Краткое содержание первого недельного раздела книги Шмот
Стихи, связывающие содержания двух книг – Берешит и Шмот: список евреев,
членов семьи Яакова, спустившихся вместе с ним в Египет (1:1-7).
Начало рабства: возведение городов и "тяжкий труд" (1:8-14).
Указание фараона еврейским акушеркам (1:15-21).
Обнародование приказа о том, чтобы всех родившихся мальчиков бросали в
Нил (1:22).
Рождение Моше, его юность в доме фараона. Начало его деятельности: он
близко к сердцу принимает страдания своего народа. Моше бежит в Мидьян
(2:1-15).
Моше помогает дочерям мидьянского жреца. Женитьба Моше на Ципоре и рождение
их первого ребенка (2:16-22).
Евреи продолжают мучиться в Египте, их мольба о помощи (2:23-28).
Посвящение Моше в пророки: "несгораемый куст", приказ Всевышнего
идти в Египет (3:1-10).
Моше отказывается от миссии, но Всевышний его обнадеживает (3:11-22).
Моше получает "знаки", призванные показать евреям, что его послал
Сам Всевышний (4:1-9).
Моше соглашается и идет в Египет (4:10-26).
Первое появление Моше и Аарона перед народом (4:27-31).
Они же у фараона: "Отпусти мой народ!" (5:1-5)
Фараон ожесточает свое сердце (5:6-14).
Распорядители евреев жалуются фараону (5:15-21).
Всевышний объявляет Моше, что час освобождения близок (5:22-6:1).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Моше и евреи. За какие качества Моше был избран на роль
пророка-спасителя? Какими качествами должен обладать лидер? Всегда ли
народ идет за лидером, который обладает качествами, только что вами названными?
Какими качествами должен обладать народ, чтобы идти за идеальным лидером?
Эти качества "воспитывает" в народе лидер или надо ждать, когда
они появятся сами? Приведите примеры из истории. Пошли ли евреи за Моше,
когда тот появился в Египте?
Моше и евреи. Почему надо было посылать спасителя? Если
Всевышний захотел избавить евреев из рабства, то разве нельзя было напрямую
"связаться" с фараоном и потребовать свободы для Своих избранников?
Моше и Аарон. Все время, пока Моше жил за пределами
Египта, одним из руководителей народа был его брат Аарон. Известно ли
вам, как Аарон воспринял известие о том, что Моше назначен Всевышним на
роль спасителя потомков Авраама, Ицхака и Яакова? Как Моше воспринял известие
о том, что ему поручено быть главным также и над старшим братом – Аароном?
Приведите примеры из Торы братского отношения братьев друг к другу, а
затем примеры оттуда же, но уже недружелюбного отношения.
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Антисемитизм
бытовой и антисемитизм властей, Благодарность, "Трудокоголизм".
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Обратите внимание на известную формулу: отпусти мой народ! Это неточный
перевод. На иврите требование звучит так: Пошли мой народ! Вопрос: куда
пошли и зачем? И почему не отпусти?
Если все – от Всевышнего, то почему надо было погрузить евреев в страшное
рабство? Не находите ли вы во всей этой истории элементы жестокости
сначала по отношению к евреям, а потом к египтянам?
Есть, как минимум, два вида рабства: рабство по Торе и рабство в практике
других народов (Древний Египет, Древняя Греция, Салтычиха). Расскажите,
что между ними общего? Что их принципиально отличает одно от другого?
Приведите примеры ожесточения сердца на примерах литературы, истории,
вашего окружения. У вас сердце никогда не ожесточалось? В какой степени
в вашем ожесточении сердца были повинны другие люди или Всевышний?
Отличные материалы по истории и традициям
еврейского народа, интересные репортажи о жизни молодежи, а также
множество познавательных статей по культуре, искусству, кулинарии
и самым разным областям. Издание открыто к сотрудничеству. Будем
рады видеть каждого!
Живопись и графика, проза и поэзия, музыка, скульптура...
История, традиции, обычаи еврейского народа, изложенные в доступной
для детей форме. Классика еврейского искусства.