Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЧТО НЕ СЛОМАНО, ЧИНИТЬ НЕ НАДО


 

Откровения

ЧТО НЕ СЛОМАНО, ЧИНИТЬ НЕ НАДО

 

- Православных журналистов не бывает! - убеждал меня главный редактор православного телевизионного канала «Спас» Иван Демидов. – Как и православных сантехников или православных дворников.

- Очень даже бывают! – не сдавалась я, отстаивая диплом и честь родного православного вуза.

- И все же православное телевидение должны делать, в первую очередь, профессионалы и только потом - православные люди. А то некоторые оправдываются: журналист я так себе, зато пишу на добрые темы.

Демидов в журналистике уже 30 лет! Одним из первых его проектов был «Музобоз». Совсем недавно – «Русский взгляд» на 3 канале. О нем Иван рассказывал в интервью нашей газете два года назад.

Прошлым летом Демидов возглавил «Спас». Да еще стал советником политдепартамента партии «Единая Россия».

- Как отнеслись к появлению православного телеканала в церковных кругах и в обществе? – спрашиваю Ивана.

- Справедливо, внимательно, доброжелательно. И в то же время сложно. Телеканал «Спас» был открыт по благословению Святейшего Патриарха. Владыка Кирилл любезно предоставил нам свои телевизионные передачи. У нас выходит его «Слово пастыря». Мы очень признательны священноначалию за такую поддержку.

Перед появлением канала бытовали разные мнения. Начиная с одной крайности, что все телевидение – зло, и заканчивая другой: поставить перед камерой священника со свечкой. Мы же предлагали концепцию современного канала. Вплоть до рекламы.

Экзамен перед аудиторией пришлось сдать непростой. Остались, конечно, вопросы вкусового характера. И я готов прислушиваться ко всем мнениям. Но безоговорочно признаю только две цензуры: Московского Патриархата и собственного духовника.

Что касается либеральной прессы, то я рассчитывал на большее озлобление с ее стороны. Впрочем, журналисты – народ умный, и предпочли не слишком нападать на канал, чтобы не сделать ему рекламу.

- В прошлую нашу встречу вы говорили о перспективе создания православного телеканала. Но сами не планировали его возглавлять.

- Разве я так сказал? (Хмурится) . Не знаю, почему. Видимо, я тогда реально видел, что его невозможно сделать.

- Может быть, вы устали от «Русского взгляда»?

- Скорее появились потребность и желание говорить на те же темы – в другом формате. Такое у человечества уже случалось ( улыбается) : из новостной или музыкальной телепередачи рождались информационный и музыкальный каналы. Как только появилась возможность создать «Спас», он сразу появился

- Кто его организовал?

- Нынешний генеральный директор Александр Батанов. До этого Саша много работал в политике и на телевидении. Попечителями стали предприниматели из далекого Приморья. К счастью, они понимают, насколько это важно, чтобы у Православной Церкви был свой рупор.

- Чем «Спас» отличается от остального телевидения?

- В первую очередь, содержанием. Хотя это не столько религиозный, сколько общественный канал. Среди программ «Спаса» много политических. Обсуждаем, что происходит в стране, в мире. И хотим, чтобы человек смотрел на жизнь сквозь призму Православия. При этом «Спас» построен как профессиональный коммерческий канал.

- В каких жанрах работаете?

- У нас много документалистики: исторической, церковной. А вот художественных фильмов практически нет. По-моему, происходит путаница, когда в православную видеотеку набирают старые советские ленты. Второе большое направление – разговорные передачи.

- Ток-шоу?

- Что-то в этом духе. Например, беседа священника со зрителями. Такую передачу у нас курирует отец Димитрий Смирнов. Главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда берет на себя новое поколение. Зам. председателя комитета Госдумы по международным делам Наталья Нарочницкая ведет политическую программу, руководитель центра геополитических экспертиз Александр Дугин – геополитическую и, наконец, сам Батанов - итоговую общественно-политическую, в которой принимают участие видные российские политики.

- Ну, а сами вы что ведете?

- Ничего, потому что занялся политикой. Работаю в молодежном подразделении «Единой России», оно называется «Молодая гвардия». Мне кажется, нет смысла совмещать мою новую деятельность с журналистикой.

- А как же «Спас»?

- Я не рассматриваю его как свое телевизионное детище. Моя работа здесь чисто консультационная. Тем более что канал уже крепко встал на ноги. Его делают сильные журналисты.

- А мне казалось, что православных людей на телевидении не так уж много.

- Вы будете удивлены, но это не так! Я всегда привожу в пример Андрюшу Малахова и Тутту Ларсен. Ее настоящее имя Таня, она недавно родила ребенка. Это верующие люди, хотя и работают на светском ТВ. Таких, как они, много.

- Не пытались переманить их к себе?

- У нас не стояло такой задачи ( смеется ). Работа есть работа. Мне кажется, светские журналисты, исповедующие Православие, - это огромная сила. Жаль, что она до сих пор не востребована нашей Церковью.

- На какую аудиторию рассчитан канал?

- Так получилось, что «Спас» стал выходить на спутнике НТВ+. Там очень специфическая аудитория. Как правило, люди с достатком, которые могут поставить «тарелку» дома. Правда, в некоторых городах к нам начинают подключаться кабельные сети. Их зрители смотрят канал бесплатно. Да и пользователи НТВ+ отдельно за «Спас» ничего не платят. Он идет в открытом доступе.

- А как быть тем, кому спутниковая «тарелка» не по карману? Сможем ли мы в будущем увидеть «Спас» на доступной частоте?

- К сожалению, все доступные частоты в России закончились. Остались спутник и кабельные сети. Мы и так стараемся максимально облегчить доступ зрителя к телеканалу. Но, увы, не можем поменять сложившуюся в стране телевизионную систему.

Думаю, в этой ситуации есть свои плюсы. В обществе стало вырождаться представление о том, что Православие - это религия старушек и людей, не адаптированных в социальном мире. Наши зрители – умные, состоявшиеся люди. Почти все передачи «Спаса» интерактивны. Это значит, что самостоятельная часть нашего населения готова к восприятию православного взгляда на жизнь.

- Канал пользуется популярностью у молодежи?

- Да, конечно. До появления «Спаса» НТВ+ проводил исследование среди зрителей (в основном их возраст от 23 до 35 лет). Оказалось, большинство надеялось на появление православного канала. А мы еще удивлялись тогда, почему это с нами так легко ведут переговоры!

- Видимо, молодежь сегодня стала другой. И от телевидения требует перемен.

- Лет 10 назад молодые люди считали себя больше космополитами. Им был интересен мир в целом, его не делили на наших и не наших. Сейчас у нового поколения появилась четкая идентификация: это Запад (одни его любят, другие - нет), а это мы, Россия. По-моему, это хорошая тенденция.

- Кто придумал название «Спас»?

- Идея моя. Во-первых, оно красивое, а во-вторых, это действенный глагол. Не случайно же среди всероссийскую популярность получило именно Министерство по чрезвычайным ситуациям – спасатели (смеется)! И в-третьих, Спас – это русское имя Спасителя. Иногда оно становится по-доброму бытовым – Яблочный Спас, Медовый Спас. Но это вовсе не означает, что мы назвали канал именем Христа.

- А такие слухи ходят.

- Тем-то и замечательно русское слово, что оно по-хорошему многозначно. Человек читает: телеканал «Спас», и у него рождаются ассоциации. Я даже поспрашивал среди своих знакомых, у кого какие. Негативной реакции нет.

- Как вы отбираете рекламу на «Спасе»?

- Подход прост. Мы точно знаем, какого рода продукты и какие формы рекламы у нас ни за что не пройдут. Проще говоря, мы готовы рекламировать апельсиновый сок. Но только в детском саду, а не на пляже.

∙  Рекламодателей это не отпугивает?

- Ничуть. При том обилии рекламы, которую сейчас крутят на телевидении, она может просто затеряться в общем потоке. А появление той или иной продукции на православном канале будет работать на ее имидж.

Конечно, мы не несем ответственности за рекламу. Но представлять на таком канале заведомо некачественные вещи просто цинично.

- Говорят, со «Спаса» ушел известный московский священник отец Максим Козлов. Это правда?

- Да, мы временно расстались по обоюдному согласию. Отец Максим несколько месяцев вел молодежную программу. Но она стала отнимать у него слишком много времени. Кроме того, мы с ним по-разному понимаем, какой именно должна быть передача. Отец Максим предлагает делать беседы с воцерковленной молодежью. А нам хочется жестких вопросов от неформальной.

Разумеется, мы ни в коем случае не станем навязывать батюшке свое видение. Как только ему будет удобно возобновить производство программы, мы тут же запустим ее в эфир.

- Новые проекты готовите?

- Телевизионный канал – продукт долгий. Изначально мы зарядили определенный набор программ. Через полгода стало ясно, какие из них останутся, какие нужно изменять, а какие – менять кардинально.

Обновлять пространство мы планируем не раньше зимы будущего года. Зритель у нас консервативный и не любит, когда перед ним суетятся. Пока людям стоит привыкнуть к тому, что есть. Тем более что замеры аудитории и рост интенсивности звонков показывают: программы набирают силу. А то, что не сломано, как говорится, чинить не надо.

- И все-таки я согласна: православных журналистов не бывает. Это православные люди в любую профессию приносят свой взгляд на жизнь и свое отношение к миру.

Беседовала Наталья СОСНОВА

 

 

 

 

 


В избранное