← Январь 2006 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
10
|
11
|
12
|
14
|
15
|
||
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
24
|
25
|
26
|
28
|
|||
30
|
31
|
За последние 60 дней 3 выпусков (1-2 раза в месяц)
Открыта:
22-12-2005
Статистика
0 за неделю
Материалы по Торе Устройство системы духовных миров. Краткий обзор
Бс"д
По книге Леви-Ицхака Гинзбурга "Пниней аТанья"
Сборник
Система поступенчатого спуска миров (Сейдер иштлшелут)
Для того, чтобы помочь начинающим в изучении хасидизма, а в какой-то степени, разъяснить его идеи более детально, для тех, кто уже занимается его изучением, попробуем обозначить общие моменты "сейдер ишитлшелус" с примерами, объясняемыми в хасидизме, основанными обычно на сопоставлении души человека и б-жественности, как сказано: "Из своей плоти увижу Б-га", кратко, обобщенно и простым языком.
В основу сборника легли: маймар ребе Мелех аМошиах "Ашрей тивхар" 1956 г. - кунтрес "Хай нисан" 1991г., маймар "Бе шаас шеоло Мойше" 1965г. и другие, а также сборник "Сейдер ишиалшелут" М.А. Зеликсона.
И поскольку чем "выше" идеи, тем труднее их постигать, начнем снизу вверх, сначала понятия, а затем их понимание.
1. Миры БИ"А - Брия, Йецира и Асия - "одеяния души".
Наш материальный мир, являющийся "нижним, ниже которого нет" и он "полон клипот (оболочек) и ситра ахоро (стороны противоположной Б-жественности), которые против Все-вышнего в буквальном смысле" - это нижняя ступень духовного мира Асия.
В духовном "мире Асия" существуют десять сфирот, десять Б-жественных сил, от которых образовались духовные творения - ангелы, называемые "офаним" и т. д. И также "клипот" - оболочки: сначала - "клипа нога", а от нее получают жизненность "три нечистые клипот", которые "против Все-вышнего в буквальном смысле". И они, клипот, наполняют наш материальный мир.
Выше его находится мир "Йецира", в котором существуют десять сфирот, б-жественные силы, более возвышенные, чем в мир Асия, (как будет объясняться далее), от которых происходят (просто) ангелы и "хайот акойдеш". Также в мире Йецира существует "клипа" - клипа нога, только там она "наполовину добро, а на половину зло". В отличие от мира Асия, где "большая часть - зло", а в материальной его части - "наш материальный мир" - "зло настолько преобладает, все равно, что весь он - зло".
Еще выше мир "Брия", в котором также существуют десять сфирот, от которых происходят "срофим", высшие ангелы. А клипа, которая в этом мире такова, что в ней "большая часть добро и немного зла".
*
Для понимания идеи этих миров, они сравниваются в хасидизме с тремя одеяниями души, с "мыслью, речью и действием". Они называются также "материал, форма и исправление":
Определение - "одеяния", "одеяния души", (в отличие от сил души), под собой имеет в виду следующее, что подобно тому, как одежда, которую одевает человек, является вещью чуждой и отделенной от него, вовсе не являющейся частью от него самого. Так, что он может одевать и снимать ее по своему желанию. Также и эти три одеяния. Не смотря на то, что они являются частью от душевных сил человека, тем не менее, по сути, они только лишь "сосуды выражения" для того, чтобы выразить его разум или эмоции (чувства) и они не являются частью сущности (личности) человека.
Может человек вести себя диаметрально противоположно тому, что он представляет собой на самом деле. И даже если разум его обязывает, в том, что это так, и чувства его обязывают, в том, что это так, тем не менее, он вовсе не обязан думать, говорить и делать именно так. Например, человек может считать, что один плюс один будет три! Он совсем не может это понять или почувствовать, однако он может думать так, не смотря на то, что это против его сущности. И уж тем более он может так говорить (речь) даже если это полностью противоречит его образу и сущности, тем более он может вести себя таким образом в действии.
Поэтому называются мысль, речь и действие "одеяниями", так как они только лишь сосуды выражения души, посредством которых силы души (разум и эмоции) выражают себя. Однако сами одеяния являются внешними вещами, по отношению к самой душе и может человек снять и одеть их по воле своей (даже мысль, поскольку невозможно не думать, но можно сменить мысль и думать обо всем, что пожелаешь, даже противоположное своей идее и сути см. выше).
Действительно, в каждом из них находят выражение все силы - существует мысль хохмы-мудрости, бины-понимания, любви и страха и т. д., а также речь, выражающая разум и чувства, также и действие, выражающее разум и чувства и т. д.. Однако они сами являются только лишь "одеяниями" и сосудом, служащим для выражения сил.
И, основываясь на принципе "из своей плоти увижу Б-га", можно сказать про Б-жественные силы, светящие в мирах Брия, Йецира и Асия. Не смотря на то, что в них находят свое выражение все Б-жественные силы и поэтому есть в каждом мире "десять сфирот", однако это не является местом "сфирот", а только как они видны через призму сосуда, выражающего их.
И подобно тому, как одеяния являются вещью чужой и отделенной от самого человека, также и б-жественные силы в мирах Брия, Йецира и Асия, не смотря на то, что являются б-жествеными силами, тем не менее, они уже "дают место", чтобы было что-то добавочное. Чтобы возникли творения, которые сутью своего существования противоречат Б-жественной истине, что "нет никого, кроме Него", не существует никакого существования кроме Него. И поэтому могут возникнуть творения в мирах Брия, Йецира и Асия.
В этом и заключается идея "клипы", что в этих мирах. Подобно тому, как клипа – кожура - покрывает и утаивает плод, также и "клипа" покрывает и утаивает Б-жественную истину, что "нет никого кроме Него", и ощущается, что есть также существование творений. И чем больше сокрытие, тем существует "место" для возникновения творений более материальных и отдаленных от Б-жественной истины.
"Брия, Йецира и Асия" – являют собой три этапа в возникновении сотворенного бытия, с начала его осуществления до полной завершенности его существования. Процесс сотворения нового существования осуществляется в три этапа. В начале, в первое мгновение создания плода, в самом начале беременности, еще пока ничего нет. Но, в конце концов, уже "есть, о чем говорить". Мы перешли здесь "пограничную точку" между "небытием" и "бытием" (есть-нет). Прежде вообще не говорилось о плоде, а теперь, в первое мгновение беременности, начинается вещь, хотя в действии еще не видно почти, что никаких изменений из того, что было прежде, но ведь, по сути, здесь все началось.
После первого мгновения, момента "сотворения" ("Брия"), эмбрион начинает приобретать форму, покрываться кожей, жилами и т.д. Так он растет и развивается в утробе матери в течение девяти месяцев, пока не достигает полного развития и завершенности.
Однако даже после того, как он находится в абсолютной полноте, пока еще он включен в живот (тело) матери и вовсе не является автономным существованием. Языком Талмуда "плод – бедро матери". Правильно, что он уже находится в состоянии готовом к тому, чтобы раскрыться как самостоятельное существование, однако пока еще он не является отдельным существованием, это состояние формирования "Йецира".
С рождением "переворачивается" плод в отдельное, самостоятельное и не зависящее (от матери) существование, это "Асия".
Эти три этапа существуют в образовании сотворенного бытия, от сотворения – Брия, возможности на существование, через Йецира, существования, включенного пока еще в Б-жественность, до Асия, бытия и существования отделенного, само по себе.
Три этих этапа существуют также в трех одеяниях души, мысли, речи и действии.
Мир Брия подобен одеянию мысли, что, не смотря на то, что мысль является одеянием души, тем не менее, оно является "одеянием объединенным" с душой, поскольку она "постоянно блуждает" – человек не может не думать и мысль – это пока еще раскрытие для самого себя, а вовсе не наружу. Также и мир Брия, не смотря на то, что начинается уже какая-то идея, «дающая место» для существования товрений, но форма, в которой они "существуют" такова, что ощущается в них, как они полностью "аннулированы по сути (своего существования)" и нет у них собственного существования и все существование их это Б-жественность.
Другими словами Брия – это "ощущение аннулированности по сути". В мире Брия "говорят на том же языке", что (в мире Ацилус) "не никого кроме Него", но сам факт того, что есть подобное ощущение, дает место существованию творений. Не смотря на то, что содержанием этого ощущения является то, что все сущестование это Б-жественность и нет ничего кроме нее, но само наличие какого-либо ощущения указывает на наличие тут какого-то существования. И это называется, выражаясь языком еврейской философии ("Хакира") "возможностью существования".
И поэтому также называется мир Брия "материалом без формы" (и в этом заключается простой смысл слова "Брия" по сравнению со словом "Йецира" – сотворение материала в отличие от создания формы). Поскольку со стороны "материала" творений есть уже их существование, однако со стороны "формы" и содержания этого материала – его содержание "не никого кроме Него".
Поэтому клипа – ощущение себя "бытием", мира Брия, она в такой форме, что "большая часть добро и малая часть зло". "Большая часть", главное, это то, что чувствуется истина "нет никого кроме Него". Однако само ощущение уже является "бытием" в "малой части".
В мире Йецира, в отличие от этого, у творения уже присутствует "форма" и содержание. Здесь уже есть существование творений, только лишь творение аннулировано Б-жественности. То есть невозможно, с точки зрения мира Йецира, существование творения, которое не аннулированно Б-жественности .
Подобно тому, как среднее одеяние, речь, ("одеяние отделенное"), оно выходит уже "наружу" и достигает другого, только лишь другой, пока еще, некто такой, кто находится на такой же ступени, как он сам, (ведь не возможно говорить с животными или деревьями). Также наверху, творения мира Йецира (не "творение, что все его существование – это ощущение Творца", как в мире Брия), творения в буквальном смысле, здесь уже присутствует "форма" творения.
Но, тем не менее, творение находится внутри Б-жественной силы осуществляющей его и аннулировано ей, и даже не возникает у него в голове идеи отделиться от нее. Оно чувствует, что вся его жизненность и существование только от Б-жественной силы. Но вместе с тем, что он весь целиком существует по причине Б-жественной силы, однако из-за нее он существует, он находится, только лишь аннулирован по отношению к ней.
В мире Йецира состояние «аннулированности бытия» - то есть, существует уже «бытие», но только оно «аннулировано», и не может не быть аннулировано. В этом и заключается мир Йецира, «бытие» включено в свой источник.
Поэтому клипа, что в мире Йецира – она «наполовину добро, наполовину зло» - «добро», истина, что «нет никого кроме Него» находится тут только наполовину, она заключается в том, что невозможно существование, не аннулированное Б-жественности, однако присутствует здесь уже существование бытия, (аннулированного Б-жественности).
В отличие от этого мир Асия является уже законченным «бытием». Здесь возможно уже «самостоятельное» существование, не аннулированное Б-жественности. Правда в высших ступенях мира Асия творения аннулированы. Однако причиной этого является то, что они постигли и согласились с тем, что необходимо аннулироваться. Нет тут аннулированности, (даже в форме битуля «бытия»), по причине сути их существования, но как вещь добавочная к их существованию. Поэтому также, когда они аннулированы, это не меняет того, что они по сути «бытие».
Тем самым подобен мир Асия одеянию действия. Действие – это «отделенное одеяние», одеяние у которого есть уже отношение с «другим», вовсе не находящимся на его уровне, также в мире Асия «дается место» для существования творения полностью отдаленного и даже противоположного истинному существованию Б-жественности, что «нет никого кроме Него».
И поэтому клипа мира Асия "большая часть зло", так как по сути существования сотворенного в него заложена самостоятельность его существования и не- зависимость от Творца, факт, что оно является "бытием" и "отделенным" от Б-жественности. Поэтому называется "тикун" (полное завершение формы "бытия"), поскольку здесь приходит бытие к полному исправлению и завершению, к "самостоятельности" и как бы независимости от источника осуществляющего его.
В самом мире Асия существует множество ступеней, однако вообще они знают своего Творца и подчинены Ему, (не смотря на то, что это не по причине их собственного существования, см. выше). И даже у клипы не возникает мысли, не дай Б-г, нарушить волю Все-вышнего и "называют его Б-гом богов".
Нижняя часть мира Асия - этот (материальный) мир "в котором подавляющая часть зло, все равно, что все целиком зло", поскольку там существуют творения, которые могут делать противное воле Все-вышнего. Вплоть до того, что существуют такие творения, которые полностью отрицают, не дай Б-г, существование Все-вышнего - нижнее, что нет ниже него.
2. Мир Ацилус - десять сил души (раскрытия)
Выше миров Брия, Йецира и Асия, которые сравниваются с одеяниями души, находится "мир Ацилус" - "мир сфирот". Мир, являющийся "местом" Б-жественных сил, десяти сфирот: Хохма, Бина, Даас, Хесед, Гвура, Тиферес, Нецах, (Г)од, Йесод, Малхус.
[В мире Ацилус существуют также «дворцы», «лики» и души, (и «ангелы мира Ацилус»), но только лишь эти «творения» не являются «бытием» и «отделенным существованием» от Б-жественности, а творениями, что все их существование это Б-жественность, однако главной идеей мира Ацилус являются десять сфирот].
Примером этого внизу являются десять сил души, разум и чувства человека. Разум и чувства его не только лишь «одеяния» и сосуды выражения, но они также являют собой часть его личности. Открытая сущность человека – это его разум и чувства. Но, тем не менее, они - только лишь силы души. («Силы», а не «одеяния», но не «сущность»). Поскольку душа – она «проста» и ни чем не ограничена, и нет в ней вовсе разделения на частные силы.
Также мир Ацилус. Его сфирот, не дай Б-г, не являются вещью отделенной от Б-жественности, (не только в том, что они осуществлены Б-жественностью), но они ни что иное, как Б-жественные силы. И нет здесь никакого «места» для существования творений вовсе. Однако, с другой стороны, сам Все-вышний – Безграничный и Бесконечный, а сфирот – только лишь Его частные и ограниченные силы, эманированные Им, но не Его Сущность. (В плоть до того, что существуют выражения, что по отношению к самому Все-вышнему равны самые высшие сфирот и физическое материальное существование мира Асия).
В этом и заключается отличие слова «Ацилус» от «Брия», сотворение (Брия) – означает создание новой вещи, «бытия из небытия», а эманация (Ацилус) имеет под собой смысл взять «что-то» высшее и «спустить его» вниз.
Как, например, сказано про Мойше Рабейну: «И «спущу» («Ацалти») от духа, что на тебе и положу на них», на семьдесят старцев. Здесь речь идет не о создании новой вещи, а о том, что был осуществлен некий спуск в духе Мойше, для того, чтобы стало возможным в результате этого влияние мясом для Израиля. Ведь до этого Мойше предъявил претензию «откуда у меня мясо», поскольку он был очень возвышен от того, чтобы влиять материальным мясом, которого попросили евреи, а посредством эманации духа семидесяти старцам, стало возможно, чтобы от духа Мойше привлеклось физическое мясо. То есть влияние осталось от Мойше, только лишь в нем самом произошел спуск, соответствующая положению принимающих влияние. Также в мире Ацилус, который пока еще Б-жественность, но только теперь оно спускается быть частными силами, не так как в Сущности Все-вышнего, которая Безгранична.
(Ацилус называется еще «мир Брудим («пятнистый»)», одно из объяснений заключается в том, что в Ацилусе существует включение сил друг в друга, как, например, розовый цвет включает в себя красный и белый – хесед и гвура).
*
Несомненно, требуется подробное объяснение, в чем заключается идея сфирот, каким образом они образовались, каким образом образовались миры Брия, Йецира и Асия из Ацилуса и т.д. Только это не является нашей задачей. Нашим стремлением является начертать общую картину сейдер ишталшелус, как в него включен каждый частный мир. До настоящего момента были, по крайней мере, примеры знакомые нам. С этого момента, чтобы понять более высокие миры, нам понадобится «поискать» более глубокие ступени души, на основе которых будут понятны более высокие идеи.
3. Кесер (кетер) – Атик и Арих – силы «июлим»
Выше мира Ацилус – «Кесер эльон» (высшая корона), которая более детально делится на две части «Атик йомин» (буквально «древний днями») и «Арих анпин» (буквально «Великий лик»). «Атик» является «нижней ступенью в Маациль» (в Эманаторе), а «Арих» - «головой и первой ступенью в «неецолим» (эманированных сущностях)».
В «Арих» находятся корни сфирот, называющиеся «хохма стимоо» (утаенная мудрость), «бина стимоо» (утаенное понимание) и т.д. Примером этому в душе являются силы «июлим» (или скрытые силы), являющиеся источником раскрытых сил. Как, например, сила «маскиль», являющаяся корнем разума («сейхел»): у каждого человека есть «порция» интеллектуальных способностей. До какой степени сильны его «схватывание» и память, к каким типам знаний он более способен, эти силы развиваются у него более интенсивно. Посредством учебы и труда изменяются и улучшаются его способности – человек схватывает быстрее и более глубоко, подобно этому также во всех остальных силах души.
Можно ли сказать, что у него возникли новые силы? Нет, конечно же, нет. Раскрытый разум, например, развит определенным образом, но существует у него скрытый источник разума (называемый «коах (сила) амаскиль» или «коах июли для разума»), из которого возникает и распространяется разум. И чем больше человек старается и использует силу разума, тем больше он «привлекает» от источника разума, из силы «июли». Когда мы говорим, что Рувен особенно способен в рисовании, Шимон в письме, а Леви в понимании, то разница между ними не только в разуме, а уже в источнике разума, в силах июлим уже существуют эти различия, что Рувен более способен в этом, а Шимон в другом.
Источник этого не разум. Но, с другой стороны, невозможно сказать, что не разум вовсе, поскольку он являет собой уже источник разума, и в нем уже заметно к какому типу разума он способен в большей степени. Этот источник «уже вышел из положения «его (разума) нет», а в положение «он есть» еще не пришел» - уже нельзя сказать, что нет тут еще разума, ведь есть уже нечто, из чего появится разум. Это называется «скрытый разум», существует здесь уже разум «в потенциале», однако нет тут еще разума в действии, реального разума (также собственно и в остальных силах).
Этот источник называется «скрытое распространение», поскольку здесь уже происходит привлечение силы, в отличие от того положения, когда она была включена изначально в полном сокрытии в душе. Теперь она уже вышла из включенности в душе и «направляется и движется» к тому, чтобы стать раскрытым разумом, но только пока еще находится в сокрытии.
Это сокрытие называется «сокрытие находящееся в (положении) существования», (в противоположность «сокрытию не находящемуся в существовании», то есть, как силы включены в душу, как будет объясняться дальше), поскольку здесь уже существует идея относящаяся к разуму, но только пока еще не пришедшая в раскрытие.
Примером этому в материи служит пламя, включенное в красные (горящие) угли. (Как понятно это только лишь пример на форму включенности и отношения между душой и силой, подобной отношению угля и пламени, включенного в нее). Подобно тому, как в угле нет раскрытого существования пламени огня, но и не возможно сказать, что это только лишь источник огня, а не огонь вовсе. Ведь мы видим, что если бросить уголек в воду, он потухнет! Это означает, что присутствует здесь существование огня, только в скрытой форме - «сокрытие, находящееся в существовании». И поскольку огонь уже находится (в сокрытии), то для того, чтобы вывести его в раскрытие нет необходимости в больших усилиях, достаточно подуть на уголек и пламя огня, что в нем, раскроется.
В этом примере скрытые силы, июлим, силы, находящиеся в аспекте «сокрытия в состоянии существования», поэтому для того, чтобы их раскрыть нет необходимости в колоссальных усилиях, просто, когда человек учится и продвигается обычным образом, он развивает свой разум и остальные силы.
Это иллюстрирует наверху, что источником десяти сфирот мира Ацилус являются десять сфирот, включенных в Кесер, по этой причине он, собственно, и называется «Арих анпин» - Великий лик. То есть это та же самая идея, что «Зеир анпин» - алый лик, что в Ацилусе, только «большой» и более возвышенный. Десять сфирот, включенных в «Арих» в форме «утаения», не являются существованием сфирот в буквальном смысле, а являются только лишь источником «июли» для раскрытых сфирот (мира Ацилус). Сфирот там - в состоянии «сокрытия находящегося в аспекте существования», подобно пламени, включенному в уголек.
Подобно тому, как в угольке существует пламя, включенное в него, и сам уголек, также в душе на ступени сил июлим, находящихся в душе, ведь сама душа проста и не обладает ограничениями, в нее включены в сокрытии, находящемся в аспекте существования, в форме скрытого распространения, силы июлим. Также наверху, сфирот находятся в «Арих» в аспекте утаенного, в сокрытии, находящемся в положении существования, они включены в простоту Все-вышнего, который Эйн Соф (Безграничный) и Бесконечный.
Вообще – это идея «Атика», заключающаяся в том, что он «отделен и оторван» от эманированных сущностей, поскольку он – нечто совсем другое, чем они. Он – ничто иное, как простота Безграничности Все-вышнего, только лишь в него включен источник сфирот «Арих».
[Как понятно в «Атик» и в «Арих», существуют дополнительно многочисленные аспекты, как, например, «роцон и тайнуг» - воля и наслаждение и другие аспекты. Мы здесь коснулись только лишь существования корней сфирот. По аналогии с силами души, что в добавление к силам июлим – сокрытым силам, существуют также силы «макифим» - окружающие силы. Только это уже отдельная тема.
Параллельно «Арих» существует также мир «Тоу» - мир Хаоса, называемый также мир «Никудим» - мир «Точек», в котором форма «распространения» сфирот происходит в другой форме, поэтому произошло в нем «разбиение сосудов» и «падение» искр в миры Брия, Йецира и Асия из которых образовались клипот. Об этом, также, мы не будем здесь говорить. Это не является в буквальном смысле обычный «сейдер ишталшелус», а, как бы, отход в сторону от «нормального» порядка спуска миров].
4. Мир «Акудим» – сущностные силы июлим
Выше «Кесер», (иногда, правда, их включают также в «Кесер», когда говорят в очень общем виде, во всяком случае, выше «Атик» и «Арих»), находятся миры «Акудим», в котором «десять светов связаны в один сосуд».
Примером, иллюстрирующим этот мир в душе, является «сущностные силы июлим», или коротко «сущностные силы», или «силы, включенные в душу». Десять сил, как они полностью включены внутрь души, вплоть до того, что они не «заметны» как отдельное существование.
Пример на силы июлим (не сущностные) приводился ранее, что силы, как они уже «распространяются» от души и «идут и продвигаются» навстречу открытым силам, силам в действии. Однако по сути существует более высокий источник в душе, откуда распространяются силы и там они находятся в состоянии, не относящемся к раскрытию вовсе – «сокрытие, не находящееся в аспекте существования».
Примером этому в материальности служит кремний – камень, включающий в себя возможность высечь из него огонь. Здесь нет вовсе существования огня, (не так, как в красных углях, что огонь находится в сокрытии). Можно множество раз окунуть кремний в воду и холод, но «огонь», что в нем находится, не постигнет никакой ущерб, поскольку нет здесь существования огня вовсе. Поэтому, когда мы хотим вывести из него огонь, необходимы определенные усилия, «удар». Необходимо ударить по кремнию с силой, только тогда родится новое бытие - существование огня.
Также силы (июлим) сущностные, включенные в душу, нет здесь вовсе «существования» сил, есть только возможность вывести отсюда силы, если «ударим» с силой, проявив старание.
Силы июлим (не сущностные) человек чувствует, как говорилось выше, и все время, он «берет» («привлекает») из них, посредством этого он развивает открытые силы. В отличие от этого, сущностные силы он не ощущает вовсе и ему даже не известно, что скрыто у него внутри. И только в особых случаях, в момент опасности для жизни или жизни своих детей и т. п., когда он, как будто, получил «удар» и сильное потрясение в сути своей, раскрываются внезапно силы, о которых человек даже не представлял, что является их обладателем.
С точки зрения сущностных сил – каждый являются мудрецом, как король Шлоймо, силачом необычайной силы, то же самое и в остальных силах. Только лишь там вовсе нет их (сил) существования, там только простая, ничем не ограниченная душа, а силы включены и утаены в ней, как огонь в кремнии.
С точки зрения сущностных сил, также, когда у человека отсутствует какая-либо сила, как, например, у слепого, не дай Б-г, что у него вовсе не существует силы видения, то есть эта сила «отсутствует» также на ступени сил июлим, однако, в сущности души, также у него включена сила «видения», (в этом заключается причина, того, что двое родителей обладающих одним и тем же ущербом могут родить сына без этого ущерба, не смотря на то, что весь источник ребенка в отце и матери, поскольку «берется» из сущностных сил отца и матери, с того уровня, на котором все силы в цельности и полноте).
Это является иллюстрацией наверху, мира Акудим, в котором сфирот не находятся даже в сокрытии, а ощущается там лишь простота и безграничность Б-жественности. Но только существует уже возможность вывести оттуда сфирот, подобно тому, как огонь включен в кремний. И поэтому «десять светов» утаенных – они «акудим» - связаны в одном сосуде, поскольку то, что есть там – это только лишь одно существование. Но скрыты в нем в аспекте сокрытия, не находящегося в аспекте существования, десять сфирот (и они называются «десять утаенных сфирот», но только лишь это общее название всех ступеней «утаения» сфирот в Эйн Соф, как много выше мира Акудим, так и ниже его).
5. «Адам Кадмон» (буквально «Древний Человек») – «душа, несущая силы», «имена».
Наиболее возвышенный мир в «сейдер ишталшелус» (после первого цимцума) – это «Адам Кадмон», называемый также «Кесер клали», («общий Кесер», в отличие от частного («Кесер» мира Ацилус)), «Ор клали» - «общий свет» или «первичная мысль Адама Кадмона».
Примером в душе, иллюстрирующим эту ступень, является «душа несущая силы». «Точка соприкосновения» между простой душой и силами.
Для понимания примера, разберем прежде «недостаток» предыдущего примера с силами, включенными в душу, сокрытия, не находящегося в аспекте существования, как кремний.
Не смотря на то, что на первый взгляд есть тут только одно существование -существование камня (кремния) и нет вовсе существования огня, даже в сокрытии, однако, все таки, есть здесь на тонком духовном уровне идея, добавочная к существованию камня, которое включено в него. Возможно, теоретически, разделить камень и увидеть, что сам камень – это нечто совсем другое, чем огонь, но есть у него стороннее свойство, добавочное к его сути – возможность произвести из него огонь.
И также в душе, на ступени, где силы включены в нее, можно пока еще разделить на две части – простую и безграничную душу и добавочное свойство, что можно из нее вывести десять сил.
С камнем нет проблемы, откуда пришло к нему это отношение к огню – это одно из свойств, что внедрил Все-вышний в камень. А вот с душой и, в основном, наверху приходиться «искать», откуда берутся силы души, и что является источником сфирот наверху, выходит, что отсутствует у нас пока еще «точка объединения» - как появляются силы из простой души. И также когда мы «находим» силы, включенные в душу, то спрашиваем, откуда они приходят и как он соединены с простой душой. Мы ищем «точку соприкосновения», в которой душа и силы будут в буквальном смысле одной вещью, а не двумя, из которых одна включена в другую.
Это и есть ступень «душа, несущая силы» - здесь душа и силы не являются двумя вещами. Есть тут только одна вещь – душа. Но в этой простой душе, как она находится в своей простоте, она «несет» силы. Есть у нее уже какое-то отношение, (не являющееся вещью добавочной к ее сути!), так, что могут возникнуть из нее корни сил. Это отношение называется также «возможностью». Подчеркнуть, что это только лишь может быть, но вовсе не находится, даже в потенциале («возможность» эта является антиподом «потенциалу»), и даже не в аспекте «не существующего сокрытия».
Примером на это служит идея «имен» - имен, которыми называется человек: Рувен, Шимон и т.д. До того, как дали человеку имя, (по-простому), не было у него никакого отношения именно к этому частному имени. Все существование имени, как оно было, (прежде, чем ребенок был назван), это была лишь возможность назвать его этим именем, и тогда он будет отзываться зовущему его по имени. То есть, все существование имени возникло только после того, как им человек был назван, а до этого была лишь возможность дать ему имя.
Так же и ступень «душа, несущая силы» - нет здесь никакого существования сил, даже корня корней их, как у кремния. Существует здесь лишь возможность «назвать его» и тогда уже посредством цимцумим и т.д. осуществится из него корень корня сил.
В определенной степени это можно уподобить человеку, которого прославляют именем мудрец, хасид и т.д., то посредством этого он пробуждается быть мудрецом и хасидом. Однако на самом деле эти «имена» совсем не подобны первым «именам» (Рувен, Шимон), поскольку даже до того, как назвали человека мудрец или хасид, был у него уже аспект мудрости и доброты в душе, (если бы это было не так, то не было бы возможности пробудить его к этому). В отличие от «души, несущей силы» - нет там никакого существования, относящегося к этой идее, а только лишь возможность пробудить к этому и только тогда появится какое-то отношение к мудрости и доброте. Поэтому примером этому служит именно «имена» Рувен, Шимон и т. д., которых вовсе нет в человеке до того, как его назвали и только после этого он обращается к тому, кто зовет его по имени.
Про эту ступень говорится «нет существования у утаенного» - не смотря на то, что есть тут уже нечто, называющееся «десять утаенных сфирот», однако у них вовсе нет существования, даже в форме сокрытия, не находящегося в аспекте существования, см. выше.
В этом и заключается смысл ступени «Адам Кадмон» - это «Адам» - сфирот и их нюансы, как они являются в буквальном смысле одной вещью, безо всякой добавочной идеи, с «Кадмон» - простотой Б-жественного Эйн Соф.
И поэтому это также «Кесер клали» - «Общая корона» и начало всему сейдеру ишталшелус, поскольку с него начинается «существование» «возможности» сфирот и всех аспектов сейдера ишталшелус. Только там все – это одно существование простоты Эйн Софа, «несущее» внутри себя, в одном существовании буквально, то, что возникнет из него потом.
[После цимцума и перед «Адам Кадмон» располагаются также «Кав» и «Решиму» см. далее, но чтобы понять это, необходимо сначала «подняться» выше» цимцума].
6. Ор Эйн Соф (Безграничный Б-жественный свет), который был до цимцума.
Если А”К (Адам Кадмон) так прост и безграничен, что же может быть еще выше?
«Ущербность» его, не смотря на то, что А”К прост и Эйн Соф, заключается в том, что из него могут «выйти», (если вообще «выходит», посредством цимцумим и спусков, но то, что во всяком случае может выйти, так это) только десять сфирот, десять, а не девять, десять, а не одиннадцать.
Действительно, что в нем самом присутствует простота и безграничность и нет никакого отношения к деталям. Однако, если нам удастся «вывести» из нее детали, это будут только детали нашего сейдер ишталшелус и ничего другого.
Подобно тому, как в душе, даже на ступени «несущая силы», ведь в конце концов выходят из нее, если выходят, только эти десять сил, а не что-то другое не являющееся силами души. Потому что, несмотря на ее простоту и безграничность, это простота «души», а не простота, что из нее может быть все (вообще). Также простота А”К не является, но лишь такой простотой, из которой могут образоваться десять сфирот, (включающих все «наши» идеи). Других вещей из нее не может быть.
В отличие от Ор Эйн Софа, что, несомненно, не описывается и не ограничивается именно десятью сфирот. И могли возникнуть из него «шестьсот тысяч сфирот и в совсем другой форме», чем то, что стало. Нет в нем никакого отношения к этим десяти сфирот, чем к восемьнадцати или к пятьсот, или к шестьсот тысяч, или к любому другому числу сфирот – совсем других.
Почему же, тем не менее, возникли только десять сфирот – потому, что «так возникло в Его желании», как бы, чтобы было только десять сфирот.
В этом и заключается разница между тем, что было «до цимцума» и «после цимцума»: первый цимцум, с помощью которого «был удален (сокрыт) великий свет в сторону», осуществил то, что теперь может быть только такой порядок сейдер ишталшелус, с десятью сфирот и никакой другой.
Однако также до цимцума возникло в Его желании, что будут именно десять сфирот, собственно это и послужило причиной цимцума, выходит, что также до цимцума уже было частное отношение именно к десяти сфирот. Но до цимцума, также после того, как возникло в Его желании, чтобы осуществление происходило именно в такой форме, тем не менее, Он не ограничен и не «скован» формой осуществления. И может быть из того, (как это сейчас), также что-то другое, «желание не обязывает, что было в соответствии с ним».
Примером этому служит «утаенное желание» в человеке, называемое также «первичное желание», «простое желание» и «мысль и желание».
Человек прошел мимо красивого дома, который ему понравился, а затем (может быть по прошествии значительного времени) пробудилось в нем желание построить дом. Так вот это желание построить дом называется «раскрытое желание», тут он уже «ограничен» и «вынужден» строить такой дом, который соответствует его желанию. Но когда он проходил мимо этого дома и тот ему «приглянулся», не смотря на то, что он «пробудился» и уже не находится в том же состоянии, что был прежде, чем прошел там. Однако от «реального действия, после того как «пробудился» он отдален в той же мере, что и до того, как «пробудился»». Не было здесь пробуждения желания в буквальном смысле, а только лишь причины желания.
Предмет ему понравился и возможно, что это приведет к тому, что в будущем возникнет желание в буквальном смысле. Однако, для того, чтобы из «утаенного желания» возникло раскрытое желание, необходим спуск и цимцум. Если утаенное желание останется на своей ступени, никогда не возникнет из него ничего, поскольку он вовсе не относится к деталям этой вещи более чем к деталям другой.
И также возникло в желании Все-вышнего до цимцума и «отмерил в себе, в потенциале все, что будет в действии», то это по примеру скрытого желания, вовсе не обязывает и не ограничивает Его желания, и, само собой, есть у него отношение к десяти сфирот точно также, как к одинадцати или тысячи сфирот. В этом и заключается то новое, что открылось посредством первого цимцума – в Б-жественной простоте существует уже отношение к образу десяти сфирот и к этому «нашему» сейдер ишталшелус.
7. «Цимцум», «Кав», «Решиму».
Из сказанного выше следует, что до цимцума существует по крайней мере две ступени: «когда возникло в Его желании» - тогда уже существует какое-то отношение к сфирот, (хотя и «не обязывает» Его в них, подобно «утаенному желанию»), но до возникновения желания, когда вовсе не существует никакого отношения к сфирот, а существует только Он абсолютно простой и безграничный.
В Ор Эйн Софе до «возникновения желания» существуют также в очень тонком смысле несколько «ступеней». Как, например, написано в книге «Аводат аКодеш», что «подобно тому, как есть у Него сила безграничного (распространения), также есть у Него сила (действующая в форме) ограничения, ведь если скажешь, что есть у Него безграничная сила и нет у Него ограниченной силы, то ты делаешь ущербной Его полноту, ведь Эйн Соф – он полнота всего».
То есть: будучи безграничным, именно поэтому «обязательно», чтобы Он обладал ограничением, ведь если Он только безграничный, а не ограниченный, то выходит, что Он определяется и ограничивается идеей безграничности, а не ограниченности.
С другой стороны, не возможно, чтобы у Него внутри было, как часть Его ограничение в буквальном смысле, (поскольку, если бы было так, то без ограничения, что в Нем, Он был бы ограничен (ограничением, что Он только безграничен), а ограничение, что в Нем дополняло бы Его до безграничности - не возможно, чтобы ограничение в буквальном смысле осуществляло, чтобы Он был безграничным). Получается, что мы вынуждены признать, что «ограничение в безграничном оно более безгранично, чем безграничное в безграничном», так как безграничное отдельно было бы ограничено тем, что оно только безгранично, и только лишь в сочетании с «ограничением», что в нем, становится безграничностью в буквальном смысле. (Не уместно тут говорить об этом подробнее).
Выходит, что до цимцума и даже до «возникновения желания», была в Ор Эйн Софе идея ограничения, только лишь «ограничение» там было, в буквальном смысле, одно с безграничностью. И поэтому не была «сила ограничения» до цимцума заметна вовсе, как некое самостоятельное существование. Цимцум осуществил раскрытие силы ограничения, как отдельного существования. По- средством того, что удалился и скрылся полностью безграничный свет, светивший до цимцума. Прямым следствием этого стало раскрытие силы ограничения, не в качестве части от полноты безграничного, а как «сила ограничения», как отдельное существование.
Это раскрытие «силы ограничения» посредством цимцума называется «решиму» - отпечаток. Так как это только лишь отпечаток, того, что было прежде. До цимцума была полная безграничность, а ограничение было лишь «как одна идея с безграничным», однако, когда было «стерто» все остальное, остался лишь отпечаток – сила ограничения.
Из этого следует, что «решиму» - силу ограничения «не коснулся цимцум», то есть цимцум не осуществил с ней никаких изменений и она не претерпела никакого спуска и удаления. Наоборот, цимцум раскрыл ее, как отдельное существование, не объединенное, в буквальном смысле, с безграничным светом, а силу, идея которой ограничить и удалить.
Поскольку Высшее намерение заключается не в том, чтобы осталось положение сокрытия и удаления, а сотворение миров и раскрытие в них Б-жественности – этому не «поможет» решиму, поскольку вся ее идея ограничить и удалить, то не раскроет она и не создаст ничего (и уж тем более не возникнет из нее раскрытие Б-жественности в мирах).
Поэтому «вернулся и снова засветил» от света, который был до цимцума, свет «кава». «Кав» является продолжением движения по раскрытию безграничного света, предварявшего цимцум. Но поскольку он «перешел» цимцум, то он светит в ограничение и размер, таким образом, что он может ограничиваться посредством решиму и сосудов, чтобы образовались из него ограниченные миры. Его не только «коснулся» цимцум, но также в такой степени ограничил его, что возник «кав» - луч, ограниченный и «отмеренный», соотносимый с тем, чтобы одеться и быть ограниченным посредством силы ограничения и всех ее следствий.
Выходит, что для того, чтобы образовать весь «сейдер ишталшелус « в общем есть две идеи: «кав», идея которого осуществлять, раскрывать и освещать, и «решиму», идея которой ограничивать и искрывать. И именно в сочетании их обоих осуществляются все миры после цимцума, от А”К до этого материального мира.
И в зависимости от «консистенции» кава и решиму, таково и положение осуществленного мира: в более высоких мирах, в основном, светит «кав», а идея ограничения, приходящего от «решиму» - очень тонка и сокрыта.. Но чем ниже мы спускаемсч, тем более «усиливается» сила решиму, вплоть до того, что в мирах Брия, Йецира и Асия она становится основной составляющей. Сокрытие продолжает усиливаться до этого материального мира, «полного клипот и ситра ахра, которые противостоят Все-вышнему в буквальном смысле», поэтому этот мир является «нижним, ниже которого нет с точки зрения утаения света Все-вышнего», поскольку в нем абсолютнао не вида Б-жественная истина.
*
Окончательное намерение всего сейдер ишталшелус – сделать Ему Благословенному, Его Сущности в буквальном смысле, которая безгранично выше всех светов и наиболее возвышенных раскрытий, квартиру, чтобы Он раскрылся в ней всей Сущностью, как Она есть, в нижнем, ниже которого нет.
И чтобы увидели, что все цимцумим и сокрытия ничто иное, как раскрытие «силы ограничения», которая, в свою очередь ни что иное, как наиболее сущностная глубина безграничного света, предваряющего цимцум. А еще выше – «в Его возможности не светить», что выше чем «в Его возможности светить». Вплоть до света раскрывающего Сущность в буквальном смысле, вплоть до Него самого, Благословенного, буквально, что «вовсе нет мысли, которая может схватить Его», а все наивысшие света и раскрытия все равно, что не существуют по отношению к нему, буквально, как ничто и ноль.
И именно Его, Благословенного, «привлекает» еврей вниз посредством своих «простых» вещей, в которых раскрывается «простота Сущности». Как сказано: «И раскроется слава Все-вышнего и увидит всякая плоть вместе (даже сама материальная плоть увидит и познает, что все существование это) ибо уста Все-вышнего говорят».
Что все это будет в полном и окончательном освобождении, моментально, сейчас же, буквально, посредством праведного Мошиаха – именно человека, из плоти и крови, в материальном теле в этом мире. И он раскрывает во всем мире, что «все – это Б-жественность и Б-жественность – это все», посредством сути своего существования и посредством своих действий в народе Израиля и во всем мире. Вплоть до того, что все принимают его царство в раскрытии и по-простому, и провозглашают: «Да здравствует наш господин, учитель и ребе король Мошиах во веки веков!»
Из курса лекций по основам кабалы и хасидизма проходившим в Бейт Талмуде г. Петербурга 2005-2006 году
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.torah Архив рассылки |
Отписаться
Вебом
Почтой
Вспомнить пароль |
В избранное | ||