Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЗАПОВЕДИ ХРИСТА


(Продолжение. Печатается с № 10 2004 г.)

Христос сказал апостолам: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (от Матфея. 5. 14-16).

У света – особые законы, которые раскрываются только при взаимности. Господь объясняет их так: «Я хотел собрать вас под Свои крылья, как птица собирает птенцов, а вы не захотели» (см. от Матфея. 23. 37). На землю Он пришёл с желанием нас спасти, когда у нас такого желания ещё не было – и Он ждал, искал его у заблудших людей.

Отсюда вывод: будь готов светить-миловать всегда, но никому не навязывайся и не жди благодарности.

Свет Христа по-настоящему, до конца открылся людям после того, как Господь умер на Кресте. Только тут у них отверзлись глаза и они, наконец, поняли, до какой жизни (а точнее – нежити) дошли и для чего Он сошёл к нам.

Свет светит, пока мы ищем его, помним о нём, живём им, благодарим за него. Правила, законы отменятся, упразднятся, когда человек научится любить – и всё станет светом. Правила нужны тем, кто любить не умеет, но всё-таки не хочет утверждать тьму. У них пока жизнь раба, который трудится из-за страха, ради похлебки. Она не похожа на свободную вечную жизнь.

Только на Тайной вечере Христос сказал Своим ученикам, что они уже не рабы, а друзья Его (см. от Иоанна. 15. 14-15). И апостолы могли Ему сказать: «Да, мы любим Тебя. Помоги нашей нелюбви!» Подобно тому, как один человек просил Христа: «Помоги моему неверию!» (см. от Марка. 9. 24). Любви у них была всего капля, зерно, но оно не пропало и вошло в Вечность.

Господь называет учеников друзьями, ведь они ещё узнают, поймут, что Он делает для них. И надеется, что апостолы будут нести миру Его свет. Уже сами.

После прихода Христа в людях произошла великая перемена: теперь они могут умирать за другого человека – грешника. Без злобы, без отвращения, а с мольбой о том, чтобы он жил.

Нам иногда кажется, что мы должны отстаивать веру, Православие, законы, страну, Отечество, святыни. А Христос всегда отстаивал человека. Ради него Он был готов пренебречь святыней, традицией, чем угодно – лишь бы оставались люди.

Святыни, традиции нужны, когда у нас нет Другого – и мы ждём Его появления. Появляется Другой – и всё остальное становится не так важно. Христос говорит: «Будете поклоняться Богу не в храме» (см. от Иоанна. 4. 21). Каждый из нас может сказать: «Храма во мне ещё нет – и неизвестно, когда будет, поклоняться Богу в сердце не могу». Но у меня может быть эпизод (и его нельзя забывать), когда я был способен на искру добра к другим и забыл о себе в этот момент. Господи, спасибо за неё. Поблагодаришь – и она вырастет. Надо знать, что всё это пока несовершенно, предательски, изменчиво, но может быть причастно свету – покаянием, признанием этого несовершенства.

Недаром чуть позже Христос скажет слова, относящиеся к свету и к соли (подлинности веры): «если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (от Матфея. 5. 21). Книжники и фарисеи выполняли законы – то, что положено, а настоящих, истинных отношений с ближними и Богом у них не было. Люди их ещё не узнали, не заметили. Надо было оплевать и распять Христа, чтобы понять эти отношения.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН

(Продолжение следует)


В избранное