Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ПОСМОТРИМ НА ИКОНУ РОЖДЕСТВА!


 

Интервью

 

ПОСМОТРИМ НА ИКОНУ РОЖДЕСТВА!

 

Издалека нам сияет свет Рождества. Поммотрим на икону праздника, такую знакомую, и она вдруг может открыться заново. Словно мы встретились первый раз в жизни.

 

-Да, хотя знаем и этот образ, и как происходило Рождество, – соглашается протоиерей Александр ЛАВРИН . – Если есть реальная духовная жизнь, то мы каждый раз читаем евангельское слово с каким-то новым внутренним опытом.

 

- И икону – тоже видим иначе?

-Конечно, даже если на ней изображено некое временн о е событие, она все равно в нем будет являть Вечность со всей неисчерпаемостью. В этом особенность церковного образа. И в Рождественской иконе мы тоже можем приоткрыть сокровенное, побуждающее нашу мысль и настраивающее на созерцание и переживание праздника.

Обычно Новый год бывает для людей событием со сказочным ароматом. Но он приходит, и человек мало что испытывает.

-Нет глубины: сменился год – и все.

-Ожидание сказки есть, но самой сказки – нет. А церковные Праздники могут открываться по-новому, потому что в них есть глубина Божественного присутствия.

Интересно, что в целом икона Рождества похожа на иконостас.

-Точно-точно!

-Верхний ряд – Небо. В середине – звезда, которая ведет волхвов. Это не простое физическое тело, а Ангел, который покровительствует стихии – звезде. Она шла перед волхвами (об этом свидетельствуют евангелисты), потом остановилась над тем местом, где лежал Младенец-Христос, и пролила на Него свой свет.

Следующий ряд на иконе – Ангелы, которые говорят пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех – благоволение». Другими словами, идите, смотрите, Небо пришло на землю! Заметьте: сначала пастухи видят Ангельский чин. Это легче, чем увидеть Бога.

-Всегда так?

-Безусловно. "Бога не видел никто никогда…" (Евангелие от Иоанна. 1. 18) . Но вот Он явил Себя в человеческом облике. И Христос-Младенец изображен как бы в третьем ряду, в самой сердцевине иконы. На иконостасе этот ряд тоже главный. В центре его обычно находится образ Спаса в Силах или Христа Вседержителя, сидящего на Престоле. Заметим, что эта икона являет последний – «Страшный суд» Господень. Но вот мы смотрим на образ Рождества и видим, каков Сам этот «страшный» Судия.

На иконах Богородицы Он так же изображается Младенцем, но не потому, что в определенный момент земной жизни был в этом возрасте. Дева Мария держит на руках Эммануила – вечного Младенца Христа. И Его отношение к человечеству откровеннее всего явлено в иконах Богоматери «Умиление».

-Это Владимирская икона Богородица. Там Мать и Сын обнимают друг друга, касаются лицами.

-Да. И образ Рождества тоже дает нам возможность увидеть характер пришедшего Судии: Он изображен Младенцем, а младенцы всегда предельно простодушны, нелукавы и доверчивы. Христос – «Агнец закланный, берущий на себя грехи мира», пришедший отдать душу свою за наше спасение.

Основное торжество праздника связано с тем, что, наконец, в мир родился Человек – во всей полноте, каким он задумывался при творении. Адам – только семя. Он сотворен совершенным, но, живя во времени, должен был еще вырасти в это совершенство.

-Объясните, пожалуйста!

протоиерей Александр ЛАВРИН -Хорошо. Вот аналогия: при Крещении, в таинстве Миропомазания нам подается святость – ни много, ни мало. Это, конечно, не значит, что мы сразу становимся святыми. Но теперь она есть, и поэтому мы можем в ней возрастать.

-Понятно.

-Если бы Господь остался единственным, то горе было бы нам. Христос – «начаток», начало спасения. Каждый из нас призван стать таким. Он и Сам говорит: «Научитесь от Меня…» (от Матфея. 11, 29).

Обычно, читая в Евангелии о Рождестве, мы восклицаем: «Смотрите, какой тут во всем аскетизм! Не нашлось места Христу ни в одном доме – ни у богатого, ни у бедного». Все – так. Но на иконе, где все собрано вместе, ясно видны не скудость, а богатство и торжество всего видимого и невидимого мира.

-То есть?

-Ангелы славословят Господа, земля приносит Ему пещеру, небо – звезду, люди – Пречистую Деву-Матерь, пастыри и волхвы – радость и благодарность. Мы видим на иконе и животный мир: по преданию, в пещере находились еще ослик и вол. И они славили Христа, принесли Богомладенцу свое теплое дыхание, согревающее Его в холодную зимнюю ночь.

Григорий Нисский в книге «Об устроении человека» объясняет, почему Адам был сотворен последним из живущих на земле.

-Интересно?

-Он – царь. Сначала было устроено царство, а потом в него введен царь. Вот и на иконе Рождества мы видим царство Христа. Тут присутствуют небо, земля, Ангельские силы, животные, люди. Все пришло на поклонение Ему, все радовалось и ликовало.

-Но волхвы только идут.

-Это не важно. Они обязательно дойдут, принесут свои дары. И уже видят, что звезда пустила свет.

В фигурах пастухов и волхвов четко показано, каким должно быть состояние человека: все они смотрят на небо. Ангел говорит с пастухами, и те стоят в позе «приятия».

-Что это значит?

-Внимают его словам. Одного из пастухов иногда изображают так, что его рука поднята к груди. И знаете, почему? Эти люди – простецы, поэтому слушают сердцем. Они как бы сердечно принимают весть о Христе.

Но чтобы достичь такого состояния, человеку необходимо довериться, поклониться Богу. Это нужно не Ему, а нам. Благоговением, трепетным поклонением мы открываем Богу вход в свою душу. Насильно Он не войдет в нее, и Сам говорит: «Вот стою, и стучу, и к отворившему Мне войду…» (Апокалипсис. 3. 20).

-Правильно, добро не делается насильно.

-Поклониться святыне – значит, открыться неизреченному свету Христову, творящему все – из ничего. И если этого не сделано, то главным для нас всегда будет собственное Я.

-Поклонение себе, любимому?

-Да. Человек по природе – не только царь над всей тварью, но и священник. Он так сотворен. «Вы царственное священство», – говорит нам апостол Петр. В самом начале весь мир Бог отдал человеку. И человеческое священнодействие состояло в том, чтобы возвратить этот дар Богу – благодарностью. Потому «сердце» самой главной службы в храме – Литургии называется «Евхаристией».

-В переводе на русский язык – «благодарение».

-Благодарение как плод любящего сердца соединяло с Богом человека, а с ним и все творение, данное ему в удел. Но Адам пал, оставив свое первосвященническое и царское служение.

И вот приходит «новый Адам», восстанавливает человека в этом достоинстве. И для этого согласен на предельное унижение. Но на Кресте в Его последнем слове: «Свершилось!» – звучит радость. И благодарность Отцу. Не только Сына Божия, но и Сына Человеческого. Произошла победа Человека – над злом и смертью. И любой из нас отныне может возвратиться в свое первое достоинство.

Обратите внимание: ясли на иконе Рождества часто изображают в виде ветхозаветного жертвенника.

-А тут они похожи на гроб.

-Да-да, и рядом – пещера черного цвета, как бы недра земли. Рождество Христово неразрывно связано со смертью. Но это не подавляет, потому что Своей смертью Христос попирает смерть уже сейчас. Вот почему эта икона отрадная: все вокруг в поклонении и благодарности.

Внизу слева написан Иосиф Обручник, названный отец Господа. Он размышляет о том времени, когда увидел Деву Марию непраздной. Это было соблазном для него. И образ соблазна, мира недоверия, подозрительности, лукавства как бы персонифицирован в стоящей перед Иосифом фигуре. Видите, она одета в звериные шкуры и написана в профиль, что редко бывает на иконах.

-Старец здесь мучается, что-то подозревает?

-Нет, он же тут изображен с нимбом. Иосиф был хранителем чистоты Девы Марии. Не забывайте, что это еще Ветхий Завет, но Иосиф уже тогда думал не о себе, а о Ней. Он ведь хотел тайно отпустить Марию, все решить по любви, чтобы Она не пострадала. Вероятно, у него была мысль о Ее вине. Но это вполне понятно, ведь Обручник не знал о Благовестии.

Икона – это образ горнего, небесного мира, а не просто иллюстрация того, что когда-то было. Душа Иосифа ожидала «Утехи Израилевой» – Христа, была настроена на Бога. Поэтому на него пал жребий стать Обручником Марии. И здесь он созерцает тот неизреченный свет, к которому тянулась его душа. И сам излучает его.

-А мы видим это как нимб?

-Да. О том, что на иконе изображены не просто разновременные события, а явлена Вечность, к которой можно быть причастным, говорят вот эти пробела на горке.

-А, светлые блики!

-Это как раз свет звезды. А по существу, Ангел несет Божественный неизреченный свет Святой Троицы, которым освещает это событие и утверждает его в земной истории. Потому оно уже неотъемлемо от людей всех прошедших и грядущих поколений.

-Почему здесь Богородица отвернулась от Младенца?

-Поясню примером. На иконе «Сретения» Младенец Иисус пишется на руках у Матери, но порой на этих образах Он поворачивается не к Ней, а к старцу Симеону Богоприимцу, протягивает к нему руки. Этим подчеркивается, что Он принадлежит не Матери и Отцу, а всему человечеству.

Святитель Григорий Палама сказал о Богородице: «Ты и родилась не для Себя, и жила не для Себя». Дева Мария появилась на свет, чтобы родить Младенца, в Котором «вся полнота Божества пребывало телесно» (посланник к Коллосянам. 2. 9). И на иконе Рождества Богородица смотрит в другую сторону, как бы отдавая Своего Ребенка миру.

-Словно говорит: «Он не Мой, а ваш»?

-Конечно. В Ней мы видим готовность, решимость любви – отдать всё до конца.

Святое семейство не знало семейных утех – с житейской точки зрения. Таких, о которых мечтаем мы: уюта, своего дома, тепла – от мужа, от жены… Мы страдаем, когда не получаем этого. А там ни о чем таком просто не было речи.

И у Христа нет некой «личной жизни», например. Мария и Иосиф потеряли Его в Иерусалиме, когда Ему было 12 лет. Через три дня нашли в храме и спросили: «Что ты с нами сделал? Мы так переволновались!» А Он им ответил: «Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?» В этом Его служение, для него Он и пришел.

Богородица складывала эти слова в Своем сердце. Сыну – ни упрека. Она единственная Его понимает как никто. И это помогло Ей потом стать рядом с Крестом без ропота - в согласии с добровольной Жертвой Сына. Поэтому мы говорим, что она со-распиналась с Ним.

И это видно уже на иконе Рождества. Ее материнская любовь жертвенна. Она не ждет ничего для Себя. И в этой самоотдаче – истинная царственность. Поэтому ложе, на котором лежит Владычица, пурпурного – царского цвета.

-Внизу справа изображены две женщины.

-При рождестве кого бы то ни было, они всегда изображаются на иконах и омывают новорожденного. Такова традиция. В Евангелии говорится, что Мария Сама спеленала Младенца. Были там женщины или нет, евангелист не сообщает, потому что это несущественно.

На иконе важно увидеть другое: радостное поклонение Христу и славословие Ему, что составляет смысл человеческой жизни.

 

Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ


В избранное