Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета «ЕСЛИ БОГ ЗА НАС, КТО ПРОТИВ НАС?»



(Продолжение. Начало в номере 9)

Эти слова апостола Павла кажутся парадоксальными (Римлянам. 8. 31). Понятно, что Бог за нас, мы же Его дети. И никто не может одолеть тех, с кем Сам Господь. Но всегда ли Он за нас?

-Всегда, – говорит протоиерей Александр ЛАВРИН. – Даже если мы совершенно забываем о Нем, Господь Бог всё равно от нас не отступает и возвращает к Себе.

-Как это происходит? – спрашиваю батюшку.

-Не насильно, – отвечает он. – Когда в Таинстве Крещения мы отрекаемся от сатаны и сочетаемся со Христом, то просим Его даровать нам добрую совесть. Эту просьбу Он всё время исполняет: на совесть и воздействует, оживляет, делает чуткой.

-И мы приходим в себя?

-Можем прийти, ответив Ему согласием. «Со-весть» – это совместное ведение. Через неё мы узнаём волю Божию. Но вот что интересно: когда человек только соблазняется чем-нибудь, он помнит о том, что Господь милостив. А когда уже пал, к нему приходит мысль, что этот грех Бог уж точно не простит. Тем более, если он многократно повторялся.

Здесь, конечно, не обходится без воздействия ангелов тьмы. То, что в Церкви называется «прилогом».

-Да-да! Уныние, даже порой отчаяние изо всех сил подогреваются.

-Однако демоны не тревожили бы нас подобными мыслями, если бы они были нам совсем чужды.

-Как так?

-Эти мысли действительно сочетаются со здравым импульсом совести: «жало… смерти — грех» (1Послание апостола Павла к Коринфянам.15. 56). Следовательно, коль скоро я признаю, что грешен, то чего только и достоин?

-Смерти.

-В этом смысле совесть как раз и говорит нам о последствиях нашего выбора – это правда. Но на этой очевидности нельзя останавливаться. Козни демонов в том и состоят, чтобы попытаться не пустить нас дальше совести.

Она, безусловно, – глас Божий, и жало смерти – грех, но Сын Божий «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (от Матфея. 9. 13). И несмотря на то, что апостол Павел прямо говорит: «возмездие за грех – смерть», – он же продолжает: «а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе» (К Римлянам. 6. 23). Воистину «милость превозносится над судом» (Послание Иакова. 2. 13).

-И нам надо прямо обращаться к Богу?

-Да, и христиане знают, что за правдой совести стоит милосердие Божие. Об этом знает и свидетельствует наш опыт веры. Бог вечен, бесконечен – и Его милосердие и любовь так же вечны и безграничны.

-Значит, злые духи стремятся убить нашу веру?

-Именно, и тогда человеку кажется, что Бог правды и совесть – против него. На самом же деле против нас совсем другое – наше  безверие.

«Если Бог за нас, то кто против нас?» – сказано на века. А печаль, уныние говорят противоположное: «Бог не за нас и всё против нас». Это состояние оставленности. Прежде всего, оставленности Бога – самим человеком. Поэтому святые отцы и называли уныние «смертью души».

Ну неужели враг человеческий – не «князь мира сего», а Тот, Кто за нас висит на Кресте?…

-Разве Он и сейчас на Кресте?

-Нам проповедан Христос распятый (1 Коринфянам. 1. 23). И действительно, пока грешны, мы можем общаться с Богом – только распятым. Общение как раз в том и состоит: в покаянии с благодарностью мы отдаём Спасителю то, что разделяет нас с Ним, а через это с ближним и губит душу – наши грехи. Он же берёт на Себя их последствие – смерть и, попирая смерть Своей смертью, воскрешает нас для Своей благодатной новой жизни. Этим вырывая из нас само жало смерти.

Наше спасение таинственно в своей непостижимости. Иисус Христос был распят более двух тысяч лет назад. Но Его крестоношение продолжается и будет продолжаться до последнего дня истории этого мира.

-Каким образом?

-Это происходит в Евхаристии. Она сама покоится на  смерти и воскресении Спасителя. В ней Он отдает Себя «в снедь хлеба» грешнику. Тем самым, непосредственно входя в нашу жизнь, полностью разделяя её. Разделяя не грехи, а жизнь. Повторю: смиренно беря на Себя последствия грехов, ибо Он навсегда есть «Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира» (от Иоанна. 1. 29) и «во смирении Его суд Его взятся» (Исаия 53. 8). Но на Крест Он и взошел для этого. Каждый же человек нуждается в возвращении к Богу, поэтому и крестоношение Христово продолжается во времени. Ибо Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тимофею. 2. 4).

Господь пребывает в нас – именно грешниках. Поэтому в тайной евхаристической молитве на Литургии Василия Великого есть слова о том, что, когда мы вкушаем и пием Тело и Кровь Христову, мы «смерть Господню возвещаем и воскресение Его проповедуем».

-Да-да, тайна христианства в этом и заключается: в нас присутствует Христос.

-Это и дает нам возможность справиться со страстностью, одиночеством, оставленностью. Само же одиночество – всегда результат того, что человеческая душа оставила Бога и закрылась от Него.

У людей самих по себе могут, конечно, складываться тёплые отношения, дружеские.

-Душа в душу?

-Да, но как только возникают разногласия, сразу начинается разделение и, как следствие, ощущение одиночества. Именно потому, что каждый хочет настоять на своём. А наши воля и желания часто не совпадают. Соединяет же нас только Бог. Так как Он всегда за любого из нас: и за обиженного, и за обидчика. Потому что, как только меня обидели…

-Я тут же начинаю отвечать тем же – и становлюсь обидчиком?

-Конечно! Причём, «зуб за зуб» и «око за око» – это вполне рассудительная справедливость. Мы же в таких случаях редко рассудительно взвешиваем «тяжесть» своей ответной реакции. Обида ненасытна.

Вот потому-то Господь и говорит: «Мне отмщение, Я воздам» (К Римлянам.12. 19), что Его суды, слава Богу, – не наши. Они всегда – «нас ради человек и нашего ради спасения» (Символ веры).

-Но мы иногда всё-таки сдерживаемся, пытаемся жить честно.

-И это уже влияние совести, наш выбор. Не обязательно у верующего, но и у неверующего человека. Мы состоим из духа, души и тела. Совесть – это наша духовная составляющая, человек рождается с нею. Другое дело, что она больна, её можно заглушить лукавыми самооправданиями, подавить душевностью.

Часто люди воспринимают душевность как некую лиричность. Но она не в лиричности или романтичности, а в желании своего. И это как раз самая главная составляющая смерти и самое главное, что отличает жизнь от смерти.

-То есть?

- В конечном итоге, чего я хочу: совершенной Божией жизни, и значит осуществления Его воли, или «моя воля да будет!»? Если последнего, то душевное подчиняет себе духовное и человек оказывается ограничен своей персоной – как скорлупой, не пропускающей человека за его пределы. В этой эгоистической замкнутости нет Бога, а, следовательно, и жизни. Есть одно длящееся существование.

Разбить эту ограниченность можно только любовью, но не человеческой – изменчивой, зависимой от обстоятельств, уязвимой и непостоянной, а Божией – вечно неизменной. Такой любви может быть причастен и человек. Об этом свидетельствуют не только жития святых, но и духовная христианская жизнь многих и многих церковных людей.

То есть Бог может дать нам почувствовать, что Он – наше подлинное сокровище, что душа человека способна Его  услышать, воспринять, несмотря на то, что сама по себе мертва к духовному миру со времён Адама. И в этом тоже Бог – за нас!

-Несмотря на страсти и грех?

-«Господь защититель жизни моей  – кого устрашуся?» Своей ли страстности, своих ли грехов?

Однако когда мы начинаем видеть Его как главное сокровище, жизнь с житейской точки зрения становится неустойчивой. Ведь если мы пытаемся исполнить Евангелие, нам приходится делать невыгодные вещи. Например, говорить правду, когда выгодней слукавить, или взять на себя ответственность, когда выгодней её переложить на других людей и обстоятельства, или тратить силы и время не на себя, не льстить. И прочее.

И здесь опорой нам служит только вера – общение со Христом распятым в Его Таинствах и молитвах. Он Собою – присутствием Своим – восполняет в верующей, кающейся и благодарной душе любые подобные потери, какую бы то ни было неустойчивость.

Поэтому Спаситель и призывает: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и… все приложится вам» (от Матфея. 6. 33). И то, что действительно нужно, прикладывается.

-Хлеб насущный?

-Всё необходимое. Может быть и больше. Само по себе наличие какого-либо имения не говорит о жадности или щедрости. Иоанн Златоуст сказал, что нищие, например, могут болеть скупостью и жадностью, а богатые – не привязываться к своему имению и щедро дарить и делиться.

Если нищий мечтает о богатстве и пирах, живёт этими мечтами, его душа исходит завистью и обидой. В этом состоянии он не сможет поделиться ни с кем даже мимолётным расположением.

Но опять же, когда человеку становится тошно от этой химеры, он может захотеть найти опору, выход и в этом поиске столкнуться с Божией милостью. Узнав тем самым, Кого в этой жизни воистину стоит желать и искать.

-Выбирает правильное направление?

-Иногда рассудительные родители позволяют детям где-то оступиться, ошибиться. Не оставляют их, а дают как бы удариться (в широком смысле слова), получить личный отрицательный опыт. Узнать себя, понять, к чему приводят ложные стремления, например, или в терминологии вопроса – «неправильные направления».

-И что тогда?

-Если родители принимают ребёнка с радостью без укора –  это сродни возвращению блудного сына из евангельской притчи (от Луки.15. 11-32).

В ней, кстати, нет конкретных лиц – там именно образы, предельно обобщённые. Поэтому в сыне из притчи каждый может увидеть себя. Сын, расточив имение,  умирал с голоду. И решил вернуться к отцу, которого предал. Но отец не отказался от такого сына. Ни к чему не принуждая, ждал, верил и при возвращении, сжалившись, сам первый упал ему на грудь и заключил в объятья. Тем самым вернул его к себе именно как сына. Или своей любовью дал ему вырасти в сына.

Очевидно же, что в образе отца Иисус Христос нам открыл Своё отношение к человеку. Бог всегда за нас!

-Не покидает предателей?

-Ни одну человеческую душу. И потому мы можем к Нему обратиться из любой глубины падения. Не читая никаких богословских фолиантов, любой человек действительно интуитивно знает: обратись он к Богу с простодушным, искренним «прости» – и Бог не может его не услышать и не принять. Об этом же свидетельствует Евангелие: все небеса радуются об обращении одного грешника (см. от Луки. 15. 7).

-Почему?

-В Царстве, где каждый живёт не ради себя, а ради другого, сколько бы ни было лиц, это всегда единица в целом.

-Единство?

-Личностей много, а сердце – одно. Поэтому каждый – богат всеми. И радость одного – радость всех. В этом и есть тайна любви Святой Троицы, в Которой Три лица делаются Единицей. Все небожители причастны этой тайне. На Небе уже исполнена первосвященническая молитва Иисуса Христа на Тайной вечере: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (от Иоанна. 17. 21).

И этой неизреченной любовью Божией устроено всё Его Царство. Сколько бы ни было Ангелов и человеческих душ – все они едины в Боге. По этой причине о едином грешнике кающемся радуются все небеса, так как у всех души исполнены Духом Того, Кто за нас и никогда – против нас.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное