В ответ услышали путаный рассказ про «молодые дела».
Тяжелые вещи происходят на свете. Дети рождаются без отцов. Родные папы о них слышать не хотят. А мамы с болью и непониманием смотрят на своих бывших «партнеров». Люди просто не знают, что значит – иметь отца.
-Какова его роль в доме? В жизни? - спрашиваю протоиерея Георгия БРЕЕВА, настоятеля двух Богородичных храмов — в Царицыне и Крылатских Холмах.
— Конечно, никакой роли у него быть не может,— улыбается батюшка.— Отец — не актер, а человек, который занимает определенное место в семье. И мне кажется, все беды наши происходят оттого, что многие люди растерялись в сложностях, превратностях жизни — и потеряли себя как отцов, глав семейств.
Отец — это корень, от которого идет род. В Священном Писании отмечено: муж является главой семьи, несет в себе образ Христа. Его отношение к жене, детям должно быть таким, как отношение Христа — к Церкви.
И тут открывается, как высоко предназначение отцовства. Когда апостол Павел хотел подчеркнуть его высоту, он сказал знаменательные слова: вы можете иметь разных учителей, а отец я у вас — один; я родил вас своим словом, воспитанием, самой сутью своей жизни, проповедью, верой — и до сего времени нахожусь в муках рождения.
— Почему он так говорил?
— Потому что отцовство — это не просто физически воспроизвести тело, организм. Отцовство — дать жизнь, ее основу, духовную сущность. Это высокое, святое дело — даже при самом низком, чисто человеческом уровне отношений.
Отцовство имеет непередаваемую иерархическую глубину, которая в перспективе уходит в иные миры и отношения.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее.
- В традиции Святой Церкви существует понятие «патриарх». Буквальный перевод этого слова — отец. То есть человек, который не просто произвел от себя род, но дал ему лик, веру, духовную основу. Ветхозаветные патриархи были носителями обетований, чаяний, глубоких откровений.
Если посмотреть историю человечества, то мы увидим: отцовство всегда было той живой ветвью, на которой могли произрастать целые поколения, народы, культуры. И Бог благоволил сад небесный насаждать на земле — в лице тех избранников, которые являлись носителями благодатного, глубокого понимания отцовства, жизни, веры, благочестия.
Позже из общечеловеческого стало выделяться понятие духовного отцовства.
— А раньше они соединялись вместе?
— В глубокой древности патриарх был облачен и духовной властью, предстоял перед Богом за весь свой род, имел священнические полномочия. Потом человечество стало умножаться, Церковь росла. Понимание отцовства становилось глубже — как духовного явления. Отцами начали называть священников.
В обращении к ним мы ставим это слово на первое место (отец Петр, отец Михаил). В русском языке оно воспринимается с особой теплотой, означает человека родного, близкого.
— Вероятно, к этому «поколению» относятся и святые отцы, чьи книги мы читает?
— Открываем сборник «Добротолюбие» и говорим: «Вот творения святых отцов: Макария Великого, Антония Великого»... У нас возникла традиция, которую мы называем святоотеческой. Что дали нам те, кого мы иначе назвать не можем, как только святыми отцами?
Отец способен родить. Даже уйдя из этого мира — передать высокий дух другим. И люди духовно возрождаются — для жизни будущего века.
Духовное отцовство выглядит немножко парадоксально. Большинство святых отцов были монахами.
— И детей по плоти не имели.
— Да, телесно они чад не рождали, но сумели дать людям направление мысли, духовное отношение, веру, просвещенность. Они не напрашивались в отцы. Последующие поколения определили их отцами.
— Мы — в том числе?
— Безусловно. Люди признают: я духовно родился от такого-то святого. Прочитал книгу, узнал его наследие. Он образовал мою мысль, дал мне отношение к вере и жизни.
В истории Церкви происходило много споров, раздоров, ересей. Надо было определить наше вероучение. Великим постом совершается Неделя Торжества Православия. И Церковь громогласно свидетельствует: сия вера апостольская, отеческая, православная, «сия вера вселенную утверди».
Афанасий Великий и другие отцы говорили (и это стало неотъемлемым понятием), что вера выстрадана, выношена, определена, сохранена духоносными отцами. Иначе мы не можем их назвать. И видим: отцовство поднимается тут на особую высоту.
Когда мы углубляемся в веру, то понимаем: она в нас живет, действует, определяет сознание, потому что были светила — богоизбранные отцы, которые заложили в нас эти основы.
А если подниматься выше — уже на высоту Божественную, то мы столкнемся с еще более неизъяснимым понятием отцовства. Сам Христос учит нас: Я и Отец — едины. Я пришел в ваш мир творить не Свою волю, но Отца Небесного. Так Бог возлюбил мир, что Сына Своего единородного дал нам — чтобы верующие в Него не погибли, но имели жизнь вечную
. — Так говорит Евангелие.
— Самое глубокое понятие о Боге дано Спасителем. Когда апостол просил Его: «Научи нас молиться»,— как Он научил?
— Отче наш, иже ecu на небесех...
— То есть: Отец наш, Отец вселенной! И такого понимания Бога мы нигде не найдем, только в христианстве. Бог является Отцом. Именно потому Христос и мог говорить о Себе, что Он Сын Его единородный.
Много есть удивительных определений в Священном Писании: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все через Него начало быть...» (Евангелие от Иоанна. 1. 1-2)
Это основа нашего вероучения. Мы видим, насколько высоко поставлено отцовство. Оно — все. Христос даже подчеркивает, что Отец — больше Него.
Многие спотыкаются об эти слова, смущаются, когда начинают по букве подходить к учению христианскому: «Вот, оказывается, Спаситель не равен Отцу!..» И пойдет, пойдет узкое зломыслие.
Мне приходилось спорить с сектантами, неправославными людьми. И я им всегда говорил: «Если есть Сын, значит, есть и Отец. Без Отца Сына быть не может. Следовательно, есть рождение — и нет творения».
Отцовство изменяет наше сознание. Мы понимаем: есть у Бога предвечный Сын — и Он, исполняя волю Отца, в Духе Святом создал нашу вселенную.
Вот оно — отцовство божественное, неизъяснимое. Когда мы хотим показать, что Богу родственны — по образу и подобию, тогда Его в своих молитвах называем Небесным Отцом. Это самое теплое, сокровенное выражение чувств. И нет, наверное, молитвы выше, чем та, которую дал нам Спаситель. Мы имеем власть обращаться к Небесному Отцу, быть Сынами Божиими. Видите, как глубоко понятие отцовства?
-Да.
-И только человек ослепленный, утративший веру, внутреннее ощущение себя, может потерять чувство отцовства. А потеряв его, он становится размазней, не знает, кто он сам и кто его окружает: дети? не дети?
Это возможно только в наше время, когда люди теряют себя в пьянстве или других вещах. Нет веры — и не могут создать настоящей семьи. Печально слышать, что истины, которые всегда были основой жизни для человека, оставались Святым Святых для него, сегодня утрируются, стираются — и человек перестает осознавать себя личностью, носителем божественного достоинства и чести.
— Значит, очень важно, чтобы дети признавали отца отцом?
— Безусловно. Заповедь «Чти отца твоего и матерь твою» — одна из основных. Сколько приходит брошенных, обездоленных детей! Они таят обиду на отцов: ушел к другой женщине или запил, никто ему не нужен. Дай Бог самому выкарабкаться из этого страшного состояния.
Дети чувствуют: отец есть (и, может быть, отчество им дано), а фактически — нет. И сознание такого ребенка надо поддерживать, говорить ему: «Все-таки ты жизнь получил от отца. Ему тяжело, он себя потерял, но ты будь на высоте. Не забывай, что должен с большой надеждой молиться за него и мать. Они тебя делают обездоленным, не понимая, какое зло творят».
В нашей христианской жизненной практике, у святых, в частности, Иоанна Златоуста, есть такая мысль: молитва детей спасает из ада родителей. И дерзновенная молитва родителей за погибающих детей имеет такую же непременную силу, если живое чувство не утеряно.
Как я могу допустить, чтобы мои сын или дочь погибли? Я родил их. Господи, возьми мою жизнь — и отдай им. Пусть только хорошо им будет. В этом и состоит отцовство. И если будут у нас такие чувства, то оно останется на правильном, высоком месте в жизни.