Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета Родители, решите свои проблемы!


Информационный Канал Subscribe.Ru

Интервью
Родители, решите свои проблемы!
Конаково - маленькая точка на карте, российский городок в Тверской области. Есть там православный культурный центр. А в него приходят и дети, и подростки, и взрослые. Каждый находит себе занятие по интересам. И для молодежи, между прочим, даже танцы проводятся.
А в Москве я недавно столкнулась с ситуацией, что православная учительница отказалась учить детей современным танцам. Создала из них запретный плод, который, как известно, самый притягательный. Действительно, совсем нельзя нашим ребятам танцевать современное?
Обращаюсь к Конаковскому настоятелю протоиерею Борису Ничипорову за разъяснениями. Тем более, что батюшка - еще и кандидат психологических наук.
- Каждую ситуацию нужно анализировать,- говорит отец Борис.- Нельзя однозначно сказать: современные танцы - это хорошо или плохо. Все вещи всегда конкретны.
Лет восемь назад пришла ко мне женщина Людмила Сосунова - прекрасный хореограф. Ее девочки и мальчики танцевали современные танцы, народные. И она попросила, чтобы я окормлял ее танцевальную школу.
Что мне было делать? Отказаться? Я же не мог им сразу диктовать какие-то условия, модели поведения.
Девочки, мальчики начали ходить в храм, стали моими духовными детьми. И сейчас они танцуют. Мы взяли их в состав нашего культурного центра.
В московских православных общинах существует своя субкультура, своя среда. И детям там хорошо. Их не надо специально толкать на дискотеки. Другое дело - Конаково. Там мы пока не можем создать альтернативной миру сему культуры.
- Почему?
- Потому что город маленький. Многие дети воцерковляются, а родители - нет. Существует опасность стать “белой вороной” в этом достаточно плотном обществе.
- И в Москве ребята рвутся в клубы, на дискотеки.
- Какое-то время, пока молодежная стихия и студенческая среда увлекают молодого человека, у нас есть два варианта поведения. Этих юношей, девушек жестко осаживать; говорить: “Это грех, нельзя, не ходите!” И тогда они могут уйти от нас. Но лучше постепенно намекать: “Вот тебе уже 22 года. И что - не перебесилась?” Склонять к тому, что это должно потом уйти.
Такой “дионисийствующий период” и у нас-то, сорокалетних - пятидесятилетних, еще существует, к сожалению. Поэтому тут нужна мудрость. Восторгаться подобной культурой, утверждать, что она хороша, пусть будут и дискотека и молитва, мы не можем. Все-таки надо привести к тому, что профиль личности, образ жизни должен быть православным. Но вести себя нужно пластично. Как ни крути, сегодня дискотеки - рассадник наркомании, СПИДа.
- В Конаково тоже появился СПИД?
- Не много. А в Твери - в большом количестве. Это один из лидеров по СПИДу. География его такова - транзитный город.
- Если не получается удержать ребенка в семье, как быть?
- Я могу сказать о моей средней дочери. У нас такие добрые отношения, так хорошо с нею дома.
- Ей сколько лет?
- Восемнадцать. У нее тоже существуют студенческие вечера. Но нет такого, чтобы она рвалась туда, там пропадала, чтобы это было для нее местом притяжения.
И проблема, я думаю, не в “пускать или не пускать”, а в ином. Родители должны посмотреть, что же это за обстановка такая дома, что за моральная, эмоциональная, психологическая атмосфера, что за отношения между мужем и женой - отцом и матерью, если ребенок бежит на дискотеку?
Мы же говорим о молодежи. В восемнадцать лет - как ее удержишь? Это уже во многом люди самостоятельные. Но если все-таки атмосфера в семье добрая, то дискотеки будут только фрагментами. Ребенок захочет быть в семье, с родителями пообщаться.
- Значит, взрослым надо начинать с себя? Решать собственные проблемы?
- Конечно. И еще надо понять: даже если в семье хорошие отношения, может наступить этап, когда ребенок будет пробовать себя. Иногда это даже носит протестный характер, будет порыв к автономии, к самостоятельности. И тут надо очень психотерапевтично действовать.
- А именно?
- В каждом случае посмотреть мотивы: что он делает на дискотеке? Либо это любовь, либо желание оторваться от родительского пресса. И тут давлением, прямыми лобовыми атаками ничего не добиться. Постараться потом сместить акценты и вовлечь ребенка во что-то полезное.
Вы знаете, скука в семье или в наших молодежных центрах возникает еще и от того, что там много начетничества.
- Что вы имеете в виду?
- Бесконечные наставления, лекции. Получается, кроме болтовни, там ничего не делают. А надо заняться делом. Тогда для дискотеки времени не будет.
Наша молодежь только и знает: службы, концерты, выставки. И времени особенно у детей нет. К тому же они еще и учатся.
Девочка-хормейстер у нас работает на полторы ставки, заканчивает университет. Плюс она психолог в детской больнице. А нужно еще дома побыть, в огороде помочь.
Надо создать такую культурно-образовательную ситуацию - занятости, интересов, где бы не было места пагубным явлениям, о которых мы хорошо знаем.
- Но иногда молодым хочется просто побродить, пообщаться!
- Мы живем в православной среде - и надо ее формировать. Компания тоже должна быть православной.
- Но вот вам ситуация: мальчик из православной семьи и среды пошел в ПТУ учиться. И его там попросту забили.
- Это что ж за воспитание такое?! Мальчик должен воспитываться, как воин,- в широком смысле этого слова. Здесь и мужество, и дисциплина, и патриотизм. И спортивность.
У нас есть школа борьбы - и мы наших мальчиков, всех, даже хоровиков, через нее проводим. Три раза в неделю - хор, один - борьба. Кто ж его забьет тогда? Никто.
Еще в малом российском городе создается община людей, которые уже не позволяют кому-то со двора обидеть наших ребят. Этих обидчиков самих раскидают.
Мы не хлюпиков должны растить, а воспитывать воинов, защитников Отечества в будущем. Которые могут и за себя постоять, и за свою семью.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное