Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Материалы по Торе

  Все выпуски  

Материалы по Торе Глава Микец


Недельная глава "Микец". Беседа первая.

 

(Публикуется в свободном переводе с иврита. По материалам беседы ребе, произнесенной на третью ночь Хануки года 5714 (1953) года).

 

В событиях Хануки можно выделить два величайших чуда. Одно - победа в войне, которую евреи вели силами, ничтожными по отношению к силам противника, и все же победили. Второе чудо, в честь которого праздник получил свое название, - является чудо с кувшинчиком масла, произошедшее в связи с необходимостью возобновления храмового Служения.

 

                                                                              *   *   *

 

Немного о сюжете.

Когда грекам удалось захватить Храм, они постарались осквернить все, что в нем находилось. На святом жертвеннике греки сжигали некошерных животных, металлическими предметами повредили плиты, из которых были сложены пол и стены Храма (что сделало необходимым их замену), не забыли осквернить кувшинчики с маслом, предназначенным для зажигания меноры. Сделать это, собственно, было не так сложно. Кувшины были запечатаны перстнем первосвященника. Для того, чтобы осквернить масло, достаточно было откупорить кувшины, что греки и сделали.

Захватив Храм и изгнав врага с территории Иерусалима, евреи захотели сразу возобновить храмовое Служение. Категорической необходимости в возжигании меноры для этого не было. Главным в храмовой службе является принесение жертвоприношений, а оно не откладывается по той, например, причине, что масло для меноры отсутствует. Более того, с точки зрения Закона, евреи могли зажечь менору, используя оскверненное масло. Согласно "Шульхан Оруху" (еврейскому законодательному кодексу), вопросы чистоты и нечистоты в ситуации, когда речь идет об общественных нуждах, отменяются, а зажигание меноры в Храме - заповедь, осуществляемая от имени всего Народа.

Несмотря на это, по непонятной, с точки зрения логики, причине евреи пожелали, чтобы Служение в Храме было начато по-другому. Они стали разыскивать чистое масло. Безуспешно был обыскан весь Храм. Надежды на то, чтобы найти требуемое, не осталось, но тут Все-вышний сотворил чудо, и один-единственный кувшинчик с маслом, запечатанный перстнем первосвященника, удалось обнаружить. (Впоследствии чудо имело продолжение: количества масла, достаточного на один день горения, хватило на неделю, но это уже не имеет прямого отношения к нашим рассуждениям).

 

                                                                                      *   *   *

 

Возникает известный вопрос: зачем это было надо? Зачем вообще необходимо было зажигать менору? Если ее было необходимо зажечь, то по какой причине надо было сделать это способом, которого не требует даже "Шульхан Орух", - использовать именно чистое масло? Наконец, если для зажигания меноры действительно было необходимо чистое масло, почему это нужно было сделать моментально, но никак не через семь дней, когда оскверненные мертвым телом (во время военных действий) очистились бы и смогли приготовить новое масло для меноры?

Подобный вопрос может относиться не только к истории с менорой. Можно задать его в отношении общего подхода евреев к Служению.

Любую заповедь можно выполнить по-разному. Либо, не предъявляя к ее выполнению особых требований, выполнить ее "по минимуму", таким образом, что, пусть выполненная некрасиво, она будет "зачтена" Все-вышним. Либо - хорошо, в соответствии с требованиями "Шульхан Оруха".

Существует еще одна возможность: выполнить заповедь "лучше, чем хорошо": украсить ее, предъявляя к осуществлению заповеди бОльшие требования, нежели к нему предъявляет "Шульхан Орух".

Различные религиозные течения в Иудаизме исповедуют различный подход к Служению. Кто-то заявляет, что сегодня Закон необходимо соблюдать точно так же, как это делали евреи в течение тысяч лет со дня дарования Торы. Другие не согласны с этим и утверждают, что в наше "новое время" - в новых условиях, для того, чтобы еврейский народ остался еврейским народом, - необходимо пойти на определенный компромисс. "Многие заповеди, - говорят они, - невозможно сегодня выполнять с той же ревностностью и в той же полноте, что раньше".

Своей беседой ребе отвечает на вопрос о том, почему бескомпромиссный подход к еврейскому воспитанию, Служению Все-вышнему, необходим, и не только необходим, но и обязателен. Ребе делает это, пользуясь наставлением, получаемым нами из истории ханукального чуда с кувшинчиком масла.

 

- 1 –

 

В событиях Хануки мы находим два, на первый взгляд, противоположных момента.

1) Сказано в книгах, что название праздника - "Ханука" - происходит от слова "хинух (воспитание)". Таким же образом, согласно простому смыслу, следует понимать выражение "ханукас амизбеах (обновление жертвенника)" и "ханукас Бейс-аМикдош (обновление, "воспитание", "приучение" к Службе, Храма)", - как начало осуществления служения, заповеданного Все-вышним заново (как в Храме, в целом, так и на жертвеннике и с помощью храмового светильника - меноры, в частности). [То есть речь здесь идет именно о начале Служения, о возможности выполнить заповедь зажигания меноры].

2) [Однако] основным чудом Хануки Тора полагает чудо, произошедшее с кувшинчиком чистого масла, запечатанного личной печатью первосвященника. [А отсутствие чистого масла не являлось помехой началу Служения в Храме и даже зажиганию в Храме меноры]. С точки зрения алохи (буквы Закона), можно было зажечь храмовый светильник также с помощью оскверненного масла, поскольку "тумо д'хуйо бецибур (вопросы, связанные с осквернением в Храме, отменяются, если речь идет об общественных нуждах)". И, несмотря на это, проявляя свою любовь к евреям, Все-вышний сотворил чудо, которое сделало возможным начало выполнения заповеди [возжигание меноры] "с украшением" - не просто выполнения заповеди [что было возможно и раньше], а красивого выполнения заповеди - вне любых компромиссов, даже компромиссов, основанных на законодательных решениях "Шульхан Оруха".

Таким образом [совмещением этих двух моментов], праздник Ханука дает нам общее наставление, относящееся ко всему святому Служению в целом. Все, что относится к Служению Все-вышнему, должно осуществляться с самого начала красиво и в абсолютной полноте.

 

- 2 –

 

То же самое имеет отношение к воспитанию еврейских детей.

С самого начала воспитания еврейство должно даваться им в форме, лишенной всяких компромиссов.

Обещание, данное Торой, - "гам ки язкин лей йосур мимено (когда состарится, также не свернет с нее [- с дороги Торы и заповедей])" не может быть реализовано, когда в качестве основного подхода избирается следующий: "Когда ребенок подрастет, и ему придется столкнуться со сложностями жизни в материальном мире, тогда, и только тогда, ему будет объяснено, как бороться с этими сложностями, какими путями победить их. Тогда он узнает, что не следует бояться никаких препятствий и помех в Служении Все-вышнему, и от него требуется способность к самопожертвованию ради этого Служения.

Если [родители ребенка] хотят, чтобы "ки язкин (когда [тот] состарится)", он смог устоять в испытаниях, которые выпадут на его долю, - необходимо начинать прививать ему бескомпромиссность, способность к самопожертвованию, с раннего детства. Именно поэтому все мудрецы Израиля прикладывали огромные усилия к воспитанию еврейских детей и старались достичь того, чтобы процесс еврейского воспитания и образования основывался на чистоте Святости. Они боролись за каждую деталь процесса воспитания, даже за те, которые, на первый взгляд, кажутся не слишком важными, поскольку знали, какую важность на всю оставшуюся жизнь несут в себе годы воспитания для ребенка. Они знали, что следует наделить ребенка необходимой энергией и необходимым оружием для того, чтобы он смог устоять в борьбе, которую ему придется вести в течение жизни.

Тора уподобляет человека дереву - "Ки оОдом эйц асодей (Человек - древо полевое)". Когда в подросшем дереве появляется трещина, она наносит вред только там, где она появилась. Однако, когда трещина есть в зерне, из которого дерево должно вырасти, возможно, что из-за нее - одной трещины - дерево вырастет уродливым.

 

- 3 –

 

То же - в отношении воспитания.

Если в зрелые годы, пройдя половину своего жизненного пути, человек приходит к решению о необходимости компромиссов в Служении, это решение извращает только те годы, на которые оно принято. Сорок лет еврей жил, не делая в Служении Б-гу никаких компромиссов, а когда оступился и в течение года жил по другим, компромиссным законам, - сорок прежних лет, стоящие за его спиной, дают ему силы, в конце концов, полностью отвергнуть компромисс и соединиться с подлинным еврейством.

Однако, когда речь идет о молодых людях, которым воспитание с самого начала предъявляет "компромиссный Иудаизм", - жар стремления и ревность за идеалы Иудаизма отнимаются от них на всю жизнь. И, в дополнение к "трещине" - изъяну, который наносится подобным воспитанием душе еврея во времена его молодости, подобный подход может повлечь за собой то, что еврей вырастет ущербным человеком.

 

- 4 –

 

Да, действительно, каким бы ни был еврей, он остается евреем. Однако [...], несмотря на то, что благодаря особой удаче такому человеку обеспечена доля в будущем мире, мы нуждаемся в молодом еврейском поколении в мире этом, нуждаемся в поколении здоровых духовно и, по причине этого, также здоровых материально евреев, способных завоевать мир не только для себя, - так, что их часть в мире станет Святилищем для Все-вышнего, но и для предшествующих поколений [по той или иной причине, лишенных такой возможности].

 

- 5 –

 

Есть [в Служении] детали, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными и, по важности, подобными волосу. Однако возможно, что именно этот "волос" является тем, из чего, по словам Талмуда, берет всю свою жизненность ейцер-оро (дурное начало в еврее), а "злодеям это кажется нитью волоса".

Каким образом еврей, не дай Б-г, может стать злодеем? Еврей по своей природе хочет выполнять волю Все-вышнего, каким же образом он может начать противостоять Все-вышнему до такой степени, чтобы называться злодеем? Это становится возможным только потому, что человеку кажется, что совершаемый им поступок незначителен, ничего, в конечном итоге, не решает, в то время как иногда это совсем не так. По отношению к уровню какого-то человека именно этот поступок, будучи совершен, может перевесить чашу весов и сделать так, чтобы он был назван праведником и был записан и запечатан [в книгу жизни] на вечную жизнь или, не дай Б-г, был назван злодеем [...] И из-за чего?! Из-за поступка, значимость которого [казалась] подобной волосу!..

Если у человека не хватает разума осознать, что от данной детали в наибольшей мере зависит его сущность, а в наше время все более распространенным и ясным становится такое положение вещей, есть возможность прийти к такому выводу "от противного", оценив сопротивление "противника". [Подобно тому, как в материальной борьбе] видя, что противник отстаивает нечто с огромной энергией, согласен потратить огромное количество сил и средств, утратить поддержку всех, чьей поддержкой он пользовался прежде, только бы не поступиться этим частным "нечто", само это служит для нас доказательством, что данной частностью не можем поступиться и мы [...]. Так в дни гонений на евреев Талмуд запрещает им менять даже [еврейский вид] "шнурков сандалий", поскольку от этой вещи, "подобной по значению волосу", зависит то, останется ли человек евреем.

 

- 6 –

 

Дополнительное указание в отношении важности того, что иногда кажется незначительным.

[Анализируя еврейскую историю,] можно увидеть, что каждая беда, которая приходила к евреям, начиналась, по определению благословенной памяти Мудрецов, с того, что "Каждый, льстящий злодею, в конце концов попадает в руки его".

За последние годы стало общепонятным то, что люди, в течение долгих лет стремившиеся к компромиссам [в Служении] и полагавшие, что этим они смогут "завоевать молодое поколение" (имея в виду, что находящиеся на харедимной стороне, разумеется, останутся в своей полноте), не только потеряли, таким образом, молодежь, которую хотели повести путем компромиссов, но внесли ослабление и в ряды той молодежи, которая находилась под их влиянием и видела себя "находящимися на харедимной стороне".

В отличие от них те, кто 10 - 20 лет назад продолжал двигаться своим путем, следуя тому [...], что [в Служении] запрещается поступаться даже самой незначительной, на первый взгляд, частностью, в особенности в вопросах воспитания, - пришли в своей деятельности к успеху.

 

- 7 –

 

Дополнительные силы кошерному воспитанию дают и те, кто [непосредственно] занимается воспитанием молодежи, как воспитанием тела, так и воспитанием души, и те, кто поддерживает их деньгами.

И даже когда приходят к нему и говорят: "Что ты делаешь? Зачем ты стоишь на своем и отдаешь деньги на ешиву для того, чтобы впоследствии ее студенты выросли лентяями, людьми, у которых нет никакой связи с материальной жизнью?! Тот отрастит бороду, другой напялит длинные одежды, - а ты будешь виноват в том, что выросли люди, которые, выйдя в мир, не будут иметь представления о том, как в нем устроиться!" Даже тогда остается у него уверенность [в собственной правоте] и силы не обращать внимания на подобные слова, а, более того, вынести из них указание: поскольку противник с такой энергией противостоит его действиям, - само это является доказательством, что именно в этих действиях скрыта возможность спасения еврейского народа. Поэтому он не только не будет сокращать усилия, прилагаемые в направлении кошерного воспитания, душой своей, или телом своим, или имуществом своим, или и тем, и другим, и третьим вместе, а, напротив, с того дня и дальше будет работать в этом направлении со все большей и большей энергией. И это дает силы самому молодому поколению. Когда задают им вопрос: "Товарищи ваши тоже получают еврейское воспитание, но воспитание, лишенное ревностности и мелочных деталей. Почему вы должны украшать заповедь до такой степени?", они отвечают: "Смотрите: вот бизнесмен, который согласен с нашим мировоззрением, вот богатый человек, который учится вместе с нами".

А особой похвалы достойны те, кто взращивает своих учеников, не обращая внимания на испытания, продолжают следовать вышеупомянутому пути в воспитании, организаторы еврейского воспитания, не жалеющие своей души, тела и имущества, отдающие своему делу все, что возможно, а с течением времени безусловно дадут больше, чем они могут, для того, чтобы дать силы [еврейскому] воспитанию в чистоте Святости и в б-гобоязненности.

 

- 8 –

 

Когда мы стоим на дороге, называемой Торой "Ханейх ленаар ал пи даркей! (Воспитывай ребенка по пути его!)", отвергая любые компромиссы, - в соответствии с наставлением, даваемым нам праздником Хануко. Тогда евреи не только не захотели облегчить для себя выполнение заповеди святой меноры, но не захотели воспользоваться даже послаблением, разрешение на которое дает "Шульхан Орух", и сказали: "Мы хотим чуда! Поскольку мы хотим чистого Святилища, чистой меноры, чистого масла!" Тогда и распространение света будет соответствующим.

И так же, как тогда Все-вышний помог им, и за короткое время все уровни были "отданы в руки занимающихся Торой Твоей", и свершилось обновление Храма лампадами, которые светят нам до сегодняшнего дня до такой степени, что даже когда "заходит Солнце" - когда на улице темно и продолжает темнеть, свет остается в еврейских домах и "усиливается" каждую ночь. Подобно тому, как Все-вышний "сделал чудеса отцам нашим в их дни", мы должны быть уверены, что "вскоре - в наши дни" мы удостоимся того, чтобы чистое Святилище, построенное свыше, спустится к нам, и необходимо лишь приготовить снизу место для того, чтобы он мог быть там основан.

И еврейские дети, и евреи среднего и старшего поколения осветят этот Храм и весь мир, который его окружает, не просто свечой заповеди, но свечой предельно чистой и предельно святой. А это привлечет за собой присутствие Благословенного в нижние миры, и мир, бывший до этого материальным, станет Святилищем для Ш'хины Его, благословенного

 

 

"И БЫЛО ПО ИСТЕЧЕНИИ ДВУХ ЛЕТ..."

 

["Микейц" 41:1]

 

Этим стихом начинается глава, рассказывающая об освобождении Иосифа из тюрьмы, об "истечении (микец)" времени его заточения.

Само слово "микец" включает в себя понятие ограничения, - края, границы - "кейц". Будучи в тюрьме, месте ограничений - "микец", Иосиф, тем не менее, душой не находился в заточении. Тора, которую он хранил в своем сердце, светила ему в тюремной тьме и дарила безграничную радость и наслаждение. Ограничениям тюрьмы не удалось ограничить его на самом деле. И потому ограничения заточения распространялись на Иосифа лишь временно. Как только Иосиф был освобожден из тюрьмы, он стал царем Египта.

Тюрьму, в которой находился Иосиф, Тора называет местом, где томились "заключенные царя". Это намекает на ограниченный материальный мир, куда еврейские души - сыновья Все-вышнего - спускаются для того, чтобы облачиться в ограниченные, материальные тела, дабы выполнять в мире Тору и заповеди.

Подобие мира тюрьме в особой степени очевидно во времена Изгнания. И мы должны помнить о примере Иосифа и знать, что существование какого-либо ограничения чуждо нам, поскольку по своей сути евреи не подвластны ограничениям. И потому нет сомнения, что сегодняшнее ограничение - лишь временное, и назначение его - осветить мир светом Торы и заповедей даже тогда, когда он существует в низком положении Изгнания, и когда будет выполнено это посланничество, то моментально наступит полное и окончательное Освобождение.

 

Микец

 

«И сказал фараон... найдем ли мы человека, подобного этому»

Предыдущая глава закончилась тем, что Иосиф правильно истолковал сны двум фараоновым царедворцам, сидевшим вместе с ним в темнице. Все исполнилось в точности, как предсказал Иосиф. Главный виночерпий фараона был действительно вскоре освобожден и восстановлен в должности, однако «не вспомнил главный виночерпий об Иосифе и забыл его». РАШИ здесь замечает: за то, что Иосиф понадеялся на египтянина, он был наказан еще двумя годами заключения, ибо сказано: «Счастлив человек, возлагающий надежду (единственно) на Б-га».

«И было к концу двух лет... снится фараону: вот стоит он у реки». В одну и ту же ночь фараону приснилось два очень похожих сна. В первом он видел, как семь тощих коров пожирают семь тучных. Во втором – семь побитых ветром колосьев пожирают выросшие ранее семь колосьев, налитых зернами. «Утром встревожился дух его, и послал он, позвал всех гадателей Египта и всех мудрецов, но не было никого, кто бы истолковал сны фараону».

И тут главный виночерпий вспомнил об Иосифе. Он рассказал фараону о молодом еврее, рабе начальника палачей, который удивительно правдиво толкует сны. «И послал фараон, и позвал Иосифа... он остригся, переменил одежды свои и пришел к фараону».

Услышав содержание фараоновых снов, Иосиф ответил: «То, что Б-г делает, Он провозвестил фараону». Иосиф предсказывает, что вскоре наступят семь необыкновенно урожайных лет. За ними наступят семь лет голода. Чтобы спасти население Египта от голодной смерти, необходимо в урожайные годы организовать сборы излишков зерна в специально оборудованные хранилища. «И понравилось это фараону и его рабам».

Надо полагать, что вызванные ранее профессиональные толкователи тоже давали какие-то объяснения фараоновым снам. Почему же именно объяснение, данное Иосифом, вызвало доверие фараона. В кабалистической книге «Зогар» говорится по этому поводу, что, желая испытать Иосифа, фараон, рассказьюая сны, несколько изменил их. Но Иосиф, прекрасно разбираясь в духовных ступенях людей, понял, что фараону не могли присниться сны так, как он их рассказывает. Он вежливо поправил рассказ фараона и тут же дал свое толкование. Неудивительно, что фараон был восхищен. «И сказал фараон рабам своим: найдем ли мы мужа, подобного этому, в котором дух Б-жий?»

Фараон назначает Иосифа управляющим всеми делами Египта: «По велению твоему будет управляться весь народ мой; лишь престолом я буду выше тебя».

«И нарек фараон имя Иосифу «Цофнат-Паанеах» и дал ему в жены Оснат, дочь По-тифера...». Если, как утверждают комментаторы, Потифера и упоминавшийся ранее Потифар – одно лицо, то оказывается, что женой Иосифа стала дочь его бывшего хозяина, а бывшая госпожа, тщетно пытавшаяся стать любовницей Иосифа, теперь стала его тещей.

«А Иосиф был тридцати лет, когда предстал пред лицо фараона». Ушел же он из отчего дома, как мы помним, семнадцатилетним пареньком. Тринадцать лет пробыл Иосиф в рабстве и темнице. Теперь он был вознагражден за свои страдания и стойкость. Первого сына своего Иосиф называет Менаше, от корня «наша» – «забыть», ибо «дал мне забыть Б-г все мои мучения...».

Второго сына Иосиф называет именем Эфраим.

«И закончились семь урожайных лет... И наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, в земле же египетской был хлеб... И отовсюду приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа». Пришли покупать хлеб и братья Иосифа – десятеро, ибо младшего, Биньямина, боялся Яаков отпускать в дальнюю дорогу, как бы не случилось с ним несчастье, как двадцать лет назад с его старшим братом, Иосифом.

Увидев братьев, Иосиф узнал их, но не подал вида, «и сказал им: вы соглядатаи!».

Иосиф потребовал, чтобы они привели в Египет своего младшего брата, лишь тогда он поверит, что не с разведывательной целью пришли они в Египет.

Затем рассказывается о возвращении девяти братьев Иосифа (Шимона Иосиф оставил у себя в качестве заложника) к отцу, о том, как они пытались убедить отца отпустить с ними Биньямина в Египет. Яаков долго не соглашался. Лишь когда Йегуда заявил, что он лично ручается за благополучие младшего брата, Яаков отпускает Биньямина.

Далее описывается встреча Иосифа со своим младшим братом, все еще не подозревающим, что могучий властелин Египта – не кто иной, как пропавший много лет назад Иосиф.

После обильной трапезы во дворце Иосифа, все одиннадцать братьев – вместе с Шимоном и Биньямином, – нагрузив мешки зерном, пускаются в обратный путь. По дороге их настигает дворецкий Иосифа и обвиняет в краже серебряного кубка. При обыске кубок обнаруживается в мешке Биньямина. Братьев возвращают во дворец, где Иосиф заявляет им: «Человек, у которого был найден кубок, будет мне рабом; вы же идите с миром к отцу вашему».

Иосиф, как сказано в Мидраше, проявил очень большую смелость – он не послушался фараона. Когда люди из голодающих стран стали приходить в Египет, то фараон запретил продавать им зерно. «Кто знает, – сказал он, – что будет с нами. Хватит ли нам зерна на все голодные годы». А Иосиф решил: нельзя допустить, чтобы люди умирали от голода, я буду продавать им зерно. И вот Иосиф издает приказ:

1 – никто не имеет права послать раба покупать зерно, из каждой семьи кто-то должен прийти за ним;

2 – нельзя перепродавать зерно;

3 – всякий покупающий обязан записать свое имя, имя отца и имя деда.

Таким образом, понимая, что братья придут покупать зерно, Иосиф хотел увидеть их, узнать, что произошло в его семье.

Ежедневно Иосиф проверял списки людей, купивших зерно. И вот однажды он узнал, что в город прибыли Реувен, сын Яакова, Шимон, сын Яакова, и т. д. Десять братьев Иосифа приехали в Египет покупать хлеб. Не приехал лишь Биньямин. Его Яаков побоялся отпустить. «И пришли братья Иосифа, и поклонились ему лицом до земли. И увидел Иосиф братьев своих, и узнал их, и притворился, и говорил с ними сурово, сказал им: «Откуда вы пришли?» И они сказали: «Из земли Ханаанской, чтобы купить еду». И узнал Иосиф своих братьев, а они его не узнали. И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них (что они поклонятся ему), и сказал им: вы, соглядатаи, осмотреть срамоту страны (тайные объекты) пришли.

И они сказали ему: нет, господин наш, твои рабы пришли купить еду. Мы все сыновья одного человека, мы честные, не были твои рабы соглядатаями. И он им сказал: нет, вы пришли высмотреть наготу земли. Так они сказали: двенадцать твоих рабов, братья, дети одного человека в земле Ханаан, и вот младший с отцом сегодня, а одного нет. И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав – вы, соглядатаи. Этим будете испытаны, клянусь жизнью фараона, что не выйдете отсюда, пока не придет ваш младший брат сюда. Пошлите одного из вас, и возьмет вашего брата, а вы будете под арестом, и будут проверены ваши слова, правда ли это, а если нет, клянусь жизнью фараона, что вы – соглядатаи.

И забрал их под стражу на три дня. И сказал им Иосиф на третий день: вот это сделайте и будете жить, Б-га я боюсь. Если вы честные, один брат останется под стражей, где вы были; вы идите, отвезите то, что купили для голода семей ваших. И младшего брата привезете ко мне, так оправдаются ваши слова и не умрете. И они поступили так».

Возникает вопрос: почему все это время, столько лет Иосиф не сообщал отцу, что он жив?! Зачем он устроил такой «театр» с братьями, обвинив их в шпионаже, а когда пришел Биньямин, то подбросил в его мешок бокал, обвинил его в воровстве и задержал?

Наши мудрецы так отвечают на этот вопрос: когда братья продали Иосифа, они наложили херем (проклятие) на того, кто расскажет об этом. Яаков так ничего до самой смерти и не узнал. Когда Иосиф был рабом, когда был в тюрьме, то не имел возможности сообщить отцу, что жив. А когда стал правителем Египта, то не хотел рассказывать отцу, что его продали братья. Конечно ему хотелось сообщить отцу, что он жив. Но представьте себе такую картину: отцу сообщили, что Иосиф жив. Яаков спрашивает: дети, как это случилось, ведь рубаха Иосифа была в крови? Йегуда, Шимон и Леви краснеют и белеют. И братья с их детьми после этого будут стараться поменьше заходить к отцу. Уменьшится влияние Яакова на внуков. А это зло еще большее, чем плач Яакова по Иосифу. Но что делать, как уменьшить страдания отца?

И Иосиф решает вопрос так: зачем Б-г мне показал, что одиннадцать братьев поклоняются мне, а затем, что отец с братьями мне поклоняется? Значит, в такой последовательности все и произойдет. Увидев десять братьев своих, он разволновался – значит, сны его начинают сбываться. Надо ускорить их исполнение, надо кого-то из братьев задержать, пока не приедет его младший, одиннадцатый брат. И Иосиф решил задержать Шимона, того, кто бросил его в яму. Это стало как бы искуплением Шимона.

Когда пришел Биньямин и все одиннадцать братьев поклонились Иосифу, то исполнился первый его сон. И Иосиф решает – задержу Биньямина, тогда наверное приедет отец и сам Б-г покажет мне развязку. Так все и произошло.

Напрашивается также вопрос: почему это, предложенное Иосифом, простое и логичное толкование символики фараонова сна оказалось недоступным для мудрецов египетских? Любавичский Рабби поясняет это так. Мудрецы и прорицатели не могли допустить и мысли, что здесь речь идет о годах, ибо если бы коровы и колосья символизировали некоторые периоды времени, то они не могли бы присутствовать в воображении фараона все одновременно. Ведь каждый следующий год не наступит, пока не уйдет в прошлое предыдущий. Фараон же видел в своем сне тучных и тощих коров, стоящих рядом, по крайней мере, до тех пор, пока последние не поглотили первых.

Это затруднение Иосиф обошел тем, что усмотрел в этих снах не только предостережение, но и указание египетскому правителю: «Пусть найдет фараон человека понятливого и мудрого и поставит его над землею египетскою... И пусть собирают все съестное грядущих благих лет... И будет пища эта запасом для страны на семь лет голода». Теперь понятно, почему тучные и тощие коровы стояли рядом. В течение семи урожайных лет страна будет пребывать под знаком близких лет голода. А в голодные годы будет ощущаться изобилие предыдущих семи лет. «И сказал фараон служителям своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором дух Б-жий». И Иосиф стал фактическим правителем Египта.

Глава «Микец» всегда читается в дни праздника Ханука. События, о которых идет речь в главе, и восстание Маккавеев, разделены более чем тринадцатью столетиями. И все же ученые находят некоторую, пусть весьма отдаленную, связь между главой «Микец» и праздником, в дни которого эта глава читается. Так наши мудрецы говорят, что уже в самом начале главы, в рассказе о фараоновом сне, имеется намек на события, легшие в основу праздника Ханука.

В 138 году до н. э. малочисленные, слабо и наспех вооруженные партизанские отряды евреев одержали победу над регулярной армией сирийского тирана. И в молитве, многократно читаемой в ханукальные дни, еврей благодарит Вс-вышнего за то, что «в эти дни в то время» Он предал сильных в руки слабых и многочисленных – в руки немногих. Намек на это чудо видим мы во сне фараона, в котором тощие, побитые ветром колосья уничтожают своих тучных, налитых зерном соперников.

Любое событие в еврейской истории, которое мы отмечаем, подчеркивает раввин Хаим Друкман, – это не только воспоминание о том, что произошло в далеком прошлом, но и наследие для будущих поколений. Основная идея Хануки – государственная независимость через раскрытие независимости духовной. Еврейский народ должен сам править в своей стране. Во времена Маккавеев, как и сейчас, мы одни стояли против многих. Немногочисленные хасмонеи оказывали сопротивление гигантской империи. С рациональной точки зрения восстание Маккавеев было заранее обречено на провал. Однако великая вера, вера, которая не подчиняется никаким реальным и рациональным факторам, привела к победе. Мы и сейчас обязаны стойко сопротивляться всем врагам, окружающим нас, и продолжать идти вперед.

Сам факт нашего существования свидетельствует об особой вечной силе, определяющей и обеспечивающей наше существование. Мы знаем, что Антиохос отправил Шимону Хасмонею послание, в котором требовал передачи ему «захваченных» городов. Знаем мы и ответ Шимона: «Не чужую землю взяли мы и на чужих людей распространили власть свою. Это земля наших праотцев, которая была отобрана у нас врагами. Но когда собрали мы силы и настал подходящий час, вернули мы себе наше владение».

Так с гордостью ответил Шимон представителю могущественной империи, и его слова и их смысл актуальны и сегодня, в наши дни. Борьба хасмонеев с греками велась в двух направлениях – в области государственной и духовной. Целью этой борьбы было предоставление евреям возможности жить ЕВРЕЙСКОЙ жизнью в ЕВРЕЙСКОЙ стране.

Не случайно кувшин оливкового масла для храмового светильника стал символом этого праздника, называемого также праздником света. Ведь греки не сумели погасить вечный огонь сынов Израиля, которых нельзя уничтожить ни физически, ни духовно.

Не думаем, что государство Израиль эллинизируется. У нас есть элементы эллинизации – отход от еврейского образа жизни и подражание чужой культуре. Повинна в этом наша система воспитания и образования, которая не дает учащемуся глубоких и серьезных знаний в иудаизме, что, естественно, привело к отсутствию еврейского самосознания. У нас есть маленькие группы населения, отрицательно относящиеся к еврейскому образу жизни. Это – от элементарного незнания и слепого отрицания иудаизма. Однако многие возвращаются к еврейским корням, к Торе.

Продолжатели дела Маккавеев – это те, кто строит страну, осуществляя неразрывную связь между народом, землей и Торой Израиля. Те же, кто борется с Торой, с любым проявлением религии в любой ее форме – эллинизаторы нашего времени. Но с полной уверенностью можно сказать, что У современных эллинизаторов ничего не получится, так же как не получилось и в дни Маккавеев.

 

Нисхождение

 

Ефим Коган

 

В главе Торы «Микец» содержится намек на то, что именно пройдя галут, приходят к восхождению. Йосеф дал своему младшему сыну имя Эфраим, желая этим сказать: «Б-г сделал меня плодородным («ифрани») в стране бедности моей». Именно вследствие пребывания в «стране бедности» Йосеф достиг разрастания, плодородности.

Йосеф стоял на очень высоком уровне. Как объясняется, он был наказан за то, что он обратился к естественным средствам, хотя сам он был намного выше того (и не должен был этого делать). Подобное делал и Яаков, но в его случае это было оправдано, так как Яаков был связан с уровнем, представляющим обычный процесс развития вещей. У Яакова зародилось опасение, что, возможно, какой-нибудь грех может стать причиной нежелательного, поэтому он должен был обратиться к естественным средствам, связанным с природой. Но Йосеф, «высший праведник», при своем высоком уровне не должен был прибегать к помощи естественного.

К стиху «И узнал Йосеф своих братьев, а они его не узнали» есть такое объяснение: главы племен (братья Йосефа), а также и праотцы, были пастухами. Они были изолированы от мира, чтобы мир им не мешал. Но Йосеф стоял на такой ступени, что был в состоянии находиться в мире, в самой гуще дел этого мира, быть властителем Египта, о нем сказано: «Без тебя никто не поднимет ни руки своей, ни ноги своей». Так как в Писании всегда имеется в виду буквальный смысл, это означает, что египтянин, который хотел носить оружие и т.п., должен был обратиться к Йосефу за разрешением. И даже занимаясь всем этим, Йосеф был во всей полноте своей привержен Б-гу. Но несмотря на свой столь высокий духовный уровень, Йосеф достиг «плодородности» тем, что «находился в стране бедности своей».

В этом рассказе о Йосефе содержится указание для всех евреев: душа низошла и облеклась в тело и вообще вступила в наш мир, да еще и ушла в изгнание не ради страданий — есть в этом особый смысл. «Нисхождение миров от ступени к ступени происходит не ради высших миров, ведь для этих миров такое нисхождение — лишь удаление от Света Лица Его, благословен Он. Это нисхождение происходит единственно ради нашего нижнего мира», так как в этом мире раскрывается сила Его Сущности. Но и в этом мире до египетского изгнания невозможно было получить Тору. Только пройдя через «железное горнило» изгнания в Египте, евреи стали «сосудами», способными к получению Торы, по словам наших мудрецов «Евреи получили Тору потому, что они спустились в Египет и были порабощены фараоном».

 

О снах и галуте

 

Хаим Плоткин

 

В начале недельной главы Торы «Микейц» рассказывается о снах: о сне фараона, о сне Йосефа и о снах виночерпия и пекаря. Так как все происходит в соответствии с индивидуальным Провидением, понятно, что следствие — галут — имеет отношение к своей причине — сну — и подобно ей.

Во многих источниках объясняется, что сны происходят от воображения, которое может соединять и приводить в соответствие даже совершенно противоречивые образы, такие, как «слон в игольном ушке», — при условии, что видящий сон прежде думал о них.

Так и во время галута: человеку кажется, что он любит Всевышнего, но на самом деле он любит собственное тело — хотя эти два вида любви не могут быть в человеке одновременно, и подобное заблуждение может привести человека к тому, что он погрузится в жажду наслаждений и даже будет нарушать Желание Всевышнего. Если после молитвы поведение человека оказывается противоположным пережитому им во время молитвы, не следует думать, что его молитва, а также и то, как он изучает Тору и исполняет заповеди, не имеют никакой ценности — это не так. В зависимости от того, насколько развито воображение человека, сны могут быть обманными и бессмысленными или истинными и пророческими. Таким образом, сны коренятся на очень высоком уровне, хотя сам человек может этого не сознавать и служение Б-гу в таком смысле может рассматриваться как сон: оно может иметь определенные положительные качества и ценности, хотя это может быть не заметно. Источник снов, который находится на очень высоком уровне, в особенности светит в период галута.

В отношении того, как следует служить Всевышнему, это означает следующее. Б-жественная душа каждого еврея всегда невредима. Изучение Торы и исполнение заповедей вечны. То, что человек делает неверно, временно (ведь в конце концов каждый еврей придет к покаянию), поэтому и в тот момента это не есть нечто постоянное, подобно «пересыхающим рекам». Таким образом, зло, будучи непостоянным, не может перевесить добро. Добро всегда неприкосновенно. В этом заключается преимущество галута над периодом, когда существовал Храм: в период существования Храма светили внутренние силы души, являющиеся чем-то ограниченным.

Поэтому человек в состоянии нечистоты не имеет права входить в Храм. А во время галута светят трансцендентные силы души, они же ничем не ограничены, как сказано: «находящимся у них среди их нечистоты».

В этом содержится следующее указание. Некоторые считают, что правильно построенное служение Всевышнему предполагает последовательное продвижение от легкого к трудному и что пока человек не сделал первых шагов, нечего ему думать об уровнях более высоких. Это было бы верно, если бы у этого человека в жизни все происходило в соответствии с правильно построенным служением. Но так как мы находимся в состоянии, о котором сказано «мы были, как во сне», то можно и нужно исполнять любые формы служения Всевышнему, какие «попадаются под руку».

 

Глава Микейц.

 

Раздел этой недели начинается с демонстрации слабости человека; самый могущественный человек в мире, царь Египта, который управляет всем, - им самим управляет… сновидение. Глава также показывает превратности судьбы - неожиданно, преступник, и, к тому же, отвергнутый всеми еврей, отбывающий наказание за кражу, предлагает безумную интерпретацию сна, вовлекая правительство в огромные затраты… король поймался на это и, тот час же, делает его правителем страны!!

Что здесь происходит? Почему фараон сразу же принял интерпретацию сна, предложенную Иосифом, и отверг ту, что предлагали ученые, взятые на эту работу, мудрецы? Я хотел бы объяснить это с помощью  истории.

Янкеле Голдман не волновался, он никогда, особенно, не волновался. Даже вчера, когда он получил повестку из Русской Армии, он сказал себе: «Наверное, это к лучшему». Обычно, такая новость привносила страх и смятение в сердце любого еврея, получившего ее, но Янкеле был не таким.  – «Думай о хорошем, и все будет хорошо», - говорил он себе. С тех пор, как он услышал эту фразу от Ребе, она стала его жизненным девизом. – «Думай о хорошем, и все будет хорошо».

Но его родители были не так оптимистичны. Его мать плакала. – «Это очень серьезно»,- сказал отец, «Мы должны немедленно пойти к Ребе, но слезами горю не поможешь», - постарался он утешить жену. На следующий день, его отец договорился о срочной встрече Янкеле с Ребе Рашабом (Рабби Шалом Дов Бер). Ребе знал много способов, как спасти евреев. Даже от антисемитской коммунистической армии, или от чего-то еще страшнее.

Но семья очень волновалась, каков будет совет Ребе? Возможно, он просто даст благословение? Это было бы лучше всего, тогда армия полностью забудет о нем. Такое случалось ранее. Но они не переставали думать о  Шолми Гринспане, и Аврааме Фарбере, и Залмане – не помню, как его фамилия, и многих других, убитых там, и о том, что сошел с ума, и о том, и о том, и т. д. Другими словами, они сходили с ума от переживания.

В час дня Янкеле вернулся, весь улыбаясь. – «Хорошие новости!» - произнес он, - «Ребе сказал мне, что делать!» - «Ну! Что он сказал??» - в унисон закричали мать и отец с широко раскрытыми глазами. – «Он сказал мне ехать на призывной пункт в Петербург», - пропел Янкеле.

Его родители стояли, как парализованные, не веря своим ушам. – «Нет! Нет! Наверное, ты не так понял, Янкеле», - прошептал его отец. Мать снова начала плакать.

Петербургский призывной пункт не пользовался популярностью из-за своей антисемитской жестокости: там призывались все евреи, даже калеки и слабоумные, никакие уважительные причины в расчет не принимались. Из всех призывных пунктов этот был самым ХУДШИМ. – «Я попробую все изменить» – сказал отец. – «Не волнуйтесь, все будет хорошо, у меня есть друзья, связи, должно быть, ты не правильно понял Ребе». Но Янкеле был счастлив и непреклонен. Он не обращал никакого внимания на пессимизм родителей. Он обратился на сборный пункт, а через неделю получил ответ на свой запрос: через неделю, именно в Шаббос, он должен был явиться на презираемый всеми Петербургский призывной пункт.

Он прибыл в Петербург в пятницу утром и сразу же пошел в дом другого хасида Хабада, который был очень рад принять его. В ту ночь, после Субботних молитв и ужина Янкеле хорошо спал. Ему нужно было рано встать, т. к. до призывного пункта было идти три часа пешком, и он закрывался ровно в час.

На следующее утро он встал до зари и начал молиться, но хозяин дома тоже проснулся и, увидев, что он делает, упрекнул его. – «Что ты делаешь?! Как можно молиться, не изучив вначале Хасидус? Может, ты пойдешь, а я помолюсь вместо тебя, если ты так спешишь», - сказал он, насмешливо.

Янкела попытался оправдаться, но знал, что этот человек прав. Молитву нужно читать эмоционально, каждым словом выражая любовь или благоговение, или благодарность Б-гу, а не просто произносить слова. – «Хорошо!» – сказал хозяин, - «Мы немного позанимаемся, а затем помолимся, как евреи, а ЗАТЕМ – пойдем. Не волнуйся, я знаю короткий путь. С Б-жьей помощью все будет в порядке».

Как вы, наверное, уже догадались, на изучение ушло немного больше времени, чем они думали, как и на молитвы и на еду. А когда они посмотрели на часы, было уже одиннадцать часов! – « Гевальт!» – крикнули оба. – « Не беспокойся!»- заверил его хозяин, - «Я знаю короткий путь. Но нам лучше поторопиться, уже намного больше времени, чем я предполагал».

Они старались бежать, как можно быстрее, через задние дворы и пустые поля и железнодорожные пути, пока, наконец, они не добрались до места, за десять минут до закрытия!! Они распахнули огромную, толстую, высокую деревянную дверь и проскочили в необъятную комнату, в которой царила тишина. Им показалось, что что-то не так: было слишком тихо. Двадцать пар глаз, в которых содержалось послание о смерти и разрушении, смотрели на них.

По всей комнате, ровными рядами у стен, стояло примерно двадцать столов, с кипами казавшихся важными бумаг, а за каждым столом, уставившись на вторгшихся посетителей,  сидел служащий. В их глазах выражалась холодная ненависть. До закрытия оставалось пять минут, все собирались идти домой, а теперь им придется остаться, может, еще несколько часов! И все из-за этих презренных евреев!!!!! На минуту они замолчали от удивления, а затем, вдруг, все встали, подбежали к отвратительным незнакомцам, что-то крича, угрожая кулаками, и даже, шипя.

Но это было бесполезно, в законе было ясно указано, что они должны пройти проверку. Один из служащих знаком отозвал остальных в сторону, и, минуту посовещавшись, они все согласно закивали головами. Каждый вернулся за свой стол, в то время как один подошел к Янкеле, схватил его за воротник пальто, и, почти приподняв его, поставил перед первым столом. Даже не взглянув на него, секретарь достал призывные бумаги Янкелы, перевернул одну из страниц, взял со стола огромную печать, ткнул ею пропитанную чернилами ткань, поднял ее высоко в воздухе и с треском опустил на страницу: «Непригоден к службе»! Янкеле снова почувствовал, как кто-то потянул его за воротник ко второму столу, где короткая церемония повторилась, только в этот раз на другой странице: «Непригоден к службе»! Затем к третьему столу: «Непригоден к службе»! так повторялось, пока, десять минут спустя, каждая страница его документа не была проштампована, а на обложке, большими черными буквами, стояла печать с надписью «Непригоден».

Затем его отшвырнули назад к двери, где стоял его изумленный друг. Они оба были бесцеремонно выброшены на улицу, и дверь за ними захлопнулась.

- «Вот видишь, хорошо, что ты не волновался», - сказал хозяин, пока они стояли и отряхивались, - «Если бы это был любой другой призывной пункт, или ты бы пришел раньше, они, наверняка, призвали бы тебя!» 

Также произошло с Иосифом в нашей главе.

Фараон знал, что его сон, где он увидел худых коров и жирных коров, поедаемых мухами, предвещали несчастье. Но его не удовлетворили толкования его мудрецов. «Ты завоюешь семь городов или родишь семь дочерей и всех их потеряешь», ибо все они были роковыми. Иосиф же,  напротив, был специалистом во всем положительном, во всем он видел только хорошее; и это помогло сохранить ему жизнь и рассудок все те годы в тюрьме, где он отбывал свой пожизненный срок за преступление, которого не совершал. Например, в разделе прошлой недели мы стали свидетелями того, как он позабыл обо всех своих проблемах и попытался помочь своим сокамерникам – королевскому пекарю и виноделу. И теперь такой же поступок и тот же оптимизм вызволили его из тюрьмы и помогли и помогли ему увидеть положительную сторону сна фараона. Действительно, жирные коровы были съедены…, но не полностью; остались худые. Действительно, сон был предзнаменованием… но он явился царю, чье существование было полностью во благо людей.

Оптимизм Иосифа был убедительным и заразительным. Царь осознал, что Иосиф – представитель положительной силы, которую он еще не познал. (Мы видим, как далее, во времена Мойше, египетские маги могли повторить некоторые из бедствий, но им не доставало положительной силы, чтобы их уничтожить).

И именно оптимизм перед лицом явной гибели спас целый мир от голода, и послужил причиной исхода еврейского народа  из Мицраима и дарования ему Торы.

Также и сегодня, несмотря на устрашающую  ситуацию в Израиле и на предсказания многих критиков и пророков о гибели, не предлагающих никаких решений, звучит один оптимистический голос. Он звенит гордо и ясно над всеми – голос Любавичского Ребе.

Как и Иосиф, разъяснивший сон, Ребе предсказал и объяснил каждую деталь беспорядка в сегодняшнем мире и дал объяснение и решение;

Мошиах уже здесь, нужно только принять его. Мы должны думать, говорить и делать все возможное, чтобы свыкнуться с этой правдой. Нужно изучить все труды Ребе о Мошиахе, а затем оглянуться вокруг, чтобы увидеть, что происходят большие изменения, особенно на Святой Земле. Все это зависит от нас.

Скоро все мы будем кружиться в танце с МОШИАХОМ СЕЙЧАС!

 


В избранное