«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». А с неочищенным сердцем не пытайтесь это делать.
И у великих святых бывали моменты, когда они обманывались, думали, будто к ним пришел Господь. Здесь нужна осторожность, которая не знает предела, кротость, не имеющая изъяна. Пока в человеке остаются хотя бы признаки гордости, даже помышлять не надо об этом. Зато можно радоваться, что среди нас были люди, которые зрели Бога.
Господь равно близок каждому – и святому, и грешнику. Он с ними и с нами – всегда. Чего ж еще хотеть? Бог дал нам все, а мы завистливо засматриваемся на иную жизнь.
В Евангелии описано, как Христос был в доме фарисея Симона. И вот одна женщина пришла и стала миром омывать ноги Господа.
«Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».
А Господь, Который знает, о чем думает человек, обратился к фарисею с такими словами: «Видишь ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды мне на ноги не дал; а она слезами облила мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования мне не дал; а она с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (от Луки.
7. 36-47).
Кому много прощается, тот много любит. То есть знает Бога как великого, милующего Духа. Разве этого не достаточно? Человеку надо быть верным в своем, видеть, как много нужно, чтобы он, злой, грешный, все-таки жил. Это уже совсем новое понимание себя и окружающих.
Евангелие рассказывает, как Господь в Вифсаиде исцелил слепого: «…вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его, видит ли что? Он, взглянув, сказал: «Вижу проходящих людей, как деревья». Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно» (от Марка. 8. 23-25).
Когда слепой прозрел, ему понадобилось время, чтобы понять, как выглядит дерево или здание. В таком же положении находится и помилованный человек. Если бы у него был опыт, он видел бы в каждом достоинство образа Божия – и в Адаме, и в друге, и в противнике.
Христос все время разрушал старые представления людей. Апостолы хотели узнать, кто из них первый, кто чище. А Он говорил им: первый будет последним, а последний – первым. Тут нет абсурда, а есть неприятие гордости – в любом виде.
Бог никогда не дает нам чего-то малого. Если Он милует грешника, то вручает ему все, даже власть над Собой. Но наши глаза не привыкли это видеть. Мне кажется, это и есть то самое бревно, которого мы не замечаем в собственном глазу: великое всегда с нами, в любой момент жизни, а не когда мы достигаем академических или президентских вершин. Блаженство и счастье приходят к человеку на любом месте, в любом несовершенстве.
Святые – это те, с кем мы можем порадоваться и разделить общую жизнь. Они совсем не кредиторы, которые ссужают нам то, чего бы мы никогда не получили. Нам вручены такие же дары, как им. Но они умели их хранить. Поэтому мы испытываем трепет перед ними.
Еще раз повторю. Человек своевольный, не умеющий жить дружбой, быть порядочным в ней, не может узреть таинственность мира. Нечистое сердце будет обмануто и увидит тьму.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН (Продолжение в следующем номере)