Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета СВОБОДА ДУШИ И ТЕЛА. И ДВА ОГРАНИЧЕНИЯ


Жемчужина

СВОБОДА ДУШИ И ТЕЛА

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, а не чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое…

Святой апостол Павел.(1 Послание к Коринфянам. 6. 12-13)

И ДВА ОГРАНИЧЕНИЯ

Бог дал тело, вложил в него потребности для поддержания его жизни, а в природе рассеял блага, которыми удовлетворяются эти потребности. Пользуйся всем свободно, – на то Божие благословение, что все это создано Богом и для тебя.

Св. Павел не отрицает прямо этой свободы, но полагает ей два ограничения: пользу и свободу духа – ничем не быть обладаему. Свободно пользуйся всякой пищей, но чтобы она была действительно полезна не для одного только тела, но и для всего тебя, то есть и души и тела. В таком случае необходимо ограничить свободу в пище и количеством и качеством ее.

Но еще более стесняет свободу другое ограничение: ничто не должно обладать мною. В теле нашем лежит какой-то закон навыка, по которому удовольствие, ныне испытанное, завтра в тот же час снова потребуется телом. Если удовлетворить его завтра, то на третий день то же требование повторится с большею силою, и чем чаще будет удовлетворяться потребность известного рода предметами, тем сильнее и настойчивее будет требование их и, наконец, обратится в привычку… так что это уже будет как бы естественная потребность тела, которую не удовлетворить нельзя.
Эта привычка вяжет нашу свободу… в отличие от естественной потребности, которая только требует удовлетворения, а не вяжет.
Таких привычек… у нас множество. Против этого рабства своей чувственности св. Павел и предостерегает свободу воли.

Побуждение воздерживаться от чревоугодия указывается св. Павлом и в том, что в будущей жизни Бог упразднит – сделает ненужным как чрево с его потребностями пищи, так и пищу. Разумно ли поэтому увлекаться пристрастием к пище и образовывать в душе стесняющие ее свободу привычки? Ведь душевные привычки здесь и в будущей жизни будут томить и требовать удовлетворения и, за невозможностью удовлетворить их, будут мучить душу.

Святитель Феофан Затворник


В избранное