Краткое содержание четвертого недельного раздела книги Бемидбар:
Моше посылает 12 человек – по одному от каждого колена – в Эрец Кенаан
на разведку (13:1-20).
Через 40 дней они возвращаются с плодами земли (13:21-25).
Десять из тех 12-ти советуют повернуть в Египет (13:26-33).
Их слова сеют страх в сердцах евреев, и народ, несмотря на выступление
Йеошуа и Калева, ходивших с разведчиками, просит Моше вести его обратно
(14:1-10).
Молитва Моше спасает евреев от гнева Всевышнего (14:11-25).
Все, вышедшие из Египта в возрасте старше 20 лет, умрут в пустыне, кроме
Йеошуа и Калева (14:26-38).
Некоторые евреи бросаются завоевывать Кенаан – и погибают (14:39-45).
Ряд законов о жертвоприношениях и "цицит" (14:37-41).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Еврейская молитва. Моше попросил Всевышнего, чтобы Тот
простил евреев. И его молитва была услышана... Что вы знаете о силе молитвы?
Почему Создатель и без молитвы с нашей стороны не может дать нам то, что
требуется? (Если мы просим лишнее, то и молитва не поможет. Если просим
то, что на самом деле нам остро нужно, то почему Он не знает, что мы попали
в нужду? Разве не в том и заключена Его справедливость, что Он дает каждому
то, что положено?) И еще: как вы думаете, что такое молитва – диалог (мы
и Он) или монолог (мы говорим, а Он слушает)? Вы умеете молиться? Случалось
ли в вашей жизни, что сердце хочет излиться в молитве, но слова не идут
с языка? Не пробовали плакать?
Евреи и свобода. Народ с отчаяния надумал повернуть
в Египет. Вчерашние рабы решили, что лучше продолжение рабства, чем смерть
в пустыне. Как вы относитесь к лозунгу "лучше умереть стоя, чем жить
на коленях"? Вы бы вернулись в рабство, если б вашей жизни на свободе
угрожала смертельная опасность? Что такое рабская психология? В вас нет
ни капли раба?
Еврейские законы. Написано: "Умерли те люди, что
говорили плохо о Земле (Израиля)". Считаете ли вы смерть в пустыне
достойным наказанием за злословие? Какие беды может принести злословие?
(Примеры из жизни, литературы и политики. Годятся также личные домыслы.)
Если бы не было злословия, то как изменилась бы жизнь людей на земле?
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Роль
веры и роль усилий, Честолюбие, Неуместное рвение, Земля Израиля против
цинизма.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Предположим, что кое-кто из разведчиков, ходивших в Святую землю,
не собирались обманывать народ, но обманулись сами, поверив, что в ту
землю нельзя войти. Вы никогда не поддавались самообману? Какие виды
самообмана вы знаете (на своем или чужом опыте)? Принято ли в вашем
окружении верить в ведьм, человечков с Сириуса, полтергейстов и газетные
гороскопы?
Написано: "И не будете ходить за вашим сердцем и за вашими глазами".
Почему надо критически относиться к тому, что видят глаза и желает сердце?
Верите ли вы в то, что настоящие чувства не обманут? Вспомните примеры,
когда чувства подводили ваших знакомых, друзей или вас самих. Чем руководствоваться,
если не чувствами?
Разведчики, злословившие о Земле, не научились на примере Мирьям,
злословившей о своем брате Моше и понесшей за это наказание. Как вы
думаете, можно ли учиться на ошибках других? Вы умеете учиться на ошибках
своих товарищей и знакомых? А они на ваших?
Разведчики принесли огромные плоды из Эрец Кенаан. Что вам известно
о силе Израиля, благодаря которой на свет появляются гигантские люди
и огромные плоды? Почему сегодня в Израиле люди – не исполины, а плоды
на деревьях – как в других странах? В чем сегодня выражается пресловутая
сила Святой страны? Согласны ли вы с утверждением, что для еврея, соблюдающего
заповеди, нет земли лучше, чем Израиль, но для того, кто заповеди соблюдать
не хочет, – нет страны тяжелее, чем Израиль? Приведите известные вам
примеры.
Разведчики сказали: "Там мы видели исполинов... В своих глазах
мы были как саранча, и такими же мы были в из глазах". Обратите
внимание на странную фразу – были в своих глазах и такими же были в
их глазах. Т.е. сами себе мы казались кузнечиками против них, насекомыми,
чем-то мелким и незначительным. И они на нас смотрели точно так же.
Вывод, которому нас учит Тора: как ты сам на себя смотришь, так на тебя
смотрят и окружающие. А значит, уважай самого себя, блюди собственное
достоинство. Какие примеры вы знаете о людях, которые, меняя собственный
взгляд на самих себя, улучшали (или ухудшали) отношение к себе окружающих?
Интимный вопрос: вы себя уважаете? За что?
Всевышний сказал евреям: идите в Святую землю, Я буду с вами. Но они
послали разведчиков, которые донесли: войти туда нельзя. Евреи заплакали,
и Всевышний присудил их к многолетнему скитанию по пустыне. (За что?
За то, что, выходит – не поверили.) Но тут у некоторых из народа открылась
"вера в Творца" и они бросились на завоевание Эрец Кенаан.
Кенаанцы отбросили их обратно. То было первое военное поражение. Спрашивается,
почему не во время проявленное рвение, как правило, кончается провалом?
У вас такого не было? Интересно, как, по-вашему, объясняется этот странный
закон?