Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Недельные разделы Торы

  Все выпуски  

Недельные разделы Торы # 38


Информационный Канал Subscribe.Ru

НЕДЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ ТОРЫ

# 38

Недельный раздел КОРАХ

Краткое содержание пятого недельного раздела книги Бемидбар:

Бунт Кораха и его сообщников против Моше и Аарона: Корах, двоюродный брат Моше, протестует против законов по наследованию священничества и распределению ролей при работе Храма; он считает себя обойденным (16:1-11).
Моше призывает к себе Датана и Авирама, присоединившихся к бунту Кораха; те отказываются прийти (16:12-15).
250 бунтующих евреев готовятся принести воскурения в Храме (16:16-22).
Народ отступает от бунтовщиков; раскалывается земля и пожирает Кораха с сообщниками; возникший пожар сжигает восставших, которые держат в руках совки для воскурения (16:23-35).
Предупреждение будущим поколениям не восставать против священничества; в память о том событии совки бунтовщиков идут на покрытие жертвенника (17:1-5).
Новый ропот недовольства в среде евреев; мгновенная эпидемия уносит жизни 14700 человек; Аарон спасает народ (17:6-15).
Руководителям колен приказано принести к Храму свои посохи; вместе с посохом Аарона их кладут в Соборном шатре; чудо с посохом Аарона указывает, что только он достоин стать главой рода священников-коэнов (17:16-24).
Посох Аарона кладется на сохранение – в память потомкам (17:25-27).
Права и функции коэнов и левитов (18:1-7).
Доли коэнов и левитов: 24 приношения для коэнов (18:8-20); вместо земельного надела в Стране левиты получают от остальных колен право на десятину с каждого урожая (18:21-24); от полученной доли левиты обязаны отделять "труму" для коэнов (18:25-32).

В помощь учителю. Предлагаемые темы для обсуждения в группах для начинающих.

Еврейская община. Мудрецы указывают, что по эпизоду с бунтом Кораха можно познакомиться со всеми чертами и особенностями будущих бунтов, восстаний и революций, происходящих внутри одного народа. Каковы эти черты? Есть ли у восстания альтернатива? Всегда ли социальная правда может восторжествовать мирным путем? В каких бунтах, пусть самых маленьких, вы участвовали? Вы не бунтовщик по природе? Если да, то в чем это выражается? Если нет, то почему?

Еврейский характер. Начиная недельный раздел, Тора приводит полную родословную Кораха: "Корах сын Ицара, сына Кеата, сына Леви". Но Яаков, отец Леви, не упоминается. Комментаторы сообщают, что тем самым подчеркивается исключительная праведность Яакова, имя которого не имеет никакой связи с проступками его потомков. Получается, что если бы он не был праведником, то его можно было бы назвать в ряду предков преступника? В какой степени отцы отвечают за нарушения детей? Согласны ли вы нести ответственность за все, что сделают ваши дети и внуки? Согласны ли вы часть вины за содеянное вами переложить на своих отцов?

Еврейский лидер. Корах, поднимая народ против Моше, выдвинул лозунг: все евреи святые, не одни Моше и Аарон! На чем основывалась его уверенность, что лозунг будет услышан? Разве все евреи святые? Вы святой?

Отношения между евреями. Иудаизм самым строгим образом осуждает любое действие, способное внести разногласия в еврейскую общину. Раздоры уничтожают народ, который выполняет определенную миссию, полученную от Всевышнего . Но есть и позитивные споры, которые не преследуют личных выгод и не связаны с удовлетворением частных амбиций. Приведите примеры из Торы споров позитивных и тех, что кончаются разрушением. Приведите примеры из собственной практики. Что нужно делать, чтобы погасить раздор между людьми?

Практика иудаизма. У евреев есть поговорка: "Плохо злодею – плохо и его соседу". Т.е. не соседствуй со злодеем – старайся не иметь с ним ничего общего, удались от него не только в житейском плане, но и в любом контакте. Потому что рано или поздно он будет наказан. И как бы под удар не попал и ты ... Но разве сосед несет ответственность за действия злодея, оказавшегося у него под боком? Вы когда-нибудь расплачивались за чужие прегрешения? Как все это согласуется со справедливым устройством мира, созданного Всевышним?

*Тема трудная. Здесь может помочь соображение одного русского философа (кажется, Бердяева) о том, что революция по своей природе негативна – она ломает, ничего не предлагая взамен, поскольку наступает тогда, когда старое прогнило окончательно; а раз так, то все революционеры – разрушители по определению. Отсюда, впрочем, не следует, что революциям, несомненно, нет места на земле, – это как раз и предлагается обсудить.
*Можно задать и такое направление для обсуждения: если грядут изменения, то что нужно менять вначале – общество или себя?
Любопытно, что многие лозунги Кораха взяли на вооружение реформисты. *Выступая против "ортодоксального иудаизма", они заявляют: "И мы стояли у горы Синай!" (так и пишут на своих плакатах, пикетируя у Стены плача). И в то же время бросают упрек нашим учителям-раввинам: почему вы узурпировали право трактовать Тору? На эту тему тоже можно провести дискуссию: нет ли противоречия между двумя их центральными положениями? (Повторяем: 1. Мы тоже получили Тору. 2. Мы тоже можем определять ее законы.)
*На самом первом уровне эту миссию можно определить как внесение в мир законов этики и общежития.
*В спор Кораха против Моше были вовлечены члены колена Реувена, шатры которых в стане располагались рядом с шатрами семейства Кеата, откуда был родом Корах. Злодей убедил реувенитов, что те тоже обойдены братьями, захватившими власть (Аароном и Моше), поскольку, происходя от первенца Яакова, они не получили прав ни на царствование, ни на священнослужение при Храме...

Темы для групп, где постоянные занятия идут давно: Природа честолюбия, Зависть, Пафос и низость бунта, Способы убеждения.

Добавочные темы для свободного обсуждения в любой группе:

  • Человека, спасшего свой народ, называют национальным героем. Аарон, как написано в Торе, спас евреев от эпидемии. Почему никто никогда не называл его национальным героем? Что такое геройство? Чем оно отличается от обычного поведения? Какими качествами отличается потенциальный герой? Вы совершали героические поступки? Хотели бы совершить? Дайте определение стремлению некоторых людей к геройству.
  • Посох Аарона, с которым произошло чудо, велено было положить "для хранения" в назидание будущим поколениям. Он был своего рода памятным знаком, "памятником" в прямом смысле слова. Какие еще исторические "памятки" вы знаете из жизни разных народов? Зачем людям нужна историческая память? Вы могли бы прожить, если б вдруг на свете не осталось ни одного памятника?
  • Сказано, что земельный надел левитам был заменен на десятину от урожая, которую им выделяли другие колена. Считаете ли вы замену полноценной? Что вам больше по нраву – свое поле или подарок частью урожая с чужого?
  • Вы знаете, что нееврей может перейти в иудаизм, но он никогда не сможет стать коэном, потому что последние являются прямыми потомками Аарона. Как вы считаете – за годы гонений число коэнов в нашем народе должно было вырасти или уменьшиться? Второй вопрос: не кажется ли вам, что еврею-коэну труднее оставить Тору и свой народ, чем обычному еврею? У вас есть примеры?
  • Корах и его сообщники проявили себя опытными демагогами и популистами. Чем вредна демагогия? Какую цель преследует демагог и почему на его удочку ловятся многие из тех, к кому он обращается? Вы не попадались на эту удочку? Откуда у некоторых людей "иммунитет" на демагогов?
продолжение следует
Дополнительные материалы по данной теме - на сайте "Еврейский подросток"

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.tora
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное