Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Недельные разделы Торы

  Все выпуски  

Недельные разделы Торы #40


Информационный Канал Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТОРЫ

# 40

Недельный раздел БАЛАК

Краткое содержание седьмого недельного раздела четвертой книги – Бемидбар

Балак, царь Моава, приглашает злодея Билама проклясть еврейский народ, который появился у его границ после разгрома двух царей – Сихона и Ога (22:2-7).
Всевышний разрешает Биламу идти в Моав с условием, чтобы тот говорил лишь то, что захочет Всевышний (22:8-20).
Путь Биламу преграждает ангел, которого видит его ослица (в русской традиции – "валаамова ослица"), но не он сам; Билам бьет ослицу, в ответ та начинает жаловаться человеческим голосом; диалог между ангелом и Биламом (20:21-35).
Билам прибывает в Моав, где его с почетом встречает Балак (20:36-41).
Вместо проклятия Билам произносит благословение на евреев, присовокупив пророчество об их великом будущем; гнев Балака (23:1-24:25).
Билам дает совет подорвать устои евреев, подослав к ним моавитянок, чтобы те склонили их к разврату и идолопоклонству; его совет принят; еврейский лагерь поражен страшной болезнью, от которой умирают 24 тысячи человек; Пинхас, сын первосвященника Элиэзера, убивает руководителя колена Шимона вместе с мидианской принцессой, в результате чего эпидемия прекращается (25:1-9).

В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах для начинающих.

Евреи и народы мира. Балак хотел проклясть евреев. Как он представлял себе реализацию этого плана? Почему его план изначально не мог привести к успеху? Кто из правителей племен в последующих поколениях пытался повторить план Балака?.. А теперь сузим область вопроса. Согласны ли вы с тем, что в следующем рассуждении таится некое рациональное зерно: "поскольку все не любят евреев* , значит, в них есть какой-то злокачественный порок". Приведите убедительные аргументы против этого утверждения. В противном случае покажите, какой злокачественный порок есть в вас* .

Евреи и антисемитизм. История показывает нам несколько способов, которыми наши враги хотели с нами справиться: физическая расправа (фараон, нацисты), проклятие (апелляция к Всевышнему: Ты видишь, что евреи не соблюдают Твои законы, откажись от поддержки их), идеологическое растление (Лаван, жители Шхема, социалисты), искушение пороками (совет Билама подослать моавитянок). Какой путь кажется вам самым опасным для евреев? Против какого, по вашему мнению, у евреев нет стойкой защиты? В чем слаб ваш еврейский круг и что надо сделать, чтобы эту слабость преодолеть?

Благословение и проклятие. Балак избрал неконвенциональное оружие. Почему он решил, что оно сильнее обычного, стоящего на вооружении всех армий? Используют ли сегодня военные противники силу слова как способ ведения войны? Если словом можно убивать, то не считаете ли вы, что следует ввести лицензии на применение этого вида оружия в частной жизни? Вы его применяете? Лицензия у вас есть?

Евреи и заповеди Торы. Билам заявил, что хотел бы умереть как еврей (см.23:10). Т.е. он завидует евреям, получившим грядущий мир, но не хочет жить по еврейским законам в этом мире. Ибо законы евреев тяжелы для исполнения, хотя награда, без сомнения, привлекательна... В нашем поколении некоторые евреи объясняют нежелание вернуться к вере предков своим неверием в грядущий мир с его воздаянием за поступки в этом мире. Билам, как видим, в бессмертие души верил. Если бы наш современник согласился с наличием справедливого воздаяния, то, как вы думаете, он пришел бы к мысли о необходимости соблюдения заповедей? Чем еще можно объяснить нежелание выполнять требования Торы? Расскажите о себе и своих еврейских друзьях.

Достоинство человека. Тора пишет, что ангел, загородивший путь Биламу, ехавшему на ослице, укорил того за то, что тот побил свою ослицу: ведь если бы она, несмотря на то что я стал перед нею, продолжила свой путь, "я бы тебя убил, а ее оставил в живых". Мидраш добавляет, что и в этом случае ангел не убил бы Билама – чтобы люди не сказали, что вот, человек погиб из-за животного, которое хотело его спасти, а он его не послушал (ослица Билама, как известно, вступила с ним в диалог). Даже преступника нельзя слишком унижать. Вы с этим правилом согласны? Где граница уважения, через которую нельзя переступать даже в случае со страшными злодеями?

Евреи и здравый смысл. Биламу явно не резон было пытаться проклинать евреев, он мог просчитать все заранее и увидеть, что его ждет неудача. Почему тогда не остановился? Что в человеке толкает его к очевидному неуспеху? Как определить Билама, который присутствует в любом человеке? В вас есть Билам?


*Относительно "всех народов" можно подискутировать отдельно.
*Но если вы заявите, что "есть евреи и есть жиды", то, во-первых, докажите, что вы еврей, а не жид, а во-вторых, попытайтесь раскрыть тему: "все народы не любят жидов, но обожают евреев". После того как ваша попытка отделиться от жидов закончится неудачей, перейдите к дискуссии, указанной в тексте, а именно, продемонстрируйте перед публикой, что есть в вас такого, за что вас стоит не любить не как частную личность, а как еврея.

Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Свобода воли и Присутствие Всевышнего, Слепота желания, Гордость "по-еврейски", Евреи и непрерывность их истории.

Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:

  • Посмотрите, Балак и Билам выступили против евреев. Кто мог им помешать, кроме Всевышнего, пославшего ангела, чтобы загородил дорогу биламовой ослице, и вложившего в уста проклинателя слова благословения? Вы знаете лекарство против антисемитизма?
  • Где проходит граница между антисемитами и юдофилами? Если бы вы были неевреем, как бы вы стали относиться к евреям – с любовью или нелюбовью? В чем проявляют себя ваши друзья-неевреи?
  • Как вы думаете, почему Балак пригласил Билама проклясть евреев, но не пригласил его благословить Моав? От чего было бы больше пользы? Чем можно объяснить поведение антисемита, действующего во вред самому себе? Кстати, вы никогда не действовали во вред самому себе?
  • Билама подвела любовь к драгоценным металлам. К чему еще может привести эта страсть? Приведите примеры, когда жадный человек, на все способный ради наживы, добивался успеха и благополучно без мучений проживал свой век? У вас наблюдаются подобные рецидивы? Если да, то как вы с ними боретесь?

продолжение следует
Дополнительные материалы по данной теме - на сайте "Еврейский подросток"

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.tora
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное