Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета КТО ОНА ДЛЯ НАС?


 

ИНТЕРВЬЮ

 

КТО ОНА ДЛЯ НАС?

 

В нашем живом мире ничего не бывает случайно. Вот и день, в который мы родились, избран для нас. Мы приходим в мир под небесным покровительством.

Протоиерей Георгий БРЕЕВ, настоятель двух Богородичных храмов Москвы — в Царицыно и на Крылатских Холмах, появился на свет сразу после Рождества Христова, в праздник Собора Пресвятой Богородицы.

—  Вы это как-то ощущали? — спрашиваю его.

—Да, и не по отдельным случаям. Мой жизненный путь лежит под водительством Царицы Небесной. Но человек не может это сразу осознать. Такие вещи, как Ее мудрое, чуткое покровительство, не столь видимы, ощутимы.

Дети, допустим, иногда недооценивают заботу родителей. Ученики часто не понимают, какую роль сыграли в их жизни учителя, которые открыли им целый мир. Молодым людям кажется, что они сами, как птицы, в него влетели. Но мир им — именно открыли, хотя, конечно, они и сами начали работать.

Когда человек оглядывается на пройденное, переосмысливает свой путь, он удивляется: как со мной могло произойти то или иное событие? Почему я стою на твердых позициях? Ведь некоторые мои друзья, близкие знакомые находятся в совершенно иных условиях.

У меня на полке стоит фотография. Это мы с одноклассниками и педагогами в первом классе семинарии. Сколько же на ней людей, которые уже ушли в иной мир! И удивляешься, как много тебе Бог дал: живешь, служишь. Так иногда Господь открывает то, что всегда тебя окружало, было твоим достоянием.

— А человек — не замечал?

—  Нет. Были у меня тяжелые обстоятельства, и когда заканчивался день, мне прежде всего хотелось поблагодарить Спасителя, Царицу Небесную за окормление, Божественное промышление, которыми я всегда окружен. В любых условиях, самых невероятных, оставался на плаву — в деятельной приходской жизни.

Я же настоятель двух храмов в честь Пресвятой Богородицы. Да еще третий — Успенский — мы построили на Котляковском кладбище. Вся жизнь наполнена знамениями, все происходило промыслитель-но. Такова была воля Пречистой.

— Кто Она для нас?

—  Кто Она для нас? — переспрашивает батюшка и улыбается. — Спаситель называл Себя Светом миру, Альфой и Омегой, Хлебом Жизни. Все, что нам открыто о личности Христа Спасителя, прямо соотносится и с Пресвятой Богородицей. Мы не ставим Ее в один ряд с Лицами Святой Троицы. Но все-таки Она имеет причастность к тому, что мы говорим о Христе.

Спаситель заимствовал Свою человеческую природу, как сказано в молитвах, от Ее чистых девических кровей. Пречистую называют печью, в которой испечен хлеб жизни — Христос Бог. Это, конечно, образы.

— Поэтичные, глубокие.

— И в то же время, когда мы любим Спасителя, то эту любовь нам приоткрывает именно Пречистая Дева. В жизни все узнается постепенно. Вот посмотрите: Евангелие вначале знакомит нас с пророческим, апостольским словом о Христе. Потом среди множества благовестий вдруг начинает проясняться образ Пречистой Девы Марии. Иногда скромно, но Она всегда присутствует с Христом. И Сам Господь привлекает к Ней наше внимание.

Праведная Елисавета исповедует Ее как Матерь Бога. «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» — восклицает она (Евангелие от Луки. 1. 43). Это слово «откуда» мне всегда кажется удивительным. Елисавета ведь родственница Девы Марии, человек святой жизни. Казалось бы, ей уже все ясно, открыто. Она радуется, ликует и пророчествует Духом. И в то же время удивляется: откуда мне сие?

— Милость?

— И величие, которое устроил Бог через Свое воплощение, пришествие в мир. Это вопрошание и у нас остается все тем же: откуда? Как оно могло осуществиться?

Хотя вопрос этот стоит, по-видимому, не только перед людьми, но и перед Ангелами. Сказано же в Акафисте Пресвятой Богородице: «Радуйся, высото неудобозримая ангельскими очами». Высота Пречистой Девы не может быть объята духовным зрением Херувимов и Серафимов.

Церковь поет: «Недоумеет ум и язык благохвалити Тя по достоянию… обаче, Благая, веру нашу прими, Ты бо веси «знаешь» любовь нашу». Ум не в состоянии выразить то, что мы хотели бы, что переживаем, что дается сердцу верующему и любящему Господа.

Но вернемся к Евангелию. На браке в Канне Галилейской Владычица проявляет Свою волю и говорит служителям: «Что скажет Он вам, то сделайте» (от Иоанна. 2. 5). Слушайте Его, поступите так, как Он скажет, и все у вас исполнится. Во время Крестных страданий Спасителя Она принимает от Него и усыновляет Себе весь род человеческий.

Когда наступают большие Богородичные праздники, обязательно совершается предпразднество духа. Я всегда замечал: праздник — завтра, а сегодня уже все овеяны радостью, испытывают внутреннее торжество: вот-вот мы будем прославлять Пречистую Деву Марию. Тайна эта остается неизреченной.

Господь так устроил, что Она по Своей человеческой природе — к нам ближе, чем Он. Все-таки Христос — Богочеловек, рожденный прежде века от Отца.

— А Владычица — именно человек.

— Иногда мы боимся дерзновенно обратиться к Господу, а к Ней — обращаемся. Она как Мать понимает, чувствует и знает нас. Пречистая была неразлучна с апостолами. Она создала ту живую атмосферу, в которой потом раскрылась Церковь, была душой церковного общения.

Тайна Богородицы — это тайна Христа Спасителя: Он к нам через Нее благоволил прийти в мир. Тайна Богородицы — это тайна Церкви: Она нас приводит к Нему.

Я родился в 1937 году. Это время гонений, разрушения церквей. У людей тогда опустились руки, казалось, будто все забыли Бога. И вдруг Она по Своей материнской любви повела этого сопливого, родившегося малыша. Я стал священником. И такое, по-видимому, дается многим людям.

10 лет назад меня назначили настоятелем в храм Рождества Пресвятой Богородицы. И вдруг одна художница приносит мне образ Божией Матери «Избавительница» и просит: «Батюшка, возьмите ее в алтарь! Эту икону я списала с древнего образа». «А почему, — спрашиваю, — вы хотите, чтобы она была в алтаре?». Отвечает: «Расскажу вам необычайный случай. Я тяжело болела — и дала слово Богородице, что напишу Ее икону. Когда поправилась, то забыла об этом. Прошло два года. Утром выхожу гулять с собачкой. Вижу — идет вроде как монахиня высокого роста, стройная. Я собачку придерживаю, а сама думаю: «Какая величественная!» Вдруг Она ко мне оборачивается и говорит: «Ты Мне слово дала — и почему не выполняешь?» Меня как током пронзило. Голову опустила, думаю, какое слово я давала. И вспоминаю, что обещала Богородице написать Ее икону! Поднимаю голову — никого нет. И я поняла, что тяжело согрешила, надо все исправить».

— Художница сразу написала образ?

— Да. Этот случай пробудил во мне такое чувство: вот тут, оказывается, какое место! Здесь Божия Матерь всех встречает, окормляет, грешников вразумляет. Ведет ко спасению.

Каждое слово, данное Богу, не умирает, живет. Царице Небесной хочется, чтобы мы хранили свои обеты, данные Ей. Эти живые отношения с Нею нам надо сохранять всегда.

Много знамений, много милостей бывает в нашей жизни. Сколько раз Господь, Пресвятая Богородица избавляли нас от болезней, трудностей. Помолишься Царице Небесной — и видишь, как тучи рассеиваются, силы укрепляются, немощи исцеляются. Мы живем этим непосредственным чувством, которое стало как бы нашей второй — духовной природой.

Мы не говорим об этом, оно само собой разумеется. Как и то, что нужно прийти в храм, поблагодарить Богородицу за детей, за духовных чад, за тех, кто к тебе обращается за помощью. Из ткани жизни этого не исключишь.

Наше почитание Владычицы так же естественно, как видеть храмы, изобилие Ее икон, духовной литературы. Оно началось с первого восклицания праведной Елисаветы, продолжилось апостолами, святыми. В 431 году III Вселенский собор специально утвердил догмат о почитании Пречистой Девы Марии как Богородицы. Чтобы никакие ереси нас не смущали. Такова вера Церкви.

В какие страны ни приедешь, всюду встретишь не только монастыри, храмы, но и целые города, села, посвященные Владычице.

—  В России их очень много: Богородицк, Успенск, Покров, Покровское…

— И рядом с храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно тоже было село Богородское. Люди, которые тут жили, единодушно понимали: это место Пресвятой Девы Марии.

—  Что вы испытывали, когда вас назначили настоятелем в наш храм?

—  Радовался, что нам доверили великое дело — его восстановить. И сейчас многие им любуются, из других стран сюда приезжают.

Мы понимали, что Сама Царица Небесная призвала нас к такому благородному, Богу угодному делу — восстановить святыню. Храмы с именем «Живоносного Источника» редки. В основном, строили приделы в честь этой иконы. Но, оказывается, и Саровская обитель, и Оптина Пустынь начинались с «Живоносного Источника».

— А самый первый появился в Византии?

—  Да. Времена тогда были непростые, сложные. Царица Небесная явилась воину, которого избрал Господь: он должен был стать императором Львом Премудрым. Там в лесу заблудился слепой человек и, казалось, уже не выберется из зарослей. Часто Бог избирает человека не тогда, когда в нем — изобилие сил.

И тут Богородица обратилась к воину, но назвала его Львом — тем именем, которое ему было присвоено позже, когда он стал императором: «Ты поведи слепого к источнику, помажь ему глаза — и он обретет здоровье».

Так оно и совершилось. На том месте царь потом выстроил храм, и назвал его «Живоносным Источником».

Многие монастыри, храмы возникли именно там, где происходили обретения икон Богородицы или чудесные исцеления на источниках. В таких местах рождалось особое почитание Пресвятой Девы Марии.

Чем глубже родники, тем чище в них вода. Так же и в истории: чем раньше время, когда люди строили храм в честь «Живоносного Источника», тем больше благодатных вод износила Владычица для освящения тех, кто там жил.

—   Блаженный Андрей, Христа ради юродивый Константинопольский, был восхищен на небо. Он не увидел там Богородицу. Ему сказали, что Она на земле — утирает слезы плачущим, утешает страдающих.

—  Это еще раз показывает, как Она близка роду человеческому, особенно — христианскому. Все печали Ей ведомы, все наше горе. Она на него не только откликается, но непременно помогает людям.

На Руси иконам Пречистой Девы Марии давали самые теплые имена: «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Утоли моя печали», «Споручница грешных», «Милующая». Явление этих святых икон подтверждает то, что говорит блаженный Андрей, — Ее близкое отношение к жизни людей.

Разные бывают ситуации. Иногда одолеют сомнения, но спросишь себя: «Ты сюда по своей воле пришел?» И ответишь: «Нет, тебя Бог, Его Пречистая Матерь призвали. Надо будет, Они снимут. А не снимут — так всю жизнь будешь служить».

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

25 октября — празднование в честь Иерусалимской, Ярославской-Смоленской, Рудненской, Калужской икон Божией Матери

26 октября — в честь Иверской иконы 6 ноября — «Всех скорбящих Радость»

 

 

Встав же, Мария во дни сии с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала:

— Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос

приветствия Твоего дошел до слуха Моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

И сказала Мария:

—Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел на смирении Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его…

 

 

 

Евангелие от Луки. 1. 39—49

31 октября — память апостола и евангелиста Луки

4 ноября — празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)


В избранное