Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Воскресение


Интервью

Воскресение

Солнце над горизонтом — все выше. Столбик на термометре — тоже. «Весна!» — облегченно вздыхаем мы. Воскресает природа. Воскресает душа, заметенная метелями. А что стоит за этим словом — «воскресение»?

— Оно накрепко связано с понятием смерти, — объясняет священник Алексий Потокин. — Воскресают из мертвых. Есть подобие воскресения — пробуждение от сна, циклы в природе. А есть подлинное: человек был духовно мертв — и ожил.

Заметьте: природа оживает вслед за человеком. Она находится в тесной связи с ним. Людям дана заповедь: в седьмой день владычествовать всеми на земле. И наше отношение, труд, забота напрямую связаны с состоянием природы. Становится человек жадным — и природа тоже, он жестокий, неуравновешенный — и она.

— Вот и качается погода из стороны в сторону!

— Подлинное воскресение в вечности происходит после того, как человек своей волей вошел в область смерти. Она довольно обширна. Жить только для себя, поставить себя на первое место, перестать радоваться — все это смерть. Всякое понятие требует полного осознания. «По плодам их узнаете их», — говорит Евангелие. А какой плод приносит наша жизнь — добра или зла? Важно ли это для нас?

Порой человек замечает: я отпадаю от блага, то есть пользуюсь им и другими людьми. Вроде бы  рядом с ними живу, а себя ставлю в центр.

— Но так в основном и живут.

— Да. А можно жить иначе — ради другого, забывая про себя. Выбор всегда есть. И подтверждать его надо постоянно, иначе мы измением ему.

Правда, тут надо учиться, а то сразу начинаются ошибки: забыл следить за здоровьем, забыл поесть — и умер от голода.Требуется духовное рассуждение, совет опытных людей — чаще всего духовников.  Иначе в глубине души так и останется эгоистическая тоска: я одинок, никому не нужен, никто меня не понимает.

— Еще это называют невостребованностью. Почему-то.

— А кто нужен нам? Давайте спросим себя. Не богатством материальным или житейской необходимостью, а сам по себе,чувствами, мыслями? Кого мы хотим понять и принять? Да никого.

Но оказывается, когда потребление достигает громадных размеров, человек вдруг ощущает великий голод. Все есть, а главного — нет.

—«А мне плохо!» Очень многие так приходят к вере: все перепробовал — и что дальше?

— Дальше, если окончательно не умер, возникает аппетит к «хлебу насущному», который иногда еще называют  «надсущным». Только им может жить душа. Человек начинает искать — и находит в том месте, которое сам же уничтожил, попрал.

  Дивен Бог! Своей жертвенной любовью Он даровал нам слово “прости”. Скажешь: «Прости!» — и жизнь возвращается, отношения с людьми, с Богом воскресают в иной силе. Их уже не дашь разрушить, к ним относишься иначе — как к драгоценности.

 Уставшие, разочарованные люди обычно рассуждают так: мир неразумен, некрасив, недобр. Все судьба, случайность. И это — вроде оценки качеств Бога, личности Творца. Когда же понимаешь, что стоит жить в любых условиях, что жизнь — дар и мир красив, то опять воскресает надежда: не глупая, не жадная, а настоящая, которую осуществляет. Малодушный, трус становится мужественным, унылый, печальный, скучный — жизнелюбивым. Для нас воскресает Бог и Его мир — и мы входим в него покаянием, признанием, что Он был всегдя рядом, но нам хотелось не дружбы-равенства с Ним, а подчинить Его себе.

— Это — воскресение человека. А что такое воскресение для Бога?

— Обратите внимание: Господь не мог умереть, пока не воплотился. Бог вообще умереть не может. Он просто уходит из нашей жизни, когда мы перестаем Его замечать.

Бог принял на Себя материю — нашу плоть, и стал уязвим. Но не от людей: безгрешного нельзя убить. Господь Своей волей (это нельзя понять до конца!)  мог предоставить Свое тело на истязания и порицание людям.

— Зачем?

— Как могут соединиться общей жизнью два добрых человека, нам понятно. А добрый и злой?

— Если добрый пожертвует собой.

— Отец иногда позволяет ребенку поступить неправильно, что-то разрушить в доме и в отношениях. Взрослый потом все восполнит, восстановит. Зато ребенок чему-то научится, увидит плоды своих капризов, по ним узнает себя. Искренне скажет: «Прости!»

Когда человек разорвал отношения с Богом, наша и Его жизнь проходили параллельно. Причем у людей — как бы по инерции, угасая.  А теперь Господь Сам входит в нашу жизнь и как бы говорит: «Есть благо, добро, любовь — тихая, кроткая. Это добро само себя отдает: исцеляет,обновляет. Как с ним поступят люди?»

И Он Божественным усилием смиряет Себя, связывает свое всесилие (это чудо, тайна): вы можете убить безгрешное.  Такое и в нашей жизни отчасти бывает и называется крестом. Крест — не когда мы терпим, потому что деться некуда. А когда имеем силы остановить зло в любимом, но говорим: «Ладно, уничтожай меня!» И если наша душа не дрогнет, не проклянем, не обидимся, то, убив нас, человек имеет возможность быть спасенным.

— Проснуться от ужаса? Так убийцы и зрители приходили ко Христу, видя смерть мучеников.

— В жизни существует эта страшная дилемма. И на Литургии Василия Великого произносятся слова молитвы: когда вы пьете Чашу спасения, вы «смерть Мою возвещаете». Вот о чем  часто забывают христиане — о цене нашего спасения.

Иудеи требовали от Господа знамения — чего-то удивительного, раскалывающего сознание. Но таким было неприметное явление Бога в пеленах — маленького, слабого, беззащитного. Это страшное знамение. Что «нормально» для Бога? Миры творить, горы переставлять, всех на место ставить. Мы такой нормы все время требуем. А чудо настоящее — когда Всесильный показывает кротость.

Второе знамение — Ионы пророка. Бог сходит под землю, в умирающее творение.

—Как Иона в чрево кита.

— Оказывается, Бога принять и остаться мертвым — нельзя. Жизнь взламывает крепость смерти. Потому Иоанн Златоуст говорит: «Где твоя победа, смерть? Ад, где твое жало?» Их нет. Наступает воскресение. Мы смотрим вокруг и видим: смерть там и тут. Но если вглядеться до конца, нет у нее победы. В концов концов она будет изгнана отовсюду. Аду, где нет Бога, места не останется.

— И те, кто Его не принимает, с Ним встретятся?

— Конечно. В будущем веке, который уже наступил на земле для тех, кто хотя бы немножечко воскрес. Люди, которые отвергли Бога, тоже будут рядом с Ним. И будут страдать от Его присутствия. Это состояние какое-то неведомое, нестерпимое.

— А как вы сами шли к вере? Вы же крестились  почти в тридцать лет. Тут необходимо было воскресение.

— Это происходило через разум и чувства, по двум линиям. Я видел, что светские науки красивы, способны приносить глубокую радость: решение задач, всевозможные математические закономерности, единство физических явлений поразительное. Но при этом на некоторые вещи ум наталкивается. Их приходится принимать на веру.

Наука признает неполноту своих построений, двойственность природы, даже у элементарных частиц. Раз это существует, значит, может быть понято. Но требуется иной взгляд на мир — более общий, глубокий.

Оказывается, в Библии все эти вопросы разрешаются.  Творец един и природа едина, все пошло от первоматерии. Любое вещество раскладывается до света — он в основе.

Простые наблюдения показывали мне: мир разрушается, приходит в хаос. Накапливаются болезни, сокращаются виды животных и растений. Чтобы восстанавливался порядок, нужно какое-то внешнее влияние. И там, где человек действует доброй волей, разумом, он многое умудряется сделать. Почему? В нем остается след Творца.

А где след Творца теряется, и мы начинаем в тех же научных открытиях искать выгоды для себя, они оборачиваются против нас. Можно было бы разумно пользоваться антибиотиками? Разумеется. Но сейчас уже снижен иммунитет у людей.

— И нам грозит гибель.

— Так во всем. Другая линия — в области чувств. Я начал замечать: положительные переживания, связанные с этим миром, радость, удивление притупляются. Надо все больше усилий прикладывать, чтобы чувства нарастали. Становится скучно, неинтересно. Мир велик, но, к сожалению, исчерпаем. Посмотрел живопись, послушал музыку — и уже все ясно.

— Возникает ощущение вторичности: было, было…

— Плюс пришло понимание: почти все в жизни бралось не совсем честно. И эта нечестность нарастает. Как быть? Сам себе простить не можешь. Думать об этом тошно. И если не ищешь  «наркотика», любого, то совсем невозможно становится.

Душа искала выход. Стал я смотреть на различные религии (удивительно, но Православие поставил в последнюю очередь!) — на восточные, даже на мусульманство. На эзотерические учения. Знакомился с ними, но жить ими не хотел.

Потом пришел к христианству. В молитвенный дом к протестантам сходил, в костел. Везде понравилось, но ходить туда — нет. Последним был православный храм. Пришел туда — не понравилось.

Так я и оставался в подвешенном состоянии, пока не обратился к Христу лично. И тут просто понял: Он жил! Это было непередаваемо. Мне уже ничего не было нужно: ни слов, ни знания Его законов. Он жил — и это всю жизнь ломает, все в ней ставит на свои места.

Вопрос о выборе конфессии отпал. С этим знанием я несколько лет пожил, подумал, почитал, а потом естественно стало идти в православный храм. Много было препятствий. Священники не нравились, люди лицемерные среди прихожан. Но были вещи (их немного!) значительнее и лучше, чем в любом другом месте.

Я почувствовал одну икону Божией Матери. Таких нигде не видел. Потом в каких-то кусочках почувствовал службу. Нигде таких не слыхивал. И еще встретил священника, подобных которому никогда не встречал.

Этого оказалось достаточно. Пусть все остальное будет не так. И рядом с Христом были одни грешные, бесноватые, больные, злые, чудовищные люди. Это никак тень на Христа не бросает.

Когда я это понял, все внутри успокоилось. А дальше жизнь развивалась сама собой. И отсюда я сделал вывод: ее никогда не нужно торопить, понуждать. Стараться — надо. Но искусственно придумывать — ни в коем случае. Она имеет в себе великие силы.

Беседу вела Наталия ГОЛДОВСКАЯ         

 

 


В избранное