Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета НЕ ИДИ ПРОТИВ РОЖНА!


 

Интервью


НЕ ИДИ ПРОТИВ РОЖНА!


Правоверный иудей Савл преследовал христиан не на жизнь, а на смерть. Вместе с воинами он приближался к городу Дамаску. Его цель была – найти и арестовать последователей Иисуса. Но вдруг возник яркий свет – и голос Христа остановил Савла:


-Трудно тебе идти против рожна!

А «рожен» - это остроконечный железный или деревянный кол. И когда рожен направлен на человека, надо срочно отскочить в сторону. Иначе просто погибнешь.

Услышав Христа, Савл стал апостолом Павлом. Он понял, что стоит на пути у Самого Бога! И задал только один вопрос Господу:

-Что мне делать?

-Вероятно, после этой истории и возникла поговорка: «Не иди против рожна»? – спрашиваю протоиерея Константина ОСТРОВСКОГО, настоятеля Успенского храма Красногорска и местного благочинного.

-Думаю, поговорка уже существовала, иначе откуда бы взялись эти слова? – отвечает батюшка. – Вот Христос и сказал апостолу Павлу, что трудно ему идти против воли Божией. С нею надо смириться.
Даже в бытовых ситуациях понятно: не надо идти против очевидных обстоятельств. Хотя иногда приходится.

-Давайте попробуем в этом разобраться. Вот живут вместе престарелые родители и дочь средних лет. У них много точек преткновения. И она выбирает темы, которые родителей не расстраивают, говорит то, что им приятно. А сама сомневается, правильно ли поступает.

-Если открытый контакт невозможен, то, может, лучше людей и не огорчать. Нам иногда кажется, что мы хотим кому-то сказать правду. Но всегда ли это правда? И готов ли к ней человек? Дочка уверовала в Бога, а престарелые родители, допустим, – коммунисты. И не надо им ничего навязывать, а нужно помолиться за них и потерпеть. Искать воли Божией и никого не осуждать.

-Теперь – о детях. Они милы, послушны до определенного возраста. И вдруг начинают бунтовать.

-Период бунта иногда бывает в переходном возрасте. Но посмотрите: в классической литературе мы ничего такого не встречаем.

-Думаете, без него обходилось? Почему?

-Я читал исследование одного академика-педагога о воспитании в крестьянской семье XIX века. Тогда, как и теперь, люди были разные, грехи существовали всякие. Но ребенок вырастал – и сразу становился взрослым, что сейчас трудно себе представить. Мальчик в 15 лет мог быть хозяином, главой семьи, девочка в 12 лет – хозяйкой.

-Совсем юные русские князья водили полки на битву!

-Потому что не было детских коллективов. Взрослые, маленькие, старики жили единой жизнью, и каждый делал, что мог. В 5 лет возьми прутик – и паси гусей. Стал постарше – тоже трудись по силам. Вырос – берись за тяжелую мужскую работу. Отсюда – естественное уважение к родителям. Десятилетний мальчик видел, что папа сильнее его, от него можно многому научиться.
И сейчас, если дети могут жить общей жизнью с родителями, получается хороший результат. Я, например, благодарю Бога за то, что мои старшие сыновья помогали мне в алтаре, когда мы жили в Хабаровске. Илюше было 10, а Ване – 8 лет. Меня назначили настоятелем храма. Старичок-алтарник там оказался очень слабеньким. И младший сын занимался алтарным хозяйством, а старший читал на службах. Оба ходили со свечами. Я с них спрашивал как с алтарников, а не как с маленьких детей.
Думаю, что в значительной мере благодаря тому, что меня с детьми всегда связывало общее серьёзное дело, у нас до сих пор сохранились с ними открытые добрые отношения. Хотя огорчения и искушения, конечно, были.

-Теперь ваши старшие сыновья – уже священники?

-Да. О переходном возрасте замечательно писал святитель Феофан Затоворник. Когда начинает пробуждаться пол, то все пары ударяют подростку в голову. Тут никто устоять не может, кроме тех детей, которые до этого уже стали самостоятельными христианами. У них переходный возраст в хорошем смысле уже прошел, они могут бороться со страстями.

-А остальные?

-За них борются родители: не пускают на дискотеки, не дают смотреть порнографию.

-Помогает?

-Не спасает от падения, но замедляет процесс, превращает его в сползание. И в этом бывает свой смысл. Но главное, ведь эти судорожные попытки верующих родителей и педагогов удержать и оградить подростков от зла –проявление не только немощи, но и любви, сердечного болезнования о детях. Это, если хотите, молитва в такой странной форме.
А ребята, которые осознали себя христианами, преодолев переходный возраст, могут и удержаться – с Божией помощью – от соблазнов (гарантии, конечно, быть не может). У нас в храме их несколько человек – из сотен, которые прошли через воскресную школу.

-А что с этими сотнями?

-Конфликты с родителями, готовность к блуду (далеко не все доходят до дела, но не из страха Божиего и не из любви  к чистоте, а потому что не удаётся), отступление от веры. Захватывают страсти. Это же все сладко, притягательно, да еще и оправдывается миром. Поэтому большинство ребят в той или иной мере соблазняются. Но многие возвращаются, нахлебавшись «блата».

-В смысле – «болота»?

-Да, так говорил святитель Димитрий Ростовский: «Мир сулит злато, а дает блато».

-Когда дети начинают идти против рожна, что делать взрослым?

-Перефразируя  Пастернака, скажу: «Быть живым до конца – и только». Не устраниться и не передавить. Когда двенадцатилетний мальчик говорит, что он не будет ходить в школу, или 13-летняя девочка собирается без взрослых, со старшеклассниками провести ночь на даче, это нельзя так оставить. В основу тут надо ставить долг, как это ни странно покажется.

-Почему – странно?

-Потому что на первом месте должна стоять любовь. Но она сама собой подразумевается: родители любят своих детей.
Взрослые обязаны добиться, чтобы ребенок, пусть «пинками и уговорами», но получил бы аттестат за 11 классов (а если не способен учиться, то за 9) и был социализован. Иначе ему придется расхлебывать немощи родителей.

-Немощи?

-Да, их неспособность его воспитать. Оградить подростков от каких-то ситуаций мы тоже должны. Иногда дети обманывают, возникают острые конфликты: родители говорят одно, ребенок – другое. Все делает по-своему, злится, не смиряется. Даже убегает из дома, хотя отношения со взрослыми – вроде неплохие. Вот недавно девочка пришла на исповедь, жаловалась, что все время убегает из дома, и не знает, почему. Она выглядит лет на 20, а ей – всего 13.

Тут невозможно давать рецепты. Надо стараться, чтобы с детьми всегда оставался человеческий контакт. Едва ли не любой ценой. Во многом можно отступить, чтобы только этот контакт сохранился. И когда ребенок захочет вернуться, ему будет, куда прийти.

-Но ведь ссора иногда кажется неизбежной?

-Да, и ссоры происходят, но, повторю, добрые отношения нужно сохранять. Помню, мне приходилось говорить своим маленьким детям: «Я тебя не буду наказывать, потому что наказывают хороших мальчиков. Если они что-то плохо сделают, то их мама с папой накажут. А ты так себя ведешь, как будто не сын». И они, кстати, прекрасно понимали, что вышли за пределы отношений. Вот и родителям надо всячески стараться не выходить за пределы отношений.

-Не идти против рожна… Еще вопрос. В житиях святых встречаются такие моменты. Правитель – гонитель христиан говорит мученику: «Отрекись от Христа, поклонись идолам!» Тот отказывается и начинает обличать правителя: «Это ты, нечестивый, кланяешься ложным богам!» Правитель не готов это услышать – и приходит в ярость.

-Ясно, почему христианский мученик произносил эти слова. Дух Святой его устами обличал правителя – и тот мог Его послушать или не послушать. Кстати, бывало по-разному.

-Конечно, иногда правители крестились.

-Но в истории были не только христианские мученики. Многие люди принимали страдания за свою правду, какие-то принципы. Поведение могло быть одинаковым и у святого мученика, и у коммуниста, который на допросе в гестапо не выдавал своих. Он вел себя героически.

-Но вы сказали в самом начале, что иногда нужно идти против рожна. Когда?

-Был такой великий педагог, врач и писатель Януш Корчак. Фашисты отправляли в концентрационный лагерь еврейских ребят из детского дома, где работал Корчак. Нацисты хотели его самого отпустить, а он вместе с детьми поехал в Дахау и там убит. Человек пошел против рожна – и это благородно, хотя речь шла не о вере, а о верности своему долгу и любви.

-Вера и верность – все-таки слова от одного корня.

-Против рожна приходится идти, когда Богу угодно. Только не надо ставить отвлеченных вопросов вроде такого: идет папа с маленькой дочкой, а три здоровых мужика обижают старушку. Что ему делать? Спасти несчастную женщину, рискуя жизнью дочери, или пройти мимо?

-Почему не нужно задавать таких вопросов?

-Потому что ничего случайного в жизни не бывает. Надо честно видеть себя, свою греховность и полагаться на Бога. Тогда Господь или не поставит в подобную ситуацию, или, если поставит, поможет ее разрешить. Он по Своей милости нас не оставляет.
Была со мной в молодости такая история. Я прочитал «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и уважал невинно заключенных, а всех охранников – не уважал. Как-то вечером еду домой со службы. В метро ко мне подходит тетка – слегка пьяная, в телогрейке, ватных штанах. Заговаривает со мной, и выясняется, что она из заключения. Ночевать ей негде. А я человек небогатый, но у меня было 10 рублей – большая сумма по тем временам. Думаю: «Вот я ей сейчас эти деньги дам, когда буду выходить».
Женщина просится переночевать. Я представил, как жена к этому отнесется. Одно дело, когда речь идет об абстрактном заключенном…

-Его любить легко!

-А тут – пьяноватая тетка. Я ей отказал. И деньги дать не успел, потому что она меня обругала – и вышла. Это был поучительный урок: оказывается, я не такой добродетельный, как мне казалось.

-С другой стороны, Господь отвел от вас приключение! Все-таки хорошо, что вы о жене подумали. У меня есть знакомая, так ее муж привел домой бомжа, чтобы тот у них помылся. В семье двое маленьких детей – и женщина была в шоке.

-Надо с мужем обсуждать такие дела. Я, кстати, тоже теперь не уверен, что эту женщину надо было вести к себе, хотя по моим тогдашним мечтаниям это казалось правильным.

-Вот мы вышли и на другую проблему: когда откликаться на просьбы, а когда от них уклоняться?

-Самопожертвование всегда симпатично. А ради Христа оно еще и свято. Но есть очевидные случаи, когда нет никаких оснований жертвовать интересами близких.

Но бывает иначе. Я читал про двух женщин, которые вначале войны оказались в лесу, и с ними – человек 30 детей, в том числе их собственные. Одна из женщин предложила: «Давай своих ребят заберем и уйдем, а этих тут оставим!» Вторая отказалась. И как-то они все спаслись.
Мы знаем, что в Киеве священники во время войны спасали евреев. Были среди русских и украинцев люди, которые способствовали немцам. Но другие рисковали собой, прятали несчастных. Разве это плохо?

-Это прекрасно.

-Надо быть с Богом – и Господь не оставит, Сам поможет нам в любой ситуации. Родителей святого мученика Маманта посадили в темницу как христиан. Они чувствовали свою немощь и боялись отречься от Христа, поэтому молились и просили, чтобы Господь забрал их души. И вот мать родила Маманта – и умерла. Отец тоже умер. Мамант вырос, мученически погиб и прославлен как святой. А его родители – нет.

-Многие старцы повторяли: «Не ищи себе послушаний, Господь пошлет, где Ему послужить».

-Да, ничего не ищи и ни от чего не отказывайся.

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное