Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Соборная Церковь или “Латинская империя”


Информационный Канал Subscribe.Ru

Взгляд
Соборная Церковь или “Латинская империя”
На чем основывается католическая доктрина всевластия Римского Папы во Вселенской Церкви? Есть текст в Евангелии от Матфея. Иисус спросил учеников: “…вы за кого почитаете Меня?”. Симон - будущий Петр - ответил: “Ты Христос, сын Бога живаго”. Сказал Спаситель: “…блажен ты, Симон... и Я говорю тебе: ты - Петр (лат.- “камень”), и на сем камне Я создам Церковь Мою” (Мф. 16. 15-18). По мнению католиков, этим высказыванием Христос поручил Петру “верховное служение в Церкви”. Они считают, что апостол Петр учредил в Риме епископскую кафедру, стал первым Римским Папой, и все епископы города Рима унаследовали от него высшую церковную власть. Характерно, что в Евангелии от Марка, которое написано в Антиохии непосредственно под редакцией св. Петра, текст о превосходстве Петра опущен. Не этот момент хотел подчеркнуть сам первоверховный апостол.
Восточное Православие всегда признавало Римскую кафедру первой по старшинству, но решительно отвергало властные притязания латинян. Спаситель говорил ученикам: “…почитающиеся князьями народов господствуют над ними… Но между вами да не будет так” (Мф. 20. 21; Мк. 10. 35-40). Никто из учеников Христовых не стал “князем апостолов”. В чем различия между старшинством по чести и по власти? В первом случае имеет место признание авторитета и согласие с его мнением, во втором случае подразумевается подчинение в порядке субординации. Но к такой власти св. Петр никогда не стремился. Он был первым, кто внес фундаментальный, незаменимый вклад в основание Церкви Христовой. В день Святой Пятидесятницы в Иерусалиме Петр публично провозгласил акт возникновения Христианской Церкви и свидетельствовал о божественности Иисуса из Назарета. Первое чудо, совершенное апостолами по воскресении Христовом - исцеление хромого от рождения,- произошло в храме по слову св. Петра (вместе с ним был апостол Иоанн). Тогда же апостолы со властию свидетельствовали о Христе перед иудейскими старейшинами. Первое крещение обращенного из язычников сотника Корнилия и его семейства и оправдание принятия язычников в Церковь совершил Петр. С этого момента Церковь стала Вселенской “де факто”. Первая апостольская проповедь в Духе Святом! Что может быть важнее и почетнее? И для этого не надо было приказывать или повелевать.
В эпизоде на берегу моря Тивериадского Спаситель трижды вопрошает Петра: “любишь ли ты Меня?” Трижды апостол отвечает утвердительно. Трижды говорит ему Иисус: “паси овцы Моя”. (Ин. 21. 15-17). Эта беседа имеет личный характер. При аресте Спасителя Петр отрекся от Него трижды - и тогда же покаялся. Теперь Христос принял исповедь Петра, восстановил его в полноте служения. Выражение “паси овцы Моя” не означает, что оно относится только к Петру. Подобное наставление уместно любому сельскому священнику.
Петр идет за Учителем, за ними следует апостол Иоанн. Петр спрашивает: “а он что?” Ответ Господа в некотором смысле неожиданный: “Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того” (Ин. 21. 22). Так Христос определяет Иоанну особое независимое служение, о чем Петру знать не нужно. Апостол Иоанн “вне юрисдикции Петра”. И это отнюдь не исключение из правила. Апостол Павел поставлен на служение непосредственно Господом и его служение было особым. В православной традиции Петра, Павла и Иоанна именуют Первоверховными. Деяния всех 12 апостолов совершается по внушению Духа Святаго, ни один из существовавших в то время христианских центров (Иерусалим, Антиохия, Александрия, Рим) их действия не координирует. Павел прибывает в Рим не позже 61 г. В это время Петра в Риме еще нет и христианская община в столице Империи практически не сложилась. Павел посвящает в епископский сан Лина. Петр приходит в Рим около 67 года. Он посвящает в епископы Климента. В 67 г. Петр и Павел приняли в Риме мученическую смерть. Фактически становление Римской церкви начал апостол Павел, что, разумеется, не умаляет заслуг апостола Петра. Звание Апостола выше епископского сана. Поэтому нельзя считать Петра римским епископом, как бы “по совместительству”. Первым епископом Рима (и только Рима) был Лин. В этом случае Климент был или викарным епископом, или у него была епархия вне Рима. После Лина Римскую кафедру возглавил Анаклет (кем и когда он посвящен, неизвестно). Климент стал епископом Рима в 92 г. после мученической смерти предшественников. Звание “Папа Римский” от греческого pappas - отец, пришло из грекоязычной Александрии.
Таким образом, римская епископальная кафедра создана трудами Петра и Павла, но к вопросу о властных полномочиях Папы Римского во Вселенской Церкви этот момент отношения не имеет. Общие решения на уровне, обязательном для всей Церкви, апостолы принимали только по соборному согласию. Предыстория I Апостольского Собора в Иерусалиме около 50 г. такова. Петр проповедовал в Антиохии, общался с новообращенными из язычников - необрезанных, разделял с ними трапезу. Из Иерусалима пришли иудеи, посланцы от общины св. Иакова (Младшего), которые еще чуждались иноплеменников. Опасаясь нареканий, Петр стал таиться и даже проповедовал о необходимости обрезания и соблюдения Моисеева законодательства для крещеных неевреев. Тогда апостол Павел резко обличил Петра (Гал. 2. 11-14). Спорный вопрос рассматривали на Апостольском Соборе. Здесь позиция Петра окончательно определилась. Собор единодушно решил: новообращенные из язычников свободны от бремени Моисеева Закона. Дело не в том, что Петр мог ошибаться, а в том, что он ценил мнения собратий и считался с ними. Первоверховный апостол - первый по чести, не ставил себя выше Собора, благодушно относился к справедливой критике и не проявил никаких претензий на единоначалие. Теория административного превосходства римских епископов - Римских Пап над предстоятелями всех Церквей начала формироваться во II-III веках. В 445 г. ее “озвучил” римский император Валентиан III и поддержал Папа Лев I Великий. До полного раскола Церквей Запада и Востока тогда оставалось еще 609 лет.

Владимир ПРИЛУЦКИЙ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное