Эта тема стара, как мир. И так же интересна. Еву Господь, как известно, сделал из ребра Адама.
-И это значит, что они представляют собой единое целое, – говорит
священник Михаил Потокин. – Библия указывает на духовный смысл любого
события. Адам, увидев Еву, воскликнул, что она – плоть от плоти и кость
от кости его. Но жизнь первых людей нам неизвестна. Даже святые отцы
писали о ней крайне осторожно.
-Что ж, посмотрим на жизнь наших современников?
-Сравнивать нынешнего человека с первозданным Адамом никак нельзя.
После грехопадения люди изменились. Мы живем по своим желаниям,
эгоизму, самолюбию, тщеславию. У нас этого – целый багаж. Из
литературы мы знаем, что даже два века назад отношение к женщине,
например, было иным. А сейчас и представить себе нельзя, что так могло
быть, что за грязный намек вызывали на дуэль.
-Мужчина и женщина дополняют друг друга?
-Да, в природе человека остался божественный отблеск. Мы не можем ее
окончательно испортить. И наших отношений – тоже, хотя к этому
стремимся. Ни грех, ни добродетель не имеют пола. Нельзя сказать,
кто более жертвенный – мужчина или женщина. Но есть разделения по
образу нашего служения.
-Что вы имеете в виду?
-Не человеческие качества, а именно способности. Мы же хотим
посмотреть на мужчину и женщину с церковной точки зрения. И сразу
увидим различие в чине воцерковления после Таинства крещения. Мальчиков
заносят в алтарь, а девочек воцерковляют у алтаря.
-Но само Таинство – одно и то же?
-Абсолютно. Тут обозначено их служение Богу. У мужчины оно –
священническое. Это не только служение иерея. Мужчина как бы является
священником своей семьи. А женское служение посвящено семье, чадородию.
И оба – благословлены Богом. Ни одно не поставлено выше другого. Они
просто разные. Нельзя же сказать, кто лучше – писатель или
художник. Тут не сравнимые таланты. Но по их силе мы можем определить,
что это, например, гениальный писатель.
Все Таинства – и причастия, и соборования, и миропомазания – совершаются одинаково над мужчинами и женщинами.
-За исключением Таинства священства?
-Да, потому что это служение мужчин.
-Все Таинства совершаются Духом Святым.
-А священник является посредником, который произносит молитвы. На него, по благодати священства, возложена эта обязанность.
-Но есть Таинство, которое может совершать женщина. Я имею в виду Крещение.
-По необходимости крестить может любой человек. Допустим, в случае
смертельной опасности. Но это исключение. В чине Таинства должен
участвовать священник.
-И оно потом должно быть доведено до конца, если возможно?
-Да. Имейте в виду, что это – частный случай. Он не может ни о чем свидетельствовать, ничего доказывать.
-Понятно.
-Конечно, какие-то греховные свойства больше вошли в женскую или
мужскую природу. Грех мешает человеку выполнить его предназначение. И,
наверное, грехи, которые мешают мужчине нести его священническое
служение (в широком смысле), будут больше свойственны ему. А женщине –
те, которые мешают выполнять ее предназначение как матери.
-Семья – это двое. Мужчина и женщина. Плюс их дети. Умирает
кто-то из родителей. Почему считается, что после смерти он участвует в
воспитании детей, а человек, ушедший из семьи – нет?
-Понятно, что в первом случае человек не по собственной воле покинул
семью. И тут она сохранилась как нечто целое. Другое дело, если семья
разрушена злонамеренно, осознанно. Измена влечет за собой много
негативных переживаний. И, безусловно, сказывается отрицательно на всех
– и детях, и родителях, если они живы. Любое худое событие не может
привести ни к чему хорошему. Из одного источника не течет вода сладкая
и горькая.
Правда, особенность современных людей состоит в том, что мы не можем построить нормальных семейных отношений.
-Почему?
-У нас не нормальна внутренняя ситуация. В нашей душе, естестве
много пороков, которые не позволяют нам общаться друг с другом так, как
это должно быть в семье. Вот пример. Вы водите автомобиль. И в него
поставили две бракованные детали. Редкий случай, когда они вместе будут
работать хорошо. Скорее всего, одна разобьет другую. Может быть, они и
притрутся. А, может, и сломаются.
Другое дело, какова степень этой ненормальности. И есть ли у нас
стремление ее увидеть, исправить. Если оно есть, то это значит, что
семья будет выпутываться из сложных ситуаций, конфликтов. Сохранит свою
целостность.
-Психологи часто говорят об особенностях мужчин и женщин.
-Но забывают сказать о том, что и таланты, и ответственность у нас –
одинаковые. И основы духовной жизни – тоже. А потом уже у каждого –
свой талант, способности, возможности осуществить свое служение.
Нельзя сказать, кто больше умеет любить – мужчина или женщина. Тот, кто
ответит: «Я!», - покажет, что он тщеславен, самолюбив и уж точно любить
не умеет.
Нужно понимать, что наши отличия и пороки – это не свойства природы,
женской или мужской, на которые мы часто ссылаемся. Как на бабушку, от
которой нам эти грехи достались. Но тут не бабушка-природа виновата, а
мы сами их приобрели. И свои болезни ни на кого не надо сваливать.
Иногда у людей есть желание уйти от прямого вопроса лично к себе:
почему я не могу построить отношения с другим человеком? Почему у меня
это не выходит? Конечно, не потому, что я мужчина (или женщина), а
потому что живу неполноценной внутренней жизнью. И эта неполноценность
разрушает все внешнее.
С этим надо бороться: осознать, понять. Выработать свое отношение. А не
закрывать глаза и не оправдываться природой, происхождением,
наследственными качествами.
-Но они тоже влияют на нас?
-Да, как и воспитание. Но в сознательном возрасте мы грешим –
сознательно. И если отказываемся это признавать, то тут говорить не о
чем.
-Да, получается сплошное лукавство.
-В современном обществе часто все ставится с ног на голову. Мы
слышим о женском священстве в некоторых церквях, о безобразиях, которые
совершаются полами (однополых браках и прочем). И видим, как далеко
вниз могут зайти люди. Чувствуем ненормальность этого. И хорошо, что
чувствуем. Значит, в нас остался внутренний ориентир, совесть.
-Не у всех.
-Да, наша природа так устроена, что мы можем падать и падать. Ниже,
чем животные. У них отношения полов четко определены и не бывает
однополых браков или такого, чтобы животное вдруг захотело сменить пол.
Животный мир тут оказался впереди. Но – то ли еще будет.
-Умеете утешить!
-Природа – это то, на что Господь часто указывал как на пример. Ему
задавали вопросы – и он отвечал на них притчами. Часто они брались из
природных явлений: сеющий семя или пашущий поле. На природу можно
ссылаться, потому что она является отражением Божественного порядка, по
которому создан мир. И природный порядок не нарушается. А человеческий
– нарушается, потому что имеет духовную составляющую, которая позволяет
совершенно радикально, до противоположности менять то, что нам дано. К
сожалению, глубина падения – неисчерпаема. Как и высота подъема.
-Вот как?
-В храме на Богослужении мы читаем единственное житие святого.
Точнее, святой – преподобной Марии Египетской. И видим, что личность,
которая низко падала, может высоко подняться. Святая сама рассказывала
об этом, исповедовала свое недостоинство – искренне и глубоко. Та
духовная высота, на которую она поднялась, была выражена даже во
внешних чудесах. Это не самое главное в житии, но ими все
подчеркивается. Внешняя святость дается человеку как знак особенной
внутренней чистоты, горения. Житие преподобной составлено прекрасно – и
надо порекомендовать всем прочитать его.
Тут нам открывается женская природа. Не чадородие, а святость явилась в
Марии Египетской. Святость не бывает мужской и женской. Это святость
души человеческой. И Бог нас призывает, чтобы мы стремились к ней.
Святые обоих полов понимали друг друга без слов. Не объясняясь. И это
показывает: когда природа достигает святости, то разделения уже нет.
-А в падшей природе – есть?
-Да, разделения и особенности нами приобретены. Это подтверждается,
в частности, тем, что семейный уклад на Западе и Востоке сформировался
по-разному. Сугубо национально. Для европейца многоженство пока
недопустимо. А на Востоке оно традиционно, оправдано. Что ж получается?
Если у нас женщина качественно дополняет мужчину, то там –
количественно? (Улыбается)
Эти особенности Востока связаны не с мужчиной и женщиной как
личностями, но, еще раз подчеркиваю, определены национальными
традициями, воспитанием. И так далее.
-В Европе, кстати, складываются новые семейные традиции.
-В моду вошел феминизм и повлек за собой перестройку семейных
отношений, пересмотр семейных ценностей и брака как такового. Лет
200-300 назад там было больше детей, поэтому европейцы и дожили до
нашего времени. А сейчас они вымирают. Даже по такому простому
показателю видно: внутрисемейные отношения изменились. Меняются
роли мужчины и женщины. Это проявляется и в пороках. Раньше, например,
алкоголизм был свойствен мужчинам. Теперь женщины легко впадают в этот
грех – и гораздо страшнее.
Конечно, всегда есть соблазн разделить мужчин и женщин – и критиковать
или хвалить какие-то качества. А на самом деле в каждом человеке есть
то, что можно покритиковать и похвалить.
Способности человека связаны с его предназначением. Мужчина больше
способен к физической работе, логическим заключениям. Но и среди женщин
много математиков, ученых.
-В смысле интеллекта – разделений нет.
-С другой стороны, мужчина меньше способен к воспитанию, уходу – не
только за детьми. В больницах медбратьев почти нет, одни медсестры. В
детских садах, школах тоже, в основном, работают женщины. У них больше
терпения, внимания. Разделение должно помогать нашему служению. И
если не способствует, то это – как третья рука, которой ничего делать
не будешь. Наши особенности – нельзя считать неравенством. Это разница.
И судить о ней мы не можем. Что лучше? Что хуже? Одинаковые качества
можно сравнить, а разные – нет.
Вот и монашество мужчины и женщины принимают одинаково.