Краткое содержание восьмого недельного раздела книги Дварим:
Серьезное предупреждение о недопустимости нарушения союза с Творцом
и Его Торой, дабы не обрушились на народ страшные последствия, перечисленные
в Книге (29:9-28).
Народу, вернувшемуся к Торе и исправившему свое поведение, обещано прощение
со стороны Всевышнего, Который снова вернет евреев в Эрец Исраэль (30:1-14).
"Смотри, дал я тебе сегодня (на выбор) жизнь и добро – смерть и зло...
Избери же жизнь, чтобы жили и ты, и твое потомство" (30:15-20).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Еврейский народ. Тора неоднократно подчеркивает важность
объединения евреев в одну общность. Как вы думаете, почему Тора дана всему
народу, а не каждому еврею отдельно? Почему, согласно Торе, каждый из
нас несет ответственность за другого, получая часть награды за его хорошие
дела и часть наказания за его прегрешения? Можно ли выйти из этой общности?
Кому такой "побег" удавался?
Евреи и Всевышний. Почему, чтобы получить прощение, надо
исправиться? Почему милость Творца не простирается настолько, чтобы прощать
неисправившихся? В чем заключается исправление? Вы когда-нибудь исправляли
что-нибудь в себе? Помогло?*
Евреи и Эрец Исраэль. Всевышний обещал вернуть евреев
в Святую землю. Чем такое деяние может прельстить евреев (разве это награда)?
Что чудесного в таком деянии (разве это чудо)? Как лично вы восприняли
бы слова Всевышнего, обращенные к вам, с обещанием вернуть вас (вернее,
ваших далеких потомков) в Эрец Исраэль?
Евреи и Тора. Объясните, как вы понимаете стих о том,
что Тора – это жизнь. Разве нет жизни без Торы? И еще: Создатель, давая
благословения и проклятия, противопоставляет добро и зло, жизнь и смерть,
– после чего предлагает выбрать жизнь (т.е. добро). Но какой смысл в таком
предложении – разве кто-нибудь захочет выбрать смерть?
*Тема раскаянья (по-еврейски - тшува) настолько важна, что ей надо посвятить отдельные уроки, обсуждения и лекции, если не семинары. Сказано: "Туда, куда поднялся раскаявшийся, не может подняться праведник, никогда не грешивший". И еще сказано: "Все радости нашего мира - ничто по сравнению с минутой счастья в грядущем мире. Но все блаженство грядущего мира - ничто по сравнению с одной минутой раскаянья в нашем мире". Как вы понимаете оба эти
высказывания? Какое блаженство можно усмотреть в попытке исправления своих качеств? Подсказка для начинающих: исправиться - значит, построить себя, создать себя своими руками, а это и есть акт творения. Вы такое блаженство испытывали?
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Пророчества
в Хумаше, Катастрофа нации, Эрец Исраэль – еврейская земля навеки.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Если евреи не будут соблюдать заповеди Торы, их ожидают несчастья
и страдания. Как вы считаете, когда человеку легче вернуться к Торе
– во время тяжелых испытаний или в дни безмятежной жизни? Почему? Приведите
примеры из еврейской истории и знакомых вам биографий.
Получая Тору, евреи взяли обязательство (выполнять ее заповеди) на
себя и на своих потомков: "Не с вами одними заключаю этот договор...
но и с теми, кого нет здесь сегодня". Насколько такой договор обязателен
для потомков? Ведь нас там не было!
В Торе дан образ еврея-отступника: "корень, дающий яд и полынь".
По-русски это называется паршивой овцой, портящей все стадо. А если
указанная овца хочет жить по-своему? Можно ли на нее давить, осуждать
и требовать исправления? Как на такое давление смотрит Тора? Как на
него смотрите вы? В чем природа различий в приведенных двух точках зрения
– вашей и Торы?
Один из примеров реализации пророчеств Торы – судьба Десяти "северных"
колен. Скажите, чем страшна ассимиляция? Можете ли вы привести аргументы
"ассимиляторов" и возражения против них? Приведите, пожалуйста,
и возразите.
Сказано, что Тора "не на небе и не за морем". А где она?