Товей. Краткое содержание.
1. После изложения заповеди «бикурим [первинок]» плодов, которой Мейше закончил объяснение Торы (Рамбан), он возвращается к обсуждению совокупности выполнения всей Торы и заповедей и союзу между Б-гом и евреями. (В последующих главах до конца Торы также не говорится об отдельных заповедях, но о союзе, заключенном в отношении совокупности Торы и заповедей). Отсюда: есть связь между заповедью «бикурим» и совокупностью Торы и заповедей. Раши: «…и будешь соблюдать и выполнять
их» — благословение, приходящее за выполнение заповеди «бикурим». Более того, разговор о совокупности Торы и заповедей начинается в главе, начинающейся с заповеди «бикурим», а начало — предварение, имеющее отношение к продолжению.
Необходимо понять эту связь. На первый взгляд, «бикурим» — заповедь очень частная (обладающая массой ограничений). Как она вяжется с совокупностью Торы и заповедей, который «каждый день должны
быть» в глазах каждого еврея — «как новые»?
Также: почему «Придешь [תבוא]», всего лишь предисловие к выполнению заповеди «бикурим» и др. заповедей, связанных с вхождением в Землю, становится названием главы?
2. Хидуш заповеди «бикурим», по отношению к другим способам прославления Б-га:
Ее содержание в признании, что все, что человек получает, он получает благодаря Благословению Б-га, и выражении Б-гу благодарности за это. Это — обычная для Служении вещь [см. примеры в беседе]. Более того, даже у неевреев, верящих в Б-га. Это в наибольшей степени подчеркивается учением Баал Шем-Това о том, что мир, по милости Б-га, ежемгновенно обновляется заново.
Однако в «бикурим»
еврей выражает свою признательность Б-гу не только речью, но и действием. Это является наиболее полным выражением того, что «Б-гу [принадлежит] Земля и все, что ее наполняет»: также после того, как еврей, благодаря благословению Б-га, получил то, чем он обладает, он осознает, что его имущество по-прежнему принадлежит Б-гу. Осознание этого, выражаемое действием еще глубже проникает в еврея, во все его существование, «одеяния» его души.
3. Евреи называются «бикурим», поскольку наподобие им они предшествуют всему сотворенному. И это относится не только к совокупности евреев, но и к каждому еврею лично — мужчинам, женщинам и детям («Каждый должен говорить: ради меня сотворен мир»). И как «бикурим» надо принести в Иерусалим и поместить в Храме «перед Б-гом…», — истинное место евреев — в Храме. Это так, потому что истинное существование еврея, также, когда он —
душа в теле, — его б-жественная душа, «в буквальном смысле часть Б-га свыше», вплоть до «Исроэл и Б-г — в абсолютной степени одно». В каком бы положении еврей ни находился, он связан с Б-гом и должен находиться (также в раскрытии) «передо Б-гом, Вс-сильным твоим». «Перед» — как в простом, так и во внутреннем понимании (от слова «внутренность [פנימיות]»). — Мир всего лишь средство, поэтому
не достигает «внутренности», в отличии от евреев, которые цель и связаны с «внутренностью Б-га, Вс-сильного твоего».
«Б-га… твоего» (а не «вашего»), потому чтокаждый еврей, — и тот, что на внешнем уровне находится на низком уровне, также как он душа в теле снизу, — находится на уровне «бикурим» — «…для меня сотворен мир».
Отсюда: в каждой частности своего существования
еврей должен ощущать «…перед Б-гом, Вс-сильным твоим», — что он находится в аспекте «бикурим» Б-га, — не только тогда, когда он занимается святыми вещами, но и в «разрешенном», будничном, даже тогда, когда речь идет об одной мысли, речи или действии.
Объяснение: поскольку еврей — цель, а не средство, — каждая деталь его существования — часть от «бикурим» «…перед Б-гом. Вс-сильным твоим» в Храме. Также в
это частное мгновение он должен говорить: «ради меня сотворен мир», поскольку все, что происходит, происходит ради еврейского Служения. (Вплоть до лтого, что еврей может производить хидуш во времени и пространстве [см. в беседе]).
4. Т.о. именно в заповеди «бикурим» то, что истинное сущестование евреев — то, как они одно с Б-гом, а следовательно, все детали их сущестования — «…перед Б-гом, Вс-сильным твоим», — раскрывается и выражается в самом простом смысле, на уровне действия. Благодаря выполнению этой заповеди, это пронизывает все сущестование еврея. — Благодаря заповеди «бикурим» внизу, в нижнем мире, раскрывается, как евреи — души в телах, — «бикурим», для которых сотворен мир.
5. Т.о. бикурим рскрывают цель выполнения Торы и заповедей: чтобы у еврея, также как он душа в теле в материальном мире, в нем ощущалось, что он, будучи единым с Б-гом, — «бикурим» — начало всего мира. — Это связывает заповедь бикурим и совокупность Служения.
6. Более глубоко:
Евреи — «бикурим» также по отношению к Торе [см. в беседе]. Однако это не значит, что это отдельные вещи. Тора и евреи — по сути одно, связаны друг с другом. Евреи предшествуют Торе, как причина следствию. Тора ради евреев, а не наоборот. Спасение жизни выталкивает Тору. Тора без евреев невозможна, но еврей-грешник остается евреем. Евреи выше Торы и это выражается в идее тшувы [см.беседу].
Евреи по сути связаны с Торой, б-жественной мудростью, будучи
связаны с Б-гом. Само существование евреев приводит их к выполнению Торы, в соответствии с законодательным решением Рмбама, что внутренняя воля каждого из евреев — постоянно выполнять волю Б-га, он хочет выполнять все заповеди и отдалиться от грехов.
В обычной ситуации то, что евреи предшествуют Торе, раскрывается благодаря Торе. Возможно и раскрытие преимущества евреев перед Торой и минуя это (через Тшуву). «Три узла связаны друг с другом…», — также непосредственная —
не через Тору — связь евреев с Б-гом. Более того, тут евреи связывают Тору с Б-гом.
2 уровня в евреях:
(1) Евреи, как они спустились в мир. Творения. Из-за сокрытия мира неочевидно их связь с Б-гом, она раскрывается благодаря Торе, связь которой с Б-гом очевидна и снизу.
(2) Благодаря связи между евреями и Торой раскрывается суть евреев, как они едины с Б-гом, выше Торы. Так они способны влиять на Тору, делать в ней хидуш, вплоть до того, что способны объединять Тору с Б-гом, который
выше Торы.
Поскольку евреи «бикурим», также находясь снизу, также снизу есть еврейская суть, — что они выше Торы (и она раскрывается в идее тшувы). Это понятно из того, что каждый еврей должен говорить: «для меня создан мир». Это находит практическое выражение применительно к еврейскому ребенку, который еще не может говорить и изучать Тору, также к «украденному ребенку» [см. подробней в беседе].
Т.о. в служении Б-гу есть 2 способа:
(1) Обычный.
Связь еврея с Б-гом раскрывается благодаря Торе. «Изучение Торы — как все [остальные заповеди]». Еврей постоянно обязан изучать Тору, поскольку от нее зависит его существование.
(2) Когда еврей — не по своей вине — не обладает раскрытой связью с Торой. У него наличествует то, что он «бикурим» и для него сотворено все. Само это приводит его к Торе.
7. Общая идея, заключенная в заповеди бикурим (раскрытие преимущество евреев также в этом мире над Торой) выражается также текстом, который читается при принесении бикурим:
Несмотря на то, что Лаван и другие пытались убить Якова, и он спустился малым числом в Египет, это не только не повлияло на Якова, но и «стал он там великим народом…» и в количественном, и в качественном отношении. — Еще со времен Якова, несмотря на беды и теснины и ограничения мира, Б-г вывел из Египта
и избрал евреев, в качестве «бикурим». Поэтому «мера за меру» евреи приносят «начало всякого плода Земли… пред Б-гом, Вс-сильным твоим». — Это раскрывает, как евреи также до дарования Торы, еще до того, как обрели раскрытую связь с Торой снизу, находятся на уровне «бикурим», что выражается в раскрытой форме в том, что евреи становятся в Египте великим народом, выводятся из Египта чудесами и знамениями, вплоть до того, что приходят в Землю и получают
ее в удел.
8. Отсюда станет понятно также то, почему бикурим, согласно Закону, нуждаются в сосуде («שמת בטנא»), и, если сосуд был металлическим (по обычаю богатых), то он возвращался хозяевам, а если ивовым и т.п. (по обычаю бедных), доставался коаним:
Полнота раскрытия евреев, как «бикурим», в той форме, когда они «в сосуде» душа в ограниченном теле, вплоть до того, что в «сосуде нищего» — разумом — видно,
что это бикурим. Более того, — сосуд необходим. Бикурим попадают «пред Б-гом, Вс-сильным твоим» именно благодаря сосуду.
Именно сосуд, изготовленный из самых простых материалов, объединяется с бикурим. В таком случае, также сосуд поднимается до уровня «пред Б-гом, Вс-сильным твоим».
Более того, именно благодаря этому достигается полнота Торы: не только буквы и огласовки, но и таамим («טנא» — «טעמים,
נקודות, אותיות»), еврей погружается вовнутрь Торы.
9. Тогда связь между бикурим и союзом на выполннение совокупности Торы и заповедей понятна еще глубже:
«Бикурим» — сущностное достоинство евреев (как они предшествуют Торе) — начало всей Торы и заповедей. поскольку «Израиль и Святой, благословен Он, — в абсолютной степени одно», Б-г изначально заключает с евреями союз, который объединяет Б-га с евреями раскрытым также внизу образом. А практически, это выражается в том, что евреи «соблюдают этот союз»,
т.е. принимают и выполняют Тору и заповеди так, чтобы видели в раскрытии, что Б-г «выделил этот народ Себе…»
10. Отсюда понятна связь бикурим с толкованием Раши на «сегодня Б-г… прикаызвает тебе…» — «каждый день пусть будут в твоих глазах новыми, как будто в тот самый день они были тебе приказаны»:
Поскольку сами евреи, будучи «бикурим», — цель, — все сотворено ради них, — каждая деталь их существования (даже та, которая не обладает открытой связью с Торой) — цель, новая вещь, «ради меня создан мир», —
все в мире, во времени, включаются в это мгновенье, etc.
Отсюда: именно евреи обладают способностью «каждый день пусть будут в твоих глазах новыми» [см. в беседе подробней]. Наподобие хидушу в Торе. Вплоть до того, что в изучающем Тору происходит хидуш — он становится в буквальном смысле новым человеком и каждое мгновение — новым образом.
11. Несмотря на то, что «Придешь» — подготовка к осуществлению заповедей в Земле, поскольку это порядок в Служении евреев, в этом есть своя цель, включающая все идеи Служения.
«Придешь»: когда еврей только приступает к Служению, он должен войти уже в этом «вовнутрь», зная, что в самом «Прийдешь» заключается конечная цель его Служения в это мгновение, включающем все Служениеи и дающем силы на то, чтобы совершать Служение впоследствии:
«…и унаследуешь ее и поселишься в ней», заповедь бикурим, текст, произносимый при произнесении бикурим, вплоть до осуществления завета в продолжении главы.
Необходимо дообавить, что «И будет, когда прийдешь» здесь выражает обязательную вещь, происходящую сразу, вплоть до того, что сразу выполняют заповедь бикурим.
[Продолжение следует].