Краткое содержание предпоследнего недельного раздела книги Бемидбар:
Клятвы, обеты, обещания, а также освобождения от них (30:2-17).
Рассказ о войне евреев против страны Мидьян: 1) Пинхас, сын Элазара, во
главе ополчения в 12 тысяч воинов – по тысяче от каждого колена – разбивает
мидьянскую армию и берет большие трофеи (31:1-20); 2) указание очистить
трофейные сосуды (31:21-24); 3) судьба пленных (31:25-47); 4) воинские
пожертвования Храму (31:28-51).
Колена Реувена и Гада просят Моше разрешить им поселиться к востоку от
Иордана (32:1-14).
Моше удовлетворяет их просьбу после того, как они соглашаются участвовать
в общей войне по завоеванию Эрец Кенаан (32:15-32).
В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах
для начинающих.
Еврейский образ жизни. В Торе написано, что надо выполнять
все клятвы, данные Всевышнему. Но в иудаизме считается также недопустимым
не держать слово, данное людям.* Скажите, какой смысл в этом правиле,
т.е. почему обещания надо выполнять? Лично вы считаете необходимым держать
свое слово? Что это дает человеку, кроме лишних хлопот? И если вы ответили
на предыдущий вопрос, то ответьте на новый: что нужно сделать, чтобы никто
не бросался пустыми обещаниями? Насколько улучшится мир, в котором нет
неисполненных клятв, обетов и обещаний?
Евреи и война. Как вы думаете, почему воюют между собой
народы мира? Известен ли вам хотя бы один народ, который не любит воевать?
Почему он не любит воевать? Вы хотели бы принадлежать такому народу? (Другой
вариант вопроса: хотели бы вы, чтобы ваш народ не любил воевать?) Какова
степень вашей личной воинственности?
Еврейская община. Два колена предложили Моше дать им
разрешение поселиться по ту сторону Иордана, т.е. вне земли, которую обещал
евреям Всевышний. Чем такое предложение отличается от попыток некоторых
политиков прошлого создать еврейский национальный очаг не в Палестине,
а, например, в Уганде? В вашем еврейском сердце нашелся уголок для этой
старой, как мир, идеи – собрать всех евреев на их первоначальной родине?
Вы могли бы, не отделяя себя от еврейской общности, "жить по ту сторону
Иордана" или в Уганде (Германии, Микронезии и пр.). Заметьте, мы
не спрашиваем, где вы хотите жить или уже живете; вопрос поставлен по-другому:
где вы хотите видеть евреев вообще и себя в частности?
*Строго говоря, указание на это правило тоже содержится в нашем недельном
разделе: когда колена Реувена и Гада попросили позволить им остаться на
противоположном берегу Иордана, они обещали, что выполнят свою часть долга
участвовать в войне против кенаанцев, прибавив, что пойдут в первых рядах
войска. Последнего от них не требовалось, но они добровольно взяли на
себя дополнительное обязательство. На что Моше ответил, что "все,
что вышло из их уст, пусть сделают". Т.е. теперь они должны выполнить
и то, что взяли на себя сами.
Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Цель
и приоритеты, Война и мир.
Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:
Хотели бы вы участвовать в войне против Мидьяна? Если да, то что вам
сделали мидьяниты? Если нет, то ответьте, пожалуйста: бывают ли в жизни
народа такие моменты, когда надо идти на кого-то войной? И если бывают,
то кто должен участвовать в ополчении? И еще: испытывали ли вы когда-нибудь
гордость за победу еврейского оружия? (Кстати, что такое гордость?)
В иудаизме принято считать, что победу на поле боя дает Всевышний
– и она не зависит от степени вооруженности, численности войск и "глубины
стратегической обороны". Кому Всевышний дает победу? Что надо сделать,
чтобы победу Он всегда давал нам? В чьем стане вы предпочитаете находиться
– победителей или побежденных? Что такое "победа" и как далеко
она ушла от "поражения"? Приведите примеры из истории.
Моше удовлетворил просьбу двух колен. Как часто удовлетворяются ваши
просьбы? О чем вы имеете обыкновение просить других? Как часто вы удовлетворяете
чужие просьбы? Случается ли, что вы проявляете железную неуступчивость?