Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета КАК БОГ ОТНОСИТСЯ К ГРЕШНИКАМ?


Интервью

Все мы грешники, других на земле просто нет. Представления о том, как к нам относится Бог, у нас разные. Одни считают, что Он всегда на их стороне – и непременно накажет тех, кто с ними не согласен. Другие – что Он милостивый ко всем, к любому. Хоть что твори – и ничего.


-А на самом деле как Бог относится к грешникам? – спрашиваю протоиерея Петра ВИНОКУРОВА. И слышу в ответ:
-Как к Своим детям. Вот вы сейчас говорили о крайностях: Бог воспринимается нами или как требовательный, мстительный, или как наш вечный должник, который просто обязан сыпать на нас блага, словно из рога изобилия. А давайте на себя посмотрим: как мы относимся к своим детям?
-Все-таки с любовью.
-Да, стараемся разумно, бережно вести их по жизни, уважать человеческое достоинство. Помогаем детям нашими взрослыми силами, разумом, опытом. Но и требуем от них, чтобы они по мере способностей учились, трудились, слушались.
-Бог к нам относится похоже?
-Да, и если наказывает, то вовсе не для того, чтобы сломать, унизить, а чтобы объяснить, как нам достойно вести себя, какими Он хочет нас видеть.
Кстати, слово «наказание» в славянском языке означает воспитание. И наказывает нас Бог гораздо реже, чем нам кажется. Мы привыкли обвинять Его в том, что Он давит нас жизнью, мешает, ломает.
-А ломаем себя сами?
-Превращаем свое существование в скорбь и плач. А Бог ждет, чтобы мы с уважением относились к другим грешникам, видели в них живую душу, как видит Он. Каждый из нас дорог Ему.
Евангелие – это пример милости Божией. Больным, прокаженным, бесноватым, блудницам Христос  говорил: «Вера твоя спасла тебя. Не греши больше» (см. от Марка. 5. 34, от Иоанна. 8. 11). Потому что человек признавал себя виноватым, страдал от своего греха.
-И понимал: мне нужен Спаситель?
-И спасение. Даже когда Христос предупреждал некоторых людей о том, что для них Царство Божие закрыто, то речь шла об их духовном состоянии. Душа очерствевшая, высокомерная, считающая себя выше других, в это Царство просто не может войти. Бог для нее – чужой.
-Но человек способен покаяться?
-Да, и получить милость. Как в евангельской притче о блудном сыне (от Луки. 15. 11-32). Там отец не противоречит младшему сыну, выбравшему грех.
-Почему?
-С сыном бесполезно спорить, он уже решил отправиться в чужую страну: жить отдельно, развлекаться. Грешить. И отец, который любит сына, позволяет ему сделать эту явную ошибку – и самому убедиться, к каким страшным последствиям приводит грех.
Сын растратил богатство с блудницами. Не приобрел ни друзей, ни ремесла. Стал рабом, пастухом свиней. Голодный, униженный, он вспомнил, что у отца даже слуги едят вдоволь, и пошел домой.  Никто его не удерживал в той стране, потому что не ценил, не уважал.
-Ему отец не нужен, и он — никому.
-Но отец ждал его. Принял, вернул сыновнее достоинство. Пир устроил.
-Так принимает нас Бог. На небе начинается радость и «об одном грешнике кающемся» (от Луки. 15. 7).
-Старший сын узнал, по какому случаю в доме веселятся, и не захотел туда войти. В его честь такого пира никогда не было, хотя он жил с отцом. И отец вышел к нему, сказал в ответ на упреки сына: «Ты всегда был со мною, и все мое – твое».
Видите, отец вроде бы не собирался еще раз наделять наследством младшего сына. Он печалится о том, что сама жизнь младшего брата старшему – не дорога и ему не важно, что тот «был мертв – и ожил, пропадал – и нашелся».
-Мы похожи на обоих братьев?
-Да, и они похожи между собой. Младший был нетерпелив. А старший – терпеливее: отца в могилу загонять не стал, но свое-то получить надеялся.
-Отец это знал – и любил их.
-Как Бог любит всех грешников. Хочет, чтобы мы жили в истине, но не воюет с нами, когда мы ослеплены. Что от нас останется, если Он будет с нами воевать?
-Пожалуй, ничего.
-Своими грехами мы говорим Ему: «Отойди, Ты мне мешаешь! Обойдусь без Тебя!» И Он отступает. Позволяет нам утверждать свою волю. Вот мы и раним себя глупыми, неразумными движениями души, поступками. Потом  ищем виноватых.
-И ведь находим!
-Обвиняем в своих бедах не только людей, но и близкого и любящего нас  – Бога. Хотя сами устраиваем жизнь так, что Он в ней – лишний.
И тогда Господь скрывает Себя, чтобы побудить нас искать Его. Об этом апостол Павел сказал: Бог везде положил признаки Своего присутствия. Он хочет, чтобы мы Его узнали.
Старец Паисий Афонский вспоминал, как проказничал в детстве – и мама на него не ругалась, а отворачивалась, словно не видела. Только постепенно он стал понимать, как больно огорчал ее.
-А мы — Бога?
-Господь от нас ведь и совсем не детское нахальство терпит и принимает. Но стоит нам с покаянием обратиться к Нему – и Он нам отвечает, нас принимает.
-По существу – Своих врагов. И в Евангелии нам заповедует: «Любите врагов ваших» (от Матфея. 5. 44). Как Он — нас?
-Да, врагов, но не грех. И нам нужно учиться у Бога отделять человека – от его греха.
-Богу все грехи отвратительны?
-Без деления на большие, маленькие, повседневные. Обычно мы себя успокаиваем: «Ну что такого особенного я делаю? Мелочи. Возмутился немножко, осудил, засуетился, не прочитал молитвенное правило. Ничего, Бог простит!»
Но если такое продолжается день за днем,  оно становится незаметным. Душа черствеет. Близкому человеку нужно мое внимание, понимание, а я мимо пробегаю: это же мелочь!
-А что – не мелочь?
-Ну как же! На работу хожу, деньги приношу, шкаф купил! Тружусь ради достатка, благополучия. Ребенок хнычет, просит понимания, а мне некогда! Жена плохо себя чувствует, жалуется, а мне не до нее!
Но проходит время – и сам я начинаю хныкать: «Господи, дети выросли – и меня не понимают. С супругой всю жизнь прожили, а мы чужие друг другу».
И ведь понятно, почему так произошло. Для Бога самое дорогое – душа. Но человек ее не увидел ни в себе, ни в других.
-А ведь Господь ищет каждую душу. Как в притчах о потерянной овце и потерянной драхме. И когда найдет — тоже радуется (от Луки. 15. 4-10).
-Один святой сравнил Господа с Врачом, Который каждого больного может спасти. Но мы боимся доверить Ему даже царапину на пальце. И уж тем более – не даем дотронуться до гнойных ран, которые у нас находятся глубоко внутри. Нами владеет страх и ложный стыд: «Как я это открою? Все так живут – и я переживу!»
-А еще святые утверждают, что мы любим грех. И только встреча с Богом делает его отвратительным, противным для нас.
-Иногда на исповеди люди себя называют великими грешниками – и тут же начинают препираться с другими. А настоящее прикосновение души к Богу рождает у нас особое чувство. И признак такой души – ее покаянное настроение: «Господи, из-за такой вот вещи моя жизнь отдалена от Тебя!» И тогда грех становится ненавистен.
-Как же терпеливо ожидает Бог взаимности от нас!
-И так любит человека, что Своего Сына отдал на смерть. Только бы мы жили.
-Когда Христа распяли, справа и слева от Него на крестах висели два разбойника. Они над Ним насмехались, как и зрители казни. А Господь ничего не отвечал.
-Разбойники эти уже находились на краю земной жизни. И все-таки глумились над Христом. Падшая душа всегда хочет унизить другого: «Все же я не самая худшая!» Так и мы скрываем от себя собственную гибель.
-Потом один разбойник увидел смирение страдающего Бога. Попросил с надеждой: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Твое Царство!» (от Луки. 23. 42).
-Душа человека очнулась: «Я ведь страдаю за дело – по грехам, а рядом – Тот, кто терпит безвинно».
-Разбойник понял, что мучил Бога. И нам  важно это понять?
-Мы знаем много милостей от Него, получили прощение, хотя и не заслужили. Будем помнить об этом. И стараться  все-таки терпеливо принимать других грешников.
-Грех — ненавидь, грешника — люби. Это часто повторял святой праведный Иоанн Кронштадтский. Именно такой путь предлагает нам Евангелие: возненавидеть грех — и только тогда мы перестанем смешивать с ним человека. Как с грязью. И, может быть, научимся грешника любить...
А Бог помогает нам, если не просим?
-Всегда помогает. Даже мы, грешные люди, когда любим, поддерживаем тех, кто живет зло, опустился, пьянствует. Жены терпят оскорбления от пьющих супругов, родители терпят, когда дети становятся наркоманами, ломаются, принимают на веру ложные идеалы.
-И плюют на Бога.
-Да, и этих сыновей, дочерей не гонят, болеют вместе с ними. Не произносят  «справедливых»проклятий. Ими не исправишь грешника.
-Скорее, ожесточишь.
-Бог видит, что мы больны, слепы в своем падении. Душа наша немощна. Незаметно для нас Он поддерживает жизнь людей, посылает обстоятельства, которые открывают нам глаза. Милует неблагодарных, терпит, ждет, когда живущий нечисто захочет чистоты. И все-таки попросит о помощи.
Каких только отчаянных грешников не воздвигало покаяние перед Богом! Так, значит, и для меня не закрыто Его сердце.
-Какой хороший вывод у нас получается! У человека всегда остается надежда: Бог нашел, помиловал меня — помилует и других.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное