Краткое содержание шестого недельного раздела книги Дварим:
Закон о пленной женщине, которую еврей берет в жены (21:1-14).
Положение о женах – "нелюбимой" и "любимой" (21:15-17).
Положение о недостойном сыне (21:18-21).
Уважительное отношение к приговоренным по суду (21:22-23).
Возвращение потерь (22:1-3).
О помощи животным с поклажей, упавшим на дороге (22:4).
Запрет носить одежду, принадлежащую чужому полу (22:5).
Положение о птице и ее птенцах* (22:6-7).
О перилах на крыше дома (22:8).
Запрет на "смеси" при посеве, работе с животными и в одежде
(22:9-11).
Цицит (22:12).
Законы семейного права (22:13-23:1).
Ограничения в брачном выборе, а также те, кому нельзя войти в среду еврейского
народа (23:2-9).
Поддержание чистоты в военном лагере (23:10-15).
Положение о беглом рабе (23:16-17).
Запрет на блуд (23:18-19).
Запрет на "проценты" (23:20-21).
Выполнение обетов (23:22-23).
Права работника в поле или винограднике (23:25-26).
Брак и женитьба (24:1-5).
Ограничение на залоги; о краже людей (24:6-7).
Предупреждение о том, кто заболел язвою цараат* (24:8-9).
Залог при ссуде (24:10-13).
Задержка платы наемника (24:14-15).
Недопустимость судить детей за грехи отцов; охрана прав социально слабых
слоев общества (24:16-18).
Помощь бедным при сборе урожая (24:19-22).
Кого наказывают "палками" (25:1-3).
"Не закрывай рта быку, когда он молотит" (25:4).
Бездетная вдова одного из братьев и законы, с ней связанные (25:5-10).
"Наглая" женщина (25:11-12).
Обман при торговле (25:13-15).
"Помни, что сделал тебе Амалек" (23:17-19).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Евреи и народы мира. Тора приводит имена народов, представителям
которых запрещен переход в еврейство. Считаете ли вы такое ограничение
справедливым? Кстати, у других народов подобных "переходов"
нет: кем хочешь, тем и будь, а мы тебя кем хотим, тем и будем считать.
Почему у евреев иначе? И еще: если бы вы (не дай Б г) родились неевреем,
то захотели бы перейти в еврейство? Почему такие желающие всегда находятся,
что их привлекает?
Еврейская справедливость. Тора говорит, что дети не наказываются
смертью за грехи отцов. А если не смертью – то наказываются? Приведите
примеры, когда, наказывая преступника, известное вам общество наказывает
также и его детей. Что нужно сделать, чтобы наказывались только преступники?
Вас никогда не наказывали за чужие проступки (в семье, школе, на улице,
в Президиуме Академии наук)?
Еврейский суд. Что вы знаете о системе залогов в рамках
иудаизма? Когда залог можно брать, когда его необходимо вернуть (по Торе)?
Можете ли вы предложить беззалоговую систему выдачи ссуд? Согласны ли
вы одолжить другому человеку большую сумму, не взяв у него залога?
Евреи и народы мира. Почему надо помнить о том, что сделал
нам Амалек? Кстати, что он нам сделал? И еще: встречаются незлопамятные
люди, какие меры им надо предпринять для освежения памяти об Амалеке?
Вы не злопамятны? Как относитесь к Хмельницкому, нацистам, прочим антисемитам?
Считаете ли вы заповедь Торы помнить об Амалеке актуальной для нашего
времени?
*Мы специально не указываем, в чем это положение заключается, поскольку
настоятельно советуем вам заглянуть в текст Торы.
*См. недельные разделы Тазриа и Мецора.
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Еврейский
брак и романтика любви, Тора и экология, "Социалистические идеи"
в Торе, Отцы и дети.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Тора запрещает хозяину поля поднимать оброненные колосья во время
сбора урожая: они принадлежат беднякам. Не напоминает ли это вам ("с
точностью до наоборот") работу пионеров, которых во время "уборочной"
посылали подбирать колоски, чтобы на поле ничего не осталось? Отсюда
следует, что Тора заставляет каждого участвовать в социальной помощи
неимущим и нуждающимся. Но разве не лучше установить добровольность
такого рода помощи? Как вы относитесь к лозунгу "кто не работает,
тот не ест"?
Что такое обман при торговле? Приведите примеры. Вас обманывали?
Вы, торгуя, нарушили хотя бы одну заповедь Торы из данной области? Перечислите
эти заповеди.
В иудаизме существует довольно много запретов на браки между определенными
людьми (близкими родственниками, коэна и разведенной и пр.). Как вы
относитесь к подобного рода запретам? Ратуете ли вы за свободу в области
брачного права? Что сильнее, по-вашему, свобода любви или верность традиции*?
Приведите примеры, когда и вы выступаете за жесткие ограничения в этой
области.
Тора среди прочих наказаний за преступления упоминает также и "удары
палками". Насколько они, по-вашему, жестоки? Что такое жестокость?
Приведите примеры жестокости законов Торы. Сравните эти примеры с проявлением
жестокости в современном мире. Вы не жестоки ни в чем? Чем жестокость
отличается от жесткости? По отношению к кому вы ведете "жесткую
политику"?
Почему быку на молотьбе нельзя завязывать рот? (Неужели трудно накормить
его заранее?) В чем проявляется жестокое отношение к животным? Приведите
примеры из собственной практики, когда вы проявляли милосердие к животным.
А теперь расскажите о своем милосердном отношении к людям. Чего в вас
больше?
* Тему можно обозначить жестче: Тора запрещает блуд; как вы относитесь
к блуду? Но такие вопросы можно "выносить" на обсуждение только
в компании серьезных людей.