Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЭТО ГОВОРИТ СВЯТОЙ


 

ЭТО ГОВОРИТ СВЯТОЙ

— Зачем это напечатали?! — сказал мне кто-то о «Предсмертном дневнике» отца Иоанна Кронштадтского (издательство
«Отчий дом»).
Я понимаю недоумение этого человека. Мы привыкли к довольно гладким и даже сладким описаниям жизни святых.
А тут святой сам говорит о себе — часто с осуждением.

 

Есть в «Дневниках» моменты простой человеческой радости:
«Спросить морошки после обедни — покушать, да и в дорогу взять на пароход. — За все благодарю Господа, подающего все потребное, все во благо и наслаждение наше невинное. — Целую невидимую руку Твою, Господи; созерцаю Тебя во всех делах рук Твоих! Неисчислимы оне, по причине множества, наподобие песку морского и звезд небесных» (28).
Есть и скорби от болезней:

«Сегодня с часу дня или раньше — гроза: гром, молния, дождь, ливень. Я предчувствовал эту непогоду (сильный ветер) за двое суток — в некоторых легких припадках болезни.
Ласковость хозяев и всех домашних ко мне необыкновенная. Я не стою ее. Благодарю Господа» (24).

Каждое свое падение видит отец Иоанн. И как же он кается!
«Прости мне, Господи, грех мой — грех раздражения, гнева, озлобления на противоречащих мне... Научи меня кротости, смирению, терпению, незлобию, тихости всегдашней Духом Твоим Святым.
Вот я ощущаю в сердце моем, что Ты за покаяние помиловал меня, отняв скорбь и тесноту от души моей и даровав мир и пространство сердцу. Благодарю» (19).

Или другой эпизод:
«Прости, Господи, что я нарушил главизну закона Твоего — любовь к ближнему и раздражился на слугу свою, и «дурой» назвал ее во гневе. Каюсь. Прости, исправь, не допусти до греха впредь» (53).

Святой — и вдруг: «Дура!». Но ведь мы и у древних отцов читали: все люди падают, главное — встать, не отступить от веры. Тут отец Иоанн — лучший пример для нас. Вот главное лечение, которое он всем предлагает:
«Причащение Святых Таин в каждую Литургию меня делает здоровым, мирным, обновленным. Благодарю Господа, оживляющего меня сими чудными Тайнами. Сколько сокрыто величайших дарований в Литургии! Христиане православные! Боготворите Литургию, боготворящую нас по милости Божией! Священники и миряне, обновляйтесь ею всякий день. Слава щедротам Бога Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.
Кто дал мне чувствовать себя столь благо, как сегодня, и вчера, и третьего дня? Твой дар, всеблагий Господи! (58-59).

Батюшка напоминает нам: ничего не бойтесь, свободно идите по жизни:
«С вами присутствует Сам Святейший Глава Церкви Своей — Господь Иисус Христос, возлюбивший ее и Себя предавший за нее; да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна. С вами лики патриархов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных и всех святых; с вами мысленно вся Русская Церковь в лице своих искренних чад» (32).

Его молитва защищает страдающих. «Господи, Творче и Промыслитель всех, повергаю, недостойный раб Твой, моление мое пред Тобою…» — взывает он (26). А в другом случае просит: «Господи, накажи Антонину за дерзость и пошли ей болезнь и напасть, чтоб смирилась и научилась слушаться матери и почитать ее, добрую, простую, неграмотную» (42).

Накажи — значит, открой глаза. С одной целью — спасти человека.
Батюшка сурово обличает тех, кто идет против веры. Но он молится за них, желает им добра (научиться бы нам этому!):
«Они не с нами, а против нас и против Христа. Обрати их, Господи, к истинной Церкви Твоей и спаси их» (49).

Отец Иоанн подводит итоги жизни. Он учит:
«При молитвах наших за ближних Господь смотрит на сердца наши — искренно ли мы желаем спасения и всякого блага нашим ближним, как себе; во-вторых, на то — искренно ли мы гнушаемся грехом и любим покаяние и добродетель; в-третьих, на то — любим ли мы искренно Господа и сердечно ли преданы Ему? В-четвертых, не гневаемся ли на кого, не враждуем ли? Аще принесеши дар твой к олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой… и шед прежде смирися… (Мф. 5. 23-24). Мы не должны иметь ни к кому неприязненного отношения, а должны иметь отношение любовное, терпеливое, всепрощающее, чтобы и Бог простил нам…» (48).

Больше всего, как вы уже заметили, святой благодарит Бога:
«О, как я был рад о спасении моем от Господа! — Слава Тебе!» (83).

Так зачем это напечатали? Чтобы мы поняли: до конца жизни человек борется со злом. Оно в нас живет и часто побеждает. И отец Иоанн Кронштадтский на собственном примере показывает, как это происходит и как нам быть.
Последняя запись в «Предсмертном дневнике» от 11 ноября:

«Аще кто не имеет Духа Христова, тот и не Его. Подумай глубже об этих словах и соблюди их в сердце твоем, и осуществи их жизнию твоею. Сколь о многих придется сказать, что и тот не Его, и эти не Его, а чьи-то будто другие. — Толстовки или еретички, или такой-то — записной картежник, а этот — биллиардщик, а этот — любитель конских ристалищ, а этот — низкий раб Марии, или Вариньки, или Олиньки, а этот — раб и поклонник своего хозяина или туза-богача, не имеющий понятия о истинном милосердии, без которого вся жизнь — ничто. Ибо одна милостыня искренняя способна спасти души наши». (Стр. 87).

Наталия КАПЛИЦКАЯ

2 января — память святого праведного Иоанна Кронштадтского


В избранное