← Сентябрь 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
||
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
28
|
30
|
За последние 60 дней 5 выпусков (2-3 раза в месяц)
Открыта:
22-12-2005
Статистика
-1 за неделю
Материалы по Торе Рош А шана. Новый год
Happy Birthday!
Еврейский Новый Год связан, как известно, с Творением Мира. Наступает 5760 год. Полных 5759 лет просуществовал наш мир, вплотную подступив к шеститысячелетнему барьеру, за которым неотвратимо, как рассвет, его ожидают неизведанно прекрасные времена Мошиаха. Каким бы мир ни был и какими бы ни были мы. Ребе, мэлэх аМошиах пророчествовал о том, что это произодет гораздо раньше - в нашем поколении. Новый год - День Рождения мира. "День начала деяний Твоих".
- Что же это Вы так спокойны?! Ничего себе, "поправиться"?! Значит Творение Мира произошло на 6 дней раньше? Значит день рождения мира - не первого Тишрей, а 25 Элула. Значит Новый Год уже прошел. Значит мы опаздывали с Новым Годом все эти 5758 лет! Что же Вы молчали?! - Мы не молчали. Это Вы не спрашивали. - А мы знали, о чем спрашивать?
Действительно странно. То, что Новый Год назначен Всевышним на 6 дней позже, чем годовщина Творения - не является проблемой. В конце концов, почему бы и нет. Гораздо интереснее, почему этот день - был назван Всевышним "Днем начала деяний". Давайте вспомним порядок Творения. Раскроем Тору и внимательно проследим, в какой из 6 дней возникала каждая из деталей этого мира. Да, действительно, Вы были правы, Адам был сотворен в самый последний момент. "Вдыхание души" в первого человека было заключительным актом Творения. Ничего нового, из того, "что есть под Луной" после этого создано не было. Что же появилось до этого? - Все. Вы можете представить себе количество неживой материи, которой набит наш бесконечный мир? Вы можете себе представить общее количество растений на всей территории Земли? Вы можете представить себе всех от велика до мала животных, обитающих на территории планеты? Вряд ли. Слишком много, пугающе много всего этого: бесконечные леса и поля, покрывающие Землю. Над ними небо, в котором, как в чудовищном аттракционе вращаются, разделенные космической чернотой, бесчисленные и огромные глиняные тела планет. Давно ли ночью, примяв спиной холодную траву, Вы смотрели на звезды. Следующим летом, уехав из пыльного города, не забывайте почаще делать это. На шестой день, вылепленный из горстки смоченной влагой пыли, на поверхности Планеты Земля сидел человек. Над его головой висело послеполуденное солнце. Мир был готов к субботе. Для того, чтобы историю человечества можно было считать открытой, не хватало только первого греха. Как ничтожен он был среди Вселенной! Как он был одинок! Но именно от этого момента Б-г приказал отсчитывать годы. Именно его, а не день сотворения Солнца и Луны, не день сотворения птиц и рыб, - день Сотворения Человека назвал Он днем начала своих деяний. Количество и качество. Видеть больше, чем позволяет скорлупа материальности. Усмотреть величие в том, что кажется ничтожным. Не бояться кажущегося великим ничтожия. Кто научит нас этому? - Тора. И она учит - каждой строчкой, каждым словом и каждой буквой, внутренним смыслом каждого закона и каждого обычая. Начало представления - не установка декораций. Маленький одинокий Адам посреди огромного мира - единственный, в чьих силах изменить мир. Едва открыв глаза, он не узнал - почувствовал свое предназначение и перевернул мироздание одной отчаянной в его, Адама одиночестве, фразой: «Пойдемте поклонимся Б-гу». Маленький еврейский народ - в руках которого ключи от совершенства Творения. И каждый Новый Год все повторяется заново. Снова сотворяется мир. Опять Б-г ждет, когда мы откроем глаза и, стараясь подняться над самими собой, посмотрим в небо. Каждый год мы должны сосредоточенно вглядеться в суть вещей. Поставить себя напротив пугающего недоступного величия мира и... не испугаться. Сделать два дня остановки и посмотреть внутрь себя - найти свое место между Б-гом и миром - дать душе без суеты ощутить себя тем, чем она является - б-жественной песчинкой одетой в материальность подчиненного ей мира. Почувствовать себя евреем.
Чего пожелать Вам в будущем году?.. Каждый праздник дает нам возможность стать немножко выше. Не только это. Мы можем забрать с собой кусочек праздника, который целый год будет служить нам защитой от суеты повседневности, напоминать о том, ради чего мы созданы и ради чего стоит существовать. "День долог. Работы много. Хозяин подгоняет. Не тебе дано закончить работу, но и не вправе ты отказаться от нее". Здоровья. Счастья. Удачи. Или, как с глубокой древности говорили наши деды: "Лэшоно тэйво умэсуко!" - Хорошего Вам и сладкого года, года, наполненного настоящим еврейством.
Обычаи кануна Рейш-оШоно.
Интенсивная подготовка к празднику начинается уже накануне. Необходимо отметить несколько обычаев, которые принято соблюдать в канун Рейш-оШоно:
Наступление Рейш-оШоно.
Рейш-оШоно.
В течение обоих дней Рейш-оШоно (как и в течение других праздников, заповедуемых Письменной Торой) выполняются все законы Субботы, кроме нескольких. Так в течение праздничного дня разрешается переносить из частных в общественные и из общественных в частные владения предметы, которые могут понадобиться в течение праздника в том случае, если они не относятся к категории "Мукце" - предметов, которые запрещено передвигать в Субботу и праздники). Разрешается в праздники зажигать огонь (от огня, зажженного до наступления дня) в целях приготовления пищи для праздничной трапезы. (Перед праздником на газовой плите зажигают хотя бы одну горелку для того, чтобы впоследствии была возможность перенести огонь от нее к другим горелкам плиты). При этом необходимо понимать, что гашение огня в праздник запрещено, поэтому зажженная горелка не может быть потушена, более того, уменьшение ее пламени приравнивается, согласно закону, к тушению. (Законы субботы здесь нет возможности рассмотреть подробно. Об основных законах Субботы, можно узнать в разделе "Глоссарик" нашего сайта, в разделе "Заповеди", где расположен перечень 39 видов работ, запрещенных в Субботу).
Кроме тех вещей, которые в равной мере относятся ко всем праздничным дням, заповедуемых Письменной Торой, существуют заповеди и обычаи, связанные непосредственно с праздником Рейш-оШоно. Сейчас мы перечислим несколько из них.
О порядке проведения праздника:
"[Главная] Заповедь дня [выполняется] шофаром", - говорит Мишна о [празднике] Рейш о-Шоно. Существует пример, приводившийся нашим учителем Баал-Шем-Товом [в качестве объяснения] идеи [трубления в] шофар. [Баал-Шем-Тов сравнивал трубление с воплем] сына кричащего: "Папа! Папа! Спаси меня!" Предыдущий любавический ребе рассказывал [...], что однажды общине [находившейся] в ешиве, велели передать, что главным [в этой фразе] является не "Папа! Папа! Спаси меня!" но "...кричит". Объяснение этих слов: Здесь, [в примере, приведенном БеШТом,] присутствуют две идеи. Первая - сам крик. Второе - содержание этого крика. Таким образом, главным является не содержание крика, но [...] крик сам по себе. Содержание, заключенное в крике, не всегда одинаково, но место для крика самого по себе - есть у каждого из евреев. Каждый еврей кричит внутренним голосом. [Этот крик может быть] слышен или не слышен [снаружи], но [глубоко] внутри, в душе - он кричит. И в этом заключается идея трубления [в шофар], и это принимается свыше. [Эта идея] подобна примеру, приведенному святым рабби Лейви-Ицхоком из Бердичева, [рассказывавшем] о ребенке, который хочет яблоко, а отец отказывается ему [это яблоко] дать. Тогда ребенок поспешно произносит на яблоко благословение, и отец вынужден дать ему яблоко. И вот, эти слова говорят о ситуации, когда отец не хочет давать. Тем более [они справедливы], когда отец дать хочет, и его "нежелание" дать яблоко направлено ни на что иное, кроме как на то, чтобы проверить сообразительность ребенка. Тогда этот [пример] справедлив безусловно. Свыше Все-вышний - хочет дать [еврейскому народу все, в чем тот нуждается,] в соответствии с выражением [приводимым в Талмуде в трактате "Псохим"]: "Больше, чем теленок хочет высосать..." И также в отношении "верха" сказано: "...к деянию рук твоих вожделей", - Все-вышний хочет , чтобы служили Ему. В то время, когда сыновья Израиля произносят благословение: "...слышащий трубления народа Израиля - и - по милосердию", а ведь в соответствии с еврейским Законом, если есть сомнение, что благословение произносить необходимо, делают "облегчение". [То есть, если существует сомнение, следует произносить благословение или нет, то, в том случае, если благословение установлено устной Торой, лучше его не произнести вовсе, нежели произнести без повода]. - Посему, если мужи "Великого Собрания", [установившие благословение "Слушающий трубления народа Израиля в милосердии [Своем]",] вынесли законодательное решение о том, что произносить это благословение необходимо, само собой, они установили также, что Все-вышний принимает трубления народа Израиля, "крик" сыновей Израиля, в милосердии [Своем]. И по той причине, что Святой, благословен Он, в милосердии [Своем] принимает трубления народа Его, Израиля, происходит "привлечение" [б-жественной жизненности] всем сыновьям Израиля, каждому и каждой, во всем, в чем они нуждаются, как в духовном, так и в материальном, детьми, здоровьем и пропитанием. А поскольку Святой, благословен Он, [когда Он] дает, [то дает] из "руки полной и раскрытой, святой и просторной", - дети, здоровье и пропитание привлекаются [евреям] в изобилии. Все это включается в выражение: "Года хорошего и сладкого!" и приходит, [спускается] на материальный уровень - "ниже десяти тфахим" - добром очевидным и раскрытым.
Предыдущий ребе любил кицурим [- подытоживание пройденного]. Кицур и, главную идею всех 48 часов Рейш о-Шоно представляют две наиболее важные вещи: одна "снизу", другая "свыше". - Основная идея "снизу": еврей подчиняет себя Все-вышнему, принимая на себя "иго царства". - А основная идея "свыше" - [то, что] Святой, благословен Он, как бы, подчиняет себя сыновьям Израиля и говорит: "И дам Я дожди ваши в пору их..." и все [другое], о чем говорится в недельной главе, включая все идеи, о которых говорится в этом недельном разделе [- в недельной главе Бехукейсай].
Благословение Ребе ШЛИТ"А
|
В избранное | ||