Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ОТ ЛАСКИ У ЛЮДЕЙ БЫВАЮТ СОВСЕМ ИНЫЕ ГЛАЗКИ


 

СВЯТЫЕ

ОТ ЛАСКИ У ЛЮДЕЙ БЫВАЮТ
СОВСЕМ ИНЫЕ ГЛАЗКИ

Преподобный Амвросий Оптинский понял это в юности. Был у него в духовном училище портной, который ласково относился к нему, называл Сашей. Особого тепла подростки тогда ни от кого не получали. В основном — строгость. А людям так хочется согреться!

В монашестве Александр Гренков получил имя Амвросий. Он «ютился» к оптинским старцам — и те его принимали, учили. Самым близким человеком стал для него преподобный Макарий. Незадолго до смерти великий учитель сказал великому ученику:

— Будешь жить в хибарке по ту сторону ворот. И смотри — вот тебе мой завет — никого из приходящих не оставляй без утешений.

Преподобному Амвросию тогда было 38 лет. Он уже тяжело, неизлечимо болел. Его даже постригли в схиму. Батюшка терпеливо переносил страдания. Часто повторял:

— Дела человеческие, а суд — Царев.

Имел в виду то, что обстоятельства посылаются нам Богом. Какими бы «случайными» или невыносимыми они нам не казались.

«О здоровье своем не знаю, как и сказать тебе, — сообщал старец духовному чаду. — …особенно последние три недели, чувствую какую-то тяготу в теле, так что по утрам с трудом разламываюсь, чтобы взяться за обычное многоглаголание с посетителями; и потом так наглаголешься, что едва добредешь до кровати в час и более. Вот ты и суди и рассуди мою прю с человеки праведными и неправедными. На лбу ни у кого не написано, кто он таков; а говорит, что ему потолковать нужно, и не хочет знать, что мне недосужно, да и от немощи и усталости это очень натужно. Есть пословица: как ни кинь, все выходит клин. Не принимать нельзя, а всех принимать нет возможности, и сил недостает».

К нему шли и ехали люди со всех концов России. Кто-то — за советом и помощью. Ведь по молитвам старца рассеивались житейские тучи, без следа уходили страшные болезни. Но были люди, которые не ленились ради любопытства навестить преподобного. Что ж, и тут он многих спас от неверия. Ласковым словом вернул душе мир и тепло.

У старца Амвросия исповедовались монахи, послушники. Как-то пришел к преподобному инок Феодосий:

—  Вот, батюшка, уже двадцать лет, как я к вам отношусь, а все не имею сил признаться в одном помысле.

— В каком же? Как же ты, отче, столько лет молчишь?

— Очень трудно сказать, так как помысел про вас, батюшка.

— Ну, что ж тебе помысел говорит? Я блудник, убийца, вор?

— Нет, еще хуже.

— Ну, поджигатель?

— Нет, хуже.

— Сейчас же признавайся!

— Батюшка, вот хотя и постоянно пользуюсь вашими советами, но не считаю, чтобы вы имели какую-нибудь благодать. У вас есть только дар рассуждения.

— Что же, ведь это что-нибудь да значит, — отозвался преподобный.

И только после смерти батюшки инок прочитал в житии Антония Великого, что самая важная добродетель — духовное рассуждение.

Иногда преподобный Амвросий просил посетителей:

— Вы покороче! Я утомлен, я очень слаб. Вы без предисловий. Ждет игуменья, ждет одна купчиха-вдова уже третий день. Поскорее!

Но люди смущались — и он терпеливо слушал пространные рассказы и исповеди. Были годы, когда старец так болел, что был вроде бы не в силах принимать посетителей. И все-таки — принимал.

Писатель Е. Поселянин вспоминал: «Я был поражен, войдя в келью, тем, что увидел, потому что… не видел еще на земле такого великого изнеможения. Старец лежал предо мною, как полумертвый. Рука не могла сделать легкого движения для знамения креста и бессильно повисла вдоль тела. Он не сказал, насколько помню, обычного ласкового или шутливого слова привета; только глаза его, бессмертные глаза выражали жизнь. Я заговорил с ним, и тут мне прямо страшно стало его состояния. Он хотел говорить, поднять голову, но голова, точно шея была без позвонков, бессильно заваливалась назад. Вместо слов вырывался какой-то малопонятный тихий храп, и лишь через несколько минут я с величайшим усилием стал догадываться о его словах. Я вышел глубоко потрясенный. Предо мною был мученик. А затем (на улице — прим.) ждало много других, и этот томящийся у палисадничка народ, к которому он, вероятно и вышел полумертвый».

Как все святые, преподобный Амвросий почитал Царицу Небесную. По его благословению был написан Ее образ «Спорительница хлебов». Батюшка составил к богородичному акафисту такой припев: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое».

И там, где читали акафист с этим припевом, не иссякали запасы хлеба. Засуха прекращалась, сменялась дождем.

Преподобный Амвросий последние месяцы провел в женском Шамординском монастыре, который опекал всю жизнь. Здесь в храме был сделан придел в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

— Батюшка! Вот вы умираете, на кого обитель свою оставляете? — спрашивали его.

Он отвечал:

— Обитель оставляю Царице Небесной, а я свой крест позолотил.

Преподобный каждый день вспоминал своего учителя и не раз повторял:

—  Великий человек был батюшка Макарий. Вот привел бы мне Господь хоть у ножек его лечь!

Это сбылось. Похоронили его рядом с любимым старцем. В день празднования иконы «Спорительница хлебов». А через полгода поминали преподобного Амвросия Оптинского на Пасху — в праздник «Живоносного Источника».

К нему по-прежнему едут люди со всех концов России и из других стран. За помощью, теплом и лаской, от которой бывают совсем другие глазки. Мы же помним его слова:

— Уж если я тут с вами все возился, то там-то от вас уж верно не уйдешь!

23  октября — память преподобного Амвросия Оптин-ского

24 октября — Собор преподобных Оптинских старцев 28 октября — празднование в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»

 


В избранное