Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета С НАИЛУЧШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ



После премьеры «Чёрной книги» в Русском духовном театре «Глас» один критик сказал:

-Здесь много от «Фауста», от «Мастера и Маргариты»…

-А от житий святых? – спросила я его.

-Да, и от житий, – согласился он.

С «Фаустом» сюжет спектакля объединяет явление духа искусителя. А с «Мастером и Маргаритой» – ещё и время действия: Москва 20-х годов прошлого столетия. Зато с житиями – образы и судьбы христианских подвижников.

МОСКОВСКАЯ ЛЕГЕНДА

Экземпляр «Чёрной книги» в театр принёс протоиерей Георгий Докукин – духовник многих гласовцев. И передал художественному руководителю Никите Астахову и директору Татьяне Белевич – с наилучшими пожеланиями.

Пожелания были приняты. Никита Сергеевич и Татьяна Георгиевна заинтересовались книгой. «Московская легенда» – такой подзаголовок дали они пьесе. Придумали персонажей, которые рассказывают легенду. А она такова: в Сухаревской башне спрятана магическая «Чёрная книга», раскрывающая секрет власти над людьми. Но взять её может лишь человек с чистой душой. А если башню взорвать, книга рассыплется в прах.

По сюжету, «Чёрную книгу» стремился получить тот, кто уже властвовал в стране. Только надо было найти человека с чистой душой и обмануть его, чтобы он задачу выполнил. И на поиски такой личности отправляется бес московский.

Пока писалась пьеса, пока ставился спектакль, театр «Глас» приоткрывал нам тайну будущей премьеры. Делал это с интригой, как и положено профессионалам: «Чёрную книгу» постигла таинственная судьба: многие годы она была недоступна, а имя её автора неизвестно до сих пор».

Так и есть: это произведение вышло в самиздате. Имя автора не указывалось по причинам, понятным в советское время: писатель мог очень быстро оказаться на каком-нибудь гулаговском лесоповале, где было бы не до сочинительства.


ВСЕ ПОНЯТИЯ – НАОБОРОТ

Постановщики спектакля – заслуженный деятель искусств РФ Никита Астахов и режиссёр Кирилл Белевич. Несколькими смешными и грустными штрихами создают они атмосферу былой Москвы. И кажется сначала, что этот спектакль – о прошлом. А оказывается – о всегдашнем.

То к одному, то к другому персонажу является бес московский. С людьми московскими ему даже напрягаться не приходится: не ценят они то, что дороже всего мира, – свою душу. А разве только они?

Герои спектакля легко идут на любые сделки, как только чувствуют некий личный интерес. И не обязательно низменный, а, допустим, научный: увидеть книгу, которую никто в руках не держал. А за этим желанием видны – гордость и тщеславие.

Как же они похожи на нас! И мы, сегодняшние люди московские и других регионов, забываем о том, что душа дороже всего и зло обманывает. Всегда! В его полуправде скрывается явная ложь. Оно смертельно. И спектакль напоминает об этом.

О ЧЁМ ГОВОРИЛИ ШЁПОТОМ

В 20-е годы богоборчество было официальной политикой. Христианские подвижники скрывались, о них говорили шёпотом. Но всё-таки помнили! И тут главное отличие «Мастера и Маргариты» от «Чёрной книги». Булгаков рассказал о подделке под Христа, Его подмене, к которой приводит жизнь без покаяния. Очень удобная жизнь, на первый взгляд. А неизвестный автор – о том, как жить с Христом в любой обстановке. Для христиан она всегда сложная.

С подвижниками бесу московскому приходится туго. Старец Иринарх сразу распознаёт уловки злого духа. Чего только тот не сулит, власть над людьми предлагает:

-Патриархом сделаем! Патриархом быть – что царём. Все тебе кланяются, ты всех благословляешь!

Видите, какая подмена? Быть патриархом – это служить Богу и людям, хранить человеческие души и нести перед Богом ответственность за всех и каждого.

В конце концов искуситель принимается за юного ученика старца – Алёшу. Но Алёша тоже понимает, с кем имеет дело. И погибает в лубянском каземате.

Искусство, его язык удивительны тем, что зрителю, читателю, слушателю передаётся атмосфера, в которой живут персонажи – вроде бы придуманные, но узнаваемые. Вот и на спектакле «Чёрная книга» открывается что-то такое о наших новомучениках и исповедниках, что делает их ближе, понятнее, роднее (слов не нахожу, каждый почувствует своё).

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

А «Чёрная книга» так никому и не достаётся. Те, кто боится потерять власть, взрывают Сухаревскую башню – украшение города, «невесту» Ивана Великого, как говорили москвичи. И книга рассыпается в прах.

Исчезает книга, но не исчезают соискатели абсолютной власти на земле. Волшебники, маги продолжают действовать и обманывать людей. А нам остаётся одно: быть внимательными к себе и к тем, кто предлагает нам зло под видом добра. И если ошибаемся, говорить Богу прости.

Чем больше открывалась гласовцам «Чёрная книга», тем ближе становился им её автор. И, наверное, ничего удивительного нет в том, что на премьере спектакля в зрительном зале сидела Лидия Ивановна Иовлева – вдова писателя Геннадия Русского. Его тайное имя стало явным.

Наилучшие пожелания протоиерея Георгия Докукина воплотились в жизнь. После спектакля мы снова задумались о том, что человеческая душа дороже всего на земле.

Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное