Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета НИНА ЖУКОВА. РЕАЛИСТ


Откровения

Одному старому архиерею, родившемуся в начале прошлого века, приходилось в советские годы общаться с атеистами. И те говорили ему:
-Вот мы – материалисты. А вы почему идеалист?
-Я реалист, – отвечал владыка, – потому что знаю: есть мир видимый и мир невидимый.
-А как вы стали реалистом? – спрашиваю Нину Борисовну Жукову, известного общественного деятеля, руководителя Союза реалистов и сопредседателя Международной общественной организации «Союз православных женщин». Она улыбается в ответ:
-В 1994 году.


-Какая точность!
-Тогда ситуация в стране была сложной. Требовалось реально оценить ее и понять, как жить дальше. Мы собрали думающих, профессионально подготовленных людей, не привязанных ни к каким политическим партиям – ни старым, ни новым.
С нами были Сергей Юрьевич Глазьев, Егор Семенович Строев. Набралось больше сотни людей. Так появился клуб «Реалисты». Он  существует до сих пор – как Союз реалистов.
-А когда вы узнали и приняли, что есть мир невидимый – духовный? Тоже можете назвать точную дату?
-Нет, не назову… Недавно меня приглашали в Балашихинскую православную гимназию. Я попросила директора: «Скажи детям: если они хотят увидеть образец настоящей советской продукции, то такая женщина стоит перед ними».
-Как вы о себе!
-Я родилась до войны – и не могла себе представить иной способ жизни, чем был у нас в стране. Пошла в школу – и меня приняли в октябрята, пионеры, независимо от того, хотели мои родители этого или нет.
-А они хотели? Были обычными советскими людьми?
-И да, и нет. Мы жили в доме, который построил мой прадед у Рогожской заставы. Он строил доходные дома. После революции 17-го года все их отдал советской власти.
-И ваш?
-Конечно, дом был уже государственным. Мне повезло. У нас была полная семья: бабушка, дедушка, папа, мама. Бабушка и дедушка родились в 80-м году позапрошлого века. Крестились, венчались и ходили в тот храм, где венчались – преподобного Сергия Радонежского на Андрониковской площади.
У нас всегда висели иконы. Сохранялись уклад, мировоззрение семьи – с определенным кругом интересов, чтения. Мою библиотеку сейчас приходят смотреть друзья внучек. Я им показываю издание Пушкина 1886 года. Весь Пушкин – в одном томе. На книге написано: «Гущиной Александре (это моей бабушке) за отличное окончание гимназии. Попечительница Дунаева».
-Хорошо иметь такие книги – на память.
-Когда мне исполнилось восемь лет, дед понял, что я уже начала что-то соображать. Он повел меня в Богоявленский Елоховский собор. И все мне показал, обо всем рассказал. Потом для меня проблемы не было туда зайти – и что-то для себя выяснить.
Дома мне ничего не навязывали. Но сама система воспитания вела к тому, что надо быть честной, трудолюбивой. Вступление в пионеры этому не противоречило.
-А как же официальный атеизм?
-Это слово у нас не звучало. Зато атмосфера дома заставляла меня нарушать то, что было принято в советском атеистическом обществе.
-Что вы имеете в виду?
-Когда дедушка, бабушка умерли, их отпевали. Хотя в 1972 году – в момент смерти бабушки – я уже работала секретарем горкома партии. Отец тоже был членом партии.
-А когда вас крестили?
-Как только появилась на свет. Родилась я семимесячной, вес один килограмм двести граммов. Казалось, что и не жилец на этом свете.
Бабушка даже ни с кем не советовалась. Сразу отнесла меня в храм. Но в какой храм? На подмосковную станцию Обираловка (теперь город Железнодорожный) к священнику Митрофанову.
Для меня эти священники Митрофановы с детства – как члены нашей семьи. Старший крестил мою бабушку. Его сын – меня. А младшим Митрофановым мне даже пришлось заниматься, когда я была уже партийным работником.
-Звучит угрожающе.
-Нет, он обратился ко мне и попросил помочь ему получить приход в другом месте.
-А чем его этот не устраивал?
-Девчонки с текстильной фабрики замучили батюшку. Он красивый был – и они толпами ходили к нему христосоваться. А у него молодая жена рядом стоит!
-Забавно.
-Теперь, когда я прихожу к родителям на кладбище, то захожу и к Митрофановым. Их там три поколения  похоронено. Это перешло ко мне от бабушки – и стало частью моей жизни.
Я вам сейчас одну газету покажу, которую передал мне дед. Однажды я спросила его, как Синод отреагировал на смерть Льва Николаевича Толстого (он же был отлучен от Церкви). Дед сказал: «Сама почитай!» – и дал мне газету, которая выпущена на второй день после смерти писателя. Оказывается, решение, отпевать ли Толстого, Синод оставил на усмотрение епархии. Да посмотрите!
-Газета потерлась от времени, а бумага – не пожелтела. И буквы какие крупные! Мне как газетчику полезно это увидеть.
-В полноценной семье старшие поколения закладывают в нас то, что было свойственно им, их жизни, представлениям о Боге. А мы уж потом смотрим, как нам с этим быть.
-И как у вас получалось с этим быть?
-Я окончила педагогический институт имени Ленина, филологический факультет. Распределили меня в Балашихинскую школу. Потом направили на три года в Германию – работать в группе советских войск. Там я была довольно активна – и с этого началась моя общественная деятельность.
В советские годы на территории Балашихинского района было 5-6 действующих церквей. Старосты храмов обязаны были сдавать секретарю исполкома списки людей, которые крестились, венчались, отпевали родных. Секретарь приносила списки мне. По идеологии того времени я должна была бы затеять расследование и выяснить, откуда эти люди. Но мы никогда никого не искали и не наказывали.
-Да, это исключение из правила. Моего дядю выгнали из партии за крещение сына, хотя вступил он в нее на фронте, перед боем.
-В 1985 году начались праздники славянской письменности и культуры. Я тогда была заместителем министра культуры России. И Совет Министров поручил мне этими праздниками заниматься. А члены Священного Синода дали такое же поручение митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму. Мы познакомились.
-И подружились?
-Да, от должностных контактов перешли – к человеческим.
-Мы важную вещь пропустили. Кто ваш муж, Нина Борисовна!
-Военный. Я поздно выходила замуж – почти в 30 лет. И дети у меня поздно родились – сын и дочь. Моя мама не понесла их сразу в храм, как меня бабушка. Они были здоровенькие – так что ж нести? И у меня из-за этого грех на душе.
-Но они крещеные?
-Конечно. Как только в кругу нашего общения появился митрополит Питирим, дети пришли к нему в храм на улице Неждановой и крестились.
-И вы впервые причащались у владыки?
-Да. В министерстве культуры в моем ведении находились музеи, библиотеки. Как-то ко мне пришла Мира Кольцова, руководительница нашего знаменитого ансамбля «Березка». И сказала: «Понимаете, уже время изменилось, а мы танцуем в трапезной Высоко-Петровского монастыря. Можно нас куда-нибудь перевести?»
И как только нашли репетиционный зал для ансамбля, поступила просьба Патриарха Алексия II вернуть Церкви здания монастыря.
-Вовремя успели.
-Я знала руководителей почти всех епархий. Они приезжали, просили передавать им монастыри, храмы, занятые учреждениями культуры. В 1992 году Патриарх с нашим министром Юрием Мефодиевичем Соломиным подписали постановление о поэтапной передаче Церкви культовых зданий. Постепенной! Выводили учреждение культуры – и в здание входила Церковь.
В Ленинграде в Казанском соборе располагался музей атеизма. Я приехала туда, чтобы выполнить просьбу Патриарха Алексия II – вернуть Церкви мощи святых. И вот директор начал доставать холщовые мешочки с инвентарными номерами.
-Что вы испытывали?
-«Не может быть!» Он спросил, с кого начнем. Ответила: «С Александра Невского». Дальше было перенесение мощей: Крестный ход по Невскому проспекту, Александро-Невская Лавра…
Вернули мы Церкви и сам собор. Но сначала его отреставрировали.
Когда начинаешь с этим жить, перед тобой встают внутренние вопросы. И что делаешь? Читаешь! Или книги из своей библиотеки, или из других.
В начале 90-х годов из нашего министерства стали увольнять всех «красных». Тогда я обратилась к митрополиту Питириму: «Как дальше жить?» И он помог мне найти работу. А с 1994 года мы с клубом «Реалисты» стали участникам Всемирного Русского Народного Собора.
-Тогда вас избрали в его бюро?
-Да, и там я познакомилась с еще одним митрополитом – нынешним Патриархом Кириллом. По нескольку часов мы готовились к заседаниям собора. И когда я возвращалась домой, опять начинала читать. Потому что всего этого – не проходила, не знала. Не изучала.
-Сейчас вы возглавили «Союз православных женщин». Для чего он нужен?
-Как-то митрополиту Кириллу задали вопрос: «На чьих плечах Россия выплывет из кризиса?» Он ответил: «Самыми стойкими в период кризиса оказались женщины. Не спиваются, детей растят. В советское время они сохранили храмы, а теперь сохранят государство».
Не приходится рассчитывать на то, что возникнет какое-то политическое или экономическое объединение – в интересах русскоговорящих людей. Хотя бы в пределах России, Украины, Белоруссии. Так надо бороться за единое духовное пространство, язык, сохранение традиций.
Женщины, обсуждая проблемы семьи, образования, культуры, могут дышать в спину политикам – и подталкивать их к решению некоторых задач.
-Каких?
-В последний год мы предложили приравнять труд многодетных матерей – к труду работающих женщин, а матерей, которые сидят дома с больными детьми, считать социальными работниками – и платить им зарплату.
-Это правильно.
-Приняты и другие предложения. Я твердо уверена, наш Союз нужен. Женщины сейчас активнее мужчин. Пока мы не нашли своей ниши, той идеи, ради которой будем жить. Но найдем, я уверена.
Представление о Церкви у меня, как видите, связано с удивительными людьми. И дети мои никогда не будут относиться к ней плохо. У дочки сейчас перед глазами пример протоиерея Георгия Бреева. Она ходит к нему.
-Главное для вас – все-таки семья?
-Конечно. Мы прожили с мужем 43 года. Женщине нужна вторая половинка – гораздо больше, чем карьера.
Я достаю из шкафа книги – и внучки видят: вот тоненьким карандашиком поставлены галочки: ими еще мой дед отмечал, на что он обратил внимание. С другими пометками эту книгу прочитал мой отец. А я студенткой филологического факультета делала в ней закладки. Потом дочь по этой книжке прошлась.
-Теперь – внучки?
-Да, четыре поколения читало, а пятое что ж – никуда не годится?
-Вы назвали себя образцом советской продукции. Но, скорее, вы человек из одного русского рода, сохранившего традиции. По-своему. Несмотря не на что. Пожалуй, это удачный пример реалиста.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное