Краткое содержание четвертого недельного раздела книги Шмот
Сразу после выхода евреев из Египта, Моше ведет их по пустыне (13:17-22).
Египтяне гонятся за евреями и достигают их на берегу моря Суф. Народ пугается,
но Моше призывает не терять присутствия духа (14:1-14).
Всевышний объявляет Моше, что спасет народ, который пройдет "по морю,
как по суше" (14:15-18).
Море расступается – евреи проходят, египтяне тонут (14:19-31).
Песня благодарности, исполненная евреями после перехода через море (15:1-21).
Маршрут похода по пустыне после моря Суф и события того похода: от моря
Суф до местечка Мара, а затем до Элим (15:22-27); ман ("манна небесная")
и перепела – урок веры во Всевышнего; святость субботы (16:1-31); чудо
с водой, вышедшей из скалы (17:1-7); война против Амалека (17:8-16).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Евреи и чудеса. Зачем Всевышнему надо было устраивать
"аттракцию" с расступающимся морем? Что могло измениться, если
б египтяне, допустим, умерли в одночасье от коклюша? Кто был свидетелем
чуда на море? Чему очевидцы научились? Какие вы знаете другие примеры
из Письменной и Устной Торы о чудесах "с водой"? (Какой эпизод
из древней литературы вы можете привести как слепое и не очень умное подражание
на данную тему?)
Всевышний и евреи. Еще раз прочтите "песнь на море"
(15 глава) – вслух, громко, "с выражением". Можно ли сказать,
что перед нами просто стихи, переполненные образами и литературными фигурами?
Или в них есть конкретный смысл? Объясните, пожалуйста, каждый стих. (Не
стесняйтесь, это не так сложно, как кажется вначале.)
Евреи и египтяне. Вам не жалко утонувших? За что они
были наказаны? В каком месте Пасхальной агады и как мы выражаем свои чувства
жалости по отношению к народу, погубленному не без нашего содействия?
Вы всегда жалеете своих поверженных врагов? Какое из правил вам больше
по сердцу: "поверженных врагов не добивают" или "поверженных
врагов пристреливают, не правда ли?"
Евреи и чудеса. Что вы знаете о мане, который падал
буквально с неба? Было ли это чудом для евреев, которые почти четыре десятилетия
одним им питались? Войдя в Эрец Исраэль, евреи впервые увидели хлеб (пшеницу),
растущий из земли. Как вы думаете, произвело ли это на них впечатление?
Какое впечатление произвел бы на вас "хлеб", падающий с неба?
Какой смысл в этом чуде?
Евреи и Амалек. Что вы знаете об Амалеке (человеке,
носившем это имя, и народе, носившем имя этого человека)? Почему он всегда
воюет против евреев? Что ему дороже – своя жизнь или наша погибель? Дайте
историческую справку, а затем нарисуйте психологический портрет упомянутого
этноса и носителей его черт. В своем окружении Амалека случайно не встречали?
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Чудо
и реальность, Польза страха, Две полярные концепции: "Амалек"
и "Тора", Цель испытания народа, Гуманность и гуманизм.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Евреи, выйдя из Египта, не пошли самым коротким путем? Почему? Всегда
ли вы в своей жизни идете самым коротким путем к поставленной цели?
Что вами при этом движет – тактика или недостаток информации?
Представьте себя на месте евреев, зажатых между морем и наступающими
колесницами. Что вы станете делать – полезете в воду, не зная броду?
Обратитесь к молитвам? Броситесь в рукопашную против египетских "тачанок"?
Или, возведя заграждение из ослов и мешков с добром, начнете вести переговоры
по принципу "свобода в обмен на материальные ценности"?..
А теперь задание всей компании: посмотрите, кто к чему склонен, и попробуйте
найти общее для всех решение. То-то и оно!
Евреи пели "песню на море". Какие гимны, связанные с победой,
освобождением и пр., вы знаете? Зачем людям нужны гимны? Каков ваш гимн?
Отличные материалы по истории и традициям
еврейского народа, интересные репортажи о жизни молодежи, а также
множество познавательных статей по культуре, искусству, кулинарии
и самым разным областям. Издание открыто к сотрудничеству. Будем
рады видеть каждого!
Живопись и графика, проза и поэзия, музыка, скульптура...
История, традиции, обычаи еврейского народа, изложенные в доступной
для детей форме. Классика еврейского искусства.