Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета “Отче наш…”


Информационный Канал Subscribe.Ru

Молитва
“Отче наш…”
Каждый день по нескольку раз христианин произносит молитву “Отче наш”. А между тем есть большая опасность бездумного, механического повторения этой дивной молитвы, которую дал нам Христос Господь. Серьезно и искренне молящийся человек всю жизнь входит в постижение молитвы Богу Отцу. Все остальные молитвы - родом из “Отче наш”, вышли из нее.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: “Будем творить молитвы не с движением тела, не крикливым голосом, но с добрым душевным расположением; не с шумом и гамом, не для показности, как бы для того, чтобы обогнать ближнего, но со всяким приличием, сокрушением сердца и непритворными слезами”.
“Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя твое!”.
Ко многим уважаемым людям мы обращаемся на “вы”, а к Богу - на “Ты”. И эту прямую дорогу к Богу Отцу проложил нам Его Сын Иисус Христос. Он воплотился и стал человеком по всему - кроме греха. Одним из нас. Крестом и Воскресением открыл нам путь к этому “Ты”, к откровению, к прямой речи, к личным отношениям с Отцом Небесным. И смысл нашего земного бытия - прославлять, святить Его имя среди людей добром и любовью.
“Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе”.
Мы молимся о том, чтобы благодать, радость и покой Царствия Божия осенили тьму нашей тоскливой, падшей души. Когда произносим слова “да будет воля Твоя”, то просим, чтобы замысел Бога о нашем земном пути совпал бы с нашими устремлениями и желаниями. Мы лепечем эти слова, а понимаем ли, чего просим? Ведь грехи, страсти и увлечения, как правило, уводят нас от единственно верного пути. И нужна воля, чтобы мы, дети Божии, подобно блудному сыну, каждое утро вставали и с готовностью говорили: “Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих” (Евангелие от Луки, 15, 18-19).
Макарий Великий говорит: у человека два крыла - воля Божия и наша воля, наша свобода и активность. И ведь совестью знаем, чего хочет от нас Господь в той или иной ситуации, но, упрямые и гордые, поступаем по-своему. И мучаемся, и страдаем потом от собственной строптивости. А при этом язык по-прежнему услужливо твердит всякий раз: “Да будет воля Твоя…” Ну и где же она, эта воля? Почему не творится?
“Хлеб наш насущный дай нам на сей день”.
Всякий нуждается в пропитании, одежде и крыше над головой. Бог знает нужды каждого. Со страниц Евангелия Он говорит: “…не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться… потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом” (Евангелие от Матфея, 6, 31-32). Но из века в век повторяются те же разговоры и пересуды: “Почему у него богаче, слаще и жирней? Ну почему?!” А при этом человек все бубнит: “Да будет воля Твоя”. Но только закончил молитву у святой иконы, забылся - и вот уже тут как тут всегдашние сплетни и пересуды: “Смотри, а у него!.. А она-то!..” Дай нам, Господи, не смотреть с завистью на других, но вслед за мудрым Соломоном говорить: “Нищеты и богатства не давай мне,- питай меня хлебом насущным” (Притчи, ХХХ, 8). А о соседе позаботится Господь.
Но есть Хлеб иной - Хлеб Святого Причащения, который преподается нам в Божественной литургии. Именно такой Хлеб взял Иисус, благословил, преломил и, раздавая ученикам, сказал: “Примите, ядите, сие есть тело Мое”. И еще: “Ядущий Хлеб сей будет жить вовек”. Дай, Господи, до конца дней этого Хлеба искать, жаждать, им причащаться вместе с живительной Кровью Спаса нашего!
“И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”.
Историки Церкви пишут, что древних христиан это прошение приводило в трепет. Многие, чувствуя свою неготовность искренне произнести эти слова, даже выпускали их из молитвы.
Мы просим Бога простить грехи - и уже не просто обещаем, а прямо свидетельствуем Господу, что мы-то сами простили своим ближним и дальним и пребываем в мире душевном. Но это ведь часто не так! Посмотрим трезво на жизнь нашу. Она полна взаимных обид, столкновений, ссор, недомолвок, лицемерия. Но вновь эта привычка бездумно проговаривать молитвы не заставляет нас даже задуматься, о чем это мы Богу только что поведали. О том, что уже простили. О том, что уже любим!
Но что же делать нам - немощным и слабым? Не молиться вовсе? Нет, не так. Любящий Господь благословляет сами усилия, намерения, стремление к миру и снисхождение к близким. И вот тогда мы искренне и глубоко скажем:
- Господи! У меня нет сейчас мира сердечного в полноте. Но Ты дай мне Свою благодать, которой я смогу простить и возлюбить!
Как все мудро и просто у Господа! Божие милосердие и прощение приходит к нам после наших слабых усилий, после самой малой милости к людям. Всякий живущий на земле достоин понимания и милости. А мы - не судьи. Есть над всеми Судия праведный и нелицемерный - Господь наш.
“И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого, ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь”.
Апостол Иаков пишет: “никто не говори! Бог меня искушает; потому что Бог не искушает злом, и Сам не искушает никого”. Бог попускает грех, не сковывает нашей свободы. Но очень часто сама свобода - путь следования греху. Она и заводит в житейский тупик. И зная свою неустойчивость в правых мыслях и чувствах, мы, как малые дети, прибегаем к Отцу Небесному и просим: не попусти нам подпасть под иго наших собственных страстей и заблуждений, вразуми, защити от козней демонских. Исправи (направи!) путь жизни нашей!
Молитва Отцу и Богу завершается славословием. Эту ее часть в Церкви произносит лишь священник. Последнее слово - аминь, значит - истинно так, так будет всегда.
Будем читать молитву “Отче наш” языком, будем творить ее и сердцем - внутренним глубоким чувством, сверяя каждое слово со своей совестью. Но если увидим несоответствие ее с собственной жизнью, не станем унывать, а напротив, в простоте, как это делают детки, обратимся к Богу и Отцу: “Господи, помилуй нас молитвами Сына Твоего и щедротами Всесвятого Духа Божия. Аминь”.
Протоиерей Борис Ничипоров,
кандидат психологических наук


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное