Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета «КАКАЯ ЖЕ ЭТО РАБОТА? ЭТО КРАСОТА…»


 

Откровения

 

«КАКАЯ ЖЕ ЭТО РАБОТА? ЭТО КРАСОТА…»

 

Народный художник России Сергей АндриякаМальчик на уроке рисовал цветок. Педагог сказал:

-Все замечательно, но твой цветок не пахнет!

И мальчик стал размывать краски, искать, как бы сделать так, чтобы аромат цветка ощущался. С этого момента началось его творчество. Так считает народный художник России Сергей Андрияка, руководитель знаменитой Школы акварели в Москве.

Его отец тоже был известным художником и тоже директором школы – при Суриковском институте.

 

-От него вы унаследовали талант педагога? – спрашиваю Сергея Николаевича.

-И от мамы тоже, – отвечает он. – Она преподавала немецкий язык в институте.

-Это мама привела вас в храм?

-Да, а отец был атеистом. Но перед смертью, в реанимации, он изменился. А мама в 50-х годах познакомилась с архимандритом Сергием (Савельевым). Это интересная история.

-Расскажете?

-Наша Школа стоит в Гороховском переулке, дом 17. Тут напротив был дом № 16, откуда в 29-м году отца Сергия и его сестру забрали в НКВД. Не взяли только жену батюшки Лидию Николаевну (она потом стала монахиней Серафимой) и их трехлетнюю дочку Катюню.

Лидии Николаевне не позволили проживать в Москве – как жене репрессированного. Ей выделили участок за городом, в Фирсановке. Туда и перевезли их деревянный дом.

-Отсюда?

-Да. После тюрьмы и ссылки, еще при Патриархе Алексие I , отец Сергий служил в Елоховском соборе. Мама стала к нему туда ходить. Потом его переводили с одного места на другое. За то, что не молчал.

У отца Сергия были потрясающие проповеди: о церковных праздниках, пути христианина. А еще о Пушкине, Есенине, Маяковском, Блоке, полете на Луну…

-Он отвечал на все ваши вопросы?

-И говорил: «Наша Церковь молчащая, но не потому, что ей нечего сказать». В тюрьме отец Сергий (мы звали его батя) написал свою первую книжку. Его книги очень глубокие и серьезные. Мы их издали в нашей Школе и будем переиздавать. Они нужны современному человеку.

Например, он хорошо объяснял: свобода – только внутри нас. Внешние обстоятельства не могут повлиять на веру. И раз уж мы заслужили революцию, значит, правильно, что она произошла.

-К сожалению, многие с этим до сих пор не согласны.

-Когда я родился 58-м году, батя крестил меня в деревянном храме в Богородском. А в начале 60-х отец Сергий уже оказался в Медведково. Там в храме Покрова Богородицы было полное запустение, даже висели сетки, потому что сверху сыпалась штукатурка. Батя со своими чадами начал приводить храм в порядок.

-С какого возраста вы ему помогали?

-В юности хождение в храм мне не было близко.

-Побеждали другие интересы?

-Конечно. Летом 76-го года мне было 19 лет, мягко говоря, немножечко балбес. Батя позвал меня поехать с ним на Ваганьковское кладбище. Там похоронены его родители. А у него уже было три инфаркта, он постоянно ходил в толстовке. Помню, что тогда он меня поразил. Я понял: передо мною что-то значимое, великое, но вместить это не могу. Оно за пределами моего восприятия.

Я поймал такси, и мы поехали. А батя начинает разговаривать с таксистом о футболе, называет имена футболистов. Тот оживился: такой старец – и все знает! Потом таксист у меня спрашивает: «Кто это?» Говорю: «Священник». Он поднимает большой палец вверх: «Вот такой человек!»

Нашли мы могилы его родителей. А у меня к нему – дурацкие вопросы.

-Какие?

-Когда придет конец света? Он так улыбнулся: «Ну, понимаешь, «Апокалипсис» – это вещь творческая, духовная. Мы ее воспринимаем мистически…» Потом-то я его слова понял. Но это было потом…

Под конец жизни ему стало тяжело ездить в Фирсановку. У него была квартира в Москве, и он меня туда пригласил. А по телевизору показывали какое-то кино. И я променял встречу и общение с ним – на это кино. А мне надо было находиться все время рядом, слушать каждое его слово!

-И когда ваше сознание повернулось?

-Сразу же, как только он ушел из этой жизни. Батя умер 30 лет назад как раз во время Рождественской службы. После этого все наши собирались в храме, служили заупокойные панихиды. Народ очень любил отца Сергия. А потом у меня начались всякие истории, связанные с ним.

- Интересно!

-Его похоронили на Введенском (Немецком) кладбище. Там большой участок, который отцу Сергию подарила одна наша прихожанка. До революции посередине участка был поставлен большой пьедестал из мрамора с крупным крестом. Могила бати – сбоку, у ограды. А рядом позже похоронили его сестру.

Старинный крест с пьедесталом почернели. Я спросил у реставраторов, как их почистить. Полез по стремянке вверх, стал на пьедестал, все сделал. А внизу были моя мама, близкие отца Сергия.

И вот я собираюсь спускаться, ставлю ногу на стремянку, придерживаясь за крест. И вдруг крест идет на меня. А в нем килограммов 200! Я понимаю, что это конец, но страха нет. Наоборот, мне интересно, что будет дальше. Я упал на свежую могилу, а крест лег сверху и вмял меня в землю. Ушибов нет, лежу под крестом. Все будто остолбенели.

А мимо проходит незнакомая женщина, медленно, красиво, без остановки. Как символ. И говорит: «Ну вот, сейчас мы видели чудо. От креста еще никто не умирал…»

-Дальше-то как?

-Позвали рабочих, они меня вытащили из-под креста…

В 80-х годах, после Суриковского института, я долго жил в Фирсановке у родных отца Сергия: матушки Серафимы, его сестры – монахини Евдокии и дочери Екатерины. Она была кандидатом медицинских наук и тайной инокиней.

Фирсановка тогда еще не была одним из элитных мест Подмосковья. Там шла дачно-деревенская жизнь. А у Савельевых – домашний монастырь. Они молились, служили службу – особенно на большие праздники. Но самое главное – у них не было ничего внешнего. Никто не ходил в монашеских одеждах, не использовал этой современной терминологии, которая развита в церковной среде: «Ой, искушение!..» Глупость отсутствовала полностью.

-Похоже, вам есть, с чем сравнивать?

-Конечно. Как-то на Пасху я приехал в Медведково заранее. Позже к храму было сложно подойти, там разъезжала конная милиция. Сижу в сторонке, слышу разговор певчих о смирении. И одна малограмотная женщина им сказала: «Что вы ерундой-то занимаетесь? Какое смирение? Сейчас тронь кого-нибудь из вас, вы тут всех разнесете!»

-Точно, это и про нас тоже.

-А в Фирсановке – по-другому. Вот приезжает кто-нибудь из Москвы. Матушка Серафима (мы ее мамкой звали) обычно сидит молча.

-Старенькая уже?

-Ровесница века. А тот, кто приехал, начинает что-то рассказывать. И из этого рассказа идет такая суета! Мамка ждет, пока человек выговорится – и он успокаивается. Его охватывает ее доброе отношение к нему.

Там в доме был общий коридор и из него – комнатки. Вечером заходишь к себе, а там лежит яблочко и стоит чашечка чая. Кто положил? Неизвестно. Утром снова вдруг – бутербродик, еще что-то… Неожиданно.

Человек не может находиться в этой обстановке – и ничего не делать. Все работают, заботятся друг о друге. Там я написал огромное количество акварелей. Может быть, впервые почувствовал подлинную красоту русской подмосковной природы. И никто мне никогда не сказал, что в воскресенье рисовать не надо. Матушка Серафима говорила: «Ну, какая же это работа? Это же красота». И возразить нечего.

-Нечего!

-Люди радовались всему. Мамка жалела: «Что ж ты не приезжал? У нас тут такая сосюлька висела! И белочка прибегала!» Она никого никогда никого не осудила. Когда ей что-то не нравилось, начинала морщиться, но не обрывала человека.

Катюня выходила из дома ночью на тайную молитву, чтоб никто не видел. Ухаживала за парализованными больными по всему поселку. Кормила всех бродячих собак.

В одну из наших последних встреч она мне сказала: «Знаешь, я привыкла не слушать, а исполнять». Каждый из нас знает, что такое хорошо и что такое плохо. Мы совестью чувствуем, когда что-то делаем не так. Но все равно начинаем себя уговаривать, успокаивать.

-Оправдывать.

-А здесь все было абсолютно прямо – и никаких исключений. Моя жена из всех Савельевых застала только инокиню Екатерину. Та уже болела, года три лежала в постели. Жена, когда увидела Катюню, сказала: «Вот святой человек». Та буквально светилась. Только соберешься у нее о чем-нибудь спросить, а она уже все наперед отвечает.

Я видел настоящее, подлинное. И людей, подобных тем, уже, наверное, не найду никогда. Хотя многих уважаю.

Мне никак не удавалось написать портрет отца Сергия. Не получалось. И вот через 9 лет после его смерти вижу такой сон. Вроде бы я у него в кабинете и думаю: «Хочу его нарисовать». А он так поворачивается ко мне, благословляет и говорит: «Рисуй, рисуй меня!» Просыпаюсь и понимаю: все, время пришло. И всего за два сеанса написал портрет!

-Одна духовная дочь батюшки мне говорила, что он вам очень удался.

-Инокиня Екатерина была требовательной ко всему, и даже она сказала: «Получился образ!» Но это уже вроде бы не моя заслуга…

-Бога называют Изрядным Художником. Все, что Им создано, прежде всего прекрасно.

-А творчество – это одна из форм созерцания. В момент творчества происходит что-то непонятное, иррациональное. Как педагог я обязан все объяснить ученикам, может быть, даже до определенной упрощенности. В обучении мало места творчеству.

-Тут ремесло?

-Да, а творчеству научить нельзя. У людей разное восприятие. Я не могу передать другому часть собственной души.

Мне приходится озвучивать видеокассеты мастер-классов, которые я провожу. Смотрю, как сам писал неделю назад, и не понимаю некоторых вещей: почему так? Сознание выключено. Словно кто-то водит моей кисточкой. И ошибок в этом состоянии не происходит.

- Это похоже на молитву?

-В которой нет слов.

 

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 

 

 

 


В избранное