в том, чтобы, закончив изучение Торы и молитву, он остался в том же духовном состоянии, в каком был во время этого изучения и молитвы.

Так было сказано о Баал-Шем-Тове: до молитвы он не был уверен, что с ним будет после молитвы. Когда он молился, душа почти покидала его тело, и он не ощущал себя. И все же после молитвы он возвращался к миру, ибо в этом заключается цель всего сотворенного.

18. Ребе, мой тесть, сказал однажды[83], что глава Hoax - это грустная неделя и что с наступлением главы Лех леха становится веселее, ибо там уже говорится о нашем праотце Аврагаме, а особенно согласно внутреннему объяснению главы Лех леха, показывающему достоинство душ.

Да дарует Всевышний, чтобы всё, что пока еще грустно (по какой бы то ни было причине), со вступлением в неделю главы Лех леха стало веселым и выразилось в видимом, раскрытом[84] добре.

Примечания Глава Hoax

[1]  Миква – ритуальный бассейн, очищающий от нечистоты. Подобно тому, как вода очищает тело от физической грязи, миква очищает от нечистоты и в духовном плане. Для того, чтобы миква могла очищать, в ней должно содержаться 40 сеа (мера жидкостей) воды так, чтобы вода покрыла сразу все тело человека. [2]  Йешаягу, 54:9. [3]  Тора Оp, Hoax, Маим рабим. Имя Hoax означает «успокоенный, умиротворенный». [4]  Выражение из Шир гаширим, 8:7 – «Многие воды не смогут погасить любовь (к Б-гу)» – означает заботы и треволнения, преследующие человека в этом мире. [5]  Рамбам, Законы о миквах, 11:12. [6]  Хагига, 11а. [7]  Сидур, конец «каванат гамиквэ» – (твила – габитуль). [8]  Слово кадош («святой») означает «отделенный» – отделенный от всего, что не Б-г. Так и слово «святость» означает все, что получает влияние единственно от Б-га. [9]  Эти выражения упомянуты в Торе при рассказе о потопе. См. Брейшит, 7:11. [10]  Дварим, 4:4. [11]  Тания, ч. 1, гл. 23, а также гл. 47; Ликутей Тора, Бехукотай, стр. 45в. См. также письмо р. Йосефа-Ицхака, опубликованное в Томим 6, стр. 25. [12]  Кодекс законов Торы. [13]  У каждого еврея, кроме животной души, связанной с телом и с окружающим миром, есть Б-жественная душа. Она проявляется, только когда человек изучает Тору и исполняет заповеди. Если же он этим не занимается, Б-жественная душа в нем как бы в «загоне». Но от нее может и тогда происходить стремление к Б-жественному, «неизвестно откуда» появляющееся в человеке. [14]  Брейшит, 7:1; Тора Ор, стр. 9а. [15]  См. Цаваат Риваш, п. 75 и прим. к этому месту. Тейва означает «ковчег», но имеет также и значение «слово». [16]  Брейшит, 6:9. [17]  Седер гайом, Шулхан арух гарав, 1:6. [18]  Модэ («Благодарю я Тебя...») означает как «благодарю», так и «признаю». [19]  Тамид, 32а. [20]  Тания, ч. 1, гл. 43; Ликутей Тора, Насо, стр. 26г. [21]  Зогар, ч. 1, стр. 626. Ср. Маген Аврагам и Баэр гейтев к Орах хаим, п. 166. [22]  Йешаягу, 43:7; Авот, конец гл. 6. [23]  Ликутей Тора, Пинхас, стр. 79г. [24]  См. Танхума, Насо, 16. [25]  Бава кама, 466. Т. е. доказывать свою правоту должен не тот, у кого хотят что-то забрать (например, получить с него долг), а тот, кто этого требует. [26]  Мишлей, 3:6. [27]  Брейшит, 6:18. [28]  Сифрей к Дварим, 6:7. [29]  Биурей газогар, Hoax, комментарий к приведенному в книге Зогар комментарию стиха венагар йоцэ мээден. Кабала и теория хасидизма говорят, что женская категория – категория принимающего (в то время как мужская категория -категория дающего). Поэтому под словом «жена» могут иметься все, кто принимает влияние другого. [30]  Ликутей Тора, начало главы Ницавим и в других местах. См. Кунтрес Агават Исраэль. [31]  Hoax жил до дарования Торы. [32]  Швуот, 39а (ср. Сота, 376). [33]  Гайом йом. 22 тевета 5703 г. [34]  Пятый Любавичский Ребе, р. Шалом-Дов-Бер (5621-5680 /1881-1920). [35]  Шулхан арух гарав, Орах хаим, 25:11.   [36]  Тания, ч. 1, гл. 41. [37]  Брейшит, 7:16. [38]  Недарим, 81а. [39]  См. Цаваат Риваш, пп. 35 и 42. [40]  Душа его могла отделиться от тела от избытка ощущения Б-жественности. [41]  Тмура, 16а. [42]  Мишлей, 29:13. «Глаза обоих» – как оказывающего влияние, так и испытывающего его. [43]  Брейшит, 6:19. [44]  Согласно учению Баал-Шем-Това даже самые мельчайшие детали сотворенного находятся под влиянием Провидения, что называется индивидуальным Провидением, в отличие от общего Провидения, которое, как некоторые ошибочно считают, касается только общих родов сотворенных. [45]  Брейшит, 6:16. [46]  Ликутей Тора, Масъэй, стр. 91г. [47]  Цогар таасэ 5691. Слово техалена – того же корня, что и слово кли («сосуд», «орудие»), т. е. то, через что сообщается нам жизнь, даровано Свыше. [48]  Тегилим, 55:23. [49]  Брейшит, 9:13. [50]  Брейшит раба, 55:3. [51]  «Как кожура с плодом» (Эц Йосеф к Брейшит раба). [52]  Третий Любавичский Ребе, р. Менахем-Мендл (5549-5626 /1789-1866). [53]  Йома, 856. [54]  Последний и первый месяцы года. [55]  Трактат Талмуда, в котором разбираются вопросы, связанные с днем Йом-Кипура, выпадающего всегда на 10-й день месяца тишрей. [56]  См. Ликутей Тора, начало главы Гаазину, стр. 726. [57]  Когелет, 12:7. [58]  См. Зогар, ч. 2, стр. 57а; Тания, ч. 4, поел. 14; Ликутей сихот, т. 9, стр. 193. [59]  Достигнув его, человек уже не зависит от своего «эго» и не ощущает его, он всецело охвачен стремлением к Б-гу. [60]  «Снизу вверх» означает, что покаяние начато силами и пробуждением самого человека, а помощь Всевышнего – как ответ на это; «сверху вниз» означает, что действиям человека предшествовала помощь Всевышнего, а за ней последовало покаяние. [61]  В книге Сефер йецира буквы, из которых составляются слова, сравниваются с камнями, из которых строится дом. В доме, сложенном из камней, находится человек, подобно этому слово только после определенного построения букв имеет смысл. См. Тора ор, Мишпатим, стр. 77г. [62]  Тора Ор, Микец, стр. 366. [63]  Бава кама, 65а. В Гмаре рассматривается вопрос о штрафе, который должен уплатить вор, укравший животное и нанесший ему вред, так что цена его упала за время кражи и суда. Вор, укравший жирного быка или овцу и обращавшийся с ними так, что они похудели, оплачивает не только их стоимость во время кражи, но и штраф (он платит вдвое, вчетверо или в пять раз больше). При этом руководствуются данным изречением. Тот, кто причинил вред животному, рассматривается как начавший его убийство. Вывод из этого: тот, кто начал определенный процесс, рассматривается как закончивший его. [64]  Йешаягу, 57:15. «Сокрушенный» и «смиренный духом» соотносятся с понятиями желания сердца и самопожертвования. [65]  Дварим, 6:5. [66]  Тора Ор, Микец, стр. 39г. [67] 16, гл. 2. Один из маамаров Ребе Рашаба. [68]  См. Рамбам, Законы о раскаянии, 2:3. [69]  Из молитв Йом-Кипура. [70]  Критот, 6:3. [71]  Жертва, которую приносят в случае, если есть сомнение, не был ли совершен грех. [72]  «Окружающий свет» – свет настолько высокий, что он не может быть принят внутрь, в данном случае – облечься в человека. [73]  Когда человек служит Б-гу, совершая покаяние, он привлекает к себе самые высокие эманации света, окружающие светы, в отличие от внутренних светов, соответствующих ограничениям творений. [74]  Брахот, 356. [75]  Йешаягу, 61:5. [76]  Брахот, 356. [77]  Праздник на восьмой день Сукот. См. Ликутей сихот, статья Шмини-Ацерет. [78]  Иерусалимский Талмуд, Псахим, 1:1; Брейшит раба, 25:2 и 34:11. [79]  Зогар, ч. 3, стр. 1496. [80]  Ликутей Тора лагимель парашийот. [81]  Брейшит, 8:4. [82]  Законы источников нечистоты, 6:16; см. также Кесеф Мишнэ к этому месту. [83]  Кунтрес бикур Чикаго, стр. 8 (Сефер гасихот 5702, стр. 30). [84]  Имеется в виду, что тяжелое, то, что мы называем злом, есть также добро, но происхождение его так высоко, что пока оно не может быть видно и ощутимо и раскроется только после прихода Машиаха.

"НА ШЕСТИСОТОМ ГОДУ ЖИЗНИ НОАХА РАЗВЕРЗЛИСЬ ИСТОЧНИКИ ВЕЛИКОЙ БЕЗДНЫ И ТРУБЫ НЕБЕСНЫЕ ОТВОРИЛИСЬ".  ["Ноах" 7:11]

Рабби Шимон бар Йохаи комментирует этот стих в книге "Зоар": "В шестом столетии шестого тысячелетия откроются врата мудрости сверху и источники мудрости снизу и, таким образом, будет мир исправлен и подготовлен к Освобождению".

Так и произошло: в 5600 году от сотворения мира (5600 от сотворения мира - 1839-1840 по грегорианскому календарю, - ребе говорит о периоде, начавшемся со второй трети XIX столетия) "открылись врата мудрости сверху" - была раскрыта мудрость внутренней Торы (называемая в стихе "трубы небесные"). В тот же период раскрылись "источники мудрости снизу" - началась пора великих научных открытий ("источники ...бездны").

То, что открытие внутренней мудрости Торы являет собой подготовку ко времени Освобождения, понять нетрудно. Времена Мошиаха - эпоха, когда, согласно словам пророка, "...наполнится Земля знанием Все-вышнего". Однако, на первый взгляд, непонятно, какова связь между будущим Освобождением и передовыми научными достижениями?

                                                                                  * * *

"Увидит вместе всякая плоть, что Все-вышнего уста сказали", - сказано о временах Мошиаха. Во времена Мошиаха Б-жественность раскроется в самОй природе мира, Б-жественность будет воспринимать материальное зрение!

Научные открытия позволяют нам увидеть подобие этих времен. Например, появление радио. Еврей слышит слова Торы, которые его товарищ произносит в другом конце мира. И речь идет не о неощутимом духовном воздействии, а о материальной передаче голоса, слов Торы. Это помогает воспринять ту идею, что в эпоху Освобождения голос Все-вышнего "спустится", будет слышен и пронижет собой материальное существования мира.

Есть еще один момент, с точки зрения которого научные открытия являются подготовкой к приходу Мошиаха. С развитием науки раскрывается нашим глазам удивительная гармония и взаимосвязь всего сущего. Это дает возможность понять, каким образом мир, по сути своей, представляет из себя сосуд для раскрытия Единства Все-вышнего.

 

"И СКАЗАЛ ВСЕ-ВЫШНИЙ НОАХУ: ВЫЙДИ ИЗ КОВЧЕГА ТЫ И ЖЕНА ТВОЯ И ЖЕНЫ СЫНОВЕЙ ТВОИХ".  ["Ноах" 8:15-16]

 

В пророчестве Ешайоу рассказывается о будущем Освобождении: "...будет жить волк [рядом] с овцой, а тигр ляжет [рядом] с ягненком". Подобное положение вещей царило в ковчеге Ноаха. Там вместе было собрано множество животных, из числа населявших мир. Хищники и домашние животные жили на ковчеге друг рядом с другом. Волк не трогал овцу, а тигр не кидался на ягненка. Так продолжалось все время, пока обитатели ковчега не покинули его.

Когда Земля высохла от вод потопа, Ноах не хотел сходить с ковчега. Ему не хотелось покидать место, где царили любовь и братство, такие редкие в мире, оставленном им, входя на ковчег. Поэтому Все-вышний приказал ему: "Выйди из ковчега!" Настало время покинуть ковчег, для того чтобы выстроить заново мир, находящийся снаружи. Ноаху было хорошо на ковчеге, но в этом ли цель? Идеальный мир, подобный временам Мошиаха, замкнулся в рамках ковчега и не распространялся вовне его. Воля же Все-вышнего заключается в том, чтобы весь мир жил подобно тому, как Ноах и его спутники существовали в стенах ковчега во время потопа.

"Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, - продолжает Все-вышний, обращаясь к Ноаху и его сыновьям, - возвластвуйте в мире образ жизни, который вели на ковчеге. Этим вы подготовите мир к истинному и полному Освобождению.

"РАДУГУ ДАЛ Я В ОБЛАКЕ И БУДЕТ ЗНАКОМ СОЮЗА МЕЖДУ МНОЙ И ЗЕМЛЕЙ... И ВСПОМНЮ Я СВОЙ СОЮЗ... И НЕ БУДУТ БОЛЬШЕ ВОДЫ ПОТОПОМ УНИЧТОЖАТЬ ВСЕ ЖИВОЕ".  ["Ноах" 9:13-15]

Радуга, показавшаяся в облаках, - знак того, что мир заслужил уничтожения за злые дела поколения, населяющего его. И только помня о своем обещании, Все-вышний воздерживается от того, чтобы снова привести на Землю потоп.

Мидраш рассказывает о двух поколениях, в течение которых радуга никогда не показывалась на небе. Это поколение царя Иудеи Хизкийоу и поколение составителя книги "Зоар" рабби Шимона бар Йохаи. Заслуги этих двух праведников были настолько велики, что из-за их существования Все-вышний не навлек бы на Землю потоп. Своей праведностью Хизкийоу и рабби Шимон бар Йохаи надежно защищали всех членов своего поколения.

Что же общего есть между этими двумя праведниками, что связывает их с идеей потопа?

В Торе хасидизма разъясняется, что потоп был не только наказанием. Он был также актом очищения, "очистил Землю" (как говорится в стихе) от нечистоты, омыв его, подобно микве, очищающими водами. Поэтому наши мудрецы говорят, что Ноах, выйдя из ковчега, "увидел новый мир". Пройдя через очищение потопом, мир поднялся на столь принципиально новую ступень, что назван Торой "новым миром".

Подобное сущностное обновление Творения произойдет еще раз лишь с наступлением будущего Освобождения. В пророчестве говорится о том, что после прихода Мошиаха станут "...новые Небеса и новая Земля".

Радуга не показывалась в поколениях царя Хизкийоу и рабби Шимон бар Йохаи, потому что эти личности глубоко связаны с Освобождением.

"Хотел Все-вышний сделать Хизкийоу Мошиахом", - сказано про первого. Сам рабби Шимон бар Йохаи отмечает в книге "Зоар", что в ее заслугу выйдут сыновья Израиля из Изгнания.

Ноах

«И явился голубь к нему... и вот, оливковый лист в клюве у него...»

В начале недельной главы сказано: «И растлилась земля перед Б-гом (разврат и идолопоклонство), и наполнилась земля грабежом».

Б-г велел Ноаху строить ковчег. Hoax его строил 120 лет. Строительство ковчега должно было послужить как бы предупреждением человечеству. Люди стали спрашивать Ноаха: «Зачем ты это строишь?» И он отвечал: «Люди испортились, занимаются развратом и грабежом. Если положение не изменится, Б-г нашлет потоп – и все утонут».

Люди смеялись в ответ: «Не верим, что будет потоп. Мы много сотен лет ведем себя так, и нет наказания. Но если потоп начнется – разобьем вдребезги твой ковчег».

О потопе и ковчеге упоминается также во многих нееврейских источниках. Приведем некоторые из них.

Халдей Берусус, астроном и историк, живший примерно в 350–340 годах до н. э., рассказывает, что корабль Ноаха причалил к горе Арарат. Приведем слова ученого халдейца: «Говорят, что часть корабля еще находится в Армении и берут от него кусочки, как амулеты».

Экспедиция турецких ученых в 1883 году видела летом выступающие из ледника части ковчега.

Французский ученый Наварра в 1952 году в районе горы Арарат поднялся на высоту 4200 метров. Там, в леднике, он наткнулся на остатки корабля длиной 150 метров. По Торе, длина Ноевого ковчега – 300 локтей, а локоть – это полметра.

В 1955 году Наварра взял куски окаменевших бревен и послал их на экспертизу, которая показала, что возраст дерева примерно 4000–5000 лет.

Профессор Клифорд Бордик из США, специалист по геологическому строению горы Арарат, утверждает: «Вода была выше вершины горы».

Далее в недельной главе мы читаем: «И благословил Б-г Ноаха и сынов его, и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. И боязнь и страх перед вами будут на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они. Все движущееся, что живет, вам будет в пищу; как зелень травяную даю вам все» («Берейшит» 9, 1–3).

До потопа люди не ели мяса (см. «Берейшит» 1, 29).

Теперь, после потопа, когда Hoax спас в ковчеге все живое, человеку было разрешено есть мясо.

«Но плоть – пока в нем жизнь, кровь (течет по телу) – не ешьте». Запрещено есть мясо от живого. «Эвер мин ха-хай» – то, что отрезано от животного при жизни, нельзя есть. «Но вашу кровь с вашей души взыщу, из руки всякого зверя взыщу, и от руки человека, от руки (пролившего кровь) брата взыщу душу человека. Кто прольет кровь человека, человеком должна быть пролита его кровь, ибо по образу Б-жию создал (Б-г) человека. А вы плодитесь и размножайтесь, распространяйтесь по земле и умножайтесь на ней» («Берейшит» 9, 5–7).

В человеке есть Б-жественная душа, искра от Б-га, поэтому смертный грех прекратить жизнь человека. Человек – не хозяин своей жизни. Душу имеет право забрать только тот, кто ее дал. Как бы жутко и плохо ни жилось, нельзя покончить с собой. «Пусть тебя не уговаривает твой искуситель, что могила станет твоим убежищем. Ибо не по своей воле ты создан, и не по своей воле ты родился, и не по своей воле ты живешь, и не по своей воле ты умираешь, и не по своей воле предстоит тебе дать отчет перед Царем царей, Святым, благословен Он» («Пиркей Авот» 4, 30).

Другими словами, есть мир душ, и человек после смерти имеет и награду и наказание.

«Вашу кровь с вашей души взыщу!» Если ты себя убил, Б-г с тебя взыщет, не уйдешь от наказания! «С рук всякого зверя взыщу» – тот, кто убил не своей рукой, а натравил собак, бросил на съедение львам. «Кто пролил кровь человека, (руками) человека должна быть пролита его кровь». За сознательное убийство надо карать только смертью!

«И не берите выкупа за душу убийцы; злодей, которому (положено) умереть, он должен быть предан смерти!.. И не делайте грешной землю, на которой вы, ибо кровь делает грешной землю, и земле не будет прощено за кровь, пролитую на ней, разве только кровью пролившего ее. И не оскверняйте землю, на которой вы живете, в которой Я обитаю; ибо Я, Г-сподь, обитаю среди сынов Израиля».

В этих словах Б-г говорит евреям, что, войдя в страну, нужно усиленно бороться с кровопролитием и ни за какие деньги на свете не заменять сознательному убийце смертный приговор, допустим, пожизненным заключением.

Предание гласит, что первому человеку (Адаму) были даны шесть заповедей: запрет служить идолам, запрет проклинать имя Вс-вышнего, запрет проливать кровь (человека – убийство), запрет разврата (сожительство с матерью, с мачехой, с чужой женой, с сестрой от одной матери, с мужчиной, со скотом) , запрет воровства и грабежа, заповедь организовать суды, которые будут за это все судить. Ноаху, поскольку было разрешено есть мясо, была добавлена седьмая заповедь: не есть то, что оторвано от живого организма. В заповедь «не проливать кровь» входит также «не проливать кровь зародыша человека», то есть нельзя делать аборт.

Это общечеловеческие обязанности, за нарушение которых был в свое время потоп и в разные времена другие катастрофы. Еврейский народ, потомки Авраама, Ицхака и Яакова, чудом выведенные из Египта и стоявшие у горы Синай, которые поклялись выполнить все, что Б-г скажет, имеют много-много больше заповедей. Вся его жизнь идет по законам Торы – от открытия глаз утром и до сна.

                                                                                     ***

В заключительном разделе главы “Hoax” рассказывается о событии, которое радикально изменило самую структуру человеческого общества и придало ему тот вид, который оно сохраняет поныне. Это так называемое «вавилонское столпотворение».

«И был на земле единый язык и речи едины. И вот, когда они двинулись с Востока, нашли они долину в земле Шинар и поселились там. И сказали друг другу: давайте налепим кирпичей и обожжем огнем. И были у них кирпичи вместо камней, и смола – вместо глины. И сказали они: давайте построим башню главою до небес, и сделаем себе имя, дабы не рассеялись мы по всей земле. И снизошел Б-г, чтобы увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Б-г: ведь единый народ они, и единый язык у всех, и вот что начали они делать... Снизойдем же и смешаем язык их, чтобы не понимали они язык один другого. И рассеял их Б-г оттуда по всей земле...».

На территории Междуречья, называемого в Библии землей Шинар, были найдены руины нескольких башен весьма внушительных размеров, так наз. «зиггуратов». Лучше всех сохранился «зиггурат», находящийся неподалеку от древнего города Ур. Кстати, этот город упоминается в конце данной главы как родина нашего праотца Авраама. У основания урский зиггурат имеет примерно 60 метров в длину и 45 в ширину. Первоначальная высота его неизвестна, но, по-видимому, он был достаточно высок, ведь слово «зиггурат» означает «небесный холм». Как и библейская башня, зиггурат сложен из обожженных кирпичей, скрепленных смолой. Среди развалин древнего Вавилона тоже был найден разрушенный зиггурат. По мнению некоторых археологов, именно о нем идет речь в этой недельной главе.

Любопытно содержание обнаруженной во время раскопок глиняной таблички. Надпись на ней гласит: «Воздвижение этой башни весьма оскорбило богов. В течение одной ночи они разрушили все, что построили люди... люди рассеялись повсюду, и их речь стала странной».

Не вникая в спор между так наз. библейскими критиками и приверженцами Книги Книг, поднявшийся в свое время вокруг этой таблички, отметим лишь, что, как следует из этой надписи, предание о сооружении людьми некоей башни, после чего последовало рассеяние их по свету и изменение языка, было довольно распространено.

Внешне намерения создателей вавилонского столпа кажутся вполне безобидными и даже похвальными. Они хотели всего лишь обеспечить единство человеческого общества, начинавшего новую жизнь после великой катастрофы потопа. Почему же Вс-вышний не дал им возможности исполнить свой замысел? Более того, Он лишил их этой возможности навсегда, отняв у людей объединявший их общий язык. Классический комментарий «Кли якар» пишет по этому поводу следующее:

«Наши мудрецы говорят: объединение нечестивых – зло для них и для всего мира, разобщенность нечестивых – благо для них и всего мира... Ибо нечестивцы, собравшись вместе, будут строить козни против других людей. Кроме того, между ними начнутся дрязги, споры, неприязненные отношения... Главная причина этому в том, что каждый из них преследует еще и побочные цели. Вот и не лежит у них сердце друг к другу. Ибо один жаждет богатства и почестей, для другого главное – вкусно поесть, третий вожделеет чувственных удовольствий, а четвертый твердит: «Сделаем себе имя» – и стремится возвыситься над всеми. Вот и возникает раздор. Как из-за того, что у них нет единой цели (ибо дурных путей много, и лишь добрый путь – один-единственный).

Так и оттого, что каждый стремится превзойти всех остальных... Поэтому рассеяние таких групп предпочтительнее их объединения...»

В настоящее время люди говорят примерно на трех тысячах языков. Есть ли среди них тот самый единый язык, на котором говорили люди до вавилонского столпотворения? Еврейская традиция, а вслед за ней и христианская, отвечают – да, и это – иврит. В книге «Кузари» об этом сказано следующее.

«Предание гласит, что иврит – это язык, на котором Вс-вышний говорил с Адамом и Хавой, на этом языке Адам и Хава говорили друг с другом. Подтверждение этому – этимология имен: «Адам» – от «адама» – «земля», Хава – от «хай» – живущее, «шла» – женщина, жена, «иш» – мужчина, муж, их первенец Каин – от «канити» – «я приобрела»... Сверх того о великой ценности иврита свидетельствует дарованная нам Тора, написанная святым языком. Знание этого языка передавалось нам от поколения к поколению, начиная от Эвера, Ноаха, Адама. Этот язык был языком Эвера и поэтому был назван «иврит», ибо лишь у него он сохранился таким, каким был до рассеяния и смешения языков. Будучи в своем родном городе, Уре, Авраам говорил на арамейском языке, арамейский служил ему обыденным языком. Особенным, святым языком был у него иврит».

Со времени вавилонского столпотворения, когда Вс-вышний повелел человечеству говорить на разных языках, прошло более 37 веков. Все попытки вернуть людям «единый язык и речи едины», предпринятые за это время, заканчивались полным крахом. Достаточно вспомнить о печальной участи искусственного языка «эсперанто» (кстати, наиболее удачливого из десятков других искусственных языков).

О грядущем, которого с нетерпением ждет еврейский народ, Вс-вышний говорит устами пророка Цефании: «Тогда обращу Я народы к ясному языку, дабы воззвали все они Имя Б-га и служили Ему плечом к плечу». Рабби Авраам Ибн-Эзра, комментируя этот стих, говорит: «Ясный язык – это святой язык, ибо только на нем можно прочесть Имя Великое». Самый популярный комментарий пророков «Мецудат Цион» пишет, что в будущем все народы мира будут говорить на святом языке, языке Торы, и единство языка будет способствовать объединению их в единой вере и едином служении.

Во многих хасидских комментариях на тему всемирного потопа приводится стих из «Песни песней»: «Обильные воды не смогут затушить любовь, и реки не зальют ее».

О каких водах здесь идет речь? Это – поясняется в книге «Тора ор» – заботы о хлебе насущном. А реки – мысли о материальном, текущие в сознании еврея. Они могут поглотить, отвлечь его на некоторое время, но не способны погасить в еврейском сердце врожденную тягу к духовному.

Как спастись от «вод обильных»? В главе «Hoax» сказано: «Войди в ковчег». Баал-Шем-Тов поясняет: «ковчег» на иврите «тейва», что имеет также значение – «слово». Нам говорят: «Войди, погрузись в слова молитвы и Торы». Дальше сказано: «Светильник сделай в ковчеге». Это значит, надо сделать так, чтобы слова молитвы были исполнены внутреннего света.

Это может представиться трудным делом, но только поначалу. Потом окажется, что именно материальные тяготы, заботы и тягостные мысли, которые одолевали всего лишь минуту назад, дают с большей силой почувствовать свет, покой и удовлетворение в словах искренней молитвы.

Так бурные воды потопа не только не сломали, не потопили ковчег, но, напротив, подняли его ввысь, вознесли над самыми высокими горами.

И поэтому потоп в ТАНАХе именуется «водами Ноаха». Слово «Hoax» имеет один корень со словами «менуха» (покой) и «нахат» (радость). Ибо цель вод этих не столько кара, сколько очищение и возвышение, приведение к подлинному внутреннему душевному покою и радости.

Глава Ноах.

Раздел этой недели рассказывает нам о самом страшном и трагическом примере Б-жьей кары всех времен. Б-г уничтожил практически всех людей в мире, так как они настолько увлеклись хорошей жизнью, что нарушили заповеди Ноаха (в те время их было только шесть: не убивать, не красть, не поклоняться идолам, не прелюбодействовать, не хулить Б-га, устраивать систему справедливого суда, седьмая заповедь – не есть орган еще живого животного, была добавилась в нашей недельной главе).

Случайного читателя, наверное сразу оттолкнет эта ужасная, на первый взгляд устаревшая Библейская история. Она ужасающа, потому что наказание от Б-га действительно было слишком жестоким, а устарелая, так как Б-г Сам пообещал, что этого больше не произойдет.

Однако на самом деле, стоит нам только оглядеться вокруг, и мы увидим, что сегодня все очень похоже на то, что было тогда, до потопа, без Б-жьего вмешательства. Так в чем же смысл истории?

Я думаю, что объяснение можно проиллюстрировать другой, более современной историей, которая случилась же так давно. Когда-то в России, сразу после революции, жил молодой Хасид Хабада. Вначале он увлекся идеями сионизма, а затем коммунизма. Он отверг узы иудаизма и его жизнь сразу же наполнилась новым значением и возбуждением. Он был счастлив, свободен, лишен моральных принципов, он был предан идеям марксизма об освобождении мира от искусственно созданных границ и пределов, в том числе и религиозных.

Его отец умолял его изменять свои взгляды или, хотя бы, поехать повидаться с Любавичским Ребе, Ребе Шалом Довбер (его называли Ребе Рашаб), хоть на несколько минут. Вначале молодой человек высмеял эти старомодные предложения, но после настойчивых упрашиваний он, наконец, согласился поехать к Ребе, но при условии, что два его друга, которые не были евреями, присоединятся к нему. Через несколько дней он и его друзья, немного выпив, хохоча, вошли в кабинет Ребе. Но когда они столкнулась лицом к лицу со Святым человеком, это произвело на них неожиданный отрезвляющий эффект. Комната наполнилась необычной тишиной, когда Ребе посмотрел на нашего героя и оказал по-русски: «Он? Нет! Он? Нет! Он? Нет!» А затем опустил взгляд, как будто говоря, что встреча окончена.

Молодые люди с недоверием переглянулись, быстро вышли из комнаты, закрыли за собой дверь и разразились безудержным смехом, повторяя с издевкой: «Он? Нет! Он? Нет!»

Прошло два года и наш юный герой поднялся выше и выше в коммунистической партии, а привычная жизнь в безБ-жии затягивала его все глубже и глубже. Все было прекрасно, перед ним открывалось отличное будущее, и ему казалось что он завоевывает мир. Все эти ощущения были настолько новыми и захватывающими, что он едва находил время, чтобы поспать.

Пока вдруг, в один мрачный день, его воздушный шар не бил проколот. Он получил официальное извещение о вызове в полицейский участок для ...политического допроса.

Неожиданно он оказался в списке разыскиваемых преступников! Раньше он видел, как это случалось с другими, но никогда не верил, что такой преданный член партии как он, будет обвинен. Он расстегнул ворот рубашки и вытирал холодный пот со лба.

Как зверь в клетке, он расхаживал взад-вперед по своей комнате. Ошибки не было. Письмо адресовалось ему, и никто и ничто же могло ему помочь. Был единственный выход – бежать, если 6ы только снаружи у его двери не было охраны. Нет, если бы они его остановили, он бы сказал, что идет в полицейский участок. Он даже не станет упаковывать вещи. Он взял письмо и вышел из дома. Теперь он был беглец.

Месяцами он бродил из города в город, как затравленный зверь, спал в парках и заброшенных домах. Он сильно изменился, похудел, не брился и огонь коммунизма погас в его глазах. Он никогда не останавливался подолгу в одном месте, но часто бродил вокруг синагог, где он мог бы получить хотя бы кусок хлеба или ночлег на скамейке, пока постепенно со звуками молитвы и строк из Торы, в глубине его души стало оттаивать что-то теплое и настоящее.

Однажды, когда он сидел в углу ресторана, потягивая чашечку чая, он заметил, что на улице стоят два милицейских и смотрят на него через окно. Один держал его фотографию, а другой взглянул на нее. Молодой человек опустил глаза, но краем глаза он увидел, как они вначале переглянулись, кивнули в согласие, а потом вошли с пистолетами наготове и направились к месту, где он сидел.

Наш герой пытался не смотреть на них, но было ясно, что он дошел до последней черты и, закрыв глаза , он тихо прошептал: «Б-же,помоги мне!»

Вдруг дверь распахнулась и в нее вошел высокопоставленный офицер полиции с криком: «Вы, бездельники! Где вы были целый час? Я ищу вас по всему городу! 3а это вы будете наказаны!»

«Нет-нет, начальник!» Они пытались говорить шепотом, протягивая ему фото, чтобы он посмотрел на него, а затем указали на бородатого молодого человека, сидевшего в углу, уставившись на свою чашку.

Начальник выхватил у них фотографию, взглянул на нашего бывшего Хасида и закричал: «Он? Нет! Он еще пару раз взглянул и закричал еще громче:»Он? Нет!» Он? Нет!» и с тумаками и криками вытащил двух полицейских из гостиницы.

Это было чудо! И Ребе предвидел это, или, может быть, он был этому причиной. В любом случае, молодой человек немедленно отправился в Любавич и снова стал хасидом Хабада, на этот раз с сердцем, переполненным радостью.

Подобно поколению потопа, коммунисты (сионисты, Бундисты и т. д. были не лучше) нарушили Б-жьи заповеди, даже семь заповедей Hoaxa.Oни наслаждались только удовольствиями этого мира, которые, в Мидраше и Кабале, приравниваются к воде.

Но эти самые удовольствия, эти самые воды, могут также утопить и разрушить любого, кто злоупотребляет ими.

Также и в нашей истории, коммунисты, которые побудили его согрешить, в конце концов, хотели его убить. В-г намеренно сделал мир таким полным соблазнов и запутанным затем, чтобы мы очистили их и внесли ясность во все это творение.

Миссия Цадика, Ноаха в каждом поколении заключается в том , чтобы вознестись над потопом и спасти все, что можно спасти. Затем потоп можно приравнять к Микве, водам очищения. (Смотри наши статьи прошлого года).

«Hoax» нашей истории – Ребе Рашаб.

Какое все это имеет отношение к нам сегодня.

То, что Б-г не уничтожает грешников в нашем поколении – это знак того, что они могут быть очищены.

Вот послание Ноаха нашего поколения – Любавичского Ребе: «Нужно, чтобы ни один человек не был потерян, каждого можно спасти, чтобы он реализовал миссию, для которой Б-г его создал.»

Это уникальная задача нашего поколения, поколения Мошиаха, превратить все бушующие воды, удовольствия и беспорядок этого мира в симфонию гармонии и спасения, следуя наставлениям Ребе, чтобы Мошиах пришел сейчас.

Что советует нам делать Ребе?

Первое, изучать, размышлять и говорить о Мошиахе когда только возможно, второе, помогать и поддерживать каждого еврея, живущего по законам Торы. Особенно поддерживать «10 Мивцоим» – кампаний Ребе: Мезуза, Тефиллин, Благотворительность, Изучение Торы, воспитание, Приобретение Еврейских книг, Чистота Семьи, Зажигание субботних свечей и свечей в честь праздников, есть Мацу, соблюдение Праздников.

И наконец, побуждать каждого не-еврея жить по заповедям Ноаха. И тогда будет другой потоп, священный. Как сказал Рамбам а конце своей книги Йад аХазака:»С приходом Мошиаха мир наполнится знанием Б-га, как океан наполняется водой.»

Мошиах Нау!


В избранное