Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейная православная газета

  Все выпуски  

Семейная православная газета ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА: ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Взгляд


ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА: ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ?

Порой человек еще не успел в жизни дойти до Божиего храма, однако, находится в полной уверенности, что он «все исполняет», как положено. Просто потому, например, что в воскресенье и в дни известных ему церковных праздников не работает.

Бывает и наоборот: есть и усердные посещения церковных служб, и пост, и молитва, и главное - участие в Таинствах, а человек не уверен, ему все кажется: а ну, как сделал что неправильно? Что за это будет?!…


И дальше следуют тревожные вопросы священнику: «Скажите, батюшка, а это грех или не грех? А вдруг надо было по-другому или вообще не надо?..».


Действительно, в Церкви существует много правил, разнообразных служб, постов, есть устав, который регламентирует не только храмовую, но и частную жизнь христианина. И, конечно же, не сразу в этом можно разобраться.


ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА

К чему ведут правила? Зачем нужен закон? Апостол Павел пишет: «…конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» (Послание к Римлянам. 10, 4). Господь - цель закона. Все, что есть в Церкви: Святое Писание, Предание, Таинства, храмы, иконы, каноны, келейные правила, устав, решительно все необходимо только для одного - обретения Христа и единения с Ним. Значит, все в Церкви - не для Бога, а для человека! И дано нам как средство общения с Небесным Царством.

Следовательно, смысл церковной жизни не в самом исполнении правил, устава, законов, а в осуществлении отношений со Спасителем. Поэтому-то Господь не раз говорил о том, что не человек - для субботы, а суббота - для человека.


СТАРОЕ И НОВОЕ

У митрополита Вениамина Федченкова есть важные рассуждения по этому поводу. Он утверждает: тот, кто намерен жить по новым законам, сначала должен исполнить старые.

Это покажет, что он действительно законопослушный человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое.


Господь пришел установить Новый Закон, и Он должен был исполнить и исполнил Ветхий (поэтому, кстати, и обвинители Его не могли привести свидетельств нарушения Им закона).

Но если, продолжает свою мысль митрополит Вениамин, Иисус Христос исполнял закон, то и мы, по примеру Его, обязаны делать то же самое. Он же говорит: «Научитесь от Меня…». То есть, прежде чем молиться своими молитвами, нужно исполнять церковный чин.

 

Прежде чем дойти до свободы духа, нужно научиться дисциплине повиновения. Прежде чем вступить в область благодати, нужно пройти закон. Прежде чем дойти до совершенства любви, нужно научиться исполнять хотя бы повеления Церкви (о тех же постах, например). Прежде чем войти во внутреннее, нужно сделать (по букве) внешнее.

Одним словом, перед тем, как стать новозаветным человеком, необходимо побороть в себе человека ветхого (исполнить ветхозаветные требования).


ЧТО ТАКОЕ БЛАГОДАТЬ?

Но никакие правила, обряды, уставы и законы не спасают душу. Вспомним, что борьба с грехом в Ветхом Завете была бесплодной, потому что «закон духовен, а я плотян… доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… в членах моих вижу закон, делающий меня пленником закона греховного» (Послание к Римлянам. 7. 14, 19, 23).


Да, нам и внутри Церкви необходима «школа» закона, но одна из главных ее целей в том, чтобы опытно познать: даже в христианстве буква и обряд - не достигают цели, не спасают, не утешают, не насыщают и не избавляют от зла. А так же эта «школа» дает почувствовать, как она тяжела. И нужно искать иной путь спасения, войти в завет с Богом. То есть во внутреннюю, интимную, духовную, реальную связь с Ним.


Завет - это жизнь в Боге, для Бога, и с Богом. Но связь тут не односторонняя, ведь завет с Ним прежде всего означает (и это основное!) общение Самого Бога с людьми, Его любовь к нам, Его жизнь в нас. А это и есть благодать. И в этом смысле, так же как и в Ветхом Завете, закон становится «путеводителем ко Христу».


 

«РАНЬШЕ БЫЛИ И КАНОНЫ...»

Эти слова апостола Павла для нас чрезвычайно важны. Выходит, само Священное Писание свидетельствует: самостоятельно человеку исполнить закон невозможно. Но если в ветхозаветные времена израильтяне только чаяли, надеялись и ожидали Избавителя, то мы живем - в Его время. И к сожалению, часто забываем, что Иисус Христос является Искупителем. Архангел Гавриил говорил Иосифу Обручнику: «…наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он избавит (спасет) людей Своих от грехов их». Не сами люди спасутся, а Он спасет.


Поэтому Церковные каноны, уставы призваны не усложнить дело спасения, а, наоборот, облегчить. Конечно же, чем глубже человек входит в духовную жизнь (общение с Богом), тем сильнее его желание исполнить и церковные установления. Но вот интересное свидетельство преподобного старца Макария Оптинского. У него как-то спросили, какие он читает каноны, акафисты. А он ответил: «Раньше были и каноны, и акафисты, ныне же осталось только одно: Боже, милостив буди мне, грешному».


Ясно, конечно, что без канонов, различных молитвословий у святого Макария не было бы и благодатной старческой жизни. Но в этих простых словах преподобного отца ясно выражено, что является целью, а что - только средством.

 


КАРАЕТ ЛИ НАС БОГ?

Само по себе желание «исполнить» закон - благое. Но «правильному» исполнению очень часто мешают и внешние обстоятельства, и внутренняя расслабленность, а порой еще просто неготовность и неспособность. И тогда, увы, часто со страхом, приходит мысль о Божием возмездии и гневе.


Да, у многих святых отцов мы встречаем эти слова. Но святитель Иоанн Златоуст, часто произносивший их, предупреждает: «Когда читаешь о гневе Божием, не думай об этом ничего человеческого».


А вот что говорит основатель монашества преподобный Антоний Великий: «Бог благ, бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая, что Бог не изменяется, недоумевает: однако, как Он тогда о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, - то на это надо сказать, что Бог не радуется и не гневается. Ибо радость и гнев - страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ - и только благое творит, вредить же никому не вредит, но пребывает всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним... Делаясь злыми, бываем отвержены от Него. Но это значит не то, чтобы Он гнев имел на нас, а то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если же потом… снискиваем мы разрешение в грехах, то это значит не то, что Бога мы ублажили и Его переменили, а что, уврачевав сущее в нас зло, мы опять соделываемся способными вкушать Божию благость. Так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».


К этой обширной цитате хочется еще добавить: не надо понимать «отверженность от Бога» в смысле болезней и тяжелых для человека обстоятельств жизни. Отвержен тот, кто потерял Его внутри себя.

 


ВЫХОД ИЗ ТУПИКА

Грехи же наши «не попускают Богу воссиять в нас» именно потому, что добро насильно не делается. Бог не будет входить в человеческую душу вопреки нашей воле. «Вот стою и стучу, и к отворившему Мне войду…», - говорит Он.


Мы же знаем, как Ему отворить даже тогда, когда у нас нет, казалось бы, сил ни на какую жертву. Ни дел добрых, ни молитвы, ни усердия в чем-либо. В христианстве есть великая возможность, которая может вывести человека из любого духовного тупика. Это покаяние.

Там, где мы не успеваем, не смогли, не захотели, не исполнили, у нас всегда есть спасительное: «Прости, Господи, и исцели!»


И «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Послание к Римлянам. 8, 32). Известный богослов Владимир Лосский как-то метко заметил: «Бог как нищий стоит у дверей нашей души и просит подаяния нашего покаяния».


Да, при всем старании, закон до конца исполнить человеку невозможно. Но там, где не хватает (индивидуально, в каждом конкретном случае) человеческих сил, через наше покаяние, признание немощи, несостоятельности, Господь восполняет все. Для того-то Он и вочеловечился.


Покаянием мы даем ему возможность совершать с нами дело искупления. Потому что «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» и «подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Послание к Галилеянам. 3, 13 и 4, 4-5). То есть нас. Не карать людей за нарушение закона явился Он, а сделался за нас клятвою, чтобы искупить.


Поэтому нелепо бояться гнева Божия за неисполнение того или иного церковного правила. Надо не бояться, а доверчиво, с сокрушенным сердцем поверять Богу свои грехи.
Не возмездие Божие за какие-то грехи страшно, а «отверженность от Него»!

 


«ПРАВЕДНОСТЬ» И... СУЕВЕРИЯ

Когда же мы думаем только о правильном исполнении уставов, забывая о главном, мы рискуем впасть (и впадаем) в ошибку древних иудеев, которые были верны обрядовой верности и букве закона, а цель закона - Самого Христа - просмотрели.


Это может заметить в себе каждый, когда, исполняя те или иные правила, начинает смотреть на других осудительно и свысока, становится замкнутым, обличительным, требовательным и суровым. Словом, «праведным» в своих глазах и мучает этой «праведностью» себя и других.


Преподобный Антоний Великий, подвижник-аскет, рисовал совсем другой образ христианина: «Быть благочестивым есть не что иное… когда старается кто быть независтливым, целомудренным, кротким, щедрым по силе, общительным, неспорливым, и делать все, что угодно воле Божией».


Есть и еще одна опасность. Когда исполнение правил становится самоцелью, то открывается большой простор для суеверного «творчества». Потому что обряд есть только форма, главное в нем - смысл, содержание. Если настоящий смысл забыт или не узнан, не усвоен, то в обряды начинают вкладываться надуманные смыслы плотяного человека. Это порождает множество недуховных явлений в Церкви. Например, надежду на «особо сильные» молитвы и «особое» количество их, на число поставленных свечей, на «особые» слова «особого старца». Использование икон и других святынь в качестве оберегов.

Подозрительность, недоверчивость, раздражительность. И прочее - «им же несть числа».


У нас многое может не получаться, потому что «закон духовен, а я плотян». Богу важна не точность исполнения чего-то, а наше душевное расположение. Он принимает даже ошибки, если они искренние.


В Библии Господь говорит: «Сыне, отдай мне сердце твое». К подготовке и умягчению наших сердец покаянием пусть и будут направлены все наши правила. Для обретения жизни с Богом, образ Которого, вспомним, мы призваны увидеть даже в последнем злодее (по совершенному с ним сходству).


Священник Александр ЛАВРИН
27 июня - начало Петрова поста


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.spg2004
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное